Форум » КАВКАЗ » Ингуши. » Ответить

Ингуши.

Бардзин: Есть надобность поговорить об этих наших соседях? Я думаю, что есть. Они о нас вспоминают на своих форумах даже в тех темах, которые нас совсем не касаются. Но когда с ними разговариваешь создаётся впечатление, что мы вращаемся в разных плоскостях. Пересечься невозможно.

Ответов - 135, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

леопольдина: Бардзин

Бардзин: Понимаю, что эта тема избита и в конечном итоге разговор всегда заходит в тупик. Но я предлагаю поговорить нестандартно, нэхи мидэг.

Туаллаг: сае кой саефт...


Сослан: в своё время здесь на Ныхасе была тема о стереотипах восприятия осетинами тех или иных народов. был тут один ингуш , который принял участие в разговоре и поделился своим мнением об ингушском стереотипе восприятия осетин. было это довольно интересно и жаль, что темы со времененм пропадают и забываются. несколько соображений по поводу подобных тем: 1. надо определиться о чём идёт речь. о этногенезе,культуре или о эмоциональном впечатлении о тех или иных особенностях обсуждаемого этноса. мешать всё в одну кучу не стоит, т.к. в первом случае ( при взвешенном подходе ) будут рассматриваться объективные данные, а во втором субъективныое мнение каждого из участников обсуждения. 2. надо понять зачем это нужно. Бардзин пишет: Но я предлагаю поговорить нестандартно это как?

Bestau: Сослан пишет: в своё время здесь на Ныхасе была тема о стереотипах восприятия осетинами тех или иных народов. был тут один ингуш , который принял участие в разговоре и поделился своим мнением об ингушском стереотипе восприятия осетин. было это довольно интересно действительно интересно. Как-то я принимала участие в круглом столе по стереотипам восприятия грузин осетинами и наоборот. Мы пытались проговорить, как возникают и усиливаются стереотипы(негативные и позитивные). На мой взгяляд, важно понимать, какие реалии стоят за тем или иным стереотипом: это плод опыта взаимодействия народов в различных ситуациях или вброшенный идеологической машиной или СМИ ярлык. Еще интересен такой момент: каково соотношение положительных и отрицательных стереотипов восприятия окружающих народов. Каед гуырдзыйыл фашистты, уаейгаенджыты ама арраты ном сбатти, уаддар са ныры онг дар мана ахамта дар фехъусан ис: "гуырдзиаг лаег йа бинойнагаен хорз ваййы", хотя есть масса примеров, когда осетинок изгоняли из семей самым жестоким образом, "гуырдзы кусаг сты", "сае каерадзийыл тынг хаецынц", "се взаг нае рох каенынц" ама а.д. О положительных стереотипах восприятия ингушей мне известно меньше. нэхи мидэг Уад иронау:)

Сослан: Bestau пишет: О положительных стереотипах восприятия ингушей мне известно меньше. по некоторым немногочисленным обрывкам информации об отношении осетин к ингушам, зафиксированным русскими в источниках 19-го века, можно судить, что резкого негатива тогда не было. По крайней мере если сравнить то что говорили осетины тогда, с тем, что скажут сейчас разница будет огромная и явно не в сторону позитива. в частности преданиях о заселении Куртатинского ущелья записанных в одном из источников ( привести могу позже) говорится, что Курта выйдя ( или будучи изгнаным) из Алагирского ущелья, придя в Куртатинское "выгнал ингушей" и поселился на их месте. Одного из путешественников удивил тот факт, что осетины не допускали исследователей к одним могильникам и были совершенно безучастны к тому, что другие захоронения(находящиеся в том же селении) буквально разрывают. Когда автор спросил старейшин почему такая различная реакция, ему ответили, что те могильники на которые они не обращают внимания принадлежали жившим здесь до осетин ингушам. Про некоторые башни осетины говорили что построены они ингушами ( либо до осетин, либо уже позже по заказу тех или иных влиятельных осетинских фамилий ). Многочисленные общие фамилии и случаи осетинско-ингушских браков, как и опыт соседства осетин и ингушей в Джерахе ( где даже до сих пор сохранился осетинский топоним Калмикау), говорит о том, что некогда осетины и ингуши вполне уживались друг с другом. Однако, те же русские источники, описывавшие взаимоотношения осетин-тагаурцев и ингушей описывают эти группы "как извечных врагов". Здесь речь шла сначала о конкуренции в контроле за Дарьялом, а потом и о конкуренции возникшей после переселения тагаурцев на Владикавказскую равнину, где они опять вошли в контакт с ингушами. В частности в походе Абхазова против ингушей, тагаурцы выступили союзниками русских и во время одной из операций "заскакали в тыл ингушам" и после окончания операции, вернулись к себе с добычей. (Потто) Хотя после ингушей тот же Абхазов принялся за осетин. Более чёткие сведения о осетино-ингушских отношениях как о недружественных начинаются с известного погрома ингушами осетинского селения Ольгинское в ответ на убийство ольгинцами кого-то из ингушей. Далее противостояние только обостряется, особенно в годы Гражданской войны, когда осетины-казаки и осетинское офицерство принимает сторону Деникина и на съезде Терских казаков осетин Бичерахов и другие осетины совместно с казаками призывают "объявить войну чеченам и ингушам" и собственно её ведут. Хотя другая часть осетин керменисты выступает в союзе с ингушами по обороне Владикавказа от деникинцев-бичераховцев. Следующий виток напряжения в осетино-ингушских взаимоотношениях возникает после возвращения ингушей из депортации и связан он с возвращением ингушей в те сёла и дома, которые были переданы осетинам после выселения ингушей. Далее всем известные события начала восьмидесятых и апогей осетино-ингушского конфликта в начале 90-х. Из всех этих фактов можно сделать один вывод, что между осетинами и ингушами есть неурегулированный территориальный конфликт, который и влечёт за собой этот негатив в отношениях между двумя народами. Такие же конфликты только не вышедшие в столь острую фазу есть и между другими соседствующими народами Кавказа ( кабардинцами и балкарцами, чеченцами и аварцами, карачаевцами и черкесами ). Например конфликты между аварцами и чеченцами вернувшимися из депортации, были даже более серьёзными с точки зрения столкновений, чем между ингушами и осетинами. Всё это подробно описано в известной книге Козлова " Массовые беспорядки в СССР при Хрущеве и Брежневе", точнее эта книга представляет из себя подбор документов из архивов КГБ и МВД. Однако не смотря на это и даже не смотря на известный рейд чеченцев в Дагестан мы не наблюдаем таких антогонистических отношений между дагестанцами и чеченцами, какие имеют место быть между осетинами и ингушами. Основная причина кроется как мне кажется в том, что территориальный спор между осетинами и ингушами так и остаётся не разрешённым. То что более агрессивная риторика звучит именно со стороны ингушей, объясняется тем, что фактически ингушская сторона оказалась в положении проигравшей. В противном случае я уверен, ситуация с риторикой была-бы противоположной. Хотя тут я возможно и ошибаюсь. Bestau пишет: На мой взгяляд, важно понимать, какие реалии стоят за тем или иным стереотипом: это плод опыта взаимодействия народов в различных ситуациях или вброшенный идеологической машиной или СМИ ярлык. я думаю это результат опыта взаимных отношений проникший в СМИ и тем самым подогреваемый ими. При чём в первую очередь национальными СМИ, а потом уже и центральными. И ещё один немаловажный фактор, подобные стереотипы закрепляются в сознании местными интеллектуальными элитами. Но первоисточник конечно опыт взаимоотношений.

Бардзин: Я не силён в истории, как науке. По натуре являюсь в меру консервативным практиком. Поэтому, используя прекрасную теоретическую базу многих присутствующих (Сослан, Русланбек и другие), а также жизненный опыт и практические знания можно было бы поразмыслить об этом народе, в тесной связи с его взаимоотношениями с нашим народом. Возможные варианты развития ситуации в будущем, и возможную нашу стратегию на предстоящие годы. Эту тему правлильнее было бы обсуждать на осетинском, но боюсь тогда мы потеряем некоторых ценных участников беседы. Может лучше переместить её в приват? Ну вот у меня возник и первый вопрос, с которого бы я хотел начать. Что вы думаете по поводу вот этого материала? http://www.politcom.ru/article.php?id=5276

Bestau: Сослан Стыр бузныг Бардзин Материал довольно основательный, но он пропустил некоторые существенные факты и факторы, касающиеся периода депортации, в частности, переселение жителей горных сел Южной Осетии, фактическое опустение севера Южной Осетии и события после 1992, влияющие на динамику конфликта исключительно в сторону обострения. Кстати, я знакома с Маркедоновым,он легко идет на контакт, всегда рад получить комментарии к опубликованным материалам. Так что, если историки Ныхаса захотят ему написать или позвонить, могу дать контакты. Он написал оч хороший материал к первой годовщине Бесланской трагедии. Постараюсь найти и дать ссылку. Бардзин пишет: Может лучше переместить её в приват? Манма гасга, афта хуыздар уаит. Загънигата ма ис, фала ам уырыссагау фыссын хорзырдам куы на фауа.

Сослан: Bestau пишет: Кстати, я знакома с Маркедоновым да, из того, что я прочитал у него, у меня сложилось о нём самое положительное мнение. помню один из его материалов по Ингушетии, я поймал себя на мысли, что наши мнения полностью совпадают. такое бывает редко.

Туаллаг: Перекуплен этот Маркедонов, не одн один. Впечатление такое, что статью писал ингуш.

Сослан:

Бардзин: В отличие от таких как Марк Дейч и другие "заинтересованные" журналисты, этот Маркедонов написал на мой взгляд достаточно нейнтральную статью. Но не в этом дело. Дело в том, что наряду с тем, что ингуши знать не желают осетинскую точку зрения на это конфликт, наши также обычно не упоминают о многом из того, что действительно было. Постоянные удары судьбы (часто из-за собственных ошибок и слепого следования за козлами-провокаторами) и особенно депортация сформировали какой-то особенный, озлобленный на всех характер большинства населения. Масштабы трагедии которую называют депортацией нам с вами очень трудно представить. Ни мы, ни наши старшие этого не пережили. Ингушей от мала до седовласых стариков в считанные часы загрузили в товарные вагоны как скотину и вывезли в голую казахстанскую степь. Они оставили в своих селах ВСЁ. Их лишили домов, нажитого имущества, родины. Чего рассказывать. Вы всё это знаете. Недавно по первому каналу показывали чеченку, которая со слезами на глазах искала через передачу сестру. Их, маленьких детей в 1944-м отправили в Казахстан, когда мать поехала в город на базар. Затем жизнь разбосала по детдомам. Мне кажется, что этот народ довольно сильно отстал в своём развитии и это является одной из главных проблем для окружающих. Поэтому они и поддались на провокацию 92 года (скорее всего их для исполнения её выбрали). И в очередной раз опять наступили на грабли. То же самое - бесланская трагедия. Ведь не кабардинцев, грузинов, не кого-то другого а именно их выбрали опять в качестве исполнителей. Их самих же и подставили. Как вы думаете, до каких пор это будет продолжаться?

fydbylyz: жæ æ æ

fydbylyz: Бардзин, таехуды дае нервтае! Ен дае аендаер ницы мает уыди ацы темае фыссыны йедтаемае? Куы саезмаестай ... аенаехъаен дзыллаейы! Цы нае ма сае схуыдтай, каед аецаег аемткаей ахаем фос не сты! Стаей та чидаер стыр дзыхаей, йае риу хойгаейае, ирон аегъдаеутты-едты кой каены! Ай йае ма, каед мае гыццыл аефсымаермае даер искуы ваеййы ахаем цъаммар хъуыдытае! Бадыс аемае цыма никуы 'мае ницы, дам-думгаенагау адаемыл цъыф калыс. Ома, аембарын аей, сае кой наем араех цаеуы (цыма дае фаендгае даер нае каены сае кой каенын, уыйау даехи дарыс), фаелае та сае уаелдай хатт заеххаемраст куынае хъуамае скаенаем, ираеттае не стаем исты, заегъгае! Фенцондаер дын ваеййы уый фаестае? Ой уынгаеджы...

Барзин: fydbylyz пишет: Ен дае аендаер ницы мает уыди ацы темае фыссыны йедтаемае? Куыд нæ мæ ис æндæр мæт? Ис мæ тынг стыр мæт, мæнæ ирон кæстæртæм æфсарм æмæ æгъдау кæй нал ис æмæ нæ царды æдзæсгомдзинад кæй сбирæ ис, ууыл тынг мæт кæнын. Бирæтæ æппын не мбарынц адæмы раз цы дзурæн ис, гъе сылгоймаджы, хистæры раз. Нæ сын фæцис бацамонæг, сахуыргæнæг. Æвзæр дзыхæй дзурын, æфхæрд æнæуаг ныхас кæнын сæм кæсы стыр лæгдзинад. Æмæ уыцы "лæгдзинад" æвдисынц кæмдæриддæр сæ бон у уым. Сæ фæсонæрхæджы дæр нæй, уымæй фыццаджыдæр сæхи æмæ сæ хистæрты кæй æгад кæнынц. Ацы темæ та байгом кодтон уымæн, æмæ тæрсын, мæн æмгæрттæ æмæ æмбæлттæ куыд басыгъдысты æгъатыр хæсты азары (рухсаг уæт!), афтæ искуы дæу æмбæлттæ дæр куы басудзой мæхъæлы къухæй. Цæмæй афтæ ма рауайа, уый тыххæй та абон хъуыды кæнын æмæ ныхас кæнын хъæуы. Гъеныр кæд дæумæ æндæргъуызон кæсы æмæ дæ ацы ныхас ницæмæн хъæуы, уæд, дæ хорзæхæй æндæр темамæ бахиз.

fydbylyz: Барзин пишет: Куыд нае мае ис аендаер мает?......каей аегад каенынц. Удонаен се 'мбисонд саехи, фаелае ма сын ды цы уаелдай "аегъдау" равдыстай, даехи загъдау: "аевзаер дзыхаей дзурын аемае аефхаерд аенаеуаг ныхасы" йедтаемае? Барзин пишет: Цаемаей афтае ма рауайа, уый тыххаей та абон хъуыды каенын аемае ныхас каенын хъаеуы. Цыма цы аерхъуыды кодтай уадиссаг? Дзаегъаел ныхаесты йедтаемае дае куы ницы хъусаег даен...

Туаллаг: Фыдбылыз, цы дододой дае саер фаецис? Даехицаей хистаер лаег мае дзурыс, стаей уый цы нагкаг аевзаг у? Цымае цы загъта ахаемаей, тынг хъавгаейае куы райхаелдтае йае хъуыдытае? Ты, случайно не этот "Чермен Тедеев"? Кстати, в Москве появились машиныы с огромной красочной рекламой: "От имени осетин извиняюсь за геноцид перед ингушами".

Q-Духов: Туаллаг пишет: Кстати, в Москве появились машиныы с огромной красочной рекламой: "От имени осетин извиняюсь за геноцид перед ингушами".

балцаджы цалх: fydbylyz - байхъусма иу гыццыл. Махæй ам алкæмæндæр ис æмхуызон бартæ. Фæлæ æвзæр дзыхæй ам нæй никæмæн бар дзурын. Ноджыма дын зæгъдзынæн, æмæ БАРДЗИН у дæ фыды карæн. Ахъуыды ма кæн дæхæдæг, - ау, ды æццагæйдæр йемæ царды куы фембæлис, уæддар йемæ ахæм æвзагæй дзурис? Æфхарынмæ дæ нæ хъавын, ама дæ хорзæхæй, дæ ныхас æгъдауджындæр уæд.

fydbylyz: Цы уае уаелфад гал ныллаеууыди? Каей ахуыр каенут дзурын та? Гъама, цы загътон "аевзаер дзыхаей" та? Каемаендаер, дам, низ нае уыди аемае йае ( ацы ран уыдис æвзæр дзырд ) къаецаелтае тъыста. Сымах даер аеуый ми каенут...)



полная версия страницы