Форум » ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ОСЕТИИ » Археология. Кобано-Тлийская культура. » Ответить

Археология. Кобано-Тлийская культура.

Русланбек: \\\\\\

Ответов - 8

Туаллаг: Ницы бамбаерстон...

Русланбек: Археология. Центральный Кавказ в XVI-X вв до н.э. автор Б.В. Техов "Мы рассмотрели памятники большого промежутка времени — с конца XVI до X в. до н. э. Подытоживая все сказанное, можно прежде всего отметить, что культура племен Центрального Кавказа середины и второй половины II тысячелетия до н. э. сложилась на основе культуры первой половины II тысячелетия до н. э. В то же время середина и вторая половина II тысячелетия до н. э. были в древней истории Центрального Кавказа эпохой значительных социально-экономических сдвигов. Центральнокавказские племена переходили к новым, более интенсивным формам хозяйственной деятельности, а это вело к переоформлению общественных отношений, к переходу на более высокую стадию социального развития. Наиболее быстро из всех производящих форм экономики племен Центрального Кавказа исследуемой эпохи развивалась металлургия бронзы. Высокая техника металлургии, демонстрируемая рассмотренными выше изделиями, особенно многочисленными булавками, кинжалами, топорами и т. д., заставляет считать, что металл употреблялся в быту довольно широко. К концу II тысячелетия до н. э. из него изготовлялись и сельскохозяйственные орудия (мотыги, серпы). Вместе с интенсивным развитием металлургии в середине и во второй половине II тысячелетия до н. э. заметно развивались скотоводство и земледелие, появившиеся еще в неолите. Эти отрасли хозяйства послужили причиной роста экономической и общественной роли мужчины, породили новую форму быта — большую патриархальную семью. Несколько таких семей составляли родо-племенную группу или общину. Во главе каждого племени стоял вождь, руководивший военными набегами. В результате в руках отдельных вождей накапливались богатства; богатели и отдельные патриархальные семьи. Это приводило к имущественному расслоению первобытного общества. Во второй половине II тысячелетия до н. э. происходит отделение ремесла, в частности металлургии, от скотоводства. В связи с этим усиливается межплеменной обмен как внутри Центрального Кавказа, так и за его пределами. В частности, племена Центрального Кавказа в середине и во второй половине II тысячелетия до н. э. поддерживали связи со странами Передней Азии [198, с. 85; 215, с. 72—83; 196, с. 36— 37]. Об этих связях свидетельствуют бронзовые кинжалы «передне-азиатского типа», обнаруженные на Кавказе почти повсеместно, многочисленные фаянсовые, тальковые, сердоликовые бусы, встречаемые в памятниках Кабардино-Балкарии второй половины II тысячелетия до н. э., хурритская цилиндрическая гематитовая печать XV— XIV вв. до н. э., найденная в Северной Осетии [198, с. 86; 197, с. 349, и сл.; 196, с. 37], а также глиняные печати («пинтадеры») и некоторые другие находки. Сношения с Передней Азией дали толчок развитию металлургии меди и бронзы на Кавказе, в том числе в центральных его районах. Во II тысячелетии до н. э., однако, металлургическое производство на Кавказе, в том числе и на Северном, стало покоиться исключительно на местной рудной базе [196, с. 39]. Очень близкими были связи между племенами Центрального Кавказа и степными племенами катакомбной культуры. Об этом свидетельствуют находки кавказских бронзовых изделий в погребениях катакомбной культуры Северного Причерноморья [352, с. 98]. Среди бронзовых предметов степной катакомбной культуры много кавказских [196, с. 36]. Оказался кавказский металл и у племен срубной культуры причерноморских степей [191, с. 49 и ел.]. В литературе кавказские бронзовые изделия отмечались в Харьковской [324, с. 123, рис. 88—90; 142, с. 22—23] и Куйбышевской [287, с. 39] областях, в зоне Волгоградской ГЭС [381, с. 82 и ел.], в Мордовской АССР [397, с. 72, рис. 26, 1], на р. Оке (Панфиловская стоянка) [468, с. 17], на р. Чусовой (стоянка у ст. Левшино) [501, с. 27], в Сибири [164, с. 106] и т. д. Вещи кавказского происхождения найдены в могильниках среднеднепровской культуры первой половины II тысячелетия до н. э. в Белоруссии [28, с. 9; 196, с. 38], в западных районах Украины [556, с. 269—271] и т. д. В свою очередь, на Кавказ проникали некоторые элементы из соседних и более отдаленных областей. Так, случаи нахождения на Северном Кавказе бронзовых ножей карасукского типа позволяют предполагать древнейшие связи Кавказа с Сибирью. В археологической литературе высказана точка зрения, что южнорусские степи не только получали металл из районов Центрального Кавказа [191, с. 58; 352, с. 108], но и развивали собственную металлургию меди под влиянием древних кавказских металлургических центров [499, с. 422, 522; 500, с. 12, 36—37]. В свою очередь, северокавказские бронзовые булавки с молоточкообразным навершием, несомненно, ведут свое происхождение от подобных костяных булавок более ранней катакомбной культуры юга нашей страны [198, с. 88]. Самый распространенный орнаментальный мотив северокавказских племен второй половины II тысячелетия до н. э.—-шнур или плетеная веревочка, сохранившийся и в более позднее время, также, по-видимому, был заимствован у племен катакомбной культуры. Наконец, Е. И. Крупнов связывает появление в Кабарде погребений в срубах (например, верхнеакбашское курганное погребение № 9) с погребальным ритуалом племен Украины и Подонья середины и второй половины II тысячелетия до н. э., хоронивших своих покойников в деревянных срубах под курганными насыпями [198, с. 88]. В культуре племен Центрального Кавказа середины и второй половины II тысячелетия до н. э. при известных различиях между отдельными географическими районами прослеживается определенная общность. Она определялась сходным уровнем общественного развития, одинаковыми географическими условиями и одинаковыми формами хозяйства, а не языковой и этнической общностью [205, с. 43]. На территории Центрального Кавказа были выявлены одинаковые формы предметов вооружения, утвари, украшений, погребального обряда, но, какой бы однородной ни казалась позднебронзовая культура северного и южного склонов Центрального Кавказа, в ней, безусловно, есть элементы, которые характерны только для культуры одного определенного района. Население каждого географического района развивалось в связи с общим развитием производительных сил Кавказа, но вместе с тем племена каждого производственного района находили в этом развитии и свои самостоятельные пути. Поэтому можно выделить несколько друг с другом связанных металлопроизвод-ственных очагов как на северном, так и на южном склоне Главного Кавказского хребта, а на основе производимых этими очагами металлических изделий — несколько локальных вариантов в бронзовой культуре Центрального Кавказа середины и второй половины II тысячелетия до н. э. По материалам рассмотренных выше тлийских комплексов можно проследить самобытность культуры оставивших их племен и в то же время отметить теснейшие их контакты с культурой соседних областей, особенно нынешней территории Рача — Лечхуми — Имерети, где находился главный центральнокавказский очаг бронзовой металлургии. Помимо него существовали металлообрабатывающие очаги в других районах. Один из таких очагов должен был быть в ущелье р. Большой Лиахви. К концу II тысячелетия до н. э. богатая бронзовая культура постепенно проникла с южного склона Главного Кавказского хребта на северный, где таким образом появилась ее периферия. Проникновению позднебронзовой культуры с южного склона Главного Кавказского хребта на северный способствовали перевальные пути, главным образом Мамисонский перевал, Дарьяльский и другие проходы. Основной периферийный центр располагался в бассейне р. Гизельдон в Кобанском ущелье. С конца X в. до н. э. в ареал этой культуры включаются также ущелья рек Фиагдон, Ардон, Терек, Урух, Черек, Малка. Нынешняя Чечено-Ингушетия была охвачена этой культурой значительно меньше, чем Северная Осетия и Кабардино-Балкария, и была больше связана с культурами Дагестана и Кахети. Рассматривая материалы эпохи поздней бронзы северного и южного склонов центральной части Главного Кавказского хребта, нельзя не прийти к заключению, что в этот период здесь процветала археологическая культура, которая характеризуется близким сходством орудий труда, оружия, утвари, украшений, а также погребального обряда. Оставившие эти памятники племена находились в генетическом родстве. Общие исторические судьбы, общие верования, художественные традиции, сходство общественно-экономической жизни, близкое соседство способствовали возникновению сходных форм материальной и духовной культуры [425, с. 52—53], поднятию на более высокую ступень важнейших отраслей их хозяйственной деятельности — металлургии, скотоводства, земледелия, а также многих ремесел, не вышедших за рамки домашнего производства. Территория северокавказского варианта позднебронзовой культуры Центрального Кавказа в течение веков была ареной важных исторических событий и передвижений племен. Со временем на этой территории оказались ираноязычные племена, в формировании культуры которых кавказская позднебронзовая культура явилась одним из важнейших компонентов. Именно она была субстратом, на который сверху наложился иранский слой [3, с. 80]. Это особенно четко прослеживается с того периода, когда аланские племена, продвинувшись в сторону Центрального Кавказа, смешались с местным автохтонным населением и передали ему свой язык [6, с. 145; 3, с. 78—79]. Результатом этого смешения было образование осетинского народа. Судя по антропологическим данным, ираноязычные осетины являются потомками этнических групп, населявших Центральный Кавказ с глубокой древности [17, с. 169] и бывших создателями богатой позднебронзовой культуры северного склона Центрального Кавказа. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, сохранившиеся в материальной и духовной культуре осетинского народа — иранского по языку и кавказского по культуре. http://budetinteresno.narod.ru/kraeved/skif_content.htm

Bolat: Русланбек пишет: Судя по антропологическим данным, ираноязычные осетины являются потомками этнических групп, населявших Центральный Кавказ с глубокой древности [17, с. 169] и бывших создателями богатой позднебронзовой культуры северного склона Центрального Кавказа. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, сохранившиеся в материальной и духовной культуре осетинского народа — иранского по языку и кавказского по культуре Процентность потомственности--10-30%(моё мнение),а уж если из антропологии исходить,то САМИ АЛАНЫ Змейской например--уже кавкасионы(а это не осетины,как бы). Русланбек пишет: когда аланские племена, продвинувшись в сторону Центрального Кавказа, смешались с местным автохтонным населением и передали ему свой язык Значит к приходу аланов---скифо-сарматы 100%автохтоны местные?! Русланбек пишет: бронзовая культура постепенно проникла с южного склона Главного Кавказского хребта на северный, где таким образом появилась ее периферия. Естественно Русланбек пишет: Нынешняя Чечено-Ингушетия была охвачена этой культурой значительно меньше А кандидаты то в главные кобанцы Русланбек пишет: Оставившие эти памятники племена находились в генетическом родстве. Интересно,а кто проводил эти генетические исследования?И в какой %сти это родство?...А так ваще разделяют ТРИ варианта кобанской культуры


Русланбек: Bolat фыссы : то САМИ АЛАНЫ Змейской например--уже кавкасионыЛибо часть кавкасионов - уже аланы .Значит к приходу аланов---скифо-сарматы 100%автохтоны местные?! Термин автохтоны значит изначальное аборигенство, то есть - исконно местный компонент. Как известно, скифо-сарматы не являются аборигенами Центрального Кавказа, следовательно они не могут быть автохтонами.Интересно,а кто проводил эти генетические исследования?И в какой %сти это родство?...Это выводы Техова. На чем-то видимо основывается.. Болат, а ты фактический археологический материал видел? Вся культура кобано-тлийцев безусловно связана с южно-кавказскими, месопотамскими и малоазийскими культурами! Вот тебе и южное этническое происхождение физических далеких предков осетин . Еще обрати внимание на это:Об этих связях свидетельствуют бронзовые кинжалы «передне-азиатского типа», хурритская цилиндрическая гематитовая печать XV— XIV вв. до н. э., найденная в Северной Осетии, а также глиняные печати («пинтадеры»).

Нерастаможенный: Техов какой то непостоянный. Раньше он говорил что кобанцы это автохтонные иранцы, а сейчас говорит что кобанцы все таки переняли иранский яз. у кочевников..

Bolat: Русланбек пишет: а ты фактический археологический материал видел? Вся культура кобано-тлийцев безусловно связана с южно-кавказскими, месопотамскими и малоазийскими культурами! Вот тебе и южное этническое происхождение физических далеких предков осетин У меня есть Его книги,плюс работы по-кобанцам других авторов.Все эти куро-аракцы,майкопцы,дольменники и тд (условно синокавказцы и гюрджи)НЕ НА ПУСТОЕ МЕСТО ПРИШЛИ,тут были ностраты первые,а к приходу синокавказцев и некие протоиндоевропейцы подошли с севера.Кстати Техов и гнёт ХЕТСКУЮ ЛИНИЮ. Интересно ещё вот что,что в статье указано:,,Нынешняя Чечено-Ингушетия была охвачена этой культурой значительно меньше, чем Северная Осетия и Кабардино-Балкария, и была больше связана с культурами Дагестана и Кахети.,,А У САНДРО:,, произошло расовое смешение с местным нахско-дагестанским населением, в результате которого, будущие сваны приняли облик представителей кавкасионского типа.,, ВЫХОДИТ ЭТА КУЛЬТУРА НЕЧТО ИНОЕ Тибаренцы (пракартвелы), точнее, их сванская часть, вторглись в болотистую Колхидскую низменность. Вскоре они были вытеснены новой волной картвельских переселенцев (грузино-занов) в горы, где произошло расовое смешение с местным нахско-дагестанским населением, в результате которого, будущие сваны приняли облик представителей кавкасионского типа. В 8 в. до н.э. произошла дивергенция единого грузино-занского языка на, собственно, грузинский (включая диалекты) и занский (мегрел-чанский).--------ЭТО ОТ САНДРО,по Туалам.Как видим,самый супер-пупер грузинский есть сванский,кои--,, где произошло расовое смешение с местным нахско-дагестанским населением, в результате которого, будущие сваны приняли облик представителей кавкасионского типа.,,Почему же не допускаете такое и к нам(плюс версию Кочиева),а лишь некие курсы(где чисто иранцев 10%). Русланбек пишет: Либо часть кавкасионов - уже аланы Которые в свою очередь сарматы и скифы КАВКАЗА Ведь судя по всему,они тож должны были кавкасиониться ....Тут ещё и вопрос,аланы-змейцы--это 9-10век,а монголы горцев вряд ли брали бы на службу здесь,эти АСЫ скорее типа степняки(?).Вопрос в том,что если мы по плите и Цецу имеем 90%нынешний язык(а это 5-12века),то ОКАВКАСИОНИВАНИЕ алан произошло на равнине,и лишь небольшой процент при окончательном уходе в горы. Русланбек пишет: Как известно, скифо-сарматы не являются аборигенами Центрального Кавказа, следовательно они не могут быть автохтонами. Тогда то,что пишет Техов--туфта:,,Это особенно четко прослеживается с того периода, когда аланские племена, продвинувшись в сторону Центрального Кавказа, смешались с местным автохтонным населением и передали ему свой язык,,.Либо Его не правильно трактуют.ДО АЛАН БЫЛИ СКИФЫ И САРМАТЫ,и то на что наложились аланы есть СМЕСЬ КАВКАЗЦЕВ И КОЧЕВНИКОВ Русланбек пишет: хурритская цилиндрическая гематитовая печать Так в той же Митании хуритами арии и заправляли,плюс курганы этих времён в Закавказье имеются Нерастаможенный пишет: Техов какой то непостоянный. Это правда Но,археолог он хороший...да и как Мизиев не отметился

Русланбек: Bolat фыссы : тут были ностраты первые,а к приходу синокавказцев и некие протоиндоевропейцы подошли с севера. Откуда такие предположения?ВЫХОДИТ ЭТА КУЛЬТУРА НЕЧТО ИНОЕ Не совсем так.. Кобано-Тлийская культура является близкородственной Каякентско-хорочоевской(Чечня-Дагестан), Колхидской (Западная Грузия) и Куро-аракской культурам. Многое из Кобано-Тлийской культуры(подобие) до наших дней сохранилось у горно-дагестанских народов: это височные подвески ромбовидной и круглой формы, ножные кольца, гончарное дело, металлообработка.. Все выше названные культуры имеют южное происхождение.Почему же не допускаете такое и к нам(плюс версию Кочиева),а лишь некие курсы(где чисто иранцев 10%). Потому что оснований совершенно мало. У нас из иранской культуры, или из скифо-сарматской культуры - очень незначительное влияние. В языке действительно многое иранского, и то просматривается как местные кавказские группы "подстроили" ираноязычие на свой манер, под свое характерное произношение. Потому и говоры,наречия у нас разные имеются. Из разных субстратов. Все эти "трехкастовые общества осетин" якобы подобно арийской традиции, есть на самом деле большая натяжка и этого не было у нас. При этом трехкастовость приписали иронскому обществу, а дигорцам "арийскую традицию" не дали .то ОКАВКАСИОНИВАНИЕ алан произошло на равнине,и лишь небольшой процент при окончательном уходе в горы. Согласен.Так в той же Митании хуритами арии и заправляли,плюс курганы этих времён в Закавказье имеются Более всего арийскую культуру сохранили.. тюркские кочевые племена Вот где родственники арийцев! Сравни бытность кочевых цыган и казахов.. Обнаружишь очень много сходного. Кавказцы не есть наследники ариев, так как горы(кавказские) арийцы никогда не занимали. Археология достаточно точная наука и данные по горному Кавказу дают явное южное направление происхождения местных народов. Древняя Малая Азия, Междуречье(хамитские народы) - отсюда пришли первые люди нашего типа на Кавказ. Плюс еще есть генетика - наука еще более точная, данные из которой тоже указывают на наше генетическое южное происхождение. Генетически нам родственными являются: грузины, горцы-дагестанцы и.. островитяне сардинцы и корсиканцы . Это по известным изученным пока данным. Генотип характерный для большинства индоевропейских народов у нас мало присутствует.

Bolat: Русланбек пишет: Более всего арийскую культуру сохранили.. тюркские кочевые племена Всё идёт по наследству Арии,Аланы,Савети и тд Русланбек пишет: Откуда такие предположения? Это конкретная инфа,серьёзных учёных которым я в основе доверяю Русланбек пишет: Кобано-Тлийская культура является близкородственной Да это понятно,что есть взаимопроникновение.Вопрос в том,что есть соответствия и совпадение с письменными источникаи,например Мровели. В статье указано,что сваны окавкасионились,и по Мровели,нахи и были к западу от Терека.Значит заны и ,,кандидаты в двалы,, наложились на синокавказцев центра и востока южного Кавказа(в основе хуритов-нахов).Нахи-хуриты севера Кавказа под воздействием скифов-овсов ушли за Терек,а пик культуры кобано-тлийцев и есть в СО,особо проникновенны скифские элементы в культуру поздних кобанцев.Вот это меня и интересует,что Кобано-Тлийцы чуть иное,чем на территории Вайнахии(так указано у Техова,что пик культуры у нас).Русланбек пишет: Все выше названные культуры имеют южное происхождение. А кто против Сначала ностраты,потом синокавказцы(хуриты-хаты)далее гюрджи и тд.Но смысл в том,что даже волну синокавказцев встретила ,,обитаемость,,с севера в ,,лёгком движении к Кавказу,,...Майкопская культура--это курганная культура(влияние степи),в той же Колхидской имеются степные элементы(гюрджийские археологи утверждают курганы(?))Дольменники западного Кавказа были чуть позже,это время Каякенто-Хорочоевцев вроде,и уж потом к киммеро-скифскому времени средина и закат кобанцев. Русланбек пишет: У нас из иранской культуры, или из скифо-сарматской культуры - очень незначительное влияние. Моё мнение иное Если народ взял бы язык,то взял бы и энергетику,мышление,культуру и тд.Что в общем неплохо видно по горногрузинским группам,от их окавкасионивания...Тут в теме ,,Этнография,,,лично я начал сравнивать,и по моим выводам вышло,что некие степные скифо-сарматские элементы стали ЧИСТО КАВКАЗСКИМИ.Этого очень много.И пример в современности Кабарда и Россия.Плоскостное влияние кабардинцев, за столь небольшой период господства в предгорье, на население гор оказалось очень большим.Потому в курсы я пока не верю,а вот в конкретное окавкасионивание жителей предгорий и степей --ДА.Пример ,теже КБ,кумыки,ногайцы.Русланбек пишет: как местные кавказские группы "подстроили" ираноязычие на свой манер, под свое характерное произношение. А может это уже было в этих ираноязычных например Асах(дигорцах--овсах)и Савирах (хаИРиках ).Указано же лингвистами что близость южане----дигорцы в архаике большая,а потом идёт ВКЛИНИВАНИЕ ИРОНСКОЕ,это же не похоже под разные субстраты.Русланбек пишет: Все эти "трехкастовые общества осетин" Осетин возможно и нет.Но таже двухкастовость(попахивающая трёхкастовостью)имелась и в Осетии,правда самой ранней.Русланбек пишет: а дигорцам "арийскую традицию" не дали Нафига им касты --Дигорцы-ЭТО БОГИ,к ним Уастырджи и прилетают.По ведической традиции,Боги только с Богами и играют по-крупному ,ну типа явить свой облик Русланбек пишет: Согласен. Но даже в горах,та же Герасимова и Беслекоева зафиксировала ещё переходные формы Да чё тут,и так всё понятно...например некоторые осетины центральной Грузии выглядят как 100%грузины(хотя помисей практически и небыло в родах почти).Местность берёт своё (абсолютно согласен с Кочиевым)Русланбек пишет: Кавказцы не есть наследники ариев, так как горы(кавказские) арийцы никогда не занимали. Как попал Арийский элемент в Митанию(к хурритам юга),в Сирию и Палестину??Очень трудно представить что по-воздуху на самолёте(Гаруде)или летающей башне Нартов Запад Кавказа,Дон,Меотида---археологически за арийские версии.Кавказ не столь не проницаем Если можно было выйти с юга на СК,то почему же не в обратку ---куда по всей ИСТОРИИ и бегали нашествия и походы.Русланбек пишет: Древняя Малая Азия, Междуречье(хамитские народы) - отсюда пришли первые люди нашего типа на Кавказ. А до этого с Закавказья и Ирана ностраты,в три потока.Русланбек пишет: Плюс еще есть генетика - наука еще более точная, данные из которой тоже указывают на наше генетическое южное происхождение. Из того,что я прочитал по этому вопросу...лингвистический бардак отдыхает в сравнении с генетическим.Моё мнение,что учёные ещё сами не разобрались со всем этим,так как вижу,что некие ,,новые генетические данные,,напрочь отрицают предыдущие результаты ---поэтому,лучше подождать ... А то Наука(по Сандро)вещь крутая ,но некое существующее пока отрицает



полная версия страницы