Форум » ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ОСЕТИИ » Этнография .Алания--Осетия » Ответить

Этнография .Алания--Осетия

Bolat: этнографы описывая тот или иной народ обычно проводят своё описание по следующим пунктам. архитектура, одежда , виды хозяйственной деятельности (скотоводство, земледелие,охота,пчеловодство, садоводство и т.д.)орудия труда, оружие, ремесленные изделия, орнамент, пища, устное народное творчество, песни, танцы, обычаи и обряды.

Ответов - 53, стр: 1 2 3 All

Bolat: Сослан пишет: я сторонник другого подхода. Давай двумя методами Сая пишет: Без расчленения, сразу в комплексе? В том то и дело,что Яньцай(Аланья),Кангюй и Усунь---это одно,а Кавказская Алания--это другое,как и Ясшаг (в Венгрии) .В Кавказской Алании есть свои периоды истории,НО ОЧЕНЬ ВАЖНО,что в основе этого людского образования-- смесь ,,кавказцев,,и скифо-сармат.Сами ,,чистые,,аланы здесь сравнительно быстро осели.Чем дальше в степи,Волга-Дон тем дольше там сохранялся кочевой быт. Туаллаг пишет: А вы уже отсудили аланство у всех остальных? Да тут и отсуждать нечего идём строго по науке ...и если так,то тут всем всего хватит ;и адыго-абхазам и вайнахам

Bolat: Далее,согласно списка идёт ОДЕЖДА.Рассмотрим и её...

Bolat: Из книги З.В.Доде ,,Средневековый костюм народов СК,, ,,Кавказский костюм сформировался в результате взаимодействия различных по происхождению компонентов...Кавказский кафтан,,типично иранский в своей основе,,(Иерусалимская,1992)....Сарматы принесли с собой узкий,но более длинный кафтан,длинные штаны и ноговицы,а также высокие сапоги.,, В общем по аланам,там очень много(и хорошие иллюстрации)+доказательной базы о формировании СКкостюма ,,в основе.,, от степных номадов.


Bolat: ,,Большую работу по изучению кавказской одежды проделала А.А.Иерусалимская,результатом чего явился ряд статей и монография...на основании анализа находок костюмов прослеживаются все уровни дифференциации аланского общества по социальному признаку,ставя на один полюс вождя,облачённого в кафтан из шелковой ткани с ИЗОБРАЖЕНИЯМИ СЭНМУРВА,на противоположный--бедняка в латаном холщовом рубище,а между ними--рядовых общинников,использовавших шелк в качестве отделки своих костюмов,, ,,В аланских погребениях 7-11веков штанов ниже колен не зафиксировано,покрой коротких штанов с широким шагом имеет аналоги в центральноазиатских древностях.Аланы носили чулки на подвязках,крепившиеся к поясу(восточнокочевническая традиция.Верхние штаны-чулки,пристёгивавшиеся к поясу под рубахой,входили в костюм саргатиев-северо-западные иранцы.В Пазырыкских курганах С.И.Руденко обнаружил очень длинные войлочные чулки..... Прототипом некоторых средневековых северокавказских головных уборов,очевидно,были скифские остроконечные шапки-башлыки,закрывающие уши,затылок и шею,которые иногда завязывались у подбородка,,

Bolat: http://anaharsis.ru/etno/Uarz_2.htm Добротно сшитые из кусочков отработанных тканей, украшенные орнаментальными мотивами вышивок, куклы эти занимали определенное место в эстетике традиционного быта. Изящные по характеру изготовления и богато декорированные образцы кукол могла изготовить не каждая женщина, а лишь известная своим рукоделием мастерица……..Условная градация пола в куклах отражалась с помощью соответствующих пропорций экстерьера и народных костюмов. Следует особо подчеркнуть, что означенная поэтическая условность и кукольная иносказательность «не мешала с этнографической точностью перечислить в кукольном костюме основные детали... народной одежды» (6, с. 30). http://anaharsis.ru/ornam/orn_4.htm Рис. 53. Скифо-сакский орнаментальный мотив из Пазырыкского кургана идентичен по своей стилистике орнаментальной манере А.Чехоевой. Горный Алтай, V – IV в. до н. э. http://anaharsis.ru/ornam/orn_1.htm Рис. 10. Скифо-сакская изобразительная стилистика сохранится до времен алано-осетинского традиционного орнамента. Курган Туекта I, IV в. до н. э. http://anaharsis.ru/ornam/orn_2.htm Рис. 20. В одеянии знатной кушанки из Тилля-Тепе привлекают внимание подвесные рукава. Афганистан, I в. н. э.

Батраз: А я вот грешным делом подумал.... А исходя из общекавказских черт, можно ли отнести к кавказцам азеров и армян? Мне что-то подсказывает, что они кавказцами-то стали считаться при СССР.. А так они типичные турки и иранцы.

Bolat: ,,ШИТЬЁ ИХ ЖЕНЩИН ОТЛИЧАЕТСЯ ЧИСТОТОЮ И ДОБРОТОЮ.,,Вахушти Багратиони ------------------------------------------------------------------------------------------------------ Дополнение к архитектуре: ,,Зажиточные окружают дом свой ВЫСОКОЮ СТЕНОЮ И ЧЕТЫРЬМЯ небольшими караульными башнями,на которые взбираются по приставленным лестницам,,М.Дюбуа об обор.сооружениях осетин. ,,Дома знатных выделяются своей величиной..,часто маленькие замки(нечто вроде средневековых городов),окруженные стенами и башнями,,Ф.Феттер.

Bolat: Батраз пишет: А так они типичные турки и иранцы. Где то недавно видел древнее сочетание ПЕРСОАРМЯНЕ Вроде с одеждой маленько разобрался идём далее по списку ,,скотоводство и земледелие,,

Venera: fydbylyz пишет: А не хочешь пернестись и посмотреть, как они скальпы снимали?) Вот интересный момент из "Нартов", где Урызмаг с сыном с терк-турками сражались: "...И опять не сдержал Урызмаг своего любопытства. Поднял он голову из ямы, и сорвал ветер верхнюю часть его черепа и понес ее прочь. -Этак, пожалуй, мой старший останется без головы, - сказал мальчик, выпрыгнул из ямы, догнал верхнюю часть черепа Урызмага, которую далеко унес ветер. И, надев ее на голову Урызмага, сказал: - Пусть с этого времени верхняя часть черепа нартов не снимается больше. А до этого было так, что любой нарт мог снять верхнюю часть своего черепа (чтобы удобнее было брить голову ), а побрив, снова надеть ее." Мой вывод таков: для времени нартов снятие скальпа уже не было делом обыденным, но в памяти остались времена, когда снять скальп, все равно что побрить голову (скифские?) Прошу простить за офф-топ

Сослан: Bolat пишет: Где то недавно видел древнее сочетание ПЕРСОАРМЯНЕ есть менее древнее и ближе к Кавказу - черкесогаи. Черкесогаи (черкес. армяне) — субэтническая группа в составе арм. народа, сформировавшаяся в результате длительного пребывания армян в адыгояз. среде. В период проживания в Черкесии называли себя, как и окружающие их народы, «эрмэлы» (армянин). После переселения во 2-й четв. XIX в. в рус. пределы называли себя «черкесогаи» (арм.) или «черкес. армяне» (рус.). В настоящее время большая часть потомков Ч. живет в городах Армавир, Краснодар, Майкоп, в этническом и культурном отношении мало отличаясь от других групп российских армян, поселившихся на Юге России до нач. ХХ в. http://www.kavkazonline.ru/encyclopedia/peoples/articles/CH/chekesogai.htm были и половецкие армяне. это просто не в тему, а в качестве интересной инфы. вообще постановка вопроса кавказцы или нет, мне не очень понятна. например я уверен, что армяне живут на Кавказе ( хотя нынешняя Армения - это лишь северная переферия исконного обитания армян) "дольше" наверное большинства народов региона. Азербайджанцы - этнос включивший себя помимо тюрок как древний кавказский (албанский) так и иранский элементы и с этой точки зрения они тоже имеют древние кавказские корни. Это если рассматривать Кавказ как географическое понятие. Если смотреть с исторической и культурной точек зрения, то Кавказ можно разделить на Северный и Закавказье. При таком подходе кавказцами часто принято считать население Северного Кавказа + южных осетин , абхазов, вайнахские,аварские и лезгинские закавказские группы и горногрузинские группы ( сваны, хевсуры,пшавы,мохевцы). В этом случае и основную часть грузин надо-бы причислить к "закавказцам", как культурно, так и антропологически. А к закавказцам, значит к переднеазиатам.

Venera: Сослан , так что такое "общекавказские черты"?

Сослан: Venera , а где я токое писал "общекавказские черты"?

Venera: Сослан , писал не ты, писал Батраз, но термин общеупотребительный, вот хотелось бы разобраться. Если общекавказское, то не аланское? Чтобы разобраться с наследием, нужно вычленить именно аланский пласт из общечеловеческого в общем и кавказского в частности Спросила тебя, потому как хотелось твое мнение узнать У тебя есть способность убедительно отвечать, аргументировать (это если обидела вопросом ) ну и Батраз редко заходит, можно ответа не дождаться Чем ближе к обычаям и традициям, тем актуальней этот вопрос будет

Сослан: понятно. насчёт аланского пласта... лично я не могу с уверенностью сказать, что вот это дескать аланский пласт ни в одном из элементов материальной культуры осетин. чего не скажешь о кавказском субстрате. другими словами в материальной культуре осетин, лично я не знаю ничего некавказского. у меня просто сейчас нет времени ( а может и раздражителя ) чтобы подробно рассмотреть вопросы поднятые в этой теме, как-то ....одежда, жилище, орудия труда и т.д. Venera пишет: У тебя есть способность убедительно отвечать, аргументировать на счёт этого не мне судить. я бы выделил у себя другую особенность - ничего не выдумывать, не придумывать и не подтягивать к нужным выводам кому-то это покажется ограниченностью и слепой верой в "академические книжки", но на самом деле это конечно не так а даже если-бы было и так, то в академических источниках в любом случае больше достоверной информации, чем скажем в рассуждениях националистически ориентированных диллетантов, любителей краеведов, любителей древностей, местных научных кадров и т.д. и т.п.

Сослан: а вообще ты судя по всему хотела-бы узнать не что такое "общекавказские черты", а что представляет из себя "кавказский субстрат", в частности у осетин. поскольку "общекавказские черты" - это что-то совершенно неопределённое и непонятное. я считаю что в материальной культуре осетин доля кавказского субстрата равна 100%. однако я не утверждаю что это так, и если увижу аргументированное объяснение, что вот этот элемент в культуре осетин аланский, я конечно признаю. общекавказская одежда в которой сочетаются элементы иранского и тюркского, я также отношу к у осетин к кавказскому субстрату, хотя возможно здесь я ошибаюсь и возможно именно в одежде и прослеживается аланское или иранское влияние на Кавказе, впрочем точно также как и тюркское. А что касается всего остального, на мой взгляд, это 100% кавказские элементы. Вот у карачаевских и балкарских друзей в материальной культуре есть не только кавказские, но и типично тюркские элементы, у осетин-же ничего не кавказского я не знаю.

Bolat: Сослан пишет: Вот у карачаевских и балкарских друзей в материальной культуре есть не только кавказские, но и типично тюркские элементы Что в общем и по нам ,,ДОКАЗЫВАЕТ,,,что типично аланские(горно-предгорно-степные)элементы ЕСТЬ .Но либо это уже воспринимается как ,,материальная культура кавказского субстрата,,,либо типично иранские элементы нами ещё не поняты или ,,размыты,, временем Вот ,например, коснулись слегка архитектуры и костюма ,и лично я уже вижу,что Туалы,а следовательно и горцы северных склонов не строили так ,,масштабно,, как Овсы-Аланы(явное наследие плоскостной Алании)....костюм:орнамент индоевропейский;,,подвесные рукава,,--это вообще нечто ;элементы одежды и тд...Шой то ,,субстрат,,покачевается

Батраз: Общекавказскими чертами я назвал те признаки во внешности, культуре, быте, которые определяют нас как кавказцев. Вот например! Полосатые штаны в национальном костюме это кавказское? А у армян они есть. Можно много таких примеров привести в отношении армян и азербайджанцев. А когда всю эту шелуху снять с них, то внутри окажется перс. Вспомнил еще одну нашу особенность в одежде.. Осетинский женский платок. И пуховый вариант и простой. Уникальный чисто осетинский предмет одежды.

Bolat: Архитектура Замок-крепость Дударовых ,,Между строениями возвышается каменный замок князя,С БАШНЯМИ И СТРЕЛЬНИЦАМИ..комнаты обширны и чисты,, В.М.Батчаев,,Феодальные замки Алании(Балкария),, ,,..Единственно приемлемой представляется интерпретация данных обьектов как укреплённых жилищ АЛАНСКОЙ ЗНАТИ,или,говоря иначе,феодальных замков.Рассматривая их в совокупности,нетрудно заметить яркую особенность:замки возвышаются над жилищами простых общинников,господствуют над поселением,отделённые от него отвестными обрывами скальных выступов....нам уже приходилось обращать внимание на сходство указанных морфологических особенностей с морфологией аланских городищ предгорно-плоскостной зоны,-- СХОДСТВО ОТНЮДЬ НЕ СЛУЧАЙНОЕ. В обоих случаях налицо типичная для феодальной формации тенденция к укреплению княжеской резиденции и обособлению её от жилищ рядовых соплеменников посредствомм всякого рода рвов,валов,защитных стен и рельефа местности...Доминанта кавказского автохтонного зодчества(приёмы,интерьер)+ собственноаланская традиция стационарного строительства(материальное воплощение классовой стратификации аланского общества на заверщающем этапе его истории),, Невольно вспомнишь Царазонта,Бибилуров и Двалов --------------------------------------------------------------------------------------------------- Одежда. По определению Абаева,многие теримны связанные с ткацким делом осетин,являются древнеиранскими..различные названия шерсти(хъуын,фасм),частей веретена и ткацкого станка,производственных процессов(алвисын,нывандын). ----------------------------------------------------------------------------------------------------- Скотоводство и земледелие Ещё Абаев указал,что скотоводческие термины и слова осетин бесспорно ИРАНСКИЕ по происхождению ,и народ наш в прошлом скотовод-кочевник Тут аланское преобладает ,но подстроилось под местнокавказское,как и многое другое. По земледелию,понятно изначально,что абсолютно преобладает автохтонное.Уклон в степь виден сразу(фыд,хсыр,сарв,цыхт,мисын,--восходят к древнеиранскому). Юань-ши ,,Ас Ханхусы приказал своей жене Ваймасы во главе войска защищать владение...мать внука (командира аланской гвардии),,ОТПРАВИЛА СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ СКОТ ДЛЯ ПРОПИТАНИЯ ВОЙСКА ,,,, Б.А.Калоев ,,Скифский период на СК характеризуется появлениемм ослов,мулов и верблюдов(+табунного коневодства и выхолащивания ),наличие которых здесь не подтверждается источниками.

Bolat: Батраз пишет: то внутри окажется перс. Если и с гюрджей снять ,но ,,шелухи,,у них поболее

Bolat: Скотоводство Фос--,,скот,добыча,имущество,, CAR во всех иранских языках,,пасти скот,,,.,,КОЧЕВАТЬ,пася скот,, ---кочевать,бродить.CARYN-CARUN---ОСЕТИНСКОЕ ,,ЖИТЬ,, Фысым-фусум,,хозяин принимающий гостя,,FSUMANT--ОБЛАДАЮЩИЙ СКОТОМ ,,СКОТОХОЗЯИН,, В кочевом быту не обладание домом,а обладание скотом является синонимом хозяйственного достатка и способности оказывать гостеприимство. Сослан ЖИТЬ-КОЧЕВАТЬ это ,,конечно,,явный кавказский субстрат Где ,,наши,,лингвисты-,,знатоки,,,пусть переведут с семито-хамитского и ,,андо-цезо-вайнахо-сванского,, ШО ТАКОЕ ,,ЖИТЬ,,для горца Кочевать по горам???По русски Жить-жито(злаки)-живот(жив-живу-жую,пища)??



полная версия страницы