Форум » ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ОСЕТИИ » Как вы относитесь к Кровной мести??? (по-Адату Осетин) » Ответить

Как вы относитесь к Кровной мести??? (по-Адату Осетин)

=FATIMA=: См. в теме

Ответов - 245, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 All

Сослан: ... олагалась, во-первых, плата от родственников, называвшаяся у осетин "бонгалом" (подарком), и, во-вторых, мирное угощение. Даже в Грузии, где давно установилась государственная власть, наряду с уголовными наказаниями была частная месть и выкуп ее. Судьями, кроме феодалов и царских чиновников, были по ряду дел посредники "шуини" или "очени". Здесь мы также видим, что со временем обычаи первобытно-общинного строя становились санкционированными государством юридическими нормами, кровная месть стала сочетаться с уголовным наказанием, налагаемым по суду и сама становилась уголовным наказанием, совершаемым по приговору суду.ЛАДЫЖЕНСКИЙ А.М. АДАТЫ ГОРЦЕВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА http://ippk.edu.mhost.ru/elibrary/elibrary/uro/v18/a18_01.htm

Сослан: интересен и такой факт, что кровная месть распространялась по большей части внутри одного этноса. Конфликт, который неминуемо влёк за собой кровную месть ( допустим оскорбление ) если-бы обе стороны относились к одному этносу, в случае если таковой возникал между представителями разных народов, к ней не приводил. Поэтому случаев истребления одной осетинской фамилии другой, мы знаем массу, а случаев кровной мести между осетинскими фамилиями и фамилиями других народов практически неизвестны. Есть одно исключение. Между моздокскими осетинами-дзерашти состоявшими в казачьем сословии и моздокскими-же кабардинцами фиксировались случаи кровной мести. Так-же с этим обстояли дела и у вайнахов. Кровную месть они распространяли только на свой этнос. Между чеченскими и ингушскими фамилиями кровная месть осуществлялась, а между скажем ингушскими и осетинскими нет. Убить обидчика, не значит осуществить кровную месть в классическом понимании. Осетины мстили роду. Известно много случаев когда мстители за одного убитого из своей среды, истребляли всех мужчин вражеского рода. Такие случаи были широко распространены и в Северной и в Южной Осетии.

Cандро: мое мнение по этой теме такое. кровная месть - это проявление первобытного права и обнаруживается у народов и племен находящихся на соответсвующих стадиях развития (первобытное общество, военная демократия и пр.). В более развитых обществах функции права осуществляются специальными институтами и в соответствии с законами в этом обществе принятыми и регулирующими сосуществование членов этого общества. Чем более развито общество - тем сложнее и объемнее законодательство. в наше время эта тема всплыла (на Кавказе) по двум причинам: 1) В период разрухи 90-х судебные органы не могли осуществлять полноценно свои функции. И как следствие 2) Кавказские народы еще совсем недавно жившие в "бесправовом" обществе и не совсем забывшие кровную месть начали ее реабилитировать. Поэтому, кровная месть (если без эмоций) не может быть хорошо. Надо бороться за совершенство судебной системы и все наладится со временем. Главное чтобы мы знали свои права и научились их реализовывать. ПРОСВЕЩЕНИЕ - первый и главнейший шаг к нашему благополучию. Но пока мы (осетины) катимся совсем в другую сторону.


НОБЕЛЬ: "Месть - правосудие без закона" Френсис Бэкон

Сослан: Cандро, да кровная месть в наше время это пережиток и атавизм. я хотел-бы напомнить, что кровная месть всё-же отличается от понятия "месть" вообще. Кровная месть возбуждалась по причинам убийства и оскорбления представителя одного рода со стороны представителя другого рода и рассматриваться она может только с этих родовых позиций. Тоесть если человек отомстил за убийство или оскорбление своего скажем родственника своему обидчику путём его убийства, это ещё не значит что мы имеем дело именно с кровной местью, хотя с местью как таковой несомненно. В случае же если убийство человека, как члена некого рода, обязательно влечёт за собой месть со стороны представителей рода убитого роду убийцы, или ему самому и это является нормой общественных отношений, где кровь имеет совершенно чёткую ценность и потерю этой ценности необходимо необходимо обязательно возместить ( либо кровью, либо в материальном эквиваленте) вот тогда это кровная месть. Эту ситуцию очень хорошо отражала старая осетинская поговорка, что "осетины прежде чем оплакивать покойника, оплакивают его убийцу" . Здесь говорится о неизбежности кровной мести, тем самым кровная месть была законом в определённое время, законом регулировавшим общественные отношения и призваным как раз сдерживать убийства, а не поощеряющим их . Кто знает скольких убийств, оскорблений, умыканий, изнасилований и т.д. удалось избежать благодаря страху неизбежности кровной мести? С этой точки зрения в своё время эта норма была безусловно необходимой.

berzek: Сослан пишет: Кабарда в своём социальном развитии опережала горские общества и многие патриархальные и родовые обычаи , харрактерные для горцев Центрального Кавказа, в феодальной Кабарде были представлены в меньшей степени. Тоже (возможно) касается и т.н. аристократических племён остальных адыгов. И демократических тоже. Это общеадыгская тенденция была

Сослан: berzek пишет: Это общеадыгская тенденция была ОПЕРЕЖАТЬ?

berzek: Сослан пишет: ОПЕРЕЖАТЬ? Прошу заметить, не я это сказал

Сослан: но видимо и не оспариваешь

berzek: Сослан Ну если ты настаиваешь...

Oreuno: Кстати по УК РФ (п. л. ч. 2 ст. 105) убийство из кровной мести-отягчающее вину обстоятельство. Это говорит о том, что законодатель оставляет за народами право так сказать на свои обычаи, но ёто настолько нелепо, что слов нет. Сейчас идут споры, относительно того, что убийство из кровной мести пережиток прошлого, соответственно общественных отношений которые могут подлежать защите по п. л) ст. 105. в настоящий момент в обществе нет. Да их и нет. Потому как в современной жизни лишение жизни одного субъекта другим не может расцениваться как акт кровной мести..ибо нет тех оснований которые были в древности у наших предков.

ИРОН ДЖИГИТ: плевать на УК. честь превыше всего. пусть и ценой жизни.

Oreuno: ИРОН ДЖИГИТ честь превыше всего? а при чем тут кровная месть?

Oreuno: Что то тебе на все плевать) может и на государственность плевать?)

ИРОН ДЖИГИТ: подумай.

леопольдина: "осетины прежде чем оплакивать покойника, оплакивают его убийцу" . жаль, что теперь они этого не делают, всяким упырям бы неповаданно было выползать из своих нор.

Батраз: А между этносами кровная месть как не существовала? Вроде мстили не какому-то роду, а всему народу. Например за убийство ингушем осетина, осетины должны были убить какого-нибудь ингуша. Разве не так?

Сослан: Батраз пишет: А между этносами кровная месть как не существовала? Вроде мстили не какому-то роду, а всему народу. Например за убийство ингушем осетина, осетины должны были убить какого-нибудь ингуша. в классическом понимании кровная месть - это месть рода убитого, роду убийцы. Пострадавший род должен был "взять свою кровь" с рода убийцы обратно. При чём у осетин как старались взять кровь лучшего представителя рода, или перебить всех мужчин вообще. После ответного убийства, уже оба рода находились в состоянии кровной мести в отношении друг-друга. И это могло тянутся либо до уничтожения одним родом другого, либо до примерения. Вот это и называется кровная месть и она действительно осуществлялась внутри одного этноса. То о чём говоришь ты, это не кровная месть, а просто месть. Такая месть существовала среди всех народов. Тут мстили по национальному признаку. Например не так давно в Яндырке Астраханской области чеченцы убили калмыка, калмыки поднялись и поехали мочить всех чеченцев без разбора, тоже в Кондопоге и т.д. , но это не кровная месть.

Oreuno: леопольдина кино насмотрелась

Сослан: леопольдина пишет: осетины прежде чем оплакивать покойника, оплакивают его убийцу" . жаль, что теперь они этого не делают, всяким упырям бы неповаданно было выползать из своих нор. Лео тоже о другом. Смотрите вам пример. В Пригородном районе как известно погибло много людей с обеих сторон и за частую убийцами выступали бывшие соседи с обоих сторон, но заметьте никакой кровной мети ни та ни другая сторона друг-другу не объявляла. Тоесть именно фамилия убитого, фамилии убийцы. Это как раз потому, что между этносами существует война, но не кровная месть. Кровная месть - это закон направленный на решение внутренних проблем общества. Применить кровную месть представителю другого народа, это как применить скажем российскую статью УК к китайцу.



полная версия страницы