Форум » КАВКАЗ » Этноисторическая тематика » Ответить

Этноисторическая тематика

Русланбек: продолжение..

Ответов - 294, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 All

Русланбек: Дабонхорс пишет: Осетины заимствовали хача, переделали в ахчин,а потом карачаево-балкарцы, переняв уже от осетин, вернули х на место во главе слова.Ясно, что такой карусели быть не могло. Абаев именно такую карусель и приводит. Я бы добавил к его утверждению только одно: осетины не заимствовали "хача", а термин присутствовал в тогдашнем языке кавказских предков осетин. То есть, хача так же осетинский, как и грузинский.Дабонхорс пишет: Значит, остается второй вариант фыджин.Единственно верный. Во первых, я не знаю такого типа переходы в среде осетинского и к-б языков(ф>х). Во вторых, фыдджын есть мясной пирог, а аехчин и хычын являются исключительно "сырными". Вообще термин "аех", либо с метатезой "хае" в осетинском применяется всегда в молочно-сырной сфере. К тому же фыдджын - это иронский диалект, который не имеет ничего в языке к-б и вообще на этой территории. В дигорском, из которого буквально все "осетинизмы" в к-б языке, мясной пирог называется фидгун, где фид-мясо(иранское "пита"), а -гун формант определения. Например, дор-камень, доргун - каменный,каменистый. Это как -ый в русском. Фыдджын или фидгун буквально значит "мясной".Дабонхорс пишет: Поэтому, не зная осетинского языка, не могу, не имею права настаивать на иранстве Хурзука. Даже если и осетинское здесь уместно, то совершенно не иранское. Потому как хурае-галька и дзыхъ-яма в осетинском не иранские термины.

Дабонхорс: Русланбек Русланбек пишет: Абаев именно такую карусель и приводит. Я бы добавил к его утверждению только одно: осетины не заимствовали "хача", а термин присутствовал в тогдашнем языке кавказских предков осетин. То есть, хача так же осетинский, как и грузинский Не знаю, чем такая карусель оправдана.С карачаево-балкарским произношением вполне можно сказать ахчын. Сравни турецкое ахча в карачаево-балкарском.Есть метатеза как ачха.Но нет метатезы, чтоб было хача. вообще-то, я не знаю ни одной метатезы в карачаево-балкарском где б в начале слова менялись гласный и согласный Русланбек пишет: Во первых, я не знаю такого типа переходы в среде осетинского и к-б языков(ф>х) Звука ф -нет в карачаево-балкарском языке.Он есть исключительно в малкарском говоре.Поэтому логично предположить, что ф першло в х Правда, и в малкарском говоре там ХыЦын.Но сохранение звука ф я рассматриваю как след иранского субстрата, рудимента.В хыцын он просто не сохранился.Не знаю ни одного слова, кторое б начиналось на ф Русланбек пишет: Во вторых, фыдджын есть мясной пирог, а аехчин и хычын являются исключительно "сырными" Нет, хычыны ещё какие бывают с мясом. Эт хычынла на карачаево-балкарском, сырные хычины бишляк хычынла, картофельные гардох хычынла, со свекольной ботвой чюгюндюр хычынла Русланбек пишет: К тому же фыдджын - это иронский диалект, который не имеет ничего в языке к-б и вообще на этой территории Знаешь, а вот это уже заставляет задуматься.Это весьма весомый аргументы в твою пользу.Хм....Возможно,вы с Абаевым правы)) Кто знает, возможно ареал распостранения иронского ранее бы более расширен на запад, нежели, в границах современной Осетии. И заимствование произошло из иронского Русланбек пишет: Потому как хурае-галька и дзыхъ-яма в осетинском не иранские термины. Хорошо,а с какого тогда языка эти термины?

Cандро: Дабонхорс пишет: картофельные гардох хычынла вот вам и доказотельство соответствия ф в осетинском звуку х в КБ языке. у осетин гардох видимо есть картоф. а пирог - картофджин без всяких "хача". так что думаю Русланбек с Абаевым тут не совсем правы.


Q-Духов: Cандро пишет: вот вам и доказотельство соответствия ф в осетинском звуку х в КБ языке. у осетин гардох видимо есть картоф. Да, любопытно. Значит, КБ Хурзук вполне мог быть осетинским Фурзук. (Баранья впадина) Надо срочно рассмотреть КБ топонимы, которые не æтимологизируются с тюркских. Проверить их на букву "Ф".

Гость: Русланбек пишет: Черкесы родня ногайцам? Дорогой Русланбек. Ногайцы - достойнейший народ, при этом чрезвычайно скромный. Ты понимаешь о чем это говорит? А родня они или нет - я привел Э. Челеби. Русланбек пишет: Они живут почти также как ногайцы, кочуют с места на место. А кто-то говорил о полукочевом образе жизни у карачаевцев.. Представь себе, что у тебя какой-то свой участок земли, и ты имеешь полное право строить туалет, а потом его переносить, по мере надобности, в любое место в пределах этого участка. Надеюсь я понятно выразился? Русланбек пишет: Так, так.. Значит этот автор Пейсонель неправдоподобен? Я же сказал тебе, почитай комментарии Фелицына (не адыга), а затем сам делай выводы. Русланбек пишет: Я понял твой метод. Автор, который пишет о "татарстве" адыгов - невежество. А вот автор, который пишет о "татарстве" карачаево-балкарцев - авторитет. Русланбек. Вопрос изначально некорректен. Какое имеют отношение адыги к татарам? Ты не понял самого главного. Если ты обратил внимание, я не вычеркнул из цитаты то место, где говорится, что черкесы (адыги) платили дань крымским татарам. И ты никогда и нигде не найдешь, чтобы я спорил с этим. Да, были моменты, когда дань платили, но были и моменты, когда тех же крымских татар били "как сидорову козу". Кстати, самое крупное поражение крымцы потерпели именно от кабардинцев. А шапсуги однажды посадили крымского хана на верблюда задом наперед и отправили домой, говоря "раз тебе так нравятся наши горы, смотри на них". Но отношение к истории у меня такое: достойная она или недостойная, "красивая" она или "не красивая", - но это история моего народа. Ты же пытаешься доказать недоказуемое, при этом не приводя ни одного более или менее приличного довода. Мы говорим (в который раз повторяю), что карачаевцы и балкарцы - это плоть и кровь потомки кочевников южнорусских степей, т.е. кипчаков-половцев. Доказательств этому приведено больше, чем достаточно. Я говорю о том, что ногайцы пришли на Кавказ гораздо раньше карачаевцев и балкарцев. Даже русские пришли на Кавказ раньше. Все остальное - от лукавого.

Дабонхорс: Q-Духов пишет: Значит, КБ Хурзук вполне мог быть осетинским Фурзук Олег(можно мне так тебя называть?) Если предположить, что изначально было Х в осетинском? Не всякое Х карачаево-балкарское есть Ф осетинское)))))))))))

Дабонхорс: Гость пишет: Я говорю о том, что ногайцы пришли на Кавказ гораздо раньше карачаевцев и балкарцев. Даже русские пришли на Кавказ раньше. Все остальное - от лукавого. Ну-ка, поясни

Дабонхорс: Гость пишет: Представь себе, что у тебя какой-то свой участок земли, и ты имеешь полное право строить туалет, а потом его переносить, по мере надобности, в любое место в пределах этого участка. Надеюсь я понятно выразился? Ты надоел уже,Астамур, унижать людей.Оставь ты карачаевцев и балкарцев в покое.Ты больной.Ассоциации с туалетом только у больных Если тебе отказала карачаевка,в которую ты был влюблен,это не значит, что ты должен унижать людей.И целый народ Более чем теперь уверен, что ты был неудачно влюблен в карачаевку, а теперь изливаешь обиду и боль. Оставь их, никогда не посмотришь на них непредвзято.

Дабонхорс: Гость пишет: Кстати, самое крупное поражение крымцы потерпели именно от кабардинцев. а русские их не били,да, аста?

Дабонхорс: кстати,а в каком документе зафиксировано "самое крупное поражение крымцев"?

Дабонхорс: Гость пишет: А шапсуги однажды посадили крымского хана на верблюда задом наперед и отправили домой, говоря "раз тебе так нравятся наши горы, смотри на них". Но отношение к истории у меня такое: достойная она или недостойная, "красивая" она или "не красивая", - но это история моего народа. Фолькхистори, она фолькхистори и есть. Японский император внук богини Солнца Аматэрасу

Дабонхорс: Сая пишет: Оставьте вы этого футболиста. Сам шутит, сам смеётся. Это диагноз. Саечка, ты меня хоть не оставляй

Дабонхорс: Сая пишет: Тормозок. ну разъясняй, что я не то сказал, а то раскидываться словечками может любой. Панно "Смех и Rama"

Дабонхорс:

Bolat: Дабонхорс пишет: Тогда откуда знаю Симурга балкарцы? От Мириана персидского Тахирабабы Дабонхорс пишет: И я тоже считаю, что объявлять карачаевцев и балкарцев "татарами" с каким-то степным бытом экстремистской точкой зрения, ничем не оправданной Да нормально все.Их же не нэоавторы ПИШУТ ЧТО ОНИ ГОРСКИЕ ТАТАРЫДабонхорс пишет: возможно ареал распостранения иронского ранее бы более расширен на запад, нежели, в границах современной Осетии. И заимствование произошло из иронского я в этом уверен

Bolat: Эмоции тута пошли...и мне это не нравится

Q-Духов: Дабонхорс пишет: Олег(можно мне так тебя называть?) Если предположить, что изначально было Х в осетинском? Не всякое Х карачаево-балкарское есть Ф осетинское))))))))))) Не спорю. Это была шутка вс моей стороны.

Батраз: Дабонхорс пишет: Скажем, Аманаууз, дословно "плохой рот", это и река, и ледник, и перевал. Так же может быть и с Хурзуком. А нельзя Хурдзук этимологизировать с большой натяжкой на карачаевское искажение как дигорское "хороший рот"? Хуарз дзуха.

Дабонхорс: Батраз Аманаууз нельзя переводить,как я сказал.Я ведь сказал, что это "дословно".Этот дословный перевод на русский не имеет ничего общего с истинным значением. Верней звучит "гибельный проход", "смертельный перевал".Горская топнимика вообще плохо поддатеся переводу на русский вследствие отсутствия совпадающих лексических единиц.

Русланбек: Дабонхорс пишет: вообще-то, я не знаю ни одной метатезы в карачаево-балкарском где б в начале слова менялись гласный и согласный На каком уровне ты знаешь к-б язык? Как-то твои высказывания не соответсвуют нормальному знанию языка.Правда, и в малкарском говоре там ХыЦын.Дигорский "цокающий" тоже имеет аехцин. В Ирафском районе говорят аехчин, а в Дигорском в основном аехцин.Кто знает, возможно ареал распостранения иронского ранее бы более расширен на запад, нежели, в границах современной Осетии. И заимствование произошло из иронского Если что, то в иронском вообще нет ахчин/хычын. Пирог имеет названия в иронском чъири(кавк) и уаелибаех(иран). Первое есть аналогия грузинского къвери(диг. къере, ир.чъири) - пирог,пирожок. Второе обясняется из современного осетинского-иранского: уаел-верх, фых/вых-спечён, т.е. уаели-вых "на верху выпеченный". Раньше не было духовок и вообще подобных печей. Пирог пекли на куске сланца или железа, который ставился поверх углей. Потому он "на верху спеченый". Хлеб, который пекли в золе, называется каердзын/каердзин. В языке и кухне к-б также имеется и называется гырджын.Хорошо,а с какого тогда языка эти термины?Так не лучше ли сначала выяснить из какого языка эти термины, а потом что-то утверждать? Иберо-кавказские они, второй имеет аналогии еще в угро-финских. Уже писали выше.. вот вам и доказотельство соответствия ф в осетинском звуку х в КБ языке. у осетин гардох видимо есть картоф. Сандро, картофель не у осетин заимствован, это точно.. Осетинское ф в к-б всегда дает п. Например, Аефсати - Ыпсат. Всё верно, по правилам: ае дает ы, ф дает п.Русланбек. Вопрос изначально некорректен. Какое имеют отношение адыги к татарам? Астамур, что тебе непонятно? Ты привел факты татарства карачай-балкарцев из источников? Привел. Я тебе привел ТОЧНО такие же факты татарства уже черкесов-адыгов и тоже из источников? Привел. Так ты теперь намекаешь на невежество моих источников, и правдивость своих! Знаешь, что? Не заморачивай себе голову и будь адекватным. Будь здоров..Мы говорим (в который раз повторяю), что карачаевцы и балкарцы - это плоть и кровь потомки кочевников южнорусских степей, т.е. кипчаков-половцев. Вы - это кто? Сколько вас таких неадекватных? Я тебя в который раз спрашиваю, откуда потомки кипчаков узнали византийско-аланское христианство? И почему этого нет у настоящих потомков аланов - осетин? что у тебя какой-то свой участок земли, и ты имеешь полное право строить туалет, а потом его переносить, по мере надобности, Кабардинцы применяли полукочевой образ жизни вплоть до начала 19-го века. Переносили не только туалеты свои, но и плетеные дома свои. Как только истощалась пастбище, они перегоняли стада на новое место и там ставили свой кабак. Поэтому нет памятников на месте бывших кабардинских поселений на равнинной Осетии, Ингушетии, чечни. Нет там ни одного камня, который бы рассматривался как остаток строения. Кочевой и полукочевой образ жизни не располагает к постоянному жительству и основательному строительству. Почему ты не в таком случае кабардинцев не роднишь ни с какими другими кочевниками? Образ то довольно схожий. А я тебе дал ссылку на быт карачаевцев и там кстати, больше кавказского у них, чем я знаю у кабардинцев. Или ты опять глаза прикрыл? Этот быт такой же точно как у осетин. Осетины тоже по твоему татары? При этом такой же быт у чеченцев, ингушей тоже. Это реальности, а не твои поиски компрометирующих источников.А нельзя Хурдзук этимологизировать с большой натяжкой на карачаевское искажение как дигорское "хороший рот"? Хуарз дзуха.Нет, Батраз.. "Хороший рот", как ты выразился, в дигорском будет хуарз цъух. Кавказский звук цъ в к-б языке дает всегда ч(ц). Я уже сказал, что не наше это.. Есть там немного наше, но именно этот термин нет.Аманаууз нельзя переводить,как я сказал.Я ведь сказал, что это "дословно".Аманаууз значит по русски "плохое ущелье". Точно также в осетинском ущелье идет от "ком"-рот, зев. В сочетании переходит часто в гом (Туалгом, Дигоргом..). Наименование "лицо" в осетинском значится цаесгом, что идет из цаест+ком, буквально глаз+рот (иранское).У вас, что здесь дом терпимости для идиотов? Становится похоже на это. Если некоторые участники не прекратят выражаться столь "культурно", то будем чистить за ними.. Работа грязная, а что поделаешь.



полная версия страницы