Форум » КАВКАЗ » Немного об адыгах » Ответить

Немного об адыгах

Сая: Приятно, что автор балкарец. Журнал в г. Ростов-на-Дону: ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ. 2005. № 3 A.M. Малкандуев О ВЛИЯНИИ АДЫГСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА НРАВСТВЕННУЮ ЖИЗНЬ НАРОДОВ КАВКАЗА Под собирательным названием «адыги» исторически понимаются кабардинцы, бжедуги, бесленеевцы, абадзехи, темиргоевцы, убыхи, шапсуги и др. Самая представительная из этих народностей - кабардинцы. Их численность в Российской Федерации ныне составляет 500 тыс. человек, адыгейцев - 160 тыс., черкесов - 60 тыс. человек. Исторический путь развития адыгов, осетин, чеченцев, балкарцев, карачаевцев, народов Дагестана, ингушей с древности и по настоящее время имел много общего. Им свойственны однотипный образ жизни и этническая культурная идентичность. Хотя, по общему признанию ученых и мнению самих народов, преобладающей по своему влиянию являлись адыгская культура и цивилизация, но прежде всего - нравственная культура адыгов. Начиная с XIII в. в европейских странах адыгов стали называть черкесами. По мере знакомства с Северным Кавказом, с жизнью адыгов европейские авторы стали уделять им все большее внимание, особенно это проявилось после разгрома татаро-монгольских завоевателей, алан и половцев. Впоследствии адыги стали хозяевами всей равнинной части Предкавказья. Влияние их среди окружающих этносов непрерывно росло. Более того, их популярность в европейских странах оттеснила на второй план другие народы Кавказа на многие столетия. В результате балкарцы, осетины, ингуши, карачаевцы стали также называться адыгами (черкесами). Их общественный строй, образ жизни, традиции, обычаи, нравы, одежда и вооружение олицетворяли жизнь других горских народов. Короче говоря, адыги в XIII - XV вв. стали самым известным народом Северного Кавказа во всех сферах общественного развития. Занимая обширную территорию, они прославились достижениями в экономической, культурной, нравственной, военной сферах, в воспитании, проявляли себя отличными наездниками, стрелками, ловкими, храбрыми, смелыми, отважными, предприимчивыми воинами в боях с врагами. Известный немецкий ученый К. Кох сравнивал храбрость и мужество адыгов-рыцарей и джигитов с Рыцарями XVIII в. на юге Франции. Для них были характерны .умение носить оружие, искусство держаться в седле, умение вести себя в обществе, соблю-дение этикета и приличия в общественных местах. Адыги (черкесы) «объединенными силами, часто оказывали эффективную помощью Иберии, Грузии, Армении, персам и туркам; их внушительная сила заставляла трепетать весь Кавказ» [ 1 ]. Литературные источники XVI - XVII вв. свидетельствуют о развитости хозяйственно-экономической жизни и торговли у адыгов. Так обстояло дело с земледелием, скотоводством, домашней промышленностью и ремеслом. Об этом говорят сведения в сочинениях таких европейских авторов, как Дортелли д'Асколи, Д. Лукка, Н. Витсен, Ж. Шарден и др. В системе кавказской культуры и цивилизации ведущее место занимала традиционная адыгская нравственная культура. В период феодального общественного устройства она достигла совершенства, расцвета. Достижения ее были превосходными в сравнении с другими. С восхищением отозвались о достижениях адыгов (черкесов) в разных сферах известные русские академики Гмелин, Гюльденштедт, Паллас и Потоцкий. В этот период Кавказ стал центром внимания западноевропейских стран. Изучались образ жизни и нравственная культура живущих здесь этносов. Известный ученый, археолог Ф. Дюбуа де Монпе-ре писал: «Как много общего в нравах с античной Грецией, Грецией Гомера находим мы у черкесов!.. Все, что я говорил о воспитании мужчин и женщин, о женском труде, о постыдности для мужчины появиться на людях со своей женой... все это возвращает нас в Грецию и заставляет согласиться с тем, что должна была быть колонизация в какой-то форме, должны были быть частые связи в античные времена для того, чтобы черкесы могли сохранить столько черт примитивных нравов греков. Но ... вопрос в том, какая из наций оказывала влияние и какая была восприемницей?» [2]. Эта цитата приводится для того, чтобы подчеркнуть с каким восхищением интересовались ученые европейских стран адыгской нравственной культурой и цивилизацией. Духовность, этикет, традиции и обычаи в нравственной сфере - все это вызвало в те времена широкий резонанс во многих странах. Близкие соседи - этносы, и народности, живущие на далеком расстоянии, подражали адыгскому образу и стилю жизни. Исторический опыт показывает, что достижениям одного этноса могут подражать другие, скажем, соседние, только при условии, если первые по сравнению с ними имели внушительные преимущества в нравственных отношениях, если в их культурных достижениях содержались образцы, нормы и правила поведения, идеалы, которые удовлетворяли интересам и вкусам других и поэтому считались образцовым» во всех отношениях. Так обстояло, например, с традиционной нравственной культурой адыгов, несомненно, уникальны содержание и форма тех обычаев и традиций, которые составляют этическую систему адыгов с названием «адыгагъэ», «адыгэ хабзэ», выступающие как морально-этические кодексы. Начиная с XVIII в. и уже в первой половине XIX в. в многотомных описаниях посвященных Кавказу, черкесы занимали главное место. Не только европейские газеты и журналы, но и американские публиковали о них специальные статьи. Широко была представлена черкесская тематика в русской художественной литературе. «Черкесы теперь олицетворяют все лучшие качества кавказских горцев, к которым в передовых кругах русского общества относятся с большим вниманием и сочувствием. Черкесы олицетворяют храбрость и свободолюбие кавказцев, их рыцарские нравы. Черкесов воспевают в своих произведениях великие русские поэты Пушкин и Лермонтов. Изумительные по художественным достоинствам кавказские поэмы Пушкина и Лермонтова в немалой степени способствовали повышению интереса к черкесам не только в России, но и в Западной Европе» [3] - пишет известный историк В.К. Гарданов. Адыгам подражали не только в духовной (нравственной) культуре, но и в материальной. Так, «подражая кабардинцам в их одежде, оружии, домашней утвари, способе постройки жилищ и манере держать себя в обществе, горские народности Западного Кавказа усвоили себе также кабардинскую точку зрения на те же отношения, какие должны существовать между повелительными и подвластными, между князем и его вассалами» [4]. Традиции этнической нравственной культуры - это важнейший элемент нравственной культуры адыгского социума, носители его менталитета. На них равнялись, их считали и воспринимали как эталон в нравственных отношениях и образе жизни. Для подтверждения этой мысли приведем слова известного генерала русской службы И.Ф. Бларамберга. Он писал, что кабардинские князья в силу своего происхождения и подвигов своих предков считались первыми по благородству крови не только среди черкесов, но и горских народностей. «И им действительно нельзя отказать в этом превосходстве. За исключением тех качеств, которые у них могут оспаривать другие народы, кабардинцы отличаются благородством характера, учтивостью, а также чистотой своих одежды и жилищ. Все эти качества свидетельствуют о том, что кабардинцы находятся на более высокой ступени цивилизации, чем прочие горские народности... Балкарцы, чеченцы, карачаевцы и абазины признают их превосходство» [5]. Ученые того времени неоднократно отмечали утверждение на Кавказе кавказской цивилизации, а адыгскую считали ее важнейшим компонентом. Влияние адыгской культуры и цивилизации на соседние и дальние народы имело объективный характер. Чеченцы, осетины, ингуши, балкарцы, карачаевцы, казаки, народности Дагестана перенимали их лучшие достижения в духовной, нравственной культуре именно потому, что, во-первых, эти достижения отвечали их потребностям, интересам, вкусам и ценностным ориентациям. Во-вторых, развитая в идеале, по оценкам других народов, совершенная адыгская духовно-нравственная культура олицетворяла все лучшие качества кавказских горцев и играла доминирующую роль по сравнению с другими. В-третьих, адыги в период расцвета феодализма в военном отношении на Северном Кавказе считались сильными, мощными и храбрыми, что способствовало признанию их культуры соседями. Перенимать превосходящую адыгскую культуру заставляли необходимость защиты от иноземных захватчиков, расчет на помощь и поддержку со стороны сильного и опытного по ведению войн адыгского народа. В-четвертых, важным показателем доминирующего влияния адыгов, их культуры явилось то, что, благодаря торговому обмену, общению, в языках соседних народов образовались словосочетания со словом «адыг», «черкес». Осетины, чеченцы, балкарцы, карачаевцы, ингуши считали образцом воспитания адыгскую степенность и благородство. Карачаево-балкарцы говорят: «Черкесле адетни бийикде тутадыла» - «Черкесы дорожат обычаями, этикетом». В-пятых, система воспитания в Кабарде была поставлена на высоком уровне благодаря развитости нравственных отношений и высокой нравственной культуры, соблюдению этикетных норм и приличия. Наличие такой культуры привлекало к себе внимание других этносов и народностей, которые стремились перенять совершенную нравственную культуру и воспитанность. Сыновья крымских ханов, осетинских алдаров «отсылаются к черкесам на воспитание и обучение» [6]. Чеченцы, осетины, ингуши, балкарцы посылали своих детей учиться приличиям и этикету именно к адыгам. В этой связи английский политический деятель Д.Белл писал о порядках, о высокой нравственной воспитанности так: «Немногие страны, с их установленными законами и всем сложным механизмом правосудия, могут похвалиться той нравственностью, согласием, спокойствием, воспитанностью - всем тем, что отличает этот народ в его повседневных взаимных сношениях» [7]. В-шестых, у адыгов (черкесов) получили свое совершенство такие- социальные институты, как гостеприимство, куначество, покровительство, абречество, хаса, институт джегуако (народные певцы), которые способствовали в течение длительного времени преемственности поколений, духовности и, в первую очередь, нравственности. В этой связи огромна была роль института аталычества, явившегося основной школой воспитания детей князей и дворян. Она заменяла семейное, родительское воспитание. В-седьмых, в традиции адыгской нравственной культуры стратегической целью являлось формирование человечности. Адыгство как свод нравственной системы по своей сущности было направлено за сплочение этносов, за единство, против национализма, национальной розни. В этом заключалась притягательная сила нравственной культуры адыгов. Как и другим этносам, адыгам была характерна верность общепринятым нравственным требованиям, установкам, заинтересованность в их продолжении. Об этом хорошо сказал известный карачаевский просветитель И. Хубиев (Карачайлы): «В отношении верности адатам, точности их соблюдения всегда впереди всех народностей шли кабардинцы. Недаром Кабарда считается родиной и законодательницей всех адатов, нравственных норм. Гостеприимство, почтение к старшему, почтение к женщине, навыки взаимопомощи, товарищеские услуги, услуги соседу и многое другое, что обозначается одним словом - воркхабза (т.е. соблюдение правил, обязательных для дворянина - ворка, но это имеет значение более широкое и принципиальное),- все это, развитое до тончайших мелочей, можно было видеть в старой дореволюционной Кабарде,.. развитие этих обычаев дошло в Кабарде до своего логического конца...» [8]. Когда мы говорим о всеобъемлющем влиянии традиции адыгской нравственной культуры, то имеем в виду совокупность нравственных универсалий, включающих человечность, чуткость, почтительность, вежливость, скромность, гостеприимство и т.п. Как было сказано, традиции нравственной культуры адыгов составляли целостную и стройную систему. Она в период расцвета феодализма была уникальной и очень популярной. «В системе адыгской этики роль определяющей ценности выполняет, как мы видим, человечность, все другие ценности образуют инструментальную субсистему адыгства. На деле это означает, что адыгство обязывает быть добрым, отзывчивым, почтительным, деликатным, рассудительным, мужественным, честным, великодушным во имя одной высшей цели - человечности» [9]. И эта целевая установка привлекала к себе и балкарцев, и осетин, и карачаевцев, и чеченцев и других народов, ибо нет и не может быть иной высшей цели для человека, чем проявлять человечность в отношении к другим людям. По выражению известного ученого правоведа-исследователя права, обычаев и традиций горских народов М. Ковалевского, культурное воздействие адыгов на другие этносы в период феодализма было всеохватывающим. Адыгская нравственная культура свое влияние оказывала на весь Кавказ. Об этом свидетельствуют словарный фонд языков народов Кавказа, языковые выражения. Например, карачаево-балкарцы говорят: «содержанием и Черкес намыс» - «Черкесская честь, совесть», «Черкесде намус бийикде жюрюйдю».- «У черкесов этикет соблюдается образцово». Традиционная нравственная культура адыгов не противопоставляла себя культурам осетин, карачаевцев, лезгин, кумыков, чеченцев, балкарцев и другим. Ее развитость, значительные преимущества в достижениях, притягательная сила, связанная с ее богатым содержанием и формой, проживание адыгов на огромной территории - все это носило объективный характер и способствовало преобладающему влиянию их культуры на культуры других этносов Кавказа. Приведем пример из жизни горских народов и казачества, их взаимоотношений. Известно, что в укреплении дружественных отношений между горцами и терско-гребенскими и другими казаками большую роль играли кавказские гостеприимство и куначество. Последнее выступало как своеобразный обычай кавказского побратимства. Казаки гордились своей дружбой с кабардинцами, балкарцами и передавали ее детям как священное завещание. Эта дружба продолжалась достойно от поколения к поколению. «Терские казаки, породнившись с кабардинцами, балкарцами, осетинами и другими народами, приняли их образ жизни, обычаи, нравы», - подчеркивает В.Г. Коломиец [10]. Однако эти мирные отношения межу ними не всегда сохранялись. Причина тому - политика царизма, которая вела к обострению вражды между разными кавказскими нациями, а также между горцами и казаками. Свою враждебную роль по отношению к казакам не скрывали и представители местного мусульманского духовенства, они вселяли в сознание мусульманского населения вражду к христианам- казакам. Как видно, взаимовлияние традиции нравственной культуры явилось сложным и противоречивым процессом. Оно имело и конфликтный характер на конфессионально-религиозной основе, «на основе языковых отличий, на основе территориальных претензий и других», - справедливо отмечает Р.А. Ханаху [11]. Как сказано выше, северокавказским этносам были характерны однотипные социально-экономические, географические и другие объективные условия. Они имели между собой торговые, семейно-брачные отношения, которые способствовали общению друг с другом. В результате общения лучшие элементы духовной культуры одного этноса передавались другим, происходило взаимопроникновение культур. Не только перенималась адыгская нравственная культура, но и, наоборот, лучшие достижения других народов перенимались адыгским социумом, т.е. происходило взаимовлияние и взаимообогащение культур, естественный «диалог культур», процесс их равноправного взаимодействия с учетом самобытности сторон. Исторический опыт развития свидетельствует, что адыги не занимались захватом чужих земель, тем более земель соседних этносов. Они выступали защитниками карачаевцев, балкарцев, осетин от геноцида царизма, от чужеземных захватчиков. В вышеприведенных оценках адыгской нравственной культуры, в том числе и этикета, основные нормы которого содержатся в адыгэ хабзэ, нет ни малейшего преувеличения и восхваления культуры адыгов, нет никакого этноцентризма. Этикет адыгов «был всегда примером подражания и предметом восхищения многих народов», - подчеркивает известный культуролог К.Х. Унежев [12, с. 153]. Исторический путь развития северокавказских народов, их жизнь - тому яркое свидетельство. Литература 1. Рейнеггс Я. Всеобщее историческое и топографическое описание Кавказа // Атаяиков В.М. Наша старина. Нальчик, 1996. С. 174. 2. Дюбуа де Монпере. Путешествие по Кавказу, к черкесам и абхазам, в Колхидию, Грузию, Армению и в Крым // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII - XIX вв. Нальчик, 1974. С. 456. 3. Введение // АБКИЕА. 1974. С. 27. 4. Ковалевский М.М. Закон и обычаи на Кавказе. М., 1890. С. 254. 5. Бларамберг И.Ф. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа // АБКИЕА. 1974. С. 414. 6. Кантемир Д.К. История роста и упадка Оттоманской империи // Наша старина. Нальчик, 1996. С. 149. 7. Белл Д. Дневник пребывания в Черкесии в течение 1837-1839 гг. // АБКИЕА. 1974. С. 479. 8. Карачайлы И. Быт горских народностей Юго-Востока // Карачаево-балкарские деятели культуры конца XIX- начала XX вв. Т. 2. Нальчик, 1996. С. 158. 9. Бгажноков Б~Х. Адыгская этика. Нальчик, 1999. С. 20. 10. Коломиец В.Г. Очерки истории и культуры терских казаков. Нальчик, 1994. С. 71. 11. Ханаху Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени. Майкоп, 1997. С. 135. 12. Унежев КЛ. Феномен адыгской (черкесской) культуры. Нальчик, 1995. С. 153.

Ответов - 218, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 All

Сая: Власть и титул Великого князя по праву принадлежали Идаровым, как наследникам старшего из 3-х братьев – Идара. Титул и власть передавались на Высоком Собрании (Сенат) – закрытом (для народа) совещании князей и дворян. Но потомки Беслана Тучного – Кайтуковы и Тластановы затеяли спор за право наследования титула и власти. С этого и началась бесконечная междоусобица кабардинских князей!!! Каждая из фамилий стремясь усилить свои позиции заключала междинастические браки: одна из княгинь Кайтуковых (по др. версии Тластанова) была супругой турецкого императора Сулеймана Великолепного, вторая – женой Крымского хана, третья – женой наследника Малой Ногайской Орды. Идаровы: старшая дочь Темруко Храброго – Мальхуруб (черк.Мальширыпх) замужем за Астраханским царевичем, средняя Алтынчач (тюрк.Златавласка) замужем за наследником хана Большой Ногайской Орды, младшая Кученей (черк.Гуашаней, в крещении Мария) стала русской царицей, женой Ивана Грозного. Дочь Идара Эль-Кесовича Джиляхстанова (Мудар Алкасов) была супругой шаха Персии Аббаса I. Т.о., «политическая география» очевидна…

Сая: Теперь о Шолоховых. У Тластана был сын Тепсароко и внук – Шолох (Солох/Салих). Северные владения Тластановых граничили с Кумыкией. Значительную часть населения этой провинции составляли этнические кумыки! Более того, Шолох был женат на кумыцкой княгине - дочери кумыкского владельца шамхала Тарковского! У Шолоха было 5 сыновей: Карачай, Алкас(Эль-Кес), Тластан, Жан-Темруко, Анфоко. В качестве приданного или свиты вслед за супругой во владения Тластановых переселилось значительное число кумыков. Шолох Тепсарокович Тластанов – умный, хитрый, смелый и предприимчивый человек, тонкий политик и интриган. Если не ошибаюсь, он единственный из Тластановых сумел таки стать Великим князем Кабарды. Интересно как он «обосновал необходимость» передачи ему власти. Как известно, при поддержке своего зятя царя Ивана IV Грозного Темруко Храбрый вернул роду Идаровых титул и престол великокняжеский. Наследовать ему должен был сын Михаил (Султан)!!! специально отправленный в Москву – учиться царствовать у самого царя! Но после смерти Темруко Храброго наследников не было «в наличие». Михаил был казнен по ложному доносу, «в горячке» Грозный лично отдал приказ. Правда, спохватились сразу, но было уже поздно. Мамыструко (Мамстрюк) и Думануко (Доманук) были в плену у Крымского хана и тот «зная тему» и как сторонник Кайтуковых держал братьев в крепости ( хотя и Идаровы и Иван Грозный пытались выкупит принцев). Белгороко (Булгайрук) – погиб. Почти год в Кабарде не было центральной власти (так же и по обычаю тризны по умершему) и тогда было решено передать власть брату Темруко – Камбулату, после смерти которого (в 1588г.) уже Идаровы не смогли решить – кто будет править: сын Темруко Храброго - Мамыстроко (Мамстрюк) или сын Камбулата Идарова - Кундет (Куденет) Идаров. Идаровы отправили посольство в Москву, но и царь не дал однозначного ответа. Пока Идаровы «думали» власть захватили Кайтуковы. Шолох же решил, что и он (как потомок Беслана Тучного) имеет право на великое княжение. Следующие 20 лет правили Кайтуковы с 1589 по 1606гг. Но спор за титул и, как следствие, междоусобицы не прекращались. И тогда Шолох Тепсарокович Тластанов произнес знаменитую «миротворческую» речь на Высоком Собрании в присутствии князей и дворян. Он предложил передать ему титул и власть (обратите внимание!) на СЕМЬ лет до окончательного решения вопроса. И правил Кабардой с 1609 по 1616 гг. После него власть вновь вернулась к Идаровым – Куденету (правил с 1616 по 1624 гг.). В 1624 умерли Куденет (Кундет) и Сунчалей (Сэнд-галей) Идаровы. (Мамыстроко (Мамстрюк) и Думануко были приглашены Кайтуковыми «для примирения и окончательного решения вопроса о верховной власти», схвачены и казнены!). После Куденета править должен был его брат Пшемахо Идаров, но его «не утвердило» Высокое Собрание. Следующим Великим князем будет сын Куденета Идарова - Келемет, после гибели которого в Малкинской битве (1641) род Идаровых навсегда потерял власть и титул Великих князей. Род Идаровых был почти полностью истреблен, оставшиеся в живых эмигрировали в Россию. Эта династия и есть знаменитый род Черкасских. Обратите внимание на то, что их герб венчают символы КОРОЛЕВСКОЙ ВЛАСТИ: «Щит с эмблемами покрывает мантия из горностаевого меха, над ней - золотая корона…посередине герба малый щиток, в коем золотая держава..» (О.Опрышко «По тропам истории»)

Сая: Нет сомнения в том, что Шолох и не собирался передавать власть ни Кайтуковым, ни Идаровым. И тем и другим Шолох со своей армией и при поддержке кумыков и ногайцев нанес ряд серьезных поражений (были убиты лидер Кайтуковых – Кази Пшеапшокович Кайтуков, его племянники; сын Мамыстроко Идарова – Алей-мурза (Эльмурза) Идаров). Интересно, что после смерти Шолоха, его брат Пышта надеялся удержать за собой титул и власть. Тластановых активно сталкивали между собой Кайтуковы. Как результат – Пышта Тепсарокович Тластанов прогнал сыновей Шолоха – Карачая и братьев. А приняли их конечно же Кайтуковы и поселили их в своих (после вытеснения Идаровых) владениях в Центральной Кабарде – на Баксане. Теперь эти владения назывались – Казиева Кабарда.Предки карачаевцев первоначально жили на восточном склоне Эльбруса – в Баксанском ущелье. Опять же, очевидно с подачи Кайтуковых, обещавших посредничество, Карачай Шолохов, с которым переселились лишь часть подданных (в основном кумыки) требовал у дяди (Пышты) причитающиеся ему «черкасские кабаки». Посредниками в споре выступали Идар и Алхо Джиляхстановы (Мудар Алкасов и Алхо Айтеков), во владения которых Карачай с братьями Алкасом и Тластаном приехали для переговоров. Все трое были убиты Джиляхстановыми (с подачи Пышты Тластанова и Кайтуковых). Жан-Темруко «убили в горах», Анфоко «умер своей смертью в молодом возрасте, бездетным». После гибели Карачая Шолохова его владение (Карачай) и подданные (карачаевцы) управлялись Кайтуковыми вплоть до конца правления Великого князя Асланбека Великого (Кайтукова). Именно о нем говорится в карачаевских преданиях первой половины 18 века. Интересно, что Пышта Тластанов после убийства племянников, приезжал в Карачай с сыновьями «принимать хозяйство», но был убит «горским мужиком [карачаевцем], аталыком Хорошая, за Хорошаеву кровь». Фамилия Шолоховы сохранилась вплоть до 19 века. У Карачая был сын. Так в документах 17 в. связанных с Малкинской битвой (между Кайтуковыми и Идаровыми) в июле 1641 года, на стороне Кайтуковых, в числе князей указан (не помню имени?) «Карачаев-сын». Итогом сражения был полный разгром Идаровых и их союзников. Но из-за угрозы войны с Россией Кайтуковы и Шогеноковы «со всеми кабаками» (т.е. с подданными, в т.ч. с карачаевцами) переселились за Кубань - в Западную Кабарду (к родственникам Каноковым) и в течение 3 лет (до 1644 г.) находились там. Большая часть абазин (абхазы переселившиеся с Южного Кавказа – Абхазии) была выселена Кайтуковыми на равнину, а на их месте поселили карачаевцев. С тех пор (с 1644г.) карачаевцы живут за Кубанью, на зап.склоне Эльбруса. Оставшиеся в горах абазины (от черк. абаза/абадза - абхазы) с переселявшимися к ним зап.черкесами в к.17 в. образовали новую провинцию – Абазехия/Абадзехия. Таким образом, Карачай сам наполовину кумык (по матери). Известно также, что его аталыком (воспитателем) был кумык (карачаевец?). Нет сомнения в том, что и сам Карачай и его братья свободно владели кумыкским/карачаевским языком. Память о том, что народ карачаевский привел Карачай (Карчи) и братья сохранилась в преданиях карачаевцев Хан-Гирей в «Записках о Черкесии», сообщает, что Бесланеей (Зап.Кабардой) правят 2 фамилии – Каноковы и Шолоховы. Выше было отмечено родство обеих фамилий (вместе с Кайтуковыми), все - потомки Беслана Тучного.


Сая: Геор Цитата с одного форума (эмоционально, но по теме): Асланбек Великий (Асланбек Кайтуков) – был на самом деле наполовину балкарцем, а наполовину осетином! Потому что имя у него тюркское, а фамилия «оказывается» осетинская! Петр I был дурак или не знал этого когда писал свои письма Асланбеку Великому и называл его «первым кабардинским владельцем» и «Великим князем Кабарды»! Хитрые кабардосы обманули наивного Петра I-го. Не этот ли царь официально отказался от каких-либо претензий на Кабарду? Не его ли грамоту показывал крымский хан Асланбеку Великому?

Geor: То, что он был кабардинским князем ишо не говорит что он был кабардинцем... Командовать - у Кайтуковых в крови

Сая: А то, что его отец был кабардинцем, о чём-нибудь говорит?

Ос-Багатар: Геор, да тебе не пофигу осетин или кабардинец - главное из голубых. Бери пока дают, а то потом и княжество отберут.

Сая: Багатар, ты это... поаккуратней с шуточками.

Ос-Багатар: Не поймаешь! Не поймаешь! Слабаки вы.

леопольдина: Geor будешь хулиганить отрежу уши

Barshbe: Сая пишет: потомки Беслана Тучного – Кайтуковы Все, Геор, можешь поменять надпись на аватарке с "Осетин - Полиция нравов" на "Потомок Беслана Тучного"

Яас: Сая, карачаевцы в подданстве ни у кого не были. Князя зовут Карачаем потому что он воспитвался у карачаевцев и такие люди считались родственниками. Аталык(за отца, как отец-так переводиться это слово) князя Карачай был карачаевцем и когда появился удобный момент отомстил за своего воспитанника - считай сына. "Карачаевцы, живущие на высотах под Эльбрусом, хотя народ немногочисленный, но храбр, имея врагами своими, с правой стороны закубанцев, а с левой Кабарду, никогда еще не был побежден и самостоятельность его еще более наводить страх на неспокойных соседей... Вообще карачаевцы отличаются... опрятностью одежды, чистотой домашней жизни, любезностью в обращении и верностью данного слова". В. Шевцов. Жур."Москвитянин", М., 1855, №23,24, кн.1и2, с.5.

Сослан: Яас пишет: В. Шевцов. Жур."Москвитянин", всё. истина в последней инстанции. на самом деле зависимость от кабардинских феодалов заключалась не в прямом их правлении. Они не завоёвыали горцев, не сажали туда наместников. Им это было сделать трудно, да и не нужно. Кабардинцы контролировали выходы на плоскость не пуская туда горцев и собирая с них пошлины и подати, если у горцев была необходимость выйти на плоскость. При чём такие подати кабардинцы одно время брали и с русских, когда те проезжали через их заставы. для этого русскими даже были оборудованы специальные склады, чтобы проезжающие брали там материю, которая являлась фактически денежной единицей. Горцы за неимением материи, платили крупным и мелким рогатым скотом. Специфика хозяйства горцев вынуждала их спускаться со своими стадами на плоскость в зимнее время, а кабардинцев выгонять свой скот в горы летом. Кроме того вследствии того, что кабардинцы закрыли плоскость для горцев, последние могли обеспечить себя хлебом только на несколько месяцев в году, остальное время хлеб покупали ( или меняли) у кабардинцев. Здесь на форуме я приводил отрывок одного из русских путешественников который описывал взаимоотношения куртатинцев с кабардинцами. Он писал примерно следующее "когда у куртатинцев кончается хлеб, они впускают к себе кабардинцев, когда же хлеба у них в избытке, кабардинцев они не пускают, в связи с чем между ними часто бывают ссоры и драки". Вот примерно в такой форме и выглядела зависимость горцев от Кабарды. Надо отметить что живя на плоскости и имея гораздо больше материальных благ чем горцы, кабардинцы естественно численно размножились ( их количество резко сократилось после поразившей их эпидемии чумы ) и создали совершенную военную организацию необходимую для осуществления контроля за своими территориями и контроля за горцами. Кабардинцы были прекрасно вооружены, их отряды и вообще поселения были мобильны. Если горцы хотели обосноваться на равнине и это не устраивало кабардинцев, то с их стороны следовали карательные рейды и поселения просто разрушались. Однако кабардинские владельцы в определённый момент стали заинтересованы в поселениях на их землях горцев, т.к. последние могли приносить им дополнительный доход ввиде податей, платы за аренду земли или единовременной вылаты за покупку земли. Известно что первые поселения дигорцев на плоскости были образованы либо путём покупки бадилятами у кабардинских князей земельных участков за определённое колличество душ мужского пола, пленников, которых добывали осетины в соседних обществах ( торговля людьми была очень развита на Кавказе, в некоторых местностях она продолжается до сих пор), либо заключением с ними родственных и союзнеческих отношений. Горцы в разной степени находились в зависимости от кабардинцев. Утверждать обратное совершенно бессмысленно. Так как не будь этого фактора горцы давно выселились-бы на равнину, что более естественно для человека, чем пребывание в горах. Не надо забывать и о том, что в ходе кавказской войны преведший частью к истреблению, частью к эммиграции адыгского этноса, произошёл большой демографический сдвиг и сдвиг расстановки сил в регионе. Из подавляющего большинства адыги ( русский вариант черкесы) превратились в меньшинство. Кабардинцы стали покидать Малую Кабарду из-за эпидемии и на их место стали заселяться осетины и ингуши. Хотя на протяжении ещё какого-то времени кабардинцы считали эти земли своими и их дружины совершали туда рейды. Конец этому положило русское присутсвие. Балкарцы оказались в самом тяжёлом положении и их территория приросла равнинными участками только после советской власти. К Карачаю было прирезано большое колличество равнинной земли также только после советской власти.

Батраз: Недавно по российскому каналу была передача " Вокруг света". Если кто помнит ее ведет молодой парень, длиноволосый такой, с хвостиком. Передача была о побережье Черного моря. Рассказывали о истории края, начиная с древних времен. Показывали дольмены, показали застолье устроенное шапсугами для съемочной группы, национальное блюдо. Показывали как готовится адыгейский сыр. Потом группа была в гостях у грузина в каком-то селе. О составе села говорили, что в основном в нем живут грузины и русские. Я сам знаю такую деревню около Сочи называется Каткова Щель. В ней живут почти одни армяне. Сая, с термином черкесы я действительно ошибся..Он действительно собирательный.. Просто в свое время мне так представлялись местные сочинские парни-адыги.

Sarmat: Баграт Шинкуба. Последний из ушедших Убыхи. Когда-то они жили на своей земле, на которой испокон веков жили их предки; и были полны надежд — надежд на будущее. Когда-то они мечтали о простых естественных вещах, пели песни, играли свадьбы, с достоинством жили и с достоинством умирали… Но как легко отнять мечту и как легко растоптать надежду. Многое пришлось испытать людям из народа Убыхов, вынужденно покинувшим свою землю. Гонимые ото всех и ото всюду, они шли по дорогам, усыпанным мертвыми телами; любившие свободу, они до конца боролись за нее. Да, легко растоптать надежду. Но разве можно вырвать из сердца горца любовь к своей Родине, к своему дому, к своему очагу. Разве что с самим сердцем… «Последний из ушедших» — это книга, которая не поддается рецензированию, она сама находит путь к сердцу своего читателя

Сая: Историческая страница Участники военного совещания эпохи завоевания Кавказа (1839г. Сочи)

Сая: К вопросу государственности адыгов http://www.adygaunion.org/rus/index.php?option=com_content&task=view&id=133&Itemid=75 В 1829 г. началось движение, направленное на заключение союза между различными адыгскими субэтносами. В декабре состоялась Хасэ, на котором обсуждалась война с Россией. В 1834 г. абадзехи, шапсуги, натухайцы и убыхи заключили между собой военно-политический союз, договорившись прекратить все междоусобия и соединиться в один народ для действий против общего врага. Идея этой присяги принадлежала Калабатуко Шупако. Символом единства стал национальный флаг, принятый в 30-е гг. XIX в. Он представлял собою зеленое полотнище с 12 звездами и с тремя перекрещенными стрелами. Руководителями союза в 1835 г. была принята «Декларация независимости Черкесии». В ней сказано, что адыги не являются подданными России, никогда таковыми не были и не будут в дальнейшем. Процесс становления черкесской государственности продолжался. Российская администрация стремилась изнутри расколоть адыгов. Об этом свидетельствует предписание военного министра Чернышева командиру Отдельного Кавказского корпуса Головину от 17 февраля 1842 г.: «Распространение владычества нашего на Кавказе непосредственно зависит от несогласия между горцами. Ныне же все почти горские общества единодушно соединились против нас и в этом положении дел необходимость указывает приступить к безотлагательным мерам для возможного уменьшения числа неприятелей и поселения между ними внутренней вражды и раздоров».

Сая: "Черкесский Круг" в Шотландии http://www.adygaunion.org/rus/index.php?option=com_content&task=view&id=136&Itemid=75 Подлинным открытием стало обнаружение в Шотландии танца «Черкесский круг», существующего в этой стране с XVII века и относящегося к числу наиболее древних, и осмысливаемых как исконные, форм шотландского фольклора. Этот танец поныне живет в народе и танцуется в деревнях. Руководитель форума Ян Рассел, директор Эльфинстоунского института при Абердинском университете, лично продемонстировал нам «Черкесский круг» на улице возле клуба «Lemon Tree», где проходила прощальная вечеринка участников NAFCO. Как отдельные элементы, так и в целом весь рисунок представили нам удж хурай XVII столетия, передавшийся, скорее всего, посредством корабельных экипажей шотландских торговых судов. Европейская навигация в Черном море имела место быть, хотя и в стесненном османами масштабе. Иначе, как морским путем черкесский танец вряд ли мог попасть не просто на другой конец европейского континента, но на остров Британия. И надо иметь ввиду, что, попав на этот остров танец закрепился не где-нибудь, а именно в Шотландии, представляющей собою цивилизационный «остров» внутри географического острова. Аудитория Шотландии была самой благодатной почвой для усвоения черкесского танца именно по стечению всех тех исторических и этногенетических обстоятельств, которым был посвящен доклад на NAFCO ведущего научного сотрудника АРИГИ Самира Хотко, автора «Истории Черкесии» (СПб., 2002). В докладе анализируется ряд интересных этнографических совпадений и параллелей в культурах двух стран, расположенных на диаметрально противоположных краях Европы. Университетский курс истории не позволяет нам установить хотя бы один период общения кельтов островов и черкесов. Но есть определенные данные в пользу того, что все-таки это общение состоялось, и не так уж давно по меркам истории этих народов.

Сая: О НЕОСНОВАТЕЛЬНОСТИ ПРИТЯЗАНИЙ ГРУЗИН НА СУХУМСКИЙ ОКРУГ (АБХАЗИЮ) http://www.apsny.ru/history/history.php?page=content/hist_stran.htm

Сослан: Сая пишет: Подлинным открытием стало обнаружение в Шотландии танца «Черкесский круг», существующего в этой стране с XVII века и относящегося к числу наиболее древних, и осмысливаемых как исконные, форм шотландского фольклора.



полная версия страницы