Форум » ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ОСЕТИИ » Легенды и предания » Ответить

Легенды и предания

Русланбек: \\\\

Ответов - 6

Русланбек: ВСЕВОЛОД МИЛЛЕР. В ГОРАХ ОСЕТИИ. ПРЕДАНИЕ О КРЫМСКОМ ХАНЕ И О ПРИХОДЕ РУССКИХ. Записано в сел.Стур-Дигора. "В горах Осетии", стр.319. Некогда народ наш платил дань Крымскому хану (Хъаерими хан). Однажды один пастух сказал другому в присутствии Асланбека Биасланова: - О если бы я был Биасланов сын Асланбек! - А что бы ты тогда сделал? - спросил другой пастух. - Я пошел бы к Биберду и сказал бы ему: "Будь готов!" А сам призвал бы Крымское войско, завел бы его в Ахсаватское ущелье, собрал бы наших людей, напал бы на крымцев и перебил бы их ночью. Эти речи услышал Асланбек и поступил по совету пастуха. Разбитые татары убрались с наших мест, и народ стал платить дань Биаслановым - и дигорцы, и иронцы. Тогда русских еще не было в этих местах. Так одно время держались Биаслановы, а затем стали придвигаться русские и разбили кабардинцев. Снизу, с плоскости, их гнали русские, а сюда в горы, их не пускали дигорцы. Таким образом Биаслановы были ослаблены. Затем русские стали двигаться ближе и селиться по Тереку и в других местах. На нашей памяти приходил в Дигорию генерал Абхазов и остановился в Сурхе. После его ухода был прислан к нам миссионер, грузин Николай Самарганов. Он разъезжал по аулам и давал пятьдесят копеек каждому, кто окрестится. Так окрестилось двести восемьдесят человек. Примечания: предание сохранило воспоминание о владычестве крымских ханов в Кабарде и части Осетии. Татары владели Кабардой при хане Девлет-Гирее. Стех пор в Кабарде находился с многочисленными войсками крымский наместник. Абхазов - генерал в царской России, возглавлял карательную экспедицию в Осетию и Ингушетию в 1830г. Сурх - местность в Дигории. Из дневника Клапрота: "По дороге из Кубатиевского селения(ныне с.Урсдон) прибыли мы к прекрасному лугу Сурх, покрытому отличной травою и имеющему приблизительно версту в поперечнике. Местные жители держат на нем скот зимой. Луг называется красным(сурх) потому, что почва состоит из красной глины". Reise in den Kaukasus und Georgien. ПРЕДАНИЕ О НОГАЙЦАХ В ДИГОРИИ Записано в сел. Камунта от Г. Дзилихова 1883г. Когда рассказчик был еще маленьким мальчиком, то слышал следующий рассказ от Ахмата Кантемирова, переселившегося впоследствии в Турцию. Ахмат с товарищем однажды поехал в Ногайские степи и близ одной кибитки увидел ветхого старика, сидевшего на нихасе. Ахмат Кантемиров заметил своему товарищу громко, что вероятно этот старик очень долго живет на свете. В это время подошел к ним с виду молодой человек и спрашивает их по дигорски, откуда они приехали. Они сказали: - Из Дигории. - Из каких мест? Из Стур-Дигора. - Из какого аула? - Из Куссу. - Как фамилия? - Кантемировы. Услыхав это, молодой человек крайне обрадовался тому, что увидел в свою жизнь еще раз одного из Кантемировых. Те были удивлены этой радости и просили объяснения. Молодой человек сказал Ахмату: - Стоит ли до сих пор у вас во дворе грушевое дерево? Ахмат отвечал: - Да, оно еще не засохло, хотя очень старо. - Это дерево, - сказал молодой человек, - я сам посадил. Я жил прежде в том месте, а за дровами ездил на плоскость к Ахсарисар, так как на горах Куссу совсем лесу не было. Однажды я привез с плоскости грушевое деревцо и посадил во дворе. Впоследствии мы выселились из этих мест на плоскость к Ахсарисар. Здесь мы долго жили, но на нас напал крымский хан, забрал нас в плен и переселил в НОгайские степи. Так как нам было жаль расставаться с вещами, то мы их зарыли в землю и насыпали на этом месте три кургана. Под средним зарыто всё имущество алдара, а имущество других лиц нашего рода - под двумя боковыми. Если хотите нашего добра, то раскопайте эти курганы. Выслушав этот рассказ, Ахмат изумился долговечности ногайца и спросил его: - Сколько же тебе лет? Тот усмехнулся и, показав им на дряхлого, замеченного ими старика, сказал: - Вот мой младший сын, а кроме него у меня есть двое старших сыновей, которые от дряхлости уже не в состоянии подниматься с места. Чтобы убедить Ахмата в правдивости своих слов, ногаец показал ему этих двух стариков. Долго ли после этого жил ногаец и раскопал ли Кантемиров курганы, об этом ничего не известно. Примечания: Кантемировы - принадлежат к цагасатам, уважаемым в Дигории наравне с бадилятами. По преданию у Царгаса было три сына: Карабуга, Таймаз и Кантемир; от них произошли три ныне живущие фамилии Карабугаевых, Таймазовых и Кантемировых.

Bolat: Русланбек пишет: Эти речи услышал Асланбек и поступил по совету пастуха. Хороший совет дорого стоит

Туаллаг: А ведь и фамилия Царагасов есть.


berzek: Русланбек пишет: Впоследствии мы выселились из этих мест на плоскость к Ахсарисар. Ахсарисар действительно на плоскости? А где именно это находится?

Русланбек: Это предгорье. В 12км южнее Чиколы и примерно км 10 от входа в Дигорское ущелье.

Фати: А я в детстве читала очень красивую легенду о появлении горы Казбек. В одно высокогорное село повадился Циклоп, который уносил с собой самую красивую девушку в селе и съедал ее. Это происходило каждый год. В селе в это время подрастала красавица Залина, которая обещала своё сердце молодому пастуху Казбеку. Залина, будучи не только писаной красавицей, но и умницей и на редкость добродетельной, решила во что бы то ни стало выведать, как можно победить Циклопа и избавить от мук людей своего аула. И вот она вызнала, что Циклоп может быть уничтожен только, если самая красивая девушка в селе сама прыгнет в его пасть, когда он в очередной раз сойдё совершить свой чёрный обряд. И Залина решила пожертвовать собой ради покоя своего народа. В этот день она оделась в чёрное, и скрыв своё лицо, вышла наружу, где толпы людей собрались, уже плача и стеная в ожидании Циклопа. Небо застлала чёрная пелена и поднялся страшный ураган, из которого возник Циклоп. Не дав грозе утихнуть, чтоб люди не видели сей печальной картины, Залина вышла из толпы и бросилась в разинутую пасть чудовища. Циклоп исчез, а вслед за этим сразу прояснилось небо и выглянуло солнце. Но в это время на скале пас своих овец возлюбленный Залины, и когда он увидел, что случилось с его благоверной, он бросился вниз со скалы. Тело юноши разбилось, но на его месте выросла гора, которую люди и назвали Казбек. Я рассказывала эту легенду на свободном уроке осетинской литературы и мне запомнилось, в какой восторг от него пришла моя училка. И когда я сдавала экзамен, мне попался чёртов билет, на котором было одно из 3(!) стихотворений из всей хрестоматии, которые я не знала назубок! И я решила подмазаться к училке при комиссии, мол, я этот стих не знаю, но могу рассказать в качестве компенсации три других и еще ту легенду, которая вам так понравилась. Пятёрку свою я получила...



полная версия страницы