Форум » КАВКАЗ » Этноисторическая тематика » Ответить

Этноисторическая тематика

Русланбек: продолжение..

Ответов - 294, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 All

Дабонхорс: Сослан пишет: интересно. если ырхы - сель, то значит з - след. я понимаю, что перевод на русский может быть небуквальным и всё-же. как бы одним словом ты бы это написал? В одно не получится.Только в два. Ырхы ызы. Вот так дословно звучит по карачаевски "селевой след". Последняя ы обязательна.Аффикс, означающий принадлежность.Дословно сели след ее Сослан пишет: и ещё есть ли в Карачае или в других тюрконаселённых местностях этнонимы образованные по такому признаку, тем-более что название резко не совпадает с реальной ландшафтной действительностью. Сослан, у меня сейчас нет под рукой подробной топографической карты Карачая.Кроме того, не думаю, что его нужно рассматривать в отрыве от Балкарии.Так что, если искать такие названия, то и там и там. А из наиболее известных не этимологизирующихся,это аул Хурзук.Я где-то встречал иранскую этимологию.Приведи, если сможешь

Дабонхорс: Сослан пишет: в русском тоже есть такое. при чём буквально совпадающее с осетинским та. напр. пехота Нет, тут именно образование множественного числа.

Дабонхорс: Q-Духов пишет: Вед действительно. Не обратил внимания. Болгарските - болгарские, иранските-иранские, народите - народы... Т.е. не только формант множественности, но и формант принадлежности, как в осетинском. очень интересно


Q-Духов: Дабонхорс пишет: Хурзук Хур - каменистая, дзук- впадина. Каменистая впадина

kaizersoso: Необходимость адаптироваться к новой среде обитания (за счет массовых переселений), выживать во время эпидемий и привыкать к новому рациону и новым культурным условиям способствовала ускорению эволюции. В качестве примера геоклиматической адаптации ученые приводят посветление кожи у европейцев и азиатов - через светлую кожу проникает больше солнечного света, организм получает больше витамина D. В качестве примера культурной адаптации - способность обитателей, например, северной Европы переваривать молоко в течение всей жизни. Активность гена, отвечающего за выработку фермента, который позволяет усваивать молоко, обычно прекращается в подростковом возрасте. У европейцев, занимавшихся животноводством и употребляющих много молока в пищу, ген мутировал и стал функционировать в течение всей жизни. http://www.lenta.ru/news/2007/12/11/evolution/ интересная статья с линками для специалистов-генетиков. Болат в прошлой серии писал, что знает пять средневековых авторов, отождествляющих алан и асов. Болат, я не сомневаюсь, что знаешь много средневековых авторов, отождествляющих алан и асов. Если бы сомневался, не спрашивал бы. Позтому, если тебе не трудно, приведи цитаты этих авторов. Все 5 не надо. Приведи 3-4.

балцаджы цалх: Q-Духов - На дигорском ДЗУККА означает - ВЫМЯ, СОСОК. Знание этого расширит твои возможности к толкованию слова ХУРЗУК.

Сослан: Дабонхорс , к чему я это всё. ответы на все вопросы по этому направлению я для себя давно уяснил. у меня нет задачи теперь раскрывать всем глаза. я только даю информацию к размышлению. если ты узнал для себя что-то новое ( в чём я правда сильно сомневаюсь ) то это вполне устраивающий меня результат данной беседы. а уж как ты распорядишься этими знаниями(данными), забудешь, будешь их применять, если услышишь информацию им противоречащую, или зная эту информацию в разговоре будешь закрывать на это знание глаза - это уже дело не моё. Дабонхорс пишет: Приведи, если сможешь я не спец в звукописях. я знаю одно совершенно точно, что если топоним вопроизведён на языке того народа, который проживает в данной местности, то этимологизировать ничего не надо. Например Москва ты с русского никак не этимологизируешь, а Владимир легко. Так-же и тут. Хур по осетински солнце. Хор - хлеб дзыкка - национальное блюдо. каша. больше никаких созвучий мне в голову не приходит. вот и давай поиграем в любимые некотороми этимологизационные игры итак Солнечная каша, Хлебная каша ( хотя дзыкка это каша из муки и сыра), но это ничего

Сослан: Дабонхорс пишет: Нет, тут именно образование множественного числа. а пехота что по твоему? идущие пешком. мн.ч. хорошо...босота.

Дабонхорс: Сослан пишет: а пехота что по твоему? идущие пешком. мн.ч. хорошо...босота. тем не менее, это единственное число, хоть и означающее множество людей. из той же оперы население или человечество.Или поголовье или народ.От этого они не стали во множественном числе. А вот тогда тебе слепота, простота, скукота. Если разложить на морфемы, то это не имеет ничего общего с неразрывным формантом те Слеп -корень, от -суффик, а-окончание. НетСослан пишет: ли зная эту информацию в разговоре будешь закрывать на это знание глаза - это уже дело не моё. Интересные предположения у тебя Не знаю.с чего ты вот так взял, что я буду на что-то закрывать глаза? Сослан пишет: вот и давай поиграем в любимые некотороми этимологизационные игры Я в звукопись не играю, потому что она доказывает не более чем капли расплавленного воска на водной поверхности или очертания морской пены.

Сослан: Дабонхорс пишет: тем не менее базару ноль начальник Дабонхорс пишет: с чего ты вот так взял, что я буду на что-то закрывать глаза? я дал все три возможных варианта и сказал что ни до одного из них мне дела нет Дабонхорс пишет: Я в звукопись не играю, потому что она доказывает не более чем капли расплавленного воска на водной поверхности или очертания морской пены. всё правильно, только вот я не понял что воск доказывает водной поверхности и что и кому доказывают очертания морской пены, но это детали. смысл понятен. всё это эфимерно. а как тебе мысль, что доказывать что-то в этом вопросе так-же глупо как плавать в свинцовых штанах до села Кукуева, или как кушать суп вилкой. разве якуту надо кому-то доказывать, что он якут? мы что хуже якутов что-ли? у нас что нет своих собственных этнических общностей. со своим названием, языком и культурой, мы что люди без роду и племени, что ищем тени забытых предков? этот вопрос конечнло не совсем к тебе. но раз ты ветеран , как написал Русланбек, отстаивания интересов, то выскажи свою мысль. разве русским надо доказывать кому-то что они не русские? а вот тут имеет место быть подобное. есть этноним, есть самоназвание, а люди доказывают, что у них другой этноним и другое самоназвание. или оба вместе

Сослан: inetnum: 83.149.24.0 - 83.149.27.255 netname: MF-KAVKAZ mnt-routes: MF-KAVKAZ-MNT mnt-domains: MF-KAVKAZ-MNT descr: CJSC Mobicom-Kavkaz network country: RU admin-c: OAY-RIPE tech-c: OAY-RIPE status: ASSIGNED PA mnt-by: MEGAFON-RIPE-MNT source: RIPE # Filtered person: Oleg A. Yurlov address: Oleg A. Yurlov address: 115035 30, Kadashevskaya emb. address: Moscow, Russian Federation интересный адрес. часто читаете

Дабонхорс: Сослан пишет: всё правильно, только вот я не понял что воск доказывает водной поверхности и что и кому доказывают очертания морской пены, но это детали. смысл понятен. всё это эфимерно. вот-вот. А ещё в старину русские девушки гадали на святки таким образом: капали горячим воском на воду, и из тех очертаний, что возникали, пытались толковать будущее)))))) ну знаешь, как по кофейной гуще))) Морская пена с таким же смыслом или пивная Сослан пишет: а как тебе мысль, что доказывать что-то в этом вопросе так-же глупо как плавать в свинцовых штанах до села Кукуева, или как кушать суп вилкой. в аланском вопросе сомнений нет Сослан пишет: разве якуту надо кому-то доказывать, что он якут? мы что хуже якутов что-ли? у нас что нет своих собственных этнических общностей. со своим названием, языком и культурой, мы что люди без роду и племени, что ищем тени забытых предков? этот вопрос конечнло не совсем к тебе. но раз ты ветеран , как написал Русланбек, отстаивания интересов, то выскажи свою мысль. разве русским надо доказывать кому-то что они не русские? а вот тут имеет место быть подобное. есть этноним, есть самоназвание, а люди доказывают, что у них другой этноним и другое самоназвание. или оба вместе Сослан, по этому поводу (аланскому) давно уже сказал хороший балкарский ученый Х.Х.Малкондуев.У него вообще есть замечательная работа "Этническая культура балкарцев и карачаевцев". Всё предельно ясно.

Сослан: так что конкретно сказал Малкондуев?

Дабонхорс: http://www.balkaria.info/library/m/malkonduev/ekbk2.htm

Сослан: спасибо! почитаю

Q-Духов: балцаджы цалх пишет: Q-Духов - На дигорском ДЗУККА означает - ВЫМЯ, СОСОК. Знание этого расширит твои возможности к толкованию слова ХУРЗУК На узость своих возможностей не жалуюсь. Хурзук - каменистая впадина, не моя этимология, если что, а уважаемого мной В. Абаева. На ней и остановимся.

Русланбек: Q-Духов пишет: Ведь действительно. Не обратил внимания. Болгарските - болгарские, иранските-иранские, народите - народы... А кто такие болгары? Этноним тюркский, язык славянский. А генетически кто? Древние обитатели Балканского п-ова. У них много чего из далекого субстрата (даки,фракийцы). Как называется одна из болгарских футбольных команд? Тракия. Я помню как грузины смеялись когда "Тракия" играла с Динамо Тб Тракия и есть Фракия в греческом и русском исполнении. К какой этноязыковой группе относились эти древние племена, от которых этнически и происходят нынешние славяне-болгары? Подозреваю, что они родня были доэллинскому населению Греции и Малой Азии. Что касается Живко, то он очень часто просто гонит.. Он считает, что осетинский язык - иранский и всё. Но мы то знаем, что это не совсем так. В общем, миллеровщина похоже.Q-Духов пишет: Хур - каменистая, дзук- впадина. Каменистая впадина Почему всего один этот топоним должен обясняться из иронского, тогда как буквально ВСЕ осетинские(не иранские) данные в топо-гидронимии КАрачая и балкарии связываются с дигорским?! Разве можно допустить, что иронский диалект оставил всего один топоним? Не может такого быть. В дигорском нет ни дзухъ, ни дзыхъ "яма", "впадина". В иронском дзыхъ-яма есть, но почему это слово карачаевцы должны были переделать в дзук? Им гораздо удобнее сказать тогда дзыкъ, что явно в их правилах. Они наоборот все дигорские слова с "у","ае" переделывают по своему правилу в "ы", точно также как в иронском кстати происходит. Так что этот топоним не может быть обясняем с осетинского. Да, есть хурае-галька в дигорском, но дзук нету. Дзукка-сосок(или пенис у младенца) мы же не станем применять Значит мы не знаем вторую часть слова. Может мы вообще неправильно разбиваем и корень там может быть хурдз-ук.. Тот язык кавказский ведь никто теперь не знает. А так есть там откровенно дигорские топонимы, как галдор-бычий камень, атдор-кремневый камень, и даже гилдор-пенис камень(видимототемный). ПРичем эти названия относятся именно к большим каким-то камням. Сразу скажу, что эти термины и в осетинском не иранские, а кавказские. Вообще, из всего т.н. осетинского материала у к-б, к ираноязычному относится не более 5-10%. Остальное всё есть субстратно-кавказское, что у нас, что у них. Миллер понаписал всякое, а другие авторы не знающие кавказские и иранские языки - продолжили этот во многом бред. Я вообще удивляюсь, как МИллер мог быть академиком с такими откровенными ляпами.

Русланбек: Сослан пишет: в любном случае Дон, Днестр,Днепр - это один регион, населяемый в прошлом индоевропейской или иранской общностью, которую называют скифами и конечно осетинское дон, это не случайное совпадение Во всех иранских языках вода-река называлось и называется аб/об. В том числе у ближайщих языковых родственников осетин - ягнобцев. А именно их язык считается потомком сакского(то есть скифского). Саки -так именовали скофов все южные иранцы(персы). На мой взгляд, скифы были индоевропейцы и чистыми иранцами могли быть только закаспийские скифы(саки), а причерноморские являли собой смесь разных племен, в том числе кельстких, славянских, и затем тюркских. Название "дон" явно из этого круга и не принадлежит иранцам конкретно. Осетины взяли свой язык от скифских племен и потому нам достался этот термин. Потому я сомневаюсь в ираноязычии и реки Ираф(якобы от ир-ап). Почему скифы должны были исключительно только эту реку назвать по ирански "ап"? А не дон, как они это делали везде(Дон, Днепр, Днестр). Даже всего в паре десятках км назвали реку Аргу-дан, а тут вдруг вспомнили откуда-то иранское "ап". Совершенно незаконемерный подход. Река Кубань, где также скифы обитали, называется в их время Вар-дан. Всё логично. Мне кажется Ираф(ирап) очень близко к Уруп, которая течет чуть западнее Эльбруса. Кстати, раньше русские и другие источники Ираф часто писали как Урюф.. Однако сейчас дигорцы ИРаф называют Ирафом, а Уруп - Уаерпп. Гору Уруп тоже называют Уаерппи баерзонд(вершина Уарп).

Русланбек: Q-Духов пишет: От осетинското gasti – гост, С каких пор в осетинском гость стал гасти? Уазаег/иуазаег - гость.Q-Духов пишет: В осетински дигорски gucъеf, guэљtiэfi, ягнобски qaiљ, Дигорское гоцъеф идет из кавказских языков. А что он называет ягнобское хъаль, то есть у нас хъал-богатый. Гоцъеф совершенно иное слово. Я с Живко на лингвоосетия общался давно и много ему пытался обяснить, но он не догоняет и всё равно своё несёт . Есть там основа индоевропейская, тюркская, но есть еще и кавказское, которое идет от древнего единства балкано-кавказской расы. Возможно хаттская основа. Он же всё сбивает в одну кучу ираноязычия, что есть ошибка. Чтобы делать выводы, нужно знать не только иранские языки, но и другие тоже. А то он обнаруживает схожее слово в двух языках и строит свои гипотезы, не догадываясь о иных языках.

Батраз: Браво Астамур!!! Бомбу или не бомбу, но гранату ты точно кинул. Я про дочку Мизиева А в остальном это все (писанное в этой теме) хождение по кругу. Просто нам видимо это нравится. Про ошибки Миллера и Абаева, я паапрашу паасторожнее выражовываться. Ошибки могут быть у всех.... Вот Аристотель ошибочно считал, что у мухи четыре ноги. Лень посчитать было или слаб зрением был, уже не узнать никогда, но тем не менее он признается нами как великий мужик.



полная версия страницы