Форум » ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ОСЕТИИ » Осетинские тамги » Ответить

Осетинские тамги

НОБЕЛЬ: Слово «тамга», тюркско-монгольское по происхождению, в языках этой группы имело несколько значений: «тавро», «клеймо», «печать». http://www.kroraina.com/alan/olhovskij.html#5

Ответов - 27, стр: 1 2 All

татьяна: НОБЕЛЬ в 12 часов ночи

татьяна: Алан, а если серьёзно, то скорее всего , они тогда не звучали, а носили характер знака..почитай внимательно ссылку. видишь -не хочу я петь в 12 часов ночи

Venera: Manu_nya пишет: тема серьезная действительно. А тебе что-нибудь об этом известно? Кстати, карачаевцы и балкарцы хорошо знают тамги своего рода, говорят, даже в музеях, где есть тамги, посетители пытаются дорисовать экспонаты под свои Мы же успешно о них забыли, потомки наши даже и краем уха о них ничего не будут знать. Попозже материал выложу, что есть по ним.


Venera: Итак, TAMGA. По С.А. Яценко. Знаки-тамги ираноязычных народов древности и раннего средневековья. "вост. лит-ра", М. 2001 НОБЕЛЬ пишет: Слово «тамга», тюркско-монгольское по происхождению Кланово-семейные знаки (которые сегодня обычно именуют тюркским термином "tamga") называются в персидском эпосе "Шах-наме" Фирдоуси "nisan", у современных таджиков "nison" (метка, знак, след), а у потомков европейских сарматов - осетин - древним термином "gakk" ("крючок") (Абаев, 1958, 506) ( Этот необычный термин для тамги связан своим происхождением с силуэтом железного инструмента для клеймения овец и лошадей. К концу его ("крючку") под прямым углом крепилось ажурное изображение тамги определенного клана). Мир иранских народов древности, как оседлых, так и кочевых, дал человечеству немало важных культурных достижений и до сих пор обладает для многих определенной привлекательностью. Иранским народам (расселившимся к началу железного века от Монголии и верховьев Хуанхэ до Ирана и устья Дуная) была свойственна как изначальная, так и приобретенная при более поздних контактах известная общность в языке, языческой религии, деталях костюма. вполне естественно предполагать и возможное наличие некоего общего "ядра" их знаков (тамг).

Venera: Проблема генетической преемственности типов тамг и обычаев их использования от сарматов к народам Центрального Кавказа XVIII –XX вв. Практически все типы знаков этих народов имеют прямые аналогии у древних сарматов. Очень близки по конструкции железные орудия для клеймения в Центральном Предкавказье и у ранних аланов бассейна Нижнего Дона I-II вв. н.э. (могильник Кирсановский III, курган 2, где такой предмет в могиле знатного мужчины лежал в бронзовом тазу вместе с предметами конской узды) (Автор использует деление европейской Степи по географическим зонам, ограниченным бассейнами рек, что больше соответствует хозяйственному циклу кочевников).Основные места нанесения знаков на тело лошади у народов Центрального Предкавказья – бедро, лопатка, для «дополнительного» знака – щеки, что характерно и для сарматов I- нач.II вв. н.э.: лошади на серебряном кубке и золотой гривне из могилы 1 в Порогах на р.Днестр, на боспорском надгробии Атты, сына Трифона, 2 в. н.э., где «сарматского» облика боспорский грек, несомненно, использовал негреческие традиции клеймения, и на золотом браслете из Ольвии. В этом случае у сарматов (Пороги) тамга изображена высоко на бедре животного, что в Центральном Предкавказье делалось обычно только для князей. Ареал распространения тамг, идентичных сарматским, в Центральном и Западном Предкавказье в целом совпадает с краницами средневековой Алании 10-13 вв. и ее вассалов. Западные соседи алан-осетин – адыго-черкесы, судя по доступным сегодня археологическим и письменным источникам, практически не пользовались тамгами до конца 14 в. В 13 в. аланы особенно упорно сопротивлялись татарам и безжалостно истреблялись. А в 1395 г. смертельный удар по восточной части Алании – Асии (управлявшейся царем Буруканом и бывшей верным вассалом золотоордынского хана Тохтамыша) был нанесен непобедимым Тамерланом, организовавшим истребление жителей. Все это резко изменило этническую карту Предкавказья.

Venera: В ходе «блестящих» генеалогий черкесская знать, естественно, заимствовала клановые тамги и обычай их использования у единственного и прославленного древнего государства региона – средневековой Алании, господствовавшей ранее над самими черкесами. Именно так в Западном Предкавказье сохранились древние иранские (сарматские) обычаи использования тамг, что представляет большой интерес и позволяет уточнить семантику знаков сарматов. У самих же осетин, долго зависевших от черкесов, значение тамг в быту (в том числе у знати) уменьшилось. Таким образом, в Западном и Центральном Предкавказье в целом сохранилась, несмотря на все катаклизмы, до конца 19 в. древняя иранская традиция тамгопользования и соответствующие обычаи. Значение этого факта трудно переоценить. На Центральном Кавказе (как и у тюркских и монгольских народов) тамга – это знак собственности клана на участки земли и ценные вещи и причастности к различным акциям. Собственную тамгу здесь могли иметь только знатные люди, а зависимые от них лица ставили на свои вещи тамгу покровителя для защиты. В современной литературе преобладает мнение, что первоначально прототипы будущих клановых тамг были сакральными (магическими) знаками первобытных племен. Сегодня принято считать, что традиция использования тамга пришла к сарматам из Центральной Азии, вероятно из Монголии и с Саяно-Алтая. …По имеющимся данным, самые ранние предметы с тамгами 1 в. до н.э. – 1-й пол. 1 в. н.э. на Северном Кавказе – это семейные бронзовые котлы и бляхзи узды из курганов между Доном и притоком Кубани. В это время здесь проживали могущественные сарматские племена сираков и аорсов…………

Barshbe: Это можно принять за тамгу? http://colorizator.livejournal.com/12533.html Солярный знак - символ солнца. Контур найден на территории современной Северной Осетии.



полная версия страницы