Форум » ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ОСЕТИИ » Этнография .Алания--Осетия » Ответить

Этнография .Алания--Осетия

Bolat: этнографы описывая тот или иной народ обычно проводят своё описание по следующим пунктам. архитектура, одежда , виды хозяйственной деятельности (скотоводство, земледелие,охота,пчеловодство, садоводство и т.д.)орудия труда, оружие, ремесленные изделия, орнамент, пища, устное народное творчество, песни, танцы, обычаи и обряды.

Ответов - 53, стр: 1 2 3 All

Bolat: Начнём пожалуй

Сослан: давай

Bolat: Архитектура.Учитывая то что ,,первые,, аланы кочевники,то строительство у них на Кавказе---от местного населения...Предгорные сарматы имели неплохие строительные навыки.Храмы и дороги в КЧР--это шедевры....Неплохая книга по архитектуре,,Зодчество средневековой Осетии,,В.Х.Тменова.В общем можно сказать,что аланские зодчие времён поздней Алании (до монгол)--это очень искуссные мастера.


ИРОН ДЖИГИТ: Bolat к сожалению, немного храмов сохранилось с тех пор, но современники отмечали, что они были совершенны. очень хотелось бы перенестись во времени и посмотреть на творения наших предков.

fydbylyz: А не хочешь пернестись и посмотреть, как они скальпы снимали?)

ИРОН ДЖИГИТ: fydbylyz а мне не интересно то, что я знаю и видел.

fydbylyz: )))))))) лаегмар куы дае де 'миасаей))

Bolat: fydbylyz пишет: как они скальпы снимали?) Начали горячо Как истинные аланы,от ХРАМОВ к скальпам Сослан,может быть в ,,Соседях,,отсиделись бы?

Ос-Багатар: От болтунов не убежишь, поэтому просто вырезайте к ч. б.

Bolat: ИРОН ДЖИГИТ пишет: очень хотелось бы перенестись во времени и посмотреть на творения наших предков. В.А.Кузнецов,,Христианство на СК,до 15в.,, Урупская епископия Аланской епархии Крупное городище 10-13веков,близ хутора Ильич в верховьях реки Уруп(Отрадненский район ,Краснодарского края).Балки рек Уруп и Кува,искусственные валы и каменные стены.Открыто археологами 7(!!!)церквей.Находки--каменные и железные (клёпанные)кресты.Близлежащие городища:Урупское с церковью,Первомайское на Б.Лабе(2храма),Куньша(Ахметовская),урочище Загедан(2церкви),Преградная(скопление каменных воинов,в том числе с крестами на плечах и шлемах),Армавир(3каменных креста)

Bolat: Кубанская епископия--Архыз Зеленчукский храм;Шоанинский храм;Хумаринская крепость-город;Каракентское городище;Сентинский храм(на Теберде);одноапсидные церкви на городищах Адиюх,Амгата,Гиляч,Карачаевск; Пятигорье Катакомбные могильники алан;церковь городища Уллу-Дорбунла;Эшкаконский храм;Рим-гора-крепость(множественные находки крестов и утвари);

Сослан: вечером постараюсь сюда что-нибудь написать. и вообще надо как-то ситсемно

Bolat: Сослан пишет: и вообще надо как-то ситсемно Ну я и начал согласно Твоего списка с архетектуры Разберём её--пойдём дальше

Сослан: Bolat , ты берю архитектуру о которой доподлинно известно, что она осетинская вот это будет чичтая этнография. меня то как раз интересует именно это что конкретно в осетинской культуре можно выделить как аланский или равнинный пласт.

Сослан: Сослан пишет: ты берю Сослан пишет: вот это будет чичтая этнография надо отдохнуть явно

Bolat: Сослан пишет: что конкретно в осетинской культуре можно выделить как аланский или равнинный пласт. Я сначала кавказско-аланскую выведу,а там и до нашей недалече Сослан пишет: надо отдохнуть явно Облейся водой сегодня(!! )..и отдохни,а завтра ваще выходные

Сослан: Bolat пишет: Я сначала кавказско-аланскую выведу,а там и до нашей недалече я сторонник другого подхода. сначала выявляем в осетинской культуре не кавказский ( равнинный/аланский) пласт , потом говорим о том чьё это и на каком основании.

Сая: Bolat пишет: Начали горячо Как истинные аланы,от ХРАМОВ к скальпам Bolat пишет: кавказско-аланскую Кавказскую, аланскую или сразу в симбиозе? Без расчленения, сразу в комплексе? А что чьё разберёмся позже? )))))

Туаллаг: А вы уже отсудили аланство у всех остальных?

Bolat: Епископии Ахохия и Кавкасия ,,Церковь близ Озоруково;христианские древности Гунделена,Кызбуруна,Чегема(4 церкви),Голубых озёр,Жанхотеко,катакомбы ,,Песчаники,, ------------------------------------------------------------------------------------------------------К чему были эти христианско-аланские вступления? На мой взгляд они непосредственно связаны с темой влияния Аланской составляющей на архитектуру горной Осетии.Итак,мы знаем из источников: ,,славный град асьиский Дедяков,,---СЛАВНЫЙ ГОРОД,ЭТО БОЛЬШОЙ (красивый)И УКРЕПЛЁННЫЙ. ,,они начинают осаждать какую-нибудь крепость, то осаждают ее много лет, как это происходит и в нынешний день с одной горой в земле аланов. Как мы полагаем, они осаждали ее уже двенадцать лет, причем те оказали им мужественное сопротивление и убили многих татар и притом вельмож,,---- опять НЕМАЛЫЙ И ХОРОШО УКРЕПЛЁННЫЙ ГОРОД--КРЕПОСТЬ. ,,Стену этого укрепления охраняют каждый день 1000 человек из числа ее обитателей; они располагаются горнизоном на день и на ночь....Этот замок является одним из самых известных в мире благодаря своей мощи,,УЧИТЫВАЯ ПРИУВЕЛИЧЕНИЯ..,ВСЁ РАВНО ДАРЬЯЛЬСКАЯ КРЕПОСТЬ--ЭТО БАСТИОН. ,, В этой стране находятся еще крепости и угодья, расположенные вне этого города, куда царь время от времени переезжает.,,---- МОЩНЫХ КРЕПОСТЕЙ В АЛАНИИ БЫЛО НЕ МАЛО ,, Аланы обладают 1000 больших деревень....Хайлан, город, где расквартирована армия царя..... Царь аланов выставляет 30000 всадников...Царство его представляет беспрерывный ряд поселений настолько смежных, что,,---- БОЛЬШИЕ КРЕПОСТИ-ГОРОДА В ТАКОЙ СТРАНЕ ЗАКОНОМЕРНЫ. ,,В горных укреплениях и защищенных ущельях у него было много стычек с врагами веры.... разорили их крепости, и милостью судьбы для победоносного войска стала несметная добыча из имущества неверных.,,---- НЕСМЕТНАЯ ДОБЫЧА ПОСЛЕ РАЗОРЕНИЯ ГОРНЫХ КРЕПОСТЕЙ АЛАН-АСОВ,опять намёк на большие размеры ,,городков,, Теперь о связях во всём этом.Из нузальской надписи мы знаем,что ЦАРАЗОНОВЫ (Багатары,Сослан-Давиды и др)ЦАРИ---имеют,ПОСЛЕ ПОКОРЕНИЯ КАВКАЗА И КАВКАЗЦЕВ ,замки,таможню,врата,рудники...Сидамоны-эристави в Грузии--тож ЦАРСКАЯ АЛАНСКАЯ КРОВЬ.------------САМЫЙ БОЛЬШОЙ И СИЛЬНЫЙ ГОРОД АЛАН БЫЛ МАГАС,Царазоновы и иные ,,Багатары,,оттуда(Аланы делятся на четыре племени. Почет и власть принадлежит племени Дахсас, а царь аланов называется “багаир” . Имя это принадлежит всякому, кто у них царем.)...То есть все МОЩНЫЕ И БОЛЬШИЕ ПОСТРОЙКИ В ГОРАХ,это влияние Алании,видимо сами горцы так не строили ,и этому подтверждения есть в ,,Предании эриставов,, Согласно хронике, из-за междоусобиц "в стране Осетской" трое царевичей, потомков Сидамона, Ростом, Бибила и Цитлосан с 70 "добрыми рабами" через Заки пришли "в страну Двалетскую".....Бибилури стали "строить себе крепость и дома огромные(такие огромные дома), подобных которым не было в стране Двалетской(каких в стране Двалетии небыло)". ----- ТО ЕСТЬ ,ДАЖЕ 70 ЧЕЛОВЕК СТАЛИ СТРОИТЬ С РАЗМАХОМ (как это было принято у алан-овсов),чего у горцев не было никогда!!! . Далее по тексту дословно.,,Видите,КАК ИСКУСНО (строительная традиция и искусство алан)СТАЛИ УСТРАИВАТЬСЯ ЭТИ ОВСЫ-ЦАРИ! ,,крепость "Зылды машиг" [По мнению некоторых исследователей, крепость возведена аланами, оттесненными в горы татаро-монголами] в Урстуалта - области, расположенной на обоих склонах Главного Кавказского хребет - Магран Двалети грузинских источников. Крепость, относимая специалистами к т.н. "циклопическим сооружениям", находится в истоках р. Б. Лиахвы на сравнительно ровном плато. Это место в географическом отношении представляло собой узловую точку тропинок В «Зылды машиг» нельзя было долго отсиживаться со скотом от врага по той простой причине, что скот невозможно было загнать сюда; да и внутри крепости не было воды и растительности. Тем не менее, по какой-то причине приступили к возведению внушительного укрепления. Высота стен даже в наши дни достигает 3-х м., толщина стен у входа - 2,8 м. При нападении на Тырсы грузин видим ту же картину.То есть осетины-аланы САМОЙ БОЛЬШОЙ И СИЛЬНОЙ КРЕПОСТИ говорят эриставу,,Не боимся Тебя и не в силах ты вредить нам,,,и это тогда когда все окрестности сдались без боя. ,,И было (пущено) множество стрел, подобно дождю частому, и (брошено) множество камней, подобно граду, и скатываемых (камней) в неисчислимом множестве. Тогда были убиты от большого числа стрел главы и богатыри страны их: Сунгу, Параджан, Амсаджан, Бакатар и многие другие"----- СТОЛЬКО КАМНЕЙ И НАРОДА МОГЛА ВМЕСТИТЬ ТОЛЬКО ОЧЕНЬ БОЛЬШАЯ И КРЕПКАЯ ПОСТРОЙКА,а не башня. То есть связь от архитектуры Алан к Осетии налицо,это подтверждается всеми ЦИКЛОПИЧЕСКИМИ СТЕНАМИ(,,китайскими.,)и КРЕПОСТЯМИ(Куртатинское ущелье,Урсдон и тд).

Bolat: Сослан пишет: я сторонник другого подхода. Давай двумя методами Сая пишет: Без расчленения, сразу в комплексе? В том то и дело,что Яньцай(Аланья),Кангюй и Усунь---это одно,а Кавказская Алания--это другое,как и Ясшаг (в Венгрии) .В Кавказской Алании есть свои периоды истории,НО ОЧЕНЬ ВАЖНО,что в основе этого людского образования-- смесь ,,кавказцев,,и скифо-сармат.Сами ,,чистые,,аланы здесь сравнительно быстро осели.Чем дальше в степи,Волга-Дон тем дольше там сохранялся кочевой быт. Туаллаг пишет: А вы уже отсудили аланство у всех остальных? Да тут и отсуждать нечего идём строго по науке ...и если так,то тут всем всего хватит ;и адыго-абхазам и вайнахам

Bolat: Далее,согласно списка идёт ОДЕЖДА.Рассмотрим и её...

Bolat: Из книги З.В.Доде ,,Средневековый костюм народов СК,, ,,Кавказский костюм сформировался в результате взаимодействия различных по происхождению компонентов...Кавказский кафтан,,типично иранский в своей основе,,(Иерусалимская,1992)....Сарматы принесли с собой узкий,но более длинный кафтан,длинные штаны и ноговицы,а также высокие сапоги.,, В общем по аланам,там очень много(и хорошие иллюстрации)+доказательной базы о формировании СКкостюма ,,в основе.,, от степных номадов.

Bolat: ,,Большую работу по изучению кавказской одежды проделала А.А.Иерусалимская,результатом чего явился ряд статей и монография...на основании анализа находок костюмов прослеживаются все уровни дифференциации аланского общества по социальному признаку,ставя на один полюс вождя,облачённого в кафтан из шелковой ткани с ИЗОБРАЖЕНИЯМИ СЭНМУРВА,на противоположный--бедняка в латаном холщовом рубище,а между ними--рядовых общинников,использовавших шелк в качестве отделки своих костюмов,, ,,В аланских погребениях 7-11веков штанов ниже колен не зафиксировано,покрой коротких штанов с широким шагом имеет аналоги в центральноазиатских древностях.Аланы носили чулки на подвязках,крепившиеся к поясу(восточнокочевническая традиция.Верхние штаны-чулки,пристёгивавшиеся к поясу под рубахой,входили в костюм саргатиев-северо-западные иранцы.В Пазырыкских курганах С.И.Руденко обнаружил очень длинные войлочные чулки..... Прототипом некоторых средневековых северокавказских головных уборов,очевидно,были скифские остроконечные шапки-башлыки,закрывающие уши,затылок и шею,которые иногда завязывались у подбородка,,

Bolat: http://anaharsis.ru/etno/Uarz_2.htm Добротно сшитые из кусочков отработанных тканей, украшенные орнаментальными мотивами вышивок, куклы эти занимали определенное место в эстетике традиционного быта. Изящные по характеру изготовления и богато декорированные образцы кукол могла изготовить не каждая женщина, а лишь известная своим рукоделием мастерица……..Условная градация пола в куклах отражалась с помощью соответствующих пропорций экстерьера и народных костюмов. Следует особо подчеркнуть, что означенная поэтическая условность и кукольная иносказательность «не мешала с этнографической точностью перечислить в кукольном костюме основные детали... народной одежды» (6, с. 30). http://anaharsis.ru/ornam/orn_4.htm Рис. 53. Скифо-сакский орнаментальный мотив из Пазырыкского кургана идентичен по своей стилистике орнаментальной манере А.Чехоевой. Горный Алтай, V – IV в. до н. э. http://anaharsis.ru/ornam/orn_1.htm Рис. 10. Скифо-сакская изобразительная стилистика сохранится до времен алано-осетинского традиционного орнамента. Курган Туекта I, IV в. до н. э. http://anaharsis.ru/ornam/orn_2.htm Рис. 20. В одеянии знатной кушанки из Тилля-Тепе привлекают внимание подвесные рукава. Афганистан, I в. н. э.

Батраз: А я вот грешным делом подумал.... А исходя из общекавказских черт, можно ли отнести к кавказцам азеров и армян? Мне что-то подсказывает, что они кавказцами-то стали считаться при СССР.. А так они типичные турки и иранцы.

Bolat: ,,ШИТЬЁ ИХ ЖЕНЩИН ОТЛИЧАЕТСЯ ЧИСТОТОЮ И ДОБРОТОЮ.,,Вахушти Багратиони ------------------------------------------------------------------------------------------------------ Дополнение к архитектуре: ,,Зажиточные окружают дом свой ВЫСОКОЮ СТЕНОЮ И ЧЕТЫРЬМЯ небольшими караульными башнями,на которые взбираются по приставленным лестницам,,М.Дюбуа об обор.сооружениях осетин. ,,Дома знатных выделяются своей величиной..,часто маленькие замки(нечто вроде средневековых городов),окруженные стенами и башнями,,Ф.Феттер.

Bolat: Батраз пишет: А так они типичные турки и иранцы. Где то недавно видел древнее сочетание ПЕРСОАРМЯНЕ Вроде с одеждой маленько разобрался идём далее по списку ,,скотоводство и земледелие,,

Venera: fydbylyz пишет: А не хочешь пернестись и посмотреть, как они скальпы снимали?) Вот интересный момент из "Нартов", где Урызмаг с сыном с терк-турками сражались: "...И опять не сдержал Урызмаг своего любопытства. Поднял он голову из ямы, и сорвал ветер верхнюю часть его черепа и понес ее прочь. -Этак, пожалуй, мой старший останется без головы, - сказал мальчик, выпрыгнул из ямы, догнал верхнюю часть черепа Урызмага, которую далеко унес ветер. И, надев ее на голову Урызмага, сказал: - Пусть с этого времени верхняя часть черепа нартов не снимается больше. А до этого было так, что любой нарт мог снять верхнюю часть своего черепа (чтобы удобнее было брить голову ), а побрив, снова надеть ее." Мой вывод таков: для времени нартов снятие скальпа уже не было делом обыденным, но в памяти остались времена, когда снять скальп, все равно что побрить голову (скифские?) Прошу простить за офф-топ

Сослан: Bolat пишет: Где то недавно видел древнее сочетание ПЕРСОАРМЯНЕ есть менее древнее и ближе к Кавказу - черкесогаи. Черкесогаи (черкес. армяне) — субэтническая группа в составе арм. народа, сформировавшаяся в результате длительного пребывания армян в адыгояз. среде. В период проживания в Черкесии называли себя, как и окружающие их народы, «эрмэлы» (армянин). После переселения во 2-й четв. XIX в. в рус. пределы называли себя «черкесогаи» (арм.) или «черкес. армяне» (рус.). В настоящее время большая часть потомков Ч. живет в городах Армавир, Краснодар, Майкоп, в этническом и культурном отношении мало отличаясь от других групп российских армян, поселившихся на Юге России до нач. ХХ в. http://www.kavkazonline.ru/encyclopedia/peoples/articles/CH/chekesogai.htm были и половецкие армяне. это просто не в тему, а в качестве интересной инфы. вообще постановка вопроса кавказцы или нет, мне не очень понятна. например я уверен, что армяне живут на Кавказе ( хотя нынешняя Армения - это лишь северная переферия исконного обитания армян) "дольше" наверное большинства народов региона. Азербайджанцы - этнос включивший себя помимо тюрок как древний кавказский (албанский) так и иранский элементы и с этой точки зрения они тоже имеют древние кавказские корни. Это если рассматривать Кавказ как географическое понятие. Если смотреть с исторической и культурной точек зрения, то Кавказ можно разделить на Северный и Закавказье. При таком подходе кавказцами часто принято считать население Северного Кавказа + южных осетин , абхазов, вайнахские,аварские и лезгинские закавказские группы и горногрузинские группы ( сваны, хевсуры,пшавы,мохевцы). В этом случае и основную часть грузин надо-бы причислить к "закавказцам", как культурно, так и антропологически. А к закавказцам, значит к переднеазиатам.

Venera: Сослан , так что такое "общекавказские черты"?

Сослан: Venera , а где я токое писал "общекавказские черты"?

Venera: Сослан , писал не ты, писал Батраз, но термин общеупотребительный, вот хотелось бы разобраться. Если общекавказское, то не аланское? Чтобы разобраться с наследием, нужно вычленить именно аланский пласт из общечеловеческого в общем и кавказского в частности Спросила тебя, потому как хотелось твое мнение узнать У тебя есть способность убедительно отвечать, аргументировать (это если обидела вопросом ) ну и Батраз редко заходит, можно ответа не дождаться Чем ближе к обычаям и традициям, тем актуальней этот вопрос будет

Сослан: понятно. насчёт аланского пласта... лично я не могу с уверенностью сказать, что вот это дескать аланский пласт ни в одном из элементов материальной культуры осетин. чего не скажешь о кавказском субстрате. другими словами в материальной культуре осетин, лично я не знаю ничего некавказского. у меня просто сейчас нет времени ( а может и раздражителя ) чтобы подробно рассмотреть вопросы поднятые в этой теме, как-то ....одежда, жилище, орудия труда и т.д. Venera пишет: У тебя есть способность убедительно отвечать, аргументировать на счёт этого не мне судить. я бы выделил у себя другую особенность - ничего не выдумывать, не придумывать и не подтягивать к нужным выводам кому-то это покажется ограниченностью и слепой верой в "академические книжки", но на самом деле это конечно не так а даже если-бы было и так, то в академических источниках в любом случае больше достоверной информации, чем скажем в рассуждениях националистически ориентированных диллетантов, любителей краеведов, любителей древностей, местных научных кадров и т.д. и т.п.

Сослан: а вообще ты судя по всему хотела-бы узнать не что такое "общекавказские черты", а что представляет из себя "кавказский субстрат", в частности у осетин. поскольку "общекавказские черты" - это что-то совершенно неопределённое и непонятное. я считаю что в материальной культуре осетин доля кавказского субстрата равна 100%. однако я не утверждаю что это так, и если увижу аргументированное объяснение, что вот этот элемент в культуре осетин аланский, я конечно признаю. общекавказская одежда в которой сочетаются элементы иранского и тюркского, я также отношу к у осетин к кавказскому субстрату, хотя возможно здесь я ошибаюсь и возможно именно в одежде и прослеживается аланское или иранское влияние на Кавказе, впрочем точно также как и тюркское. А что касается всего остального, на мой взгляд, это 100% кавказские элементы. Вот у карачаевских и балкарских друзей в материальной культуре есть не только кавказские, но и типично тюркские элементы, у осетин-же ничего не кавказского я не знаю.

Bolat: Сослан пишет: Вот у карачаевских и балкарских друзей в материальной культуре есть не только кавказские, но и типично тюркские элементы Что в общем и по нам ,,ДОКАЗЫВАЕТ,,,что типично аланские(горно-предгорно-степные)элементы ЕСТЬ .Но либо это уже воспринимается как ,,материальная культура кавказского субстрата,,,либо типично иранские элементы нами ещё не поняты или ,,размыты,, временем Вот ,например, коснулись слегка архитектуры и костюма ,и лично я уже вижу,что Туалы,а следовательно и горцы северных склонов не строили так ,,масштабно,, как Овсы-Аланы(явное наследие плоскостной Алании)....костюм:орнамент индоевропейский;,,подвесные рукава,,--это вообще нечто ;элементы одежды и тд...Шой то ,,субстрат,,покачевается

Батраз: Общекавказскими чертами я назвал те признаки во внешности, культуре, быте, которые определяют нас как кавказцев. Вот например! Полосатые штаны в национальном костюме это кавказское? А у армян они есть. Можно много таких примеров привести в отношении армян и азербайджанцев. А когда всю эту шелуху снять с них, то внутри окажется перс. Вспомнил еще одну нашу особенность в одежде.. Осетинский женский платок. И пуховый вариант и простой. Уникальный чисто осетинский предмет одежды.

Bolat: Архитектура Замок-крепость Дударовых ,,Между строениями возвышается каменный замок князя,С БАШНЯМИ И СТРЕЛЬНИЦАМИ..комнаты обширны и чисты,, В.М.Батчаев,,Феодальные замки Алании(Балкария),, ,,..Единственно приемлемой представляется интерпретация данных обьектов как укреплённых жилищ АЛАНСКОЙ ЗНАТИ,или,говоря иначе,феодальных замков.Рассматривая их в совокупности,нетрудно заметить яркую особенность:замки возвышаются над жилищами простых общинников,господствуют над поселением,отделённые от него отвестными обрывами скальных выступов....нам уже приходилось обращать внимание на сходство указанных морфологических особенностей с морфологией аланских городищ предгорно-плоскостной зоны,-- СХОДСТВО ОТНЮДЬ НЕ СЛУЧАЙНОЕ. В обоих случаях налицо типичная для феодальной формации тенденция к укреплению княжеской резиденции и обособлению её от жилищ рядовых соплеменников посредствомм всякого рода рвов,валов,защитных стен и рельефа местности...Доминанта кавказского автохтонного зодчества(приёмы,интерьер)+ собственноаланская традиция стационарного строительства(материальное воплощение классовой стратификации аланского общества на заверщающем этапе его истории),, Невольно вспомнишь Царазонта,Бибилуров и Двалов --------------------------------------------------------------------------------------------------- Одежда. По определению Абаева,многие теримны связанные с ткацким делом осетин,являются древнеиранскими..различные названия шерсти(хъуын,фасм),частей веретена и ткацкого станка,производственных процессов(алвисын,нывандын). ----------------------------------------------------------------------------------------------------- Скотоводство и земледелие Ещё Абаев указал,что скотоводческие термины и слова осетин бесспорно ИРАНСКИЕ по происхождению ,и народ наш в прошлом скотовод-кочевник Тут аланское преобладает ,но подстроилось под местнокавказское,как и многое другое. По земледелию,понятно изначально,что абсолютно преобладает автохтонное.Уклон в степь виден сразу(фыд,хсыр,сарв,цыхт,мисын,--восходят к древнеиранскому). Юань-ши ,,Ас Ханхусы приказал своей жене Ваймасы во главе войска защищать владение...мать внука (командира аланской гвардии),,ОТПРАВИЛА СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ СКОТ ДЛЯ ПРОПИТАНИЯ ВОЙСКА ,,,, Б.А.Калоев ,,Скифский период на СК характеризуется появлениемм ослов,мулов и верблюдов(+табунного коневодства и выхолащивания ),наличие которых здесь не подтверждается источниками.

Bolat: Батраз пишет: то внутри окажется перс. Если и с гюрджей снять ,но ,,шелухи,,у них поболее

Bolat: Скотоводство Фос--,,скот,добыча,имущество,, CAR во всех иранских языках,,пасти скот,,,.,,КОЧЕВАТЬ,пася скот,, ---кочевать,бродить.CARYN-CARUN---ОСЕТИНСКОЕ ,,ЖИТЬ,, Фысым-фусум,,хозяин принимающий гостя,,FSUMANT--ОБЛАДАЮЩИЙ СКОТОМ ,,СКОТОХОЗЯИН,, В кочевом быту не обладание домом,а обладание скотом является синонимом хозяйственного достатка и способности оказывать гостеприимство. Сослан ЖИТЬ-КОЧЕВАТЬ это ,,конечно,,явный кавказский субстрат Где ,,наши,,лингвисты-,,знатоки,,,пусть переведут с семито-хамитского и ,,андо-цезо-вайнахо-сванского,, ШО ТАКОЕ ,,ЖИТЬ,,для горца Кочевать по горам???По русски Жить-жито(злаки)-живот(жив-живу-жую,пища)??

Bolat: Архитектура Древнеиранские Постройка-агъуыст,Двор-карт,Дверь-Дуар,Окно--рудзынг --------------------------------------------------------------------------------------------------- Одежда Калоев.,,Осетинское сукно считалось наилучшим в Терской области и пользовалось большим спросом,особенно среди казачества,, ---------------------------------------------------------------------------------------------------- Скотоводство Бахфалдисан ,,Был хороший человек и умер.ЕМУ НУЖНА ХОРОШАЯ ЛОШАДЬ.(Кочевать-ЖИТЬ,в другом мире ,бессмертие)и тд.....КАК МЫ ПОЛЬЗОВАЛИСЬ ИМ НА ЭТОМ СВЕТЕ,ТАК ТЫ ПОЛЬЗУЙСЯ НА ТОМ СВЕТЕ ,, Скачки В ЧЕСТЬ УМЕРШИХ,возможно та же ,,энергосвязь,,с понятием КОЧЕВАТЬ-ЖИТЬ(двигаться )

Venera: Сослан пишет: у меня просто сейчас нет времени ( а может и раздражителя ) чтобы подробно рассмотреть вопросы поднятые в этой теме, как-то ....одежда, жилище, орудия труда и т.д. А я что, недостаточно тебя раздражаю своим присутствием Батраз пишет: И пуховый вариант и простой. Уникальный чисто осетинский предмет одежды. Странно, почему ты считаешь платок осетинским предметом одежды? На Руси тоже "опростоволоситься" - показать замужней женщиной волосы считалось большим позором.

Bolat: Батраз пишет: Можно много таких примеров привести в отношении армян и азербайджанцев. А когда всю эту шелуху снять с них, то внутри окажется перс. гены легко распространяются по территории целых исторических областей, несмотpя ни на культурные и языковые различия, ни на границы, ни даже на вековую вражду. Генетик Иван Насидзе, профессор генетики Института эволюционной антропологии Макса Планка в Лейпциге, вместе с коллегами недавно установил, что по отцовской линии армяне и азербайджанцы наиболее близки из всех закавказских народов. В общем, с точки зрения генетики это одна популяция, у которой набор гаплогрупп совпадает на 95%. изучали кавказские популяции, чтобы исследовать, что является определяющим в генетической близости групп: географический фактор или лингвистический, рассказывает профессор. - Иными словами, мы хотели узнать, является ли язык неким барьером для обмена генами между группами людей или нет. Мы пришли к выводу, что география - это главный фактор для генетического сходства". Извлечение корней (Никита Максимов, Степан Кравченко. Newsweek, декабрь 2006 №50 - январь 2007 №1-2) ТАМ ЖЕ внук генералиссимуса, театральный режиссер Александр Бурдонский. Сам он говорит, что видел деда всего несколько раз, и то на парадах, но вот гены его хранят о Сталине гораздо больше воспоминаний. Бурдонский согласился сдать образец ДНК, и поступившие через несколько недель расшифровки показали, что ДНК Иосифа Виссарионовича принадлежит к гаплогруппе G2. "Ее представители, зародившись в Индии или Пакистане 14 300 лет тому назад, распространились 12 500 лет назад по центральной Азии, Европе и Среднему Востоку. На территории бывшего СССР представители этой гаплогруппы живут как на Северном Кавказе, так и в Грузии. Однако, по некоторым данным, самая высокая частота этой гаплогруппы у осетин", - утверждает Олег Балановский. Бурдонского эта новость не удивила: "Я много раз слышал разговоры о том, что Сталин был осетином. Хотя грузины всегда утверждали одно о его корнях, осетины - другое". Подтвердить осетинское происхождение Джугашвили может более подробное исследование кавказских ДНК, которое ученые обещают сделать через несколько лет (проба будет храниться в американской лаборатории 25 лет).

Bolat: "Ее представители, зародившись в Индии или Пакистане 14 300 лет тому назад, распространились 12 500 лет назад по центральной Азии, Европе и Среднему Востоку. Так ,,как живём,Осеты?,,(Как КОЧУЕМ? ).Эта инфа похожа на материал из ,,Книги Велеса,,

Батраз: Venera Я не вообще о платке говорю, а об осетинском платке. Вспомни тот вариант пухового платка, который носят до сих пор женщины в Осетии. Его в народе называют осетинским и этнографы с этим согласны..Такие платки раньше делали только в Осетии и они пользовались популярностью по всему Кавказу. Они так и назывались - осетинскими. Вспоминается аналогия у русских - оренбургские платки. Кстати осетинский и оренбургский платки чем-то похожи и не только цветом пуха.

Bolat: Итак,можно подвести некоторые итоги говоря словами Кузнецова В.А. ,,ВКЛАД АЛАН В СОВРЕМЕННУЮ ИСТОРИЮ И КУЛЬТУРУ СК ЗНАЧИТЕЛЕН,, ЗЕМЛЕДЕЛИЕ Даже по земледелию ,,субстрат,,пошатывается Рыли землюшку аланы немало,и даже ОЧЕНЬ МНОГО;катакомбные могильники,крепостные валы,курганы и тд Аланские ,,земляные,, городища ,,Зилга,, и ,,Брут,, Ардоза-ДаллагИра---1-2века В ходе археологических раскопок неоднократно обнаружены зёрна проса,мягкой пшеницы,ячменя;инвентарь :лемехи плугов,чересла,сошники,серпы,мотыги,зернотёрки,ступки,песты-толкачи,жернова,ОГРОМНОЕ КОЛИЧЕСТВО ЗЕРНОВЫХ ЯМ обмазанных глиной,, Ступенчатые рвы аланских городищ рылись длительное время (глубина до 6 метров и до 15 метров по верхним краям.). Множество осетино-земледельческой лексики идёт из Европы По Геродоту скифы-земледельцы возделывали просо и чечевицу,лук,чеснок (ПЛУГ и ЯРМО священные предметы с Неба) Плиний(1век) ,,Сарматские племена так же по большей части ПИТАЮТСЯ КАШЕЙ И ДАЖЕ СЫРОЙ МУКОЙ,примешивая к ней кобылье молоко или кровь из голенных жил,, ГИЛЬОМ ДЕ РУБРУК (XIII в.) Прежде чем добраться до Железных Ворот, мы нашли один замок аланов, принадлежащий самому Мангу-хану, ибо он покорил ту землю. Там впервые нашли мы виноградные ЛОЗЫ и пили вино. РАССКАЗ ДОМИНИКАНЦА ЮЛИАНА Во время пахоты все люди одного селения при оружии вместе идут на поле, вместе также и жнут, и так делают по всему пространству той земли; и если есть у них какая-либо надобность вне селения, добыча ли леса или другая работа, то они равным образом идут все и при оружии АБУ ЭЛЬ-КАССИМ [(Х в.) Перевод с французского.] в страну алан, которая является хорошо возделанной. СТРАБОН(63г. до н.э.-23 г.н.э.) ,,..аорсы и сираки, простирающиеся на юг до Кавказских гор; они частью кочевники, ЧАСТЬЮ ЖИВУТ В ШАТРАХ И ЗАНИМАЮТСЯ ЗЕМЛЕДЕЛИЕМ.,, ,, горную страну, напротив, занимают простолюдины и воины, живущие по обычаям скифов и сарматов, соседями и родственниками которых они являются; ОДНАКО ОНИ ЗАНИМАЮТСЯ И ЗЕМЛЕДЕЛИЕМ.,, ,, Дело в том, что эта область прилегает к равнинам СИРАКОВ. Здесь живут также некоторые троглодиты, из-за холодов обитавшие в звериных берлогах; но ДАЖЕ У НИХ МНОГО ЯЧМЕННОГО ХЛЕБА.,, ГАЙ ПЛИНИЙ СЕКУНД (23)24 - 79 гг.н.э.) ЕСТЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ ,,сарматы или по-гречески савроматы, и из их числа гамаксобии, или аорсы, то неблагородные рабского происхождения скифы, или троглодиты(ТЕ ,ЧТО С ОБИЛЬНЫМ ХЛЕБОМ), затем аланы и роксоланы.,, ПОМПОНИЙ МЕЛА (I в.н.э.) ЗЕМЛЕОПИСАНИЕ ,,.. Нравы и культура скифских племен различны... Кочевые номады следуют за пастбищами для скота и остаются на одном месте, пока скот не съест всей травы. ПАХАРИ ЗАНИМАЮТСЯ ХЛЕБОПАШЕСТВОММ И ОБРАБОТКОЙ ПОЛЕЙ. ,, АММИАН МАРЦЕЛЛИАН (IV в.н.э.) ,,незначительная часть их питается полевыми плодами,, ТО ЕСТЬ ЗЕМЛЕДЕЛИЕ ПРЕДКАВКАЗЬЯ(АЛАНИИ) ВО МНОГОМ ИДЁТ ОТ ИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ,СКИФО-САРМАТ Однозачность ,,субстрата,,отпадает вообще.

Bolat: ОХОТА,ПЧЕЛОВОДСТВО,САДОВОДСТВО АММИАН МАРЦЕЛЛИАН (IV в.н.э.),, Там есть вечнозеленые равнины вперемежку с рощами ПЛОДОВЫХ ДЕРЕВЬЕВ; поэтому, куда бы они ни переселялись, они не терпят недостатка ни в пище для себя, ни в корме для скота,, ---- видели и знали,когда осели РАЗВИВАЛИ ,, с целью грабежа или ОХОТЫ они доезжают до Меотийского болота и Киммерийского Боспора, даже до Армении и Мидии.,, ---- ХОРОШИЙ ВОИН ВСЕГДА НЕПЛОХОЙ ОХОТНИК (То же и в эпосе) Элиан(3век),,В Скифии водятся пчёлы не страдающие от холода…..привозят мёд и воск на продажу,, Максим Тирский:,,АЛАНЫ употребляют мёд для напитков и пищи,размещают соты на скалах и деревьях,,такие улья практиковались и в ЮО.(Калоев) ,,Культура пчеловодства в Осетии очень древняя,,Абаев---АНИГОЛ(Анагол) У ДИГОРЦЕВ.Слово ,,мез-мыд,,восходит к древнеиранскому. ЭЛЬОМАРИ (XIV в.) Что касается городов черкесских, русских и ясских, то у них всего этого очень много. Там много меда белого цвета, приятного на вкус, лишенного остроты.

Bolat: Архитектура Земляные валы и городища АЛАНЫ КАВКАЗА переняли от сармат (сираков и аорсов) КОРНЕЛИЙ ТАЦИТ (55-117 гг.н.э.) ЛЕТОПИСЬ ,,Отсюда идут далее на сираков и, перейдя реку Панду, окружают Успу(ВСПОМНИМ ЦАРЯ СИРАКОВ АРИФАРНА И БОЖЕСТВО ИХ-УАТАФАРНА ), расположенный на возвышенности и укрепленный стенами и рвами; впрочем, стены его, построенные не из камня, а из плетней и прутьев с насыпанной между ними землей, представляли слабую защиту против нападений. ,,…….. отправили послов к Эвнону, стоявшему во главе племени аорсов…………(Митридат) надев платье и приняв вид, наиболее подходившие к его положению, он входит ВО ДВОРЕЦ Эвнона и, припав к его коленям Птолемей :,,АЛАНОРСЫ,, Маркиан :,,АЛАН-САРМАТ,, АММИАН МАРЦЕЛЛИАН (IV в.н.э.),, однако с течением времени они приняли одно имя и теперь bqe вообще называются аланами за свои обычаи и дикий образ жизни и одинаковое вооружение...........,, Они мало-помалу постоянными победами изнурили соседние народы и распространили на них название своей народности, подобно персам(!!! ).,, Крепости были и у соседей адыгов-кабардинцев(кои утеряли эту арх.особенность) МАСУДИ (середина Х в.) По соседству с аланами между Кабхом и Румским морем находится племя по имени Кешек... Аланы могуществом превосходят этот народ, и тот не был бы в состоянии сохранить свою независимость перед аланами, если бы не имел укреплений, построенных на берегу моря... АБУ ЭЛЬ-КАССИМ [(Х в.) Кашаки имеют на берегу Понтийского моря крепости, где они укрываются во время нападений алан. ----------------------------------------------------------------------------------------------------- ОРУЖИЕ Вошли в горы естественно не с голыми руками почти все названия оружия у Осетин иранокоренные ГИЛЬОМ ДЕ РУБРУК (XIII в.)приобрели латы от вышеупомянутых аланов, которые умеют хорошо изготовлять их и являются отличными кузнецами. МАКР АННЕЙ ЛУКАН (39-65 гг. н. э.) О гражданской войне десять книг III. 266-283... (В войске Помпея) ОКУНУЛИ В ЯД СВОИ СТРЕЛЫ кочующие народы Скифии ОВИДИЙ НАСОН (43 г. до н. э. - 18 г. н. э.) Печальные песни ,,..Большое количество сарматского и гетского народа движется на конях взад и вперед по улицам. Между ними нет ни одного, кто не носил бы налучья, лука И СИНЕВАТЫХ ОТ ЗМЕИНОГО ЯДА СТРЕЛ.,, АММИАН МАРЦЕЛЛИАН (IV в.н.э.),, они по варварскому обычаю втыкают в землю обнаженный меч и с благоговением поклоняются ему, как Марсу, покровителю стран, по которым они кочуют,, ШАПУХ БАГРАТУНИ (IX в.) “Эта страна, полная всяческих благ, - отвечает муж, - есть в ней много золота и великолепных одежд, благородных коней и СТАЛЬНОГО ОРУЖИЯ, ЗАКАЛЁННОГО КРОВЬЮ ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ, КОЛЬЧУГ и благородных камений”. --------------------------------------------------------------------------------------------------- ОРУДИЯ ТРУДА,РЕМСЛО,ПИЩА Всего этого у ОСЕТИН от АЛАН было и есть в избытке АММИАН МАРЦЕЛЛИАН (IV в.н.э.) ,, питаются они мясом и в изобилии молоком,, ,, Все, что по возрасту и полу непригодно для войны, держится около кибиток и занимается мирными делами,, ГИЛЬОМ ДЕ РУБРУК (XIII в.) Они принесли нам вареного мяса, прося покушать их пищи и помолиться за одного усопшего их. С горами были ,,знакомы,,как со степями ФЕОФАН ВИЗАНТИЕЦ (752-819) Спафарий, взяв с собой пятьдесят аланов и преодолев НА СНЕГОСТУПАХ в месяце мае снега Кавказа

Bolat: устное народное творчество, песни, танцы, обычаи и обряды. --------------------------------------------------------------------------------------------------- У М.С.Туганова в ,,Осетинские народные танцы,, древнейшими(общинно-родовыми) названы Симд,Цоппай и женские(Чепена+Устыты кафт).Остальные идут от этих кружений и хороводов(Хор-Хур,СОЛЕНЧНЫЙ КУЛЬТ БЛАГОСТИ)В центре круга жертва(пиша),усопший,костры,водящий или КУЛЬТОВЫЙ ОБЬЕКТ.Всё это идёт в общеиндоевропейскую и скифо-сармато-аланскую древность Геродот ,,Собравшись толпой в одно место,массагеты (АЛАНЫ) зажигают костёр и затем усаживаются вокруг и бросают плоды в огонь.От запаха сжигаемого плода они приходят в состояние опьянения,подобно тому как эллины пьянеют от вина.Чем больше плодов они бросают в огонь,тем сильнее их охватывает опьянение;пока наконец ОНИ НЕ ВСКАКИВАЮТ ,ПУСКАЮТСЯ В ПЛЯС И НАЧИНАЮТ ПЕТЬ ПЕСНИ,, АММИАН МАРЦЕЛЛИАН (IV в.н.э.) ,,двигаясь вперед среди грабежей и резни соседних народов, дошел до аланов, прежних массагетов.,, ДИОН КАССИЙ КОККЕИАН (150-235 г.г.) РИМСКАЯ ИСТОРИЯ вторая война была начата аланами (они являются массагетами) ТО ЖЕ У НЕГО ПО СКИФАМ! (Баня-конопля-транс! ) Ю.Клапрот ,,Осетины отправляются в священные места и одурманивают себя дымом кавказского рододендрона ,, Огромные круглые святилища СОЛНЦА И ОГНЯ в Архызе и Алхан-Кале идр,под открытым небом. Всё это + обычаи,обряды,уст.творчество КОНКРЕТНОЕ НАСЛЕДИЕ из Кавказской Алании Кузнецов ,,Культурная интеграция началась с появлением АЛАН на Кавказе,продолжалась всё последующее время(1300лет!!!) и в 10-12 веке достигла наибольшей глубины,О ЧЁМ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ БРАХИКРАНИЗАЦИЯ черепных показателей (например,в катакомбах ЗМЕЙСКОЙ) Вот вроде и всё ,не одними царцатами живы

Amaga: Древний клад найден в Северной Осетии Случайная находка подростка стала археологическим открытием; Марат Келехсаев, собирая ветки в помощь бабушке, нашел клад В Северной Осетии случайная находка подростка стала археологическим открытием. Марат Келехсаев ученик 8 класса средней школы села Хаталдон неожиданно для себя, собирая ветки в помощь бабушке, нашел драгоценный клад. Марат Келехсаев: «Я хотел забраться на дерево и что-то задел рукой, на землю упала маленькая коробочка и разбилась, а все что там было рассыпалось». Марат принес клад в школу. Учителя сразу предположили, что это древние предметы и пригласили ученых из музея истории и археологии края. Светлана Кайтмазова, учитель начальных классов: «Детей уже с первого класса знакомят с историей родного края, так, что ничего удивительно, что Марат понял, насколько важна его находка». Аслан Цуциев, директор музея истории и археологии Северной Осетии: «Эта находка позволит нам расширить ореол того, где жили аланы. Такие амулеты носили на шее. Это традиционно считалось символом солнца, чаще всего встречалось в женских аланских погребениях». Все эти предметы древности, а точнее найденные украшения, датируются 8-9 веком нашей эры. Даже первоначальный анализ находок говорит о том, что эти украшения принадлежали знатной аланской женщине. Аслан Цуциев, директор музея истории и археологии Северной Осетии: «Зеркальце, типичное для алан, с традиционным орнаментом, с центральной петелькой, из высоко оловянистой бронзы, изготавливали такие зеркала. Очень хорошей сохранности». Бусы, браслеты и амулеты, бронзовое зеркало и одна золотая серьга. Но особенно специалистов порадовали детали. Например, бусины, на которых прекрасно виден древний степной орнамент, могут стать предметом отдельного исследования. А находчивого Марата ждет почетная грамота и возможность помогать археологам будущим летом. http://news.mail.ru/society/1250873/et/

Батраз: И все?? Дали бы парнишке хотя бы какой-то подарок.

Батраз: нашел совершенно замечательную статью http://biblio.darial-online.ru/text/Grisvar/index_rus.shtml Прочитал и подумал. Автор (француз) находит огромное количество схождений между англичанами, ирландцами и осетинами. Эти схождения в эпосе, в устном народном творчестве. Кроме того мы знаем много одинаковых или похожих слов в осетинском и английском языках. И наконец слова НАРТ и АРТУР очень близкие по звучанию. Вспоминая еще и Дюмезиля и последние данные о сармато-аланских корнях "Рыцарей Круглого стола", подумалось мне, что ведь так оно и есть. А имя Артур и нарты имеют в основе корень арт - огонь. Может я открываю Америку, но явно, что эпос об Артуре и его рыцарях привнесен от наших предков уже имевших нартский эпос. Какой из этого вывод? Я раньше думал, что скорее всего нартский эпос придуман адыгами. Но получается, что нартский эпос древнее чем мы думали. Он древнее эпоса о короле Артуре. Он появился раньше 9-го века. А значит он наш, он осетинский. Он явно появился в аланской среде и привнесен в Европу с аланскими походами.

Батраз: Про нас пишут в журнале "Вокруг света" http://www.vokrugsveta.ru/publishing/vs/archives/?item_id=3012



полная версия страницы