Форум » КАВКАЗ » Немного об адыгах » Ответить

Немного об адыгах

Сая: Приятно, что автор балкарец. Журнал в г. Ростов-на-Дону: ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ. 2005. № 3 A.M. Малкандуев О ВЛИЯНИИ АДЫГСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА НРАВСТВЕННУЮ ЖИЗНЬ НАРОДОВ КАВКАЗА Под собирательным названием «адыги» исторически понимаются кабардинцы, бжедуги, бесленеевцы, абадзехи, темиргоевцы, убыхи, шапсуги и др. Самая представительная из этих народностей - кабардинцы. Их численность в Российской Федерации ныне составляет 500 тыс. человек, адыгейцев - 160 тыс., черкесов - 60 тыс. человек. Исторический путь развития адыгов, осетин, чеченцев, балкарцев, карачаевцев, народов Дагестана, ингушей с древности и по настоящее время имел много общего. Им свойственны однотипный образ жизни и этническая культурная идентичность. Хотя, по общему признанию ученых и мнению самих народов, преобладающей по своему влиянию являлись адыгская культура и цивилизация, но прежде всего - нравственная культура адыгов. Начиная с XIII в. в европейских странах адыгов стали называть черкесами. По мере знакомства с Северным Кавказом, с жизнью адыгов европейские авторы стали уделять им все большее внимание, особенно это проявилось после разгрома татаро-монгольских завоевателей, алан и половцев. Впоследствии адыги стали хозяевами всей равнинной части Предкавказья. Влияние их среди окружающих этносов непрерывно росло. Более того, их популярность в европейских странах оттеснила на второй план другие народы Кавказа на многие столетия. В результате балкарцы, осетины, ингуши, карачаевцы стали также называться адыгами (черкесами). Их общественный строй, образ жизни, традиции, обычаи, нравы, одежда и вооружение олицетворяли жизнь других горских народов. Короче говоря, адыги в XIII - XV вв. стали самым известным народом Северного Кавказа во всех сферах общественного развития. Занимая обширную территорию, они прославились достижениями в экономической, культурной, нравственной, военной сферах, в воспитании, проявляли себя отличными наездниками, стрелками, ловкими, храбрыми, смелыми, отважными, предприимчивыми воинами в боях с врагами. Известный немецкий ученый К. Кох сравнивал храбрость и мужество адыгов-рыцарей и джигитов с Рыцарями XVIII в. на юге Франции. Для них были характерны .умение носить оружие, искусство держаться в седле, умение вести себя в обществе, соблю-дение этикета и приличия в общественных местах. Адыги (черкесы) «объединенными силами, часто оказывали эффективную помощью Иберии, Грузии, Армении, персам и туркам; их внушительная сила заставляла трепетать весь Кавказ» [ 1 ]. Литературные источники XVI - XVII вв. свидетельствуют о развитости хозяйственно-экономической жизни и торговли у адыгов. Так обстояло дело с земледелием, скотоводством, домашней промышленностью и ремеслом. Об этом говорят сведения в сочинениях таких европейских авторов, как Дортелли д'Асколи, Д. Лукка, Н. Витсен, Ж. Шарден и др. В системе кавказской культуры и цивилизации ведущее место занимала традиционная адыгская нравственная культура. В период феодального общественного устройства она достигла совершенства, расцвета. Достижения ее были превосходными в сравнении с другими. С восхищением отозвались о достижениях адыгов (черкесов) в разных сферах известные русские академики Гмелин, Гюльденштедт, Паллас и Потоцкий. В этот период Кавказ стал центром внимания западноевропейских стран. Изучались образ жизни и нравственная культура живущих здесь этносов. Известный ученый, археолог Ф. Дюбуа де Монпе-ре писал: «Как много общего в нравах с античной Грецией, Грецией Гомера находим мы у черкесов!.. Все, что я говорил о воспитании мужчин и женщин, о женском труде, о постыдности для мужчины появиться на людях со своей женой... все это возвращает нас в Грецию и заставляет согласиться с тем, что должна была быть колонизация в какой-то форме, должны были быть частые связи в античные времена для того, чтобы черкесы могли сохранить столько черт примитивных нравов греков. Но ... вопрос в том, какая из наций оказывала влияние и какая была восприемницей?» [2]. Эта цитата приводится для того, чтобы подчеркнуть с каким восхищением интересовались ученые европейских стран адыгской нравственной культурой и цивилизацией. Духовность, этикет, традиции и обычаи в нравственной сфере - все это вызвало в те времена широкий резонанс во многих странах. Близкие соседи - этносы, и народности, живущие на далеком расстоянии, подражали адыгскому образу и стилю жизни. Исторический опыт показывает, что достижениям одного этноса могут подражать другие, скажем, соседние, только при условии, если первые по сравнению с ними имели внушительные преимущества в нравственных отношениях, если в их культурных достижениях содержались образцы, нормы и правила поведения, идеалы, которые удовлетворяли интересам и вкусам других и поэтому считались образцовым» во всех отношениях. Так обстояло, например, с традиционной нравственной культурой адыгов, несомненно, уникальны содержание и форма тех обычаев и традиций, которые составляют этическую систему адыгов с названием «адыгагъэ», «адыгэ хабзэ», выступающие как морально-этические кодексы. Начиная с XVIII в. и уже в первой половине XIX в. в многотомных описаниях посвященных Кавказу, черкесы занимали главное место. Не только европейские газеты и журналы, но и американские публиковали о них специальные статьи. Широко была представлена черкесская тематика в русской художественной литературе. «Черкесы теперь олицетворяют все лучшие качества кавказских горцев, к которым в передовых кругах русского общества относятся с большим вниманием и сочувствием. Черкесы олицетворяют храбрость и свободолюбие кавказцев, их рыцарские нравы. Черкесов воспевают в своих произведениях великие русские поэты Пушкин и Лермонтов. Изумительные по художественным достоинствам кавказские поэмы Пушкина и Лермонтова в немалой степени способствовали повышению интереса к черкесам не только в России, но и в Западной Европе» [3] - пишет известный историк В.К. Гарданов. Адыгам подражали не только в духовной (нравственной) культуре, но и в материальной. Так, «подражая кабардинцам в их одежде, оружии, домашней утвари, способе постройки жилищ и манере держать себя в обществе, горские народности Западного Кавказа усвоили себе также кабардинскую точку зрения на те же отношения, какие должны существовать между повелительными и подвластными, между князем и его вассалами» [4]. Традиции этнической нравственной культуры - это важнейший элемент нравственной культуры адыгского социума, носители его менталитета. На них равнялись, их считали и воспринимали как эталон в нравственных отношениях и образе жизни. Для подтверждения этой мысли приведем слова известного генерала русской службы И.Ф. Бларамберга. Он писал, что кабардинские князья в силу своего происхождения и подвигов своих предков считались первыми по благородству крови не только среди черкесов, но и горских народностей. «И им действительно нельзя отказать в этом превосходстве. За исключением тех качеств, которые у них могут оспаривать другие народы, кабардинцы отличаются благородством характера, учтивостью, а также чистотой своих одежды и жилищ. Все эти качества свидетельствуют о том, что кабардинцы находятся на более высокой ступени цивилизации, чем прочие горские народности... Балкарцы, чеченцы, карачаевцы и абазины признают их превосходство» [5]. Ученые того времени неоднократно отмечали утверждение на Кавказе кавказской цивилизации, а адыгскую считали ее важнейшим компонентом. Влияние адыгской культуры и цивилизации на соседние и дальние народы имело объективный характер. Чеченцы, осетины, ингуши, балкарцы, карачаевцы, казаки, народности Дагестана перенимали их лучшие достижения в духовной, нравственной культуре именно потому, что, во-первых, эти достижения отвечали их потребностям, интересам, вкусам и ценностным ориентациям. Во-вторых, развитая в идеале, по оценкам других народов, совершенная адыгская духовно-нравственная культура олицетворяла все лучшие качества кавказских горцев и играла доминирующую роль по сравнению с другими. В-третьих, адыги в период расцвета феодализма в военном отношении на Северном Кавказе считались сильными, мощными и храбрыми, что способствовало признанию их культуры соседями. Перенимать превосходящую адыгскую культуру заставляли необходимость защиты от иноземных захватчиков, расчет на помощь и поддержку со стороны сильного и опытного по ведению войн адыгского народа. В-четвертых, важным показателем доминирующего влияния адыгов, их культуры явилось то, что, благодаря торговому обмену, общению, в языках соседних народов образовались словосочетания со словом «адыг», «черкес». Осетины, чеченцы, балкарцы, карачаевцы, ингуши считали образцом воспитания адыгскую степенность и благородство. Карачаево-балкарцы говорят: «Черкесле адетни бийикде тутадыла» - «Черкесы дорожат обычаями, этикетом». В-пятых, система воспитания в Кабарде была поставлена на высоком уровне благодаря развитости нравственных отношений и высокой нравственной культуры, соблюдению этикетных норм и приличия. Наличие такой культуры привлекало к себе внимание других этносов и народностей, которые стремились перенять совершенную нравственную культуру и воспитанность. Сыновья крымских ханов, осетинских алдаров «отсылаются к черкесам на воспитание и обучение» [6]. Чеченцы, осетины, ингуши, балкарцы посылали своих детей учиться приличиям и этикету именно к адыгам. В этой связи английский политический деятель Д.Белл писал о порядках, о высокой нравственной воспитанности так: «Немногие страны, с их установленными законами и всем сложным механизмом правосудия, могут похвалиться той нравственностью, согласием, спокойствием, воспитанностью - всем тем, что отличает этот народ в его повседневных взаимных сношениях» [7]. В-шестых, у адыгов (черкесов) получили свое совершенство такие- социальные институты, как гостеприимство, куначество, покровительство, абречество, хаса, институт джегуако (народные певцы), которые способствовали в течение длительного времени преемственности поколений, духовности и, в первую очередь, нравственности. В этой связи огромна была роль института аталычества, явившегося основной школой воспитания детей князей и дворян. Она заменяла семейное, родительское воспитание. В-седьмых, в традиции адыгской нравственной культуры стратегической целью являлось формирование человечности. Адыгство как свод нравственной системы по своей сущности было направлено за сплочение этносов, за единство, против национализма, национальной розни. В этом заключалась притягательная сила нравственной культуры адыгов. Как и другим этносам, адыгам была характерна верность общепринятым нравственным требованиям, установкам, заинтересованность в их продолжении. Об этом хорошо сказал известный карачаевский просветитель И. Хубиев (Карачайлы): «В отношении верности адатам, точности их соблюдения всегда впереди всех народностей шли кабардинцы. Недаром Кабарда считается родиной и законодательницей всех адатов, нравственных норм. Гостеприимство, почтение к старшему, почтение к женщине, навыки взаимопомощи, товарищеские услуги, услуги соседу и многое другое, что обозначается одним словом - воркхабза (т.е. соблюдение правил, обязательных для дворянина - ворка, но это имеет значение более широкое и принципиальное),- все это, развитое до тончайших мелочей, можно было видеть в старой дореволюционной Кабарде,.. развитие этих обычаев дошло в Кабарде до своего логического конца...» [8]. Когда мы говорим о всеобъемлющем влиянии традиции адыгской нравственной культуры, то имеем в виду совокупность нравственных универсалий, включающих человечность, чуткость, почтительность, вежливость, скромность, гостеприимство и т.п. Как было сказано, традиции нравственной культуры адыгов составляли целостную и стройную систему. Она в период расцвета феодализма была уникальной и очень популярной. «В системе адыгской этики роль определяющей ценности выполняет, как мы видим, человечность, все другие ценности образуют инструментальную субсистему адыгства. На деле это означает, что адыгство обязывает быть добрым, отзывчивым, почтительным, деликатным, рассудительным, мужественным, честным, великодушным во имя одной высшей цели - человечности» [9]. И эта целевая установка привлекала к себе и балкарцев, и осетин, и карачаевцев, и чеченцев и других народов, ибо нет и не может быть иной высшей цели для человека, чем проявлять человечность в отношении к другим людям. По выражению известного ученого правоведа-исследователя права, обычаев и традиций горских народов М. Ковалевского, культурное воздействие адыгов на другие этносы в период феодализма было всеохватывающим. Адыгская нравственная культура свое влияние оказывала на весь Кавказ. Об этом свидетельствуют словарный фонд языков народов Кавказа, языковые выражения. Например, карачаево-балкарцы говорят: «содержанием и Черкес намыс» - «Черкесская честь, совесть», «Черкесде намус бийикде жюрюйдю».- «У черкесов этикет соблюдается образцово». Традиционная нравственная культура адыгов не противопоставляла себя культурам осетин, карачаевцев, лезгин, кумыков, чеченцев, балкарцев и другим. Ее развитость, значительные преимущества в достижениях, притягательная сила, связанная с ее богатым содержанием и формой, проживание адыгов на огромной территории - все это носило объективный характер и способствовало преобладающему влиянию их культуры на культуры других этносов Кавказа. Приведем пример из жизни горских народов и казачества, их взаимоотношений. Известно, что в укреплении дружественных отношений между горцами и терско-гребенскими и другими казаками большую роль играли кавказские гостеприимство и куначество. Последнее выступало как своеобразный обычай кавказского побратимства. Казаки гордились своей дружбой с кабардинцами, балкарцами и передавали ее детям как священное завещание. Эта дружба продолжалась достойно от поколения к поколению. «Терские казаки, породнившись с кабардинцами, балкарцами, осетинами и другими народами, приняли их образ жизни, обычаи, нравы», - подчеркивает В.Г. Коломиец [10]. Однако эти мирные отношения межу ними не всегда сохранялись. Причина тому - политика царизма, которая вела к обострению вражды между разными кавказскими нациями, а также между горцами и казаками. Свою враждебную роль по отношению к казакам не скрывали и представители местного мусульманского духовенства, они вселяли в сознание мусульманского населения вражду к христианам- казакам. Как видно, взаимовлияние традиции нравственной культуры явилось сложным и противоречивым процессом. Оно имело и конфликтный характер на конфессионально-религиозной основе, «на основе языковых отличий, на основе территориальных претензий и других», - справедливо отмечает Р.А. Ханаху [11]. Как сказано выше, северокавказским этносам были характерны однотипные социально-экономические, географические и другие объективные условия. Они имели между собой торговые, семейно-брачные отношения, которые способствовали общению друг с другом. В результате общения лучшие элементы духовной культуры одного этноса передавались другим, происходило взаимопроникновение культур. Не только перенималась адыгская нравственная культура, но и, наоборот, лучшие достижения других народов перенимались адыгским социумом, т.е. происходило взаимовлияние и взаимообогащение культур, естественный «диалог культур», процесс их равноправного взаимодействия с учетом самобытности сторон. Исторический опыт развития свидетельствует, что адыги не занимались захватом чужих земель, тем более земель соседних этносов. Они выступали защитниками карачаевцев, балкарцев, осетин от геноцида царизма, от чужеземных захватчиков. В вышеприведенных оценках адыгской нравственной культуры, в том числе и этикета, основные нормы которого содержатся в адыгэ хабзэ, нет ни малейшего преувеличения и восхваления культуры адыгов, нет никакого этноцентризма. Этикет адыгов «был всегда примером подражания и предметом восхищения многих народов», - подчеркивает известный культуролог К.Х. Унежев [12, с. 153]. Исторический путь развития северокавказских народов, их жизнь - тому яркое свидетельство. Литература 1. Рейнеггс Я. Всеобщее историческое и топографическое описание Кавказа // Атаяиков В.М. Наша старина. Нальчик, 1996. С. 174. 2. Дюбуа де Монпере. Путешествие по Кавказу, к черкесам и абхазам, в Колхидию, Грузию, Армению и в Крым // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII - XIX вв. Нальчик, 1974. С. 456. 3. Введение // АБКИЕА. 1974. С. 27. 4. Ковалевский М.М. Закон и обычаи на Кавказе. М., 1890. С. 254. 5. Бларамберг И.Ф. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа // АБКИЕА. 1974. С. 414. 6. Кантемир Д.К. История роста и упадка Оттоманской империи // Наша старина. Нальчик, 1996. С. 149. 7. Белл Д. Дневник пребывания в Черкесии в течение 1837-1839 гг. // АБКИЕА. 1974. С. 479. 8. Карачайлы И. Быт горских народностей Юго-Востока // Карачаево-балкарские деятели культуры конца XIX- начала XX вв. Т. 2. Нальчик, 1996. С. 158. 9. Бгажноков Б~Х. Адыгская этика. Нальчик, 1999. С. 20. 10. Коломиец В.Г. Очерки истории и культуры терских казаков. Нальчик, 1994. С. 71. 11. Ханаху Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени. Майкоп, 1997. С. 135. 12. Унежев КЛ. Феномен адыгской (черкесской) культуры. Нальчик, 1995. С. 153.

Ответов - 218, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 All

Сая:

Sarmat: Сая пишет: И потом, я тебя ни в чём не обвиняю, потому что считаю, что у тебя есть право на своё мнение. Я пыталась оспорить твоё мнение, но никак не обвинять тебя в чём бы то ни было. отлично. До этого у меня создалось (обосновано) иное впечатление. Сая пишет: Где-то ты говорил о том, что вы только аланы и никакого кавказского пласта у вас нет. Если я неправильно поняла твои слова, извини. да, неправильно. Причем несколько раз неправильно. Я никогда никакую генетическую чистоту (однородность) не утверждал.

Sarmat: Сая пишет: Давай сначала сформулируем вопрос, по которому мы спорим, а то у меня уже голова кругом идёт. Мне кажется, за выяснением отношений мы потеряли суть спора. никак нет, мы просто переходим от штампов к конкретике.


Сая: интересная картина прорисовывается, если проследить за географией распространения дольменов. Начнём с Периней. Испания (исп-ан) - страна испов (возможно). Дольмены в Испании особенно схожи с кавказскими. Опять же баски по языку биже всего к нам. Аппенины. Здесь живут лигурийцы (столица Лигурии - Генуя). Лигурийский язык относят к той же группе, что и наш. Может генуезцы ездили к нам как к родственникам? Шутка. Балканы. Область Аттика (Адига?). Платон, пересказывая своего деда Солона, говорил о том, что греки - народ молодой, не помнящий своей истории. И что у египетских жрецов записано, как греки воевали с более древним народом - атлантами. Некоторые исследователи, основываясь на том, что слово "атлант" состоит из двух корней: at-land (земля аттов), предполагают, что народ "атты" никто иной, как "хатты". Малая Азия. Страна Хати. Кавказ. Страна адыгов. И везде по этой линии присутствуют дольмены. Больше на Кавказе их нигде нет. Ещё раз повторю, что все эти области расположены вдоль течения, которое идёт от Гибралтара вдоль северного побережья и заворачивают в Чёрное море, омывая Кавказское побережье. хат -атт - ас - атцин - ацин (исп) - адзыг (атзых) - языг- адыг (аттих). Всё это очень близко. Платон. "...Солон полюбопытствовал о значении имён и услышал ответ, что египтяне, записывая имена родоначальников этого народа, переводили их на свой язык; потому и сам Солон, выясняя значение имени, записывал его уже на нашем языке".

Сая: Почему все белые люди называются “кавказцами”, внятного объяснения нет. Однако есть утверждение, что протоиндоевропейский язык имел связь с протосеверозападнокавказским: “В настоящее время языки Северозападного Кавказа (абхазо-адыгские прим. авт.) находятся на стадии их изучения на предмет возможных связей с индоевропейской языковой семьей. Предположительно временной период разделения гипотетического, так называемого, протопонтийского языка рассматривается в 12 тыс. лет от нашего времени”. “Протопонтийский язык разветвляется на 2 языка - протоиндоевропейский и протосеверозападнокавказский, являющиеся протоязыками индоевропейской языковой семьи и северозападнокавказской (абхазо-адыгской прим. авт.) группы. Лингвисты обосновали существование некогда этого праязыка после обнаружения множества совпадений в фонологии и морфологии рассматриваемых протоязыков.” перевод текста с http://en.wikipedia.org/wiki/Proto-Pontic

Sarmat: Сая интересно, но после ТАКОГО, лучше не называть нас "мифическими".

Сая: Хорошо, уговорил! Беру свои слова назад.

Sarmat: Сая пишет: Хорошо, уговорил! Беру свои слова назад. НУ вот и отлично, теперь давай вместе мифотворствовать А ещё лучше устанавливать непростую картину прошлого

Сая: Давай мифотворствовать! Только теперь уже завтра.

Sarmat: Сая пишет: Давай мифотворствовать! только мне тпантюркистские и панадыгские мифы не нравятся, как тебе наверное ипаниранистские. Так что неизбежно к правде возвращаемся.

Сая: Это радует.То, что возвращаемся к правде, означает , что идём в правильном направлении.

Сая: Ос-Багатар пишет: Второе - статья про нартов. Там указывается, что нарты - мистический народ кавказа, предки (РЕАЛЬНЫЕ) скифов, сарматов, аланов и роксоланов. По большей части жили на территории нынешнего Ирана. У меня сомнения по поводу иранского происхождения эпоса. Он совершенно не перекликается с древнеиранскими текстами. Ни с Ригведой, ни с Авестой никаких параллелей. Напротив, в эпосе много общего с легендами Малой Азии. А бог-кузнец Тлепш был знаком ещё хеттам под именем Телепинус. Есть ещё персонажи, которые ведут родословную из хато-хетского пантеона. Мифы Древних греков тоже оттуда. Поэтому, кавказские и греческие мифы, покоясь на одной основе, имеют столько общих черт. http://www.nyhas.ru/index.pl?1-0-0-00000732-000-300-0 Сослан пишет: Эпические герои - Нарты известны не одним осетинам. Их соседи чеченцы и ингуши, все северо-западные кавказцы (черкесы, убыхи, абхазцы, горские татары [2], в меньшей степени кумыки на северо-востоке) тоже рассказывают интересные варианты «нартовского цикла». Но есть много оснований полагать, что, как и название «Нарт», которое так или иначе происходит от индоиранского названия героического мужа nar, представление о Нартах и главнейшие персонажи, воплощающие это представление, родились в Осетии, а потом уже были восприняты соседними народами, зачастую переосмыслены, а порой даже получили: новую жизнь или обогатились новыми чертами. Кое-какие указания на связи между разными версиями нартовского эпоса - а его сравнительное изучение только началось - будут даны в примечаниях к этой книге, однако наше исследование ограничивается Осетией. Тут небольшая путаница: родились в Осетии - это на Кавказе. Не согласуется с Иранской версией происхождения эпоса. Если эпос возник в Иране, то в Осетию он был занесён. Бесспорно, что многие имена в эпосе имеют индоевропейское происхождение, но далеко не все. Сослан пишет: Именно у осетин и, конечно, отчасти уже у их далеких предков сформировалось ядро нартовского эпоса и наметились его главные герои. Знаю, что, вынося это суждение, я огорчу своих черкесских и абхазских друзей [2], но magis amica veritas [3]: в основе своей нартовский эпос – осетинский. Ж.Дюмезиль Сослан Ты не мог бы в виде тезисов набросать основные моменты, которые убедили Дюмезиля сделать этот вывод? Ос-Багатар пишет: http://www.eurasischesmagazin.de/artikel/?artikelID=20050418 Не знал куда ссылку пристроить... Книга Андрея Сикоева "Дети солнца - Нарты. Большой эпос Кавказа". Андрей Сикоев - языковед, теолог, журналист, продюсер фильмов ("Deep Blue"). Не мог бы в двух словах рассказать о чём речь?

Ос-Багатар: Сая пишет: мог бы в двух словах рассказать о чём речь? Могу. Автор родился в Москве в 1961 году, по отцу осетин, по матери немец. А если серьёзно, то сейчас не смогу уже, потом как-нить.

Ос-Багатар: Хм, одна возможно интересная вещь есть, я пробежал глазами, но в любом случае он однозначно предерживается общепринятого осетинами мнения, что касается сказаний и происхождения осетин (от алан). говорят, что у монголов "нарта" означает - солнце, и якобы именно от самых заклятых врагов алан пошло название нартов. И дальше - от производной "нарта" их называли "нарартар" - дети солнца. Короче там часто Дюмизель цитируется.

Sarmat: Сая пишет: Тут небольшая путаница: родились в Осетии - это на Кавказе. Не согласуется с Иранской версией происхождения эпоса. Если эпос возник в Иране, то в Осетию он был занесён. Бесспорно, что многие имена в эпосе имеют индоевропейское происхождение, но далеко не все. Путаница у тебя. Она родилась у иранцев, а не в стране Иран, которую мы знаем сейчас. Иранца это не только граждане Ирана. Эпос родился не в Иране, а у иранцев. И не у иранцев Ирана, а у иранцев Кавказа и причерноморья, то есть у наших (осетин) предков. Наши предки не из Ирана.

Сая: Нет, Sarmat. У тебя. Я знаю карачаевцев, которые утверждают, что тюрки как народ возникли на Кавказе. Я не знаю аргументов, которые могли бы убедить их в обратном. Похожая картина и здесь. Я не говорю, что тюрки и иранцы Кавказа - не автохтоны. Они местные, но язык привнесён. Об этом говорят все учёные. Назови хоть одного, кто утверждает обратное.

Sarmat: Сая пишет: Нет, Sarmat. У тебя. Я знаю карачаевцев, которые утверждают, что тюрки как народ возникли на Кавказе. Я не знаю аргументов, которые могли бы убедить их в обратном. Похожая картина и здесь. Я не говорю, что тюрки и иранцы Кавказа - не автохтоны. Они местные, но язык привнесён. Об этом говорят все учёные. Назови хоть одного, кто утверждает обратное. назови мне народ, который возник здесь, на Кавказе? Назови мне непривнесённый язык. P.S. А среавнения давай оставим, мы же не в игру сравниловку играем.

Сая: Sarmat Какие мысли у тебя по поводу приведённой цитаты: “Протопонтийский язык разветвляется на 2 языка - протоиндоевропейский и протосеверозападнокавказский, являющиеся протоязыками индоевропейской языковой семьи и северозападнокавказской (абхазо-адыгской прим. авт.) группы. Лингвисты обосновали существование некогда этого праязыка после обнаружения множества совпадений в фонологии и морфологии рассматриваемых протоязыков.” ?

Sarmat: Сая пишет: Какие мысли у тебя по поводу приведённой цитаты: что говорится о языках, а не об их ареалах возникновения, путей следования и распространения.

Сая: The Message In Circassian http://www.youtube.com/watch?v=XFVF6DDQ7qU&mode=related&search= Видео на адыгском.



полная версия страницы