Форум » АЛЬТЕРНАТИВНАЯ НАУКА » Мужчина-зов вечности » Ответить

Мужчина-зов вечности

Q-Духов: ПОЛОВИНА ПРЕКРАСНОГО

Ответов - 29, стр: 1 2 All

Лю: Золото Веры. Тамплиеры Штаб-квартира ордена Militia Templi (Сиена) В 1139 году Папа Иннокентий II взял тамплиеров под личное покровительство, издав буллу Omne Datum Optimum, согласно которой храмовники могли оставлять себе всю военную добычу, освобождались от всех налогов, получали автономию от светских властей и судов. Булла Milites Templi (1144 год) опускала грехи всем, кто жертвовал ордену, в связи с чем количество желающих расстаться с деньгами значительно выросло, а булла Militia Dei (1145 год) разрешила тамплиерам строить собственные церкви (прихожане также означали дополнительные доходы) и хоронить мертвых рыцарей на собственных кладбищах. Монархи Европы даровали тамплиерам не менее щедрые привилегии. Нищенствующие рыцари стали получать баснословные прибыли. В их собственности находились сотни замков и огромные земельные участки (к концу 13 века — около миллиона гектаров). Они выкупали у королей право сбора налогов, давали деньги в ссуду под 10% в год (евреи — под 40%) и организовали систему дорожных чеков: теперь пилигримы, отправляющиеся в Святую Землю, вносили определенную сумму тамплиерам по месту своего жительства и получали чек, который можно было обналичить у тамплиеров в Иерусалиме. За сто лет храмовники возвели свыше 150 собственных церквей. Кроме того, они активно строили дороги и не взимали с путешественников платы (в отличие от феодалов, зачастую требовавших деньги даже за пересечение мостов). Богатство позволило тамплиерам проводить беспрецедентные благотворительные акции: их многочисленные командорства кормили целую армию нищих, а в голодные годы рыцари снабжали зерном тысячи бедняков, предотвращая вымирание крупных регионов. К концу 13 века в должниках у тамплиеров была вся Европа — от королей до крестьян. Нищенствующие рыцари Христа и Храма Соломона стали крупнейшей транснациональной корпорацией планеты. При этом Орден Храма не был самым богатым (другие монашеские ордена располагали сравнимыми ресурсами) и самым влиятельным на политической арене. Это была уникальная религиозно-военно-финансовая организация — стремительно возвысившаяся и хорошо вооруженная. Некоторые историки подсчитали стоимость построенных тамплиерами замков. Сумма получилась такая заоблачная, что официальных средств рыцарей просто не хватило бы. Выходит, храмовники вели двойную бухгалтерию и денег у них было гораздо больше? В доспехах и с оружием К началу 14 века численность рыцарей достигла 20000 человек, но лишь немногие из них составляли “армейское крыло” этой организации. В самом начале существования Ордена храмовники представляли собой грозную военную силу. Рыцари, по свидетельствам современников, были горды, заносчивы, воинственны, храбры и, что более важно — дисциплинированы. В крупных военных действиях они составляли авангарды армий, сметая противника первым же натиском кавалерии. Впереди шли “белые” тамплиеры, за ними следовали “черные”. В лучшие годы существования Ордена его бойцы были чем-то вроде средневекового спецназа. О мастерстве и безрассудной отваге рыцарей свидетельствует битва при Монжизаре. 25 ноября 1177 года прокаженный король Иерусалима Балдуин IV с армией из 500 рыцарей, 80 тамплиеров во главе с Великим магистром и нескольких тысяч пехотинцев внезапно напал на армию Саладина*, насчитывавшую 26 тысяч человек. Рыцари перебили почти всех арабов, включая легендарных мамлюков. Саладин спасся лишь потому, что сел на породистого “гоночного” верблюда и ускакал с поля боя. Неудивительно, что мусульмане люто ненавидели тамплиеров и считали их главными врагами ислама. Привычка бросаться на многократно превосходящие силы противника не раз выходила тамплиерам боком. В битве при Кишоне 600 человек атаковали армию из 7000 сарацинов. Божьего чуда не произошло — арабы, имевшие большой зуб на тамплиеров, не только перебили их войско, но и надругались над телами павших. В последовавшей за этим битве при Хаттине (1187) Саладин захватил множество христиан, включая короля Иерусалима. Он пощадил их всех — кроме 230 тамплиеров, подвергнутых пыткам и казненных. Тамплиеров не следует идеализировать. Они были ничем не лучше своих современников. Рыцари сознательно нарушали договора, отказывались возвращать денежные вклады, грабили караваны, участвовали в феодальных междоусобицах и крайне неохотно расставались со своими богатствами. После битвы при Хаттине пал Иерусалим. Саладин предложил тамплиерам выкупить его жителей, но орден, созданный специально для защиты города, отказался это делать, и 16 тысяч христиан попали в рабство. Последующие крестовые походы не имели значительного успеха — Иерусалим попадал в руки европейцев лишь на несколько месяцев. Более того, тамплиеры сорвали хитроумнейшую дипломатическую политику Ричарда, брата английского короля, сумевшего натравить мусульман друг на друга: рыцари напали на египтян, нарушив мирный договор и вызвав череду войн, в ходе которых христиане навсегда потеряли Восток. В 1291 году арабы взяли Акру — новую штаб-квартиру Ордена Храма. В городе было около 900 тамплиеров, большинство из которых (включая Великого магистра Гийома де Божо) погибли, защищая пролом в стене. Оставшимся храмовникам удалось запереться в башне, обманом заманить туда 300 мусульман и перебить их. Разгневанный султан приказал подвести под башню мину; она обрушилась и похоронила рыцарей под обломками. В битве при Хаттине крестоносцы навсегда потеряли Истинный Крест, на котором был распят Христос

Лю: ДИЗЕЛЬ Услышав слово «дизель», мы представляем себе не человека, а двигатель или топливо для него. Так человечество обессмертило имя немецкого инженера и изобретателя Рудольфа Кристиана Карла Дизеля. Как и Готлиб Даймлер, он своим изобретением указал новое направление развития двигателей внутреннего сгорания. Отстав в начале XX века от бензиновых, сто лет спустя, в XXI веке дизельные двигатели начинают выигрывать конкурентную борьбу с ними в экономичности и экологичности. Рудольф Дизель появился на свет 150 лет назад, 18 марта 1858 года в Париже, в семье переплетчика. В 12 лет переехал к родственникам в Баварию. В 1880 году окончил высшую техническую школу в Мюнхене, став инженером по холодильным установкам. Изобретатель холодильника Карл фон Линде пригласил Дизеля на работу в парижское отделение своей фирмы. Опыт создания машин, преобразующих тепло и холод в результате сжатия и разряжения теплоносителя, впоследствии очень пригодился Дизелю. В 80-е годы все творчески думающие инженеры бредили двигателями внутреннего сгорания. Появлялись различные их конструкции. Не избежал увлечения этим и Дизель. Используя свой холодильный опыт, он пытался разработать двигатель, работающий на аммиаке. Но однажды ему попалась зажигалка, изготовленная неизвестным мастером ещё в 1833 году. Она напоминала шприц и загоралась от нагрева сжимаемого поршнем воздуха. И Дизелю сразу пришла идея создать на этом принципе новый тип двигателя. Дизель начинает упорно работать над разработкой такого двигателя. Переезжает обратно в Германию на Аугсбургский машиностроительный завод (с 1898 года - M.A.N.). 28 февраля 1892 года Дизель получает патент № 67207 на «Рабочий процесс и способ конструирования двигателя внутреннего сгорания для машин». Его двигатель должен был работать на дешёвой угольной пыли, которая после сжатия и нагрева воздуха должна была вдуваться в цилиндр и загораться там. Первый дизель в музее германского концерна M.A.N. В Германии были большие запасы угля, но она не имела своей нефти, на продуктах которой работали другие двигатели. Поэтому изобретение Дизеля получило финансовую поддержку крупного немецкого промышленника Круппа, владельцев машиностроительных заводов Аугсбурга и многих других немецких магнатов, заботящихся об энергетической безопасности Германии. Вскоре патент Дизеля был куплен многими компаниями Франции, Англии, Бельгии, Швейцарии, также не имевших своей нефти. А реально работающий двигатель ещё не был создан. Только 17 февраля 1894 года опытный двигатель заработал. Но заработал на нефти, а не на угольной пыли, как обещал Дизель. Работоспособные двигатели Дизеля появились только в 1897 году, но ни один из них так и не смог работать на угле. Это не понравилось угольным магнатам, которые начали травлю Дизеля, которая, возможно в дальнейшем привела к его гибели. Зато в 1898 году патент не торгуясь купил русский промышленник Эммануил Нобель (племянник Альфреда Нобеля), которому принадлежали нефтепромыслы в Баку. Он увидел в новом двигателе подходящего потребителя сырой нефти. Так в Петербурге, а позднее в Ярославле появилось предприятие «Русский Дизель». Уже в январе 1899 г. первый российский одноцилиндровый двигатель мощностью 20 л.с. при 200 об./мин. работал на сырой нефти с расходом 220 г/л.c. Весной 1910 г. Дизель был в гостях у Нобеля, и тот продемонстрировал новейший дизель-мотор с реверсом российского производства для военных кораблей. Дизель с грустью сказал: «Мы отстаем от вас». Вот как было когда-то! 29 сентября 1913 года Дизель взошел на палубу парохода «Дрезден» для того чтобы отправиться в Лондон. Но на следующее утро обнаружили, что он исчез. Исчез навсегда. А его имя навсегда осталось…

Лю: Андреас Везалий Италия, начало XVI века... Инквизиция ещё влиятельна. А вот наука, которая послужила основой для современных медицинских открытий, пребывает пока в младенческом состоянии. Именно на это время приходятся главные открытия Андреаса Везалия (1514-1564) – гениального хирурга и анатома. Попробуем представить себе специфику научного мира тех времен, его первые шаги без надзора бдительного ока Церкви. Во многих вопросах над исследователями довлеет влияние испанской инквизиции. Это чуть позже мощный взрыв освободившейся мысли даст щедрые интеллектуальные плоды. А пока… Анатомию изучают лишь по трудам Галена, исполненным ошибок. Демонстраторов набирают из бывших цирюльников. Андреас Везалий говорит своему учителю анатомии в порядке дружеской шутки, что нож в его руке он видит лишь за обедом. Свыше 200 ошибок позже было зафиксировано Везалием в анатомии по Галену. А откуда взяться знанию? Церковь ведь запрещала препарировать умерших: это, мол, помешает им воскреснуть после Страшного Суда. Вот и приходилось учёным довольствоваться иссечением кошек да собак. Нет вскрытий – нет и открытий. Учёным перепадало совсем немного: только трупы казнённых преступников были в их распоряжении. Для масштабных исследований этого было мало. И Андреас Везалий, вдохновлённый постижением истины, вместе с учениками регулярно совершает ночные экспедиции на кладбище в Падуе. Не страшась молвы, сторожей, диких собак, учёные добывают материал для исследований: раскапывают свежие могилы и препарируют трупы. Эти «полевые исследования» послужили основой для изданного вскоре масштабного труда Андреаса Везалия по анатомии. После 1555 года на протяжение двух столетий этот труд оставался единственным анатомическим пособием во всей Европе. Но молва донесла до ушей инквизиции слухи об ужасных деяниях Везалия с учениками. Жалобы и доносы следовали даже тогда, когда Везалий, добившись признания, стал придворным врачом испанского короля. Последней каплей, переполнившей чашу терпения инквизиции, стало утверждение учёного о равном количестве рёбер у мужчины и женщины. Как же так? Ведь неоспоримой истиной был факт сотворения женщины из ребра Адама. Решено: труды Везалия вредны, они смущают души верующих. Даже король Испании не смог ничего сделать: Андреаса Везалия заточили в темницу, потом судили. В числе прочих учёному было предъявлено обвинение в том, что, якобы, он, пользуясь своим высоким положением, вскрывал живых людей. У этого несправедливого обвинения такая история: однажды Везалию удалось заполучить совсем свежий труп. Человек умер несколько минут назад. Немедленно произведя вскрытие, даже умудрённые опытом прозекторы содрогнулись: сердце покойного продолжало сокращаться. Сейчас этот феномен должным образом исследован и описан. Тогда же учёные столкнулись с ним впервые. Немудрено было заподозрить ошибку: иссечение живого тела. Хоть это и было неправдой, в глазах Святой инквизиции Андреас Везалий несомненно оставался преступником, одержимым дьявольскими устремлениями. Король ходатайствовал за Везалия. Возможно, именно поэтому учёный не был приговорён к сожжению на костре. Согласно приговору, он должен был совершить покаянное паломничество в Святую землю. Но путешествия он не перенёс. В 1564 году, возвращаясь из Иерусалима, Везалий умер при невыясненных обстоятельствах. Учёный похоронен на греческом острове Занте.


Лю: Александр Иванович Куприн. Чем пахнет женщина? «Самый чуткий нос России». Так Федор Шаляпин представил однажды гостям своего друга – писателя Александра Ивановича Куприна. Некий французский парфюмер, присутствовавший на том вечере, решил вдруг устроить новоявленному гостю настоящий экзамен. Он предложил Куприну определить состав духов – последнюю разработку его фирмы. Француз явно намеревался сбить спесь с самоуверенного русского: подобное задание и не всякому профессионалу под силу. Когда экзаменуемый медленно, но уверенно перечислил все основные ароматы парфюма, француз схватился за голову: «Не понимаю! Как!? Как это может быть, что вы, человек с таким редким дарованием, можно сказать, с настоящим собачьим нюхом, – и вдруг какой-то писатель?!» Современники шутили, что в Куприне было что-то «от большого зверя». Мамин-Сибиряк вспоминал: «Куприн имел одну несколько странную привычку – настоящим образом, по-собачьи, обнюхивать людей. Многие, в особенности дамы, сильно обижались…». Впрочем, одна из дам – писательница Н. Тэффи – искренне восхищалась его даром: «Вы обратите внимание, как он всегда принюхивается к людям! Потянет носом, и конец – знает, что это за человек!». По части запахов у Куприна был единственный соперник – Иван Бунин. И, когда они сходились вдвоем, между ними начиналось состязание: кто определит более точно, чем пахнет, например, цирковая арена или ближайший трактир. Однажды в большой писательской компании зашел спор о том, чем пахнет женщина. «Женщины пахнут сливочным мороженым», – заметил Чехов. «А мне кажется – цветками липы, слегка подвявшими», – подал голос Бунин. Куприн, сделав небольшую паузу, сказал: «А по-моему, молодые девушки пахнут арбузом и парным молоком. А старушки, здесь на юге, – горькой полынью, ромашкой, сухими васильками и – ладаном». Чехов, в знак признания победы, пожал Куприну руку… «Я хотел бы стать женщиной и испытать роды…» Прежде чем стать писателем, Куприн успел поменять добрых десятка два профессий. Побывал и боксером, и цирковым борцом, и землемером, и учителем, и актером, и рекламным агентом, и рыбаком, и воздухоплавателем, и шарманщиком, и продавцом «пудерклозета инженера Тимаховича»… Ему не важно было, сколько заплатят, ему было интересно попробовать себя в новой роли. Жгучий интерес к жизни бросал его в самую гущу изучаемого дела или явления. Он «не терпел никакого полузнайства, никакой дилетантщины и почувствовал бы себя глубоко несчастным, если бы вдруг обнаружилось, что ему неизвестна какая-нибудь бытовая делать из жизни, скажем, водолазов или донских казаков», – вспоминал о нем Чуковский. Однажды в Одессе газетный репортер Леон Трецек познакомил его с начальником одной из пожарных команд. Куприн тотчас же воспользовался этим знакомством и, когда в центре города загорелся среди ночи жилой дом, Куприн в медной каске помчался туда вместе с отрядом пожарных и работал в пламени и в дыму до утра. «Я хотел бы на несколько дней сделаться лошадью, растением или рыбою или побыть женщиной и испытать роды». Только такая неуемная жажда жизни могла заставить его попробовать себя в роли конокрада, шпика, санитара в морге и даже… вора. Как-то, после продолжительной беседы со случайным ресторанным собеседником, оказавшимся каким-то знаменитым вором, ему вдруг захотелось испытать, как чувствует себя профессиональный грабитель, забравшийся ночью в чужую квартиру. «Выбрал место и время, отобрал вещи, уложил их в чемодан, но вынести их не хватило решимости». Страшно подумать, до чего бы могли довести Куприна подобные «эксперименты», если бы он вовремя не стал писателем! За один рассказ – двое суток карцера Писателем Александр Иванович стал случайно. Первый рассказ он написал еще будучи курсантом военного училища. «Русский сатирический листок» вдруг решил напечатать присланный неизвестным автором за подписью «Ал. К-рин» довольно слабый рассказ «Последний дебют». В тот же день кто-то доложил начальству, что один из курсантов «тиснул какую-то чепуху в газетишку». Начальство произвело следствие, и презренный писака, затесавшийся в славные ряды будущих героев отечества, был обнаружен и предан суду. Наказание оказалось на удивление легким: всего-то двое суток карцера! Других за подобную провинность с позором изгоняли из училища. Правда, так было лишь в том случае, если юнкер пятнал честь мундира сочинением стихов. В случае с Куприным имелось одно смягчающее обстоятельство: он написал прозу… Тогда, сидя в карцере, Куприн пообещал себе не прикасаться к перу и бумаге. И обещание свое он, наверное бы, сдержал. Если бы не встретил Ивана Бунина. Именно с его легкой руки Куприн, в то время очень нуждавшийся и даже голодавший, написал по его просьбе небольшой рассказ, и… сразу же получил приличный по тем временам гонорар. На который тотчас же купил себе «нормальной» еды (вина, сыра, колбасы и… икры), а также новые башмаки (в тех, что он ходил, по словам Бунина, стыдно было и таракана прихлопнуть). Для чего писателю подушка? «Случайный» писатель, Куприн и писал свои произведения от случая к случаю. Его первая жена, Мария Карловна Давыдова, мечтала сделать из него если не великого, то хотя бы модного писателя. Каждое утро после завтрака Куприн, по требованию жены, уходил к себе на чердак, где устроил рабочий кабинет, и до самого обеда работал. Однако эффективность этой работы почему-то равнялась нулю: за несколько недель он не написал ни одной строчки. При этом на все обвинения в лени у него обязательно находились веские отговорки: «голова болела…», «живот болел…», «прежде чем писать, лучше сто раз обдумать…» и т. п. В одно прекрасное утро, сразу после чая, Александр Иванович сказал жене: «Я бы чего-нибудь еданул, Маша. Хорошо немного заправиться перед работой». И с большим аппетитом съел яичницу и холодное мясо. Закончив с завтраком, он поднялся из-за стола и как-то необычно, боком начал выходить из комнаты. Наблюдательная супруга заметила, что спереди блуза на нем странно оттопыривается. Она подошла и одернула рубашку. И вдруг оттуда вывалилась… небольшая подушка. «Что это такое?» — строго спросила Мария Карловна. Куприн смутился: «Видишь ли, Маша… на табурете сидеть слишком жестко… Вот я и беру с собой подушку». – «А вот я посмотрю сейчас, как ты там устроил свой рабочий кабинет!» – «Да нет, зачем! Лучше не ходи, Маша!». Но Мария Карловна уже шла по лестнице… Разумеется, никакого табурета на чердаке не оказалось: около стены было сложено сено, покрытое каким-то одеялом. – Вот так рабочий кабинет! – закричала строгая супруга. – Видишь ли, – виновато залепетал Куприн, – я лежу, обдумываю тему, а потом незаметно засыпаю… – Хорошо, – отрезала Мария Карловна. – С завтраками отныне будет покончено! Любовь жены надо… заработать! Куприн был ленивый писатель. Чего только не предпринимала его честолюбивая супруга, чтобы перевоспитать своего муженька: и ругала, и обедов лишала, и даже отказывала в том, что называется супружеской близостью. Дело дошло до того, что она предъявила ему ультиматум: он снимает себе холостую комнату и будет работать над «Поединком». А она станет навещать его. Иногда. И он может приходить домой, но при одном условии: в дом его пустят лишь в том случае, если он предъявит следующую главу повести… Теперь домой «в гости» Куприн приходил отдыхать только тогда, когда у него была написана новая глава или хотя бы часть ее. Однажды он принес Марии Карловне несколько старых страниц. Утром она заявила ему: – Так обманывать меня тебе больше не удастся! – и распорядилась укрепить на двери цепочку. Куприну приходилось, прежде чем попасть в квартиру, просовывать в щель рукопись и ждать, пока она пройдет цензуру Марии Карловны. Если это был новый отрывок из «Поединка», дверь отворялась. Куприн молча страдал. Болезненно самолюбивый, он чувствовал себя униженным вдвойне, работа валилась из рук. А побывать в семье ему очень хотелось, и он опять пришел со старыми страницами, надеясь, что Мария Карловна их забыла. Он просунул листки в черную щель и сел на лестнице, проклиная себя за безволие. Голос непреклонной супруги прозвучал из-за двери: – Ты ошибся, Саша, и принес мне старье. Спокойной ночи! Новый кусок принесешь завтра. Дверь захлопнулась. – Машенька, пусти, я очень устал и хочу спать. Пусти меня, Маша… – голос Куприна дрожал. Ответом было молчание. Он сидел на ступеньке, обхватив голову руками, и беззвучно плакал. – Какая ты жестокая… безжалостная… Куприн поднялся и медленно пошел вниз. «Папа много водки пьет, его за это мама бьет…» Когда муж, закурив, бросает горящую спичку на газовое платье жены, когда жена разбивает графин с водой о голову беспомощно-пьяного мужа – любят ли эти двое друг друга? Будут ли жить вместе? Нет, не любят. Нет, не будут. Прежде чем решиться на окончательный разрыв, Куприн длительное время топил боль в алкоголе. Его четырехлетняя дочь Лида однажды, в присутствии многочисленных гостей и отца, исполнила частушку собственного сочинения: У меня есть папа, У меня есть мама. Папа много водки пьет, Его за это мама бьет… Именно в это время родилась легенда о Куприне как о пьянице, дебошире и гуляке. Нелюбимый и слабовольный, он превратился в ресторанного завсегдатая, обзавелся сомнительными друзьями, и почти все вечера проводил в кабаках или на ипподроме. О его пьяных выходках писали все бульварные газеты. Куприн – грубиян, необразованный человек, бывший офицер… Куприн облил горячим кофе такого-то, выбросил из окна на улицу такого-то, выкрасил зеленой масляной краской голову такому-то, кинул в ресторане «Норд» в бассейн со стерлядью такого-то, на банкете такого-то вскочил в пьяном угаре на стол и раскрошил ногами все тарелки со снедью… Эти беспробудные хмельные годы аукнутся позднее: пышущий здоровьем и физической силой Куприн к концу жизни превратится в жалкого и больного человека, почти маразматика. Но это будет потом, а пока… Пока все будет продолжаться до того дня, когда его, погибающего, не спасет молодая и любящая его девушка, няня и воспитательница его дочери, Лиза Гейнрих. Она сумеет уговорить его перестать пить и отправиться на лечение в Финляндию. Лиза Гейнрих станет для него настоящим ангелом хранителем. Благодаря ей, ее душевной мягкости и доброте, Куприн вернется к творчеству и познает наконец радость спокойной семейной жизни. «Женщина – это последний сосуд…» Перу Куприна принадлежит немало замечательных рассказов и повестей. В этом ряду явно выделяется одно небольшое произведение. У его читателей оно вызывает особенно сильный эмоциональный отклик. «Гранатовый браслет»… Когда-то давно, в пору молодости, кто-то рассказал ему странную историю об одном влюбленном фанатике, который многие годы забрасывал свою возлюбленную – замужнюю женщину – любовными письмами и подарками. Письма были плоскими, а подарки – безвкусными. И конец истории был скорее поводом для практики психиатра. Но Куприн вдохновился услышанным рассказом. И через несколько лет написал повесть, за которую получил тысячу критических уколов от собратьев по перу. И – тысячу благодарных писем от читательниц. «Вспоминаю каждый твой шаг, улыбку, взгляд, звук твоей походки. Сладкой грустью, тихой, прекрасной грустью обвеяны мои последние воспоминания. Но я не причиню тебе горя. Я ухожу один, молча, так угодно было Богу и судьбе, «Да святится имя твое»…». Это цитата из «Гранатового браслета». В конце жизни, в Париже, полубольной Куприн каждый вечер, сидя в кафе, писал длинные любовные письма к неизвестной молодой женщине, в которую он, седой старый писатель, вдруг отчаянно и безнадежно влюбился. Писал, но не отсылал адресату. В этих письмах часто повторялась та самая строка из «Гранатового браслета» – «Да святится имя твое»… Очевидцы рассказывали, что лицо его в эти минуты чудесным образом преображалось: резкие черты разглаживались, взгляд становился светлее и умиротвореннее, а на губах, обычно всегда сурово сжатых, начинала играть легкая улыбка… «Женщина, – сказал Гете, – это последний сосуд, который мы заполняем нашей тоской по идеалу». Он так и не подошел, так и не познакомился, так и не открылся ей. Он был счастлив уже одним только фактом ее существования...

Лю: НИКОЛАС ТЕСЛА Никола Тесла вполне серьезно утверждал, что может расколоть Землю, нужен только подходящий вибратор и точный расчет времени… Если бы в 19-20 веках существовала инквизиция, Теслу однозначно бы сожгли на костре. К счастью, это не могло произойти в то время. Однако он постоянно слышал в свой адрес обвинения в колдовстве. Например, когда впервые продемонстрировал дистанционное управление маленькими лодочками. Ну, сейчас этим-то никого не увидишь. А как вам такое? В ходе своей лекции об электромагнитном поле высокой частоты перед учеными Королевской академии он включал и выключал электродвигатель дистанционно, в его руках сами собой загорались электрические лампочки. В некоторых даже спирали не было – просто пустая колба. Кстати, это был 1892 год! Ходили слухи, что Никола Тесла приходится родственником не кому-нибудь, а самому графу Дракуле. Странный ученый, как настоящий вампир, избегал солнечного света, был нелюдим, замкнут, взгляд его лихорадочно горел. Но всему этому есть более рациональное объяснение. Во время своих бесконечных экспериментов он постоянно подвергался воздействию электромагнитных полей, что, по всей видимости, отразилось на его нервной системе. Она стала сверхчувствительной. Солнечный свет причинял ему боль, тихие шорохи казались раскатами грома, а в темноте он видел не хуже кошки. Этим не исчерпывались «странности» Теслы. Его с детства мучили видения, которые были настолько реальными, что это даже пугало. Со временем Никола научился совершать ментальные путешествия и, как пишет он в своей автобиографии, «видел новые места, города и страны, жил там, знакомился с людьми, заводил друзей и знакомых», которые были ему «так же дороги, как и те, что были в реальной жизни». О своих открытиях и изобретениях он рассказывает так. «Я не спешу приступить к практической работе. Когда у меня рождается идея, я сразу же начинаю развивать ее в своем воображении. Я меняю конструкцию, вношу улучшения и мысленно привожу механизм в движение. Для меня абсолютно неважно, управляю я своей турбиной в мыслях или испытываю ее в мастерской. Я даже замечаю, что нарушилась ее балансировка. Не имеет никакого значения тип механизма, результат будет тот же. Таким образом, я могу быстро развивать и совершенствовать концепцию, не прикасаясь ни к чему». Это просто невероятно! Ему не нужны были никакие чертежи. Он создавал и испытывал конструкции любой сложности в своем воображении! И лишь когда его устраивал результат – приступал к их созданию в реальности. За долгие годы его научной деятельности ни разу не было, чтобы этот метод его подвел. Но кто бы мог подумать, что когда в 1884 году Никола Тесла покинул Европу и отправился покорять Америку, одной из главных его целей было… издание сборника собственных стихов! Да, да, «повелитель молний», как его называют и поныне, свободно говорил на нескольких языках, увлекался музыкой и поэзией. Кстати, его переводы произведений сербских поэтов на английский все же увидели свет! Однако главное место в его жизни все-таки занимала наука. Первое время в Америке Тесла работал в команде Томаса Эдисона, известнейшего и поныне изобретателя. Последний сразу же разглядел в талантливом ученом серьезного конкурента. Еще бы! Все работы именитого американца базировались на постоянном токе. А тут какой-то серб толкует про ток переменный. Эдисон так старался доказать опасность идей Теслы, что даже убил переменным током собаку. Но не помогло. И по проводам в наших квартирах и ныне течет переменный ток. И это только одно из достижений Теслы. Всего же им запатентовано свыше 300 изобретений во многих странах мира. Это он описал явление вращающегося магнитного поля, разработал многофазные электрические машины и схемы распределения многофазных токов. В области высокочастотной техники и радиотелеавтоматики был пионером... На его открытиях воздвигнута энергетика XX века. И, уж конечно, каждый школьник, изучающий физику, знает, что его именем названа единица магнитной индукции. Он явно опережал свое время, и, возможно, даже сейчас многие его идеи не до конца поняты физиками. Вот пример. Кто знает, вероятно, сегодня мы могли бы ездить на автомобилях с «вечным» двигателем. В 1931 г. Никола Тесла продемонстрировал публике такой загадочный автомобиль. Вместо бензинового двигателя у него был установлен электромотор. Машина развивала скорость до 150 км/ч, ездила неделю без подзарядки. Энергия, по словам ученого, бралась из некоего «эфира». Это было совершенно непостижимо. Понятно, что люди вскоре заговорили о нечистой силе. А рассердившийся ученый так и не раскрыл эту тайну. Кстати, об эфире. В его теории электричества это понятие было основополагающим. Так он называл некую невидимую субстанцию, заполняющую весь мир и передающую колебания со скоростью, во много раз превосходящей скорость света. Каждый миллиметр пространства, полагал Тесла, насыщен безграничной, бесконечной энергией, которую нужно лишь суметь извлечь. Одной из главных научных проблем, которой занимался Никола Тесла, была беспроводная передача энергии на большие расстояния. В конце позапрошлого века в Колорадо Спрингс для его экспериментов была построена башня с большой медной сферой на верхушке. Там он генерировал потенциалы, которые разряжались стрелами молний длиной до 40 метров (куда там Голливуду с его компьютерной графикой!). Опыты сопровождались громовыми раскатами. Вокруг башни пылал огромный световой шар. Можете представить, что испытывали люди на улицах, с ужасом наблюдая, как между их ногами и землей проскакивают искры. А в это время за двадцать пять миль от башни разом загорались 200 электрических лампочек. Электрический заряд передавался без проводов, через землю. В конце концов, громкие эксперименты в Колорадо Спрингс разрушили генератор на местной электростанции, пришлось вернуться в Нью-Йорк, где в 1900 году, по поручению банкира Джона Пирпонта Моргана, Тесла взялся за строительство Всемирной станции беспроволочной передачи энергии. Проект был основан на идее резонансной раскачки ионосферы, предусматривал участие 2000 человек и получил название «Wardenclyffe» (Ворденклифф). Правда, Моргана интересовала не столько проблема передачи энергии, сколько проблема осуществления связи. Тесла же, хотя еще в 1893 году построил первый волновой радиопередатчик, признался Моргану, что его интересует не связь, а беспроводная передача энергии в любую точку планеты. В итоге, Морган посчитал более перспективным и, главное, дешевым проект Маркони, который в 1900 году послал первый трансатлантический сигнал из английского Корнуэлла в Канаду. Эксперимент Николы остался без финансирования. Вскоре началась первая мировая война, и американское правительство взорвало башню, чтобы предотвратить ее использование вражескими лазутчиками… Многие свои открытия Тесла не запатентовал, даже не оставил чертежей. Большинство его дневников и рукописей не сохранились, и о многих изобретениях до наших дней дошли лишь отрывочные сведения. И сотни легенд. Тесле приписывают и Тунгусскую катастрофу (1908 г.). Башня Ворденклифф через ионосферу вполне могла передать огромную энергию в другую часть света. А метеорита ведь так и не нашли… Сложно остановиться, когда говоришь об этом удивительном человеке. Все рассказанное сейчас – ничтожная часть его таинственной биографии. Большинство дневников и рукописей Николы Теслы исчезли при невыясненных обстоятельствах. Может, как считают некоторые биографы, гениальный ученый сжег их сам в начале Второй мировой войны, убедившись, что знания эти слишком опасны для неразумного человечества?..

Лю: ПАЛАЧ. ЧИСТО МУЖСКАЯ ПРОФЕССИЯ Первые упоминания должности палача встречаются в документах 13 века. Но монополия на выполнение приговоров установилась за ним только к 16 веку. Вообще у “заплечных дел мастеров” в разных языках куча разных названий. От латинского “сarnifex” до русского “палач”. На землях Великого Княжества Литовского распространилось название “кат” (бел. “кат”, пол. “kat”), пришедшее в наш язык из немецкого. Русское же слово “палач” в его современном понимании появилось позже, а в средние века палача называли «мечник», т. е. носитель меча, оруженосец при воинствующем князе, его телохранитель и в определенных случаях исполнитель смертных приговоров по его приказаниям. В древне-русских памятниках феодального периода, переведенных с латинского и греческого, слова carnifex и spekulator переводились словом «мечник». У слова же «палач» есть 2 версии происхождения. Первая – тюркская (Преображенский): от тюркского слова «пала» — кинжал, большой нож, вследствие чего палач значило кинжальщик, резак. Сразу же вспоминается укоренившееся в белорусском, польском и украинском языках слово «паль» - кол. Вторая – русская (Каринский): в сочинении Курбского «История о великом князе Московском» написано: «Егдаже уже тогда святый (т. е. боярин) зело был муками удручен, едва жив отдан под стражю Пашку некоему по их истобнику или отвернику, еже мучителю был верной кат или спекулятор над палачи». Таким образом главным палачом в эпоху Ивана Грозного был его «истобник», т. е. заведующий интимными покоями князя — избою, который в эту эпоху конечно является телохранителем его и его семьи. Какими же палачами он мог заведывать? Он мог заведывать палатами. Получается «палата — палач». Это объясняет, почему ещё в половине XVI в. на надгробиях писали: «сын палача», почему были целые поселки палачей (т.е. дворцовых слуг в XVI в.). Положение палача В сущности городской палач был наемным работником магистрата, по-нашему – чиновником. Он заключал такой же контракт и приносил такую же присягу, как и все служащие городского магистрата. От городских властей палач получал и положенное ему по закону жалование за каждую казнь или пытку. В некоторых немецких городах палач обязан был также носить на одежде знаки отличия служащего магистрата. Он отвечал за исполнение различных приговоров суда, а также проведение пыток. Следует отметить, что палач был именно исполнителем. Он не мог по своей воле провести пытку. Обычно его действиями руководил представитель суда. Палач получал жалование, иногда дом, где он жил. В некоторых случаях палачам, как и другим служащим, оплачивалась и форменная одежда. Иногда эта была общая униформа городских служащих, иногда особая одежда, подчеркивающая его значение. Большая часть инструментов (дыба, другие приспособления и т.д.) оплачивались и принадлежали городу. Символом палача (во Франции) был специальный меч с округлым лезвием, предназначенный только для отрубания голов. В России - кнут. Маску, которую так часто показывают в кино, реальный палач обычно не надевал. Маска была на палаче при казни английского короля Англии Карла 1-го, но это был единичный случай. Кто мог стать палачом? Самый распространенный случай – это наследование «профессии» от отца к сыну, и таким образом возникали целые кланы палачей, как например знаменитая семья Сансон. Семьи были закрытыми, потому как сын палача не мог жениться на девушке из «нормальной» семьи, это запятнало бы репутацию всего рода невесты. Как правило дети палачей женились или выходили замуж за представителей этой же профессии из соседних городов. Как говорится - трудно выйти замуж за короля, но не менее трудно жениться и палачу. Первый не сочетается браком с кем угодно, а со вторым никто не хочет сочетаться браком. В Германии в списке аугсбургского городского права 1373 г. палач назван "шлюхиным сыном" (der Hurensun der Henker) и неспроста. Нередко женами для палачей становились городские проститутки. Обычно должности палача занималась или по наследству, или под угрозой уголовного преследования. Существовала практика что осужденный мог получить амнистию, если соглашался стать палачом. Для этого необходимо, чтобы место палача было вакантно, и не всем осужденным могли предложить такой выбор. Перед тем как стать палачом, претендент должен был долгое время проработать подмастерьем. Претендент должен был обладать немалой физической силой и значительными знаниями о человеческом теле. Чтобы подтвердить свое умение, кандидат, также как и в других средневековых профессиях, должен был исполнить «шедевр», т. е., выполнить свои обязанности под присмотром старших. Если палач уходил на покой, он был обязан предложить городу кандидатуру на свой пост. Иногда, кроме палача, были и другие смежные должности. Так, в Париже, помимо самого палача, в команду входили его помощник, отвечавший за пытки, и плотник, специально занимавшийся строительством эшафота и т.д. Хотя по закону палач и считался обычным служащим, отношение к нему было соответствующим. Правда он нередко мог хорошо зарабатывать. Часто в средневековых городах Италии, Испании и Южной Франции палачей поставляла еврейская община. В 13 в. на Сицилии, к примеру, именно еврейская община должна была переложить на свои плечи заботу о том, чтобы в распоряжении города всегда имелся заплечных дел мастер. В немецкоязычных же странах и в Восточной Европе этого не наблюдается. В 70-х годах 15 в. Ганс Ринтфлайх – богатый и уважаемый Вроцлавский мещанин – поехал в Плоцк, где остановился в корчме. Позже выяснилось, что владелец корчмы обокрал своего постояльца. Разгневанный потерпевший потащил корчмаря в магистрат, где тот на суде признал свою вину. Судьи вынесли приговор – повешение, причем повесить корчмаря должен был Ганс Ринтфлайх собственноручно, так как на тот момент город не располагал собственным палачом. Впрочем как и окрестные города. Изумленный Ринтфлайх попытался опротестовать решение и предложил заменить повешение на денежную компенсацию или изгнание корчмаря из города, но судьи остались неприклонны, да еще пригрозили Ринтфлайху наказанием за неподчинению суду. В итоге потерпевшему все-таки пришлось вешать преступника собственноручно. Естественно Ринтфлайх не хотел записываться в палачи и позже пытался документально оспорить такое решение. Он отправился в Краков для составления жалобы королю, там же он выхлопотал письмо за подписью короля, в котором засвидетельствовано, что Ринтфлайх совершил этот позорный поступок по принуждению, что не может унизить его честь и достоинство. Но презрение к однажды совершившему казнь в Силезии было столь велико, что еще сын Ганса – Кшиштоф Ринтфлайх обращался к плоцкому городскому совету (1501 г.) и королю Венгрии и Чехии Владиславу Ягелончику (1502 г.), дабы ему выдали «очищающие его от бесславия дипломы». Несмотря на вышеуказанные документы в 1507 г. магистрат его родного города Вроцлава отказал ему в праве быть избранным в состав городского совета. Так что, единожды став палачом, не так-то просто было обратно вернуть себе доброе имя. Стоит сказать, что часто в Германии, Польше место городского палача было вакантно, и поэтому магистрату часто приходилось «арендовать» палача в соседних городах. Например, в Польше известно, что в 15 веке свой палач имелся достоверно лишь в 17 городах. 33 польских города платили городу Познань по специально установленную плату, так называемую „tortoralia”, за услуги “заплечных дел мастера”. Как говорится, спрос превышал предложение. Но работа палача считалась крайне малопочтенным занятием. По своему положению он был близок к таким низшим слоям общества, как проститутки, актеры и т.д.. Даже случайно соприкосновение с палачом было неприятно. Именно поэтому палач часто должен был носить форменную одежду особого покроя и/или цвета( в Париже - синего). Для дворянина считалось оскорбительным сам факт поездки в телеге палача. Даже если осужденного освобождали на плахе, сам факт того, что он проехал в телеге палача, наносил огромный ущерб его чести. Известен случай, когда палач, назвавшись городским служащим, был принят в доме дворянки. Позднее, узнав кто он, она подала на него в суд, поскольку чувствовала себя оскорбленной. И хотя она проиграла процесс, сам факт весьма показателен. В другой раз группа пьяных молодых дворян, услыхав , что в доме, мимо которого они проходили, звучит музыка, вломилась туда. Но узнав, что попали на свадьбу палача, сильно смутились. Только один остался и даже попросил показать ему меч. Поэтому палачи обычно общались и женились в кругу близких им по положению профессий – могильщики, живодеры и т.д.. Так возникали целые династии палачей. Палач нередко рисковал быть избитым. Эта угроза возрастала за границей города или в период проведения крупных ярмарок, когда в городе появлялось много случайных людей, которые могли не бояться преследования местных властей. Во многих областях Германии, существовало правило, что если кто-то, например, муниципалитет небольшого города, нанимал палача, он был обязан обеспечит его охраной и даже внести специальный залог. Бывали случи, когда палачей убивали. Это могла сделать как толпа, недовольная проведением казни, так и преступники. Дополнительные заработки Поскольку палач считался городским служащим, он получал фиксированную оплату по таксе, установленной властями. Кроме того, палачу отдавались все вещи, что надеты от пояса жертвы и ниже. Позднее в его распоряжение стала передаваться вся одежда. Поскольку казни проводились преимущественно в особо объявленные дни, в остальное время работы, а, следовательно, и заработка, у палача было не так чтоб очень много. Иногда городской палач выезжал в соседние небольшие городки для выполнения своих функций по заказам местных властей. Но это тоже случалось не часто. Чтобы дать палачу возможность заработать и не платить ему за простой, за ним часто закреплялись и другие функции. Какие конкретно, зависело как от местных традиций, так и от размеров города. Среди них наиболее часто встречались следующие. Во-первых, палач обычно осуществлял надзор за городскими проститутками, естественно собирая с них фиксированную плату. Т.е., являлся содержателем борделя, отвечавшим также за поведение проституток перед городскими властями. Эта практика была очень распространена до 15 века, позднее от нее постепенно отказались. Во-вторых, иногда он отвечал за чистку общественных уборных, выполняя работу золотаря. Эти функции были закреплены за ними во многих городах до конца 18 века. В-третьих, он мог исполнять работу живодера, т.е., занимался отловом бродячих собак, удалял из города падаль и выгонял прокаженных. Интересно, что если в городе были профессиональные живодеры, они часто были обязаны выступать в качестве помощников палача. Со временем и ростом городов у палача появлялось все больше работы, и он постепенно избавлялся от дополнительных функций. Наряду с этими работами палач нередко оказывал населению другие услуги. Он торговал частями трупов и снадобьями, изготовленными из них, а также различными деталями, относящимися к казни. Такие вещи, как «рука славы» (кисть, отрубленная у преступника) и кусок веревки, на которой был повешен преступник, часто упоминаются в различных книгах по магии и алхимии того времени. Нередко палач выступал в роли лекаря. Следует учесть, что по роду своей деятельности, палач должен хорошо разбираться в анатомии человека. К тому же, в отличие от докторов того времени, он имел свободный доступ к трупам. Поэтому он хорошо разбирался в различных травмах и болезнях. Репутация палачей как хороших лекарей была общеизвестна. Так Екатерина II упоминает о том, что в молодости данцингский палач лечил ей позвоночник, т.е., выполнял работу мануального терапевта. Иногда палач выступал в роли экзорциста, способного причинив боль телу, изгнать овладевшего им злого духа. Дело в том, что одним из надежнейших способов изгнать злого духа, завладевшего телом, считалась пытка. Причиняя боль телу, люди как бы пытали демона, заставляя его покинуть это тело.

Лю: БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ 20-летнему южноафриканцу Оскару Писториусу не хватило 0,18 секунды для победы на турнире "Золотой лиги" в Риме на дистанции 400 метров. "И что?"-, спросите вы. В принципе ничего, если только не учитывать тот факт, что спортсмен потерял 2 ноги... И самое интересное, что соревновался он с обычными спортсменами.

Лю: ХОРХЕ Испанского мальчика Хорхе Элича, по праву можно назвать самым маленьким дрессировщиком – с пяти лет ребёнок практикуется в труппе цирка El Ejido. Хорхе - самый младший среди шести родных братьев - начал свое общение со львами после того как обещал больному отцу продолжить семейную традицию… Вообще-то, ему нравится гонять на велосипеде и слушать музыку - это склонности, которые кажутся нормальными в ребенке восьми лет, но, когда выходит на арену, все меняется для Хорхе Элича. Появляясь на арене Хорхе словно преображается - его мальчишескую припрыжку сменяет уверенная и вальяжная походка… По мере того, как он приближается к клетке со львами, он словно вырастает… И зрители забывают, что этому бесстрашному укротителю всего 8 лет… Хорхе Элич - самый молодой укротитель львов в мире… Ежедневно он выходит на арену с тремя хищниками… Когда Хорхе спрашивают, не страшно ли ему находится в одной клетке со львами, он по-взрослому отвечает, что «дрессура у него в крови»… Но на самом деле мальчик недоумевает – молодые львы, с которыми «работает» на арене ребёнок, родились, когда ему самому было пять лет, он растил их, ухаживал за ними и теперь они его друзья – Парис, Думбо и Сабу… Правда, сейчас «друзья» весят почти под 100 килограммов и достигают почти 1, 8 метра от усов до кончика хвоста, и Хорхе стоит труда, чтобы заставить их себя уважать…Но это ему удаётся… И сегодня, как и всегда, мальчик срывает бурю апплодисментов… Хотя, как настоящий цирковой артист, он мечтает о тех временах, когда, как и его отец, он будет выступать на арене одновременно с десятью хищниками…

Лю: ИВАН СИРКО Когда родился этот младенец, повитухи заголосили, а мать потеряла сознание. Дьяк, который зашел окрестить ребенка, отказался брать его на руки! Перекрестил издалека и убежал. А тот, кто всех испугал, не заплакал. Он лежал на столе и забавлялся куском пирога. А затем на виду у перепуганных родителей съел его. Мальчик родился с зубами! По поверьям появление зубного младенца означало – родился будущий убийца. Напуганные крестьяне советовали родителям избавиться от ребенка! Но мальчика спасает отец. Он выносит ребенка к толпе и торжественно провозглашает - этими зубами малыш будет грызть врагов! Никто тогда не знал – это родился украинский дьявол! За несколько лет он научится останавливать время, ловить пули руками и убивать врага одним взглядом. О нем будут говорить – он - оборотень. Днем - знаменитый полководец Иван Сирко! Жизнь этого человека окутана легендами. Иван Дмитриевич Сирко (около 1610—1680), славный кошевой атаман Запорожской Сечи, олицетворял, наверное, как никто из когорты выдающихся украинских полководцев XVII века, рыцарский характер. Военный и политический украинский деятель, 12 раз (!) с 1659 года по август 1680-го, то есть до самой смерти, избиравшийся сечевиками кошевым, вполне справедливо считался самым успешным защитником православной веры. Наибольшие лавры он завоевал в борьбе с турками и крымскими татарами. Придирчиво подсчитал количество побед Сирко (при полном отсутствии поражений их набралось 55!) выдающийся исследователь Запорожской Сечи Дмитрий Яворницкий. Его, лицо историческое, можно считать восприемником мифического Козака-Первопредка и легендарного Козака Мамая. Ибо был он выдающимся характерником и народ, в обход церковных правил, действительно канонизировал его. Сирко – это от серый (сiрий, по-украински), иносказательного прозвища волка. Имеется легенда о соответствующих превращениях кошевого перед вражеским войском, что отвечает древним – уходящим в индоевропейское прошлое – поверьям и воинскому искусству славян. Народ же возвеличил атамана как Сирентия Иоановича Праворучника. Согласно легендам, не брали его ни пули, ни сабли; дважды он воскресал из окроплённой чудодейственным соком земли. А умирая, завещал отрубить себе правую руку, семь лет носить её перед войском, а затем вернуть обратно в курган; «не бойтесь, что я не православный: я есть православный христианин!» По легенде, именно этот завет спас Москву от нашествия 1812 года. А затем великий живописец Илья Репин воссоздал образ народного героя-характерника в своих знаменитых «Запорожцах»... Существует множество преданий, связанных с именем легендарного “характерника” кошевого атамана Ивана Сирко. Мол, родившись, он сразу стал на ноги и начал грызть лежавший на столе пирог. Сирка “не брали” ни пуля, ни меч. Он умел “усыпить” противника, забравшись в его лагерь под личиной зверя. И даже после смерти атамана его правая рука “помогала” казакам в бою. Ореолом таинственности окутана могила кошевого, которая находится в селе Капуловка на Днепропетровщине. Тот, кто будет щедро поливать ее водой до восхода солнца, обретет исключительные способности... Интересно, что не только народная молва, но и очень солидные историки приложили руку к созданию мифов о знаменитом кошевом. Харьковский исследователь Владимир Маслийчук в книге “ALTERA PATRIA: Нотатки про діяльність Івана Сірка на Слобідській Україні” отслеживает особенности мифологизации образа Ивана Сирко в научных и художественных трудах разных эпох. Автор выделяет своеобразные этапы эволюции этого мифа, обусловленные политикой и особенностями сознания исследователей прошедших лет. В 60-80 годы XVII столетия произошло очередное столкновение между мусульманским и христианским мирами. Именно тогда подвиги Ивана Сирко вливаются в литературу. То была таинственная эпоха барокко с ее мистикой, декоративностью, “видениями”, “снами” и “чудесами”, которыми пестрели письмена современников. Действующие лица окружались ореолом таинственности, реальные образы напоминали гротескные фигуры теней. В это время Иван Сирко приобретает имидж “завзятого” борца с мусульманами, несмотря на то, что в его практике были и совместные казацко-турецкие походы. В XIX столетии личность Ивана Сирко привлекла внимание исследователей-романтиков, таких, как М.Костомаров. Они были склонны идеализировать своих героев, считали необходимым показать силу их духа, храбрость и благородство, умение любить и ненавидеть. Таким - страстным, бескорыстным, великодушным - предстает в их трудах и славный кошевой атаман. Летопись жизни Ивана Сирко — это головокружительная одиссея, в хитросплетениях которой можно и запутаться. Даже год и место его рождения доподлинно неизвестны. Отец Юрий Мыцик, доктор исторических наук из Киево-Могилянской академии, считает, что будущий кошевой родился на Подолье. Большинство исследователей называет его родиной поселок Мерефа на Слобожанщине. Свидетельств о первых 35—40 годах жизни Сирко почти нет. Дмитрий Яворницкий дал такой портрет знаменитого кошевого: «І за характером, і за всіма своїми діями Сірко представляв собою тип справжнього запорожця. Він був хоробрий, відважний, завзятий, не завжди стійкий, не завжди вірний своїм союзникам; він любив іноді погуляти і добре підвипити і в хмелю показати свій козацький запал; він був схильний хвилинно захопитися новою думкою, новою справою, щоб потім відмовитися від власного наміру й прийти до цілком протилежного рішення... «Нужда закон змінює», — часто говорив Сірко і, очевидно, діяв відповідно до свого улюбленого прислів’я». Первое из свидетельств о деятельности Сирко — интересная, но и по сей день фактически не задокументированная история участия полка запорожцев в Тридцатилетней войне (1618—1648) на стороне французов. В 1644 году Богдан Хмельницкий как военный писарь Войска Запорожского в Варшаве встречался с послом Франции графом де Брежи. Через год был таки подписан договор-контракт, и 2500 казаков через Гданьск по морю добрались до французского порта Кале. Возглавляли этих кондотьеров полковники Сирко и Солтенко. Впереди их ожидали интереснейшие события — осада и штурм неприступной испанской крепости Дюнкерк (которую называли «ключом от Ла-Манша»). Последнюю неоднократно во время многих конфликтов пытались взять французы, но всегда безрезультатно... Казаки «разобрались» с неприятелем за несколько дней. Следующее упоминание о Сирко находим лишь в 1653 году, когда он после Жванецкой кампании во время Национальной революции догнал со своим отрядом союзников Богдана Хмельницкого — крымских татар — и наголову разгромил их, освободив «ясыр», пленников-подолян. В следующем году он выступает против Переяславской рады, как и большинство запорожцев отказываясь от присяги московскому царю Алексею Михайловичу. Во второй половине 50-х годов Сирко уже винницкий полковник. Именно тогда он стал известен как очень импульсивный и непредсказуемый воин. После победы гетмана Ивана Выговского над московитами под Конотопом в 1659 году Сирко во главе запорожцев наносит поражение союзникам гетманцев — крымским татарам под Аккерманом и опустошает степной Крым. Через несколько месяцев он также неожиданно (о какой-либо логике нечего и говорить!) отказывается ставить свою подпись, даже в присутствии гетмана Юрия Хмельницкого, под Переяславскими статьями 1659 года. Это был еще более неравноправный договор с Кремлем. Кошевой выступал и против Гадячского соглашения 1658 г. между Речью Посполитой и Гетманской Украиной. А уже в конце 1660 года Сирко окончательно порывает с Ю.Хмельницким и отправляется на Чартомлыцкую Сечь. Авторитет среди сечевиков он завоевал в походах на Крым 1663—1664 гг., когда освободил из неволи десятки тысяч христианских пленников. В течение десятилетия этот воин неоднократно меняет политическую ориентацию: то содействует победе промосковски настроенного Ивана Брюховецкого в борьбе за гетманскую булаву, то оставляет ряды его сторонников; то воюет с войсками правобережного гетмана Павла Тетери и его польскими союзниками, то вместе с поляками борется с гетманом Петром Дорошенко... В 1667—1668 годах Сирко несколько неожиданно отходит в тень, став полковником Харьковского слободского полка (дислоцировавшегося в Мерефе). «Там он поддерживает связи с предводителем крестьянской войны в Московщине С.Разиным. В 1672 г. полтавский полковник Ф.Жученко арестовывает Сирко и передает представителям царской администрации», — пишет Виктор Горобец, доктор исторических наук из Киевского Национального университета. Кошевого отправили в ссылку в Сибирь. Однако благодаря заступничеству польского короля Яна ІІІ Собеского Иван Сирко возвращается в Украину (декабрь 1673 года). В последний период жизни полководец принимает участие в десятках походов на Крым, а также на стороне московских войск в Чигиринском противостоянии (во время первого и второго походов турецко-татарского войска в 1677 и 1678 годах). В 1680 году Сирко готовится к очередному походу на Крым... В «Літопису» Самийла Величко читаем: «...того ж літа, 1 серпня, преставився від цього життя в своїй пасіці Грушовці, похворівши певний час, славний кошовий отаман Іван Сірко... поховано його знаменито... з превеликою гарматною й мушкетною стрільбою і з великим жалем всього Низового війська. Бо це був справний і щасливий вождь, який з молодих літ аж до своєї старості ...не тільки значно воював за Крим і попалив в ньому деякі міста, але також погромлював у диких полях... численні татарські чамбули і відбивав полонений християнський ясир». Похоронили Ивана Дмитриевича в селе Копуливка. В 1967 году его перезахоронили на другом конце села, потому что воды Каховского водохранилища приблизились к могиле. Прискорбно, но Сирко лежит в земле без головы: череп некоторое время «путешествовал» — в Москву в антропологическую лабораторию, в Никополь и наконец оказался в Днепропетровском историческом музее. На кресте, стоявшем на могиле Сирко, была надпись: «Хто буде сім років перед Великоднем виносити по три заполи на мою могилу, то буде мати таку силу, як я, і знатиме стільки, скільки я». Здесь мы обращаемся к феномену «характерництва». Почти все казацкие гетманы, кошевые атаманы и знаменитые полковники были характерниками (среди них — Дмитрий Байда-Вишневецкий, Иван Пидкова, Самийло Кишка, Северин Наливайко, Петр Сагайдачный, Максим Крывонис, Дмитрий Нечай и крупнейший из них— Иван Сирко). Это казаки, которые владели магией, — могли видеть будущее, события, происходящие за сотни километров в других краях, влияли на сознание людей, лечили смертельные раны (даже ставили на ноги мертвых!), находили сокровища, выходили сухими из воды («на Дніпрі войлок прокладуть і йдуть»). Официальная церковь обвиняла их в колдовстве. Современник так писал о кошевом: «Іван Сірко — превеликий характерник. Недарма його турки називали шайтаном». Для воинов ислама, отуреченных он и впрямь был лихим воином...



полная версия страницы