Форум » ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ОСЕТИИ » Осетинские Боги » Ответить

Осетинские Боги

Дикий кударр: Оч большая проьба к Вам друзья...не могу найти Бога отвечающего у нас за богатсво,финановое благополучие,процветание.Может кто знает. Заранее большое спасибо.

Ответов - 322, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 All

Кайзерсосо: Бардзин пишет: По-моему слово язычники обобщает все неофициальные религии. При этом официальные религии почти на столько же отвечат этому определению, как и религии малых народов. Кто-нибудь может дать точное определение язычеству? ИМХО, главное отличие язычества от монотеизма - это даже наличие нескольких богов. Главное отличие в том, что монотеизм предполагает, что ГЛАВНЫЙ (БОГ) владеет какой-то то Абсолютной Истиной, всё создал, и всем управляет. ГЛАВНЫЙ управляет миром и доносит до туповатых людей Истину через какую-то документацию (Святые Писания) и через помощников (святых). Язычество, конечно, попроще. Захотел дождя - попросил у одного, урожая - у другого, детей - у третьего, удачной охоты - у четвёртого. Истины просить неукого, да и незачем. Есть ещё агностицизм. Подавляющее число людей, считающих себя атеистами, на самом деле - агностики. Осетинская религия стоит особняком. Она - явно не язычество. Выражение "хуыцаеутты Хуыцау" - передал, насколько я знаю, Вс. Миллер, который, якобы, его где-то услышал. В любом случае, "Иунаег Хуыцау" слышали все, а "хуыцаеуттае" - если бы не фотография страницы Сослана - я бы и не поверил, что такое слово вообще есть в осетинском. Надо спросить у авторов этого словаря. Скорее всего, они его сами придумали, передав "хуыцау" во множественном числе. Кроме того, у осетин тоже есть также намёки на владение Истиной - "Уацамонга". Но это - мелочи. Главное, только в осетинской мифологии люди борятся с Богом. Поэтому, лично для меня, осетинская религия предпочтительнее всех других.

Bolat: Кайзерсосо пишет: доносит до туповатых людей Истину Да уж думается,что Он так не считает Кайзерсосо пишет: Язычество, конечно, попроще. Захотел дождя - попросил у одного, урожая - у другого, детей - у третьего, удачной охоты - у четвёртого. Истины просить неукого, да и незачем. Все едино..даже если кто-то поймет что через исполнение дождя ЧТО ТО ЕСТЬ-ЭТО УЖЕ ОТКРОВЕНИЕ И ПУТЬ.. Кайзерсосо пишет: Главное, только в осетинской мифологии люди борятся с Богом. Да этого везде полно но то что НАШИ с Богами на ноге--это Заслуги и Игра Господа,что несомненно достойно Уважения

Bolat: Кайзерсосо пишет: доносит до туповатых людей Истину Да уж думается,что Он так не считает Кайзерсосо пишет: Язычество, конечно, попроще. Захотел дождя - попросил у одного, урожая - у другого, детей - у третьего, удачной охоты - у четвёртого. Истины просить неукого, да и незачем. Все едино..даже если кто-то поймет что через исполнение дождя ЧТО ТО ЕСТЬ-ЭТО УЖЕ ОТКРОВЕНИЕ И ПУТЬ.. Кайзерсосо пишет: Главное, только в осетинской мифологии люди борятся с Богом. Да этого везде полно но то что НАШИ с Богами на ноге--это Заслуги и Игра Господа,что несомненно достойно Уважения


ivan: У осетин нет многобожия. У нас бог один. А разве в провославии нет святых кроме бога? Но их никто язычниками не называет. Я не вижу достаточно четкой грани между осетинским язычеством и христианством

Русланбек: Согласен с Иваном .Кайзерсосо фыссы : хуыцаеутты Хуыцау" - передал, насколько я знаю, Вс. Миллер, который, якобы, его где-то услышал. Миллер вообще довольно отчужденно расписывал осетинскую духовную культуру. Будучи христианином, он видимо поэтому настолько тенденциозно относился к осетинским верованиям. Кто ввел в оборот выражение "хуыцаеутты Хуыцау" - трудно определить. Однако оно противоречит самим осетинским верованиям, так как никто никогда не называет "хуцау" Уастырджи, Уацилла, Тутыр, Афсати и тд. Данный эпитет вообще не встречается во множественном числе и адресован лишь одному создателю - Хуыцау. Он главный и единственный Бог, остальные все являются заеддтае и дауджытае, что буквально невозможно на русский перевести.. Может святые, небожители или еще ка-то, но не боги. У христиан наоборот у самих прямо верховный Бог называется в Библии почему-то во множественном числе: Элохим - Бог. Тогда как смотрим древнееврейский язык, где элох-бог, элохим - боги. Окончание -им в еврейском значит мн.число (херув-бык, херувим-быки;Мицра - Египет, Мицраим - Египты Верхний и Нижний..). Если с научной языковой стороны разбирать Библию и Заветы, то обнаруживается немало противоречий и даже откровенных несуразностей. Возможно это оттого, что библии пишут люди духовно верующие, но не обладающие большими языкознаниями.

балцаджы цалх: Главное, что бы мы не пошли по ложному следу, а именно - ПОДГОНЯТЬ ОСЕТИНСКУЮ РЕЛИГИЮ ПОД ОБЩИЕ "СТАНДАРТЫ" ДРУГИХ РЕЛИГИЙ, ДОКАЗЫВАЯ ТЕМ САМЫМ ВСЕМУ МИРУ, ЧТО ОСЕТИНСКАЯ РЕЛИГИЯ СООТВЕТСТВУЕТ ЭТИМ, С ПОЗВОЛЕНИЯ СКАЗАТЬ, СТАНДАРТАМ, - А ЗНАЧИТ, ИМЕЕТ ПРАВО НА "РАВНОПРАВИЕ" СРЕДИ ДРУГИХ РЕЛИГИЙ. Гоните всех в шею с их религиями. Нам НЕЧЕГО доказывать КОМУ БЫ ТО НИ БЫЛО. Главный вопрос в ОСЕТИНСКОЙ РЕЛИГИИ состоит не в ее МОНОТЕИСТИЧНОСТИ, а в ОСЕТИНИСТОСТИ. Если ты осетин, то тебе глубоко без разницы, ОДИН ли у нас бог, или их ТЫСЯЧИ. РЕЛИГИЯ, - ЭТО ВСЕГО ЛИШЬ МОДЕЛЬ МИРОУСТРОЙСТВА. ( С точки зрения построения модели или теории, в математике нет приоритетов между ИЕРАРХИЧЕСКИМ и РАВНОПРАВНЫМ соотношением аксиом, лежащих в основе модели или теории. ) Если ты осетин, то отряхни со своего сознания пыль ЧУЖИХ религий. ( Будь то в малом или большом, незабывайте оперировать понятиями СВОЙ и ЧУЖОЙ. )

Bolat: балцаджы цалх пишет: Если ты осетин, то отряхни со своего сознания пыль ЧУЖИХ религий. Чужое ,при нормальном обращении с ним--- лучше дает понять СВОЕ--бережнее и ценнее к нему относиться

балцаджы цалх: Официант - ТРИ БОКАЛА ПИВА БОЛАТУ от БЦ. Ибо, вне всякого сомнения БОЛАТ прав - "БЕЛОЕ лучше видно на фоне ЧЕРНОГО". А лучше сказать - СВОЕ МОЖНО ВИДЕТЬ ТОЛЬКО НА ФОНЕ ЧУЖОГО.

Bolat: балцаджы цалх пишет: СВОЕ МОЖНО ВИДЕТЬ ТОЛЬКО НА ФОНЕ ЧУЖОГО.

Дабонхорс: Какая интересная тема! Скажите, пожалуйста, насколько современная ситуации в Осетии соответствует описанной Джантемиром Шанаевым: "Как в Греции каждая страна и каждый город имели особых богов и богинь, которые считались патронами этой страны или этого города, так и в древней Осетии каждая местность и каждое местечко имели воего святого покровителя(дзуар).Эти святые и покровители почитались в Осетии по древнеязыческим представлениям;вера народа была в них так крепка, что даже и теперь отражается на потомках его, хотя нужно сказать, она сильно поколеблена нарождающимся молодым поколением; но все-таки наружное признание всех этих святых существует и между молодежью.Вот список этих божеств: Хархы-Дзуар -на Военно-Грузинской дороге, между станцией Балта и Джераховским укреплением. Божество это..уже и вовсе перестали признавать. Ног-дзуар - в Кани, на горах, в земле Шанаевых.Он почитается ещё хорошо.О нем рассказывают следующее:какой-то священник, приехав в кани и узнав о том почете,каким пользуется Ног-дзуар у жителей аула,начал поносить его ругательными словами и осыпать насмешками. Прошло немного времени, как жители Кани услышали о внезапной смерти священника с его семейством. Разумеется, это приписывают могуществу Ног-дзуара.ещё те, которые веруют в него, рассказывают, что кто из почитавших его не ведет себя прилично во время жертвоприношения и в день его праздника, тот падает в обморок и страдает тяжелой болезнью. Фарниджи-дуаг - в Ганалгоме, тоже в горах.Он имел такое значение в народе. что человек, убивший кого-либо, избавлялся от мести, если только успевал спаститьс бегством в это место, назначенное для жертвоприношения в честь этого божества, и если просил заступничества его. Преследователи смирялись и возвращались назад.точно такое значение имел храм в Древней Греции. место, где приносят ему жертву, назначено и для празднования Уастырджи, почитаемого всеми осетинами. Он считается божеством исключительно мужчин.По верованию осетин, он сопутствует каждого мужчину, предпринимающего что-нибудь.Он же считается осетинами божеством скота,хлеба и вообще всякого богатства. День его с особенным торжеством празднуется в горах:на народном языке праздник его называется Джоргуба и бывает 10 ноября. Уасхо -в Кани, в горах.Хотя это божество и потеряло почти все свое значение теперь, но прежде оно весьма почиталось.К нему сходились тагаурцы пофамильно и приносили клятву, что они будут жить дружно между собой, подобно двум братьям, друг друга любящим. свидетелем таких клятв они приглашали быть Уасхо.Теперь Уасхо стал на степени второстепенного божества.Праздник его 4 ноября. Кау-зад - тоже в горах, в Тмени-Кау.Почитается жителями Тмени -Кау.Праздник его вовремя сенокоса. Фыры-дзуар - в Даргвасе,в горах.Это божество имело вид барана, почему и называется Фыры-дзуар(святой баран, или имеющий вид барана)он взят генералом Абхазовым во время экспедиции его на Кавказ.Но верующие в него осетины поставили на место взятого другого,хотя, не имеющего вид барана, но носящего, однако, то же название.Почитается жителями Даргавса. Тбауцилла - в Какадуре, в горах.самое почитаемое из всех божеств. Оно считается божеством домашним, дающим изобилие и достаток всего.В день его праздника каждый дом в Осетии имеет у себя зарезанного барана. Дзивгиси-дзуар - в Куртатах. Почитается всеми куртатинцами. Дзири-дзуар -тоже в Куртатах. Почитается всеми куртатинцами. Праздник его продолжается целую неделю каждый дом в день его праздника имеет у себя в жертву быка. Мкалы-Габута - в Аллагире.Почитается аллагирцами. В день его праздника каждый дом имеет у себя откормленного быка. Халысти-Саниба - в Аллагире.Почитатеся жителями Аллагира. День его празднуется целую неделю. Хетаджи-дзуар - в Суадаге, на плоскости.Почитатеся хорошо... Гудзи-дзуар -в педанте на земле Дударовых.Почитается как второстепенное божество.

Хуссайраг: Дабонхорс фыссы : Мкалы-Габута Про такого первы раз слышу... Может имелось в виду МыкалГабыртае?

Дабонхорс: Margot Margot пишет: нууу...вспоминай. Есть такая книжка у Борхеса -Энциклопедия вымышленных существ. И в нете есть сайт бестиарий. Осетинских фантазий там нет. Интересно же. Мое почтение! Хорхе Луис Борхес моих любимейших писателей!кстати, четырёхтомник его произведений издательства "Амфора" я покупал в Ростове в книжном магазине на Соборном переулке Хочу заметить лишь, что иранские верования в целом он все ж не обошел.Хоть об осетинах и их верованиях у него ничего нет,но есть отдельная статья про Симурга

Дабонхорс: Хуссайраг Хуссайраг пишет: Про такого первы раз слышу... Может имелось в виду МыкалГабыртае? не знаю))) все вопросы к Джантемиру Шанаеву

kaizersoso: Дабонхорс пишет: Какая интересная тема! Скажите, пожалуйста, насколько современная ситуации в Осетии соответствует описанной Джантемиром Шанаевым: "Как в Греции каждая страна и каждый город имели особых богов и богинь Не знаю, кто такой Дж. Шанаев, но в деталях осетинской религии он, по - моему, не очень хорошо разбирался. У осетин Бог - один, и осетины это всегда подчёркивают. Называть покровителей богами - это всё равно, что называть богами святых или апостолов. С гораздо бОльшим основанием можно, например, утверждать, что у англичан каждый день недели имеет своего Бога. Конечно, каждый народ несёт отпечаток языческих верований (причем, осетины - гораздо меньше, чем другие народы - русские, англичане, итальянцы и т.д.), но писать о том , что В Осетии каждая местность имеет своих богов - нелепо.

Дабонхорс: kazeroso В книге Ш.М. Казиева и И.В. Карпеева "Повседневная жизнь горец Северного Кавказа в 19 веке","Молодая гвардия" 2003, стр. 337 Джантемир Шанаев назван осетинским этнографом Я понял, что он неверно называл святых богами. но все же, если назвать их святыми, то какова сегодняшняя ситуация? Кого почитают,а кого уже забыли?

Дабонхорс: Как мне кажется, такая трактовка, что возведение Хцау в ранг единственного божества,а остальных богов наоборот, низведение до уровня святых, это, всё таки, следы византийского христианства. Да к тому же, и Уацилла, и Уастырджи, и Фытыван,это не исконные коренные святые, а христианские Илия, Георгий-победоносец и Иоанн-креститель, хотя и прошедшие существенную местную обработку и приобретшие неповторимый осетинский колорит и окраску,так что уже стали не христианскими, а своими, сугубо осетинским святыми. И если почитание святого Георгия, можно объяснить влиянием Грузии, тот как быть с Тутыром -святым Федором?Я не знаю, чтоб святого Федора как-то особо почитали в Грузии. Так что в этом свете, как мне кажется, говорить о том, что что христианство проникало в Осетию исключительно из Грузии, не есть верная точка зрения. А где можно почитать подробней о почитании Чиристи и и Мади-Майрам -Христа и Девы Марии? Русланбек пишет: У христиан наоборот у самих прямо верховный Бог называется в Библии почему-то во множественном числе: Элохим - Бог. Христиане тоже никогда не назовут Бога богами. Это слово Элохим из древнееврейского текста. В само деле, Элохим поставлено во множественное число. Но глагол следующий за ним, стоит в единственном.Это самое начало Библии, действительно одно из самых несуразных мест. Во всех христианских переводах фраза звучит так :"Вначале Бог сотворил небо и землю". Но если переводить буквально с древнееврейского, то получается : "Вначале Боги сотворил небо и землю". Как известно, Танах (Ветхий завет) тщательно, практически каждая строчка прокомментирована в Талмуде, и в комментариях к Талмуду, и в комментариях к комментариям.Так вот, в раввинском комментарии говорится, что это слово, поставленное во множественное число, своеобразная дань уважения, вроде обращения на "вы",только в третьем лице. Откровенно говоря,я даже и не знаю, что сказать. Всё же, мне это представляется отзвуками далекого прошлого, когда евреи были многобожниками, и культ Яхве ещё не вытеснил остальных богов.

Дабонхорз: А вот ещё отрывочек из Пфафа "У осетин некоторые семейства молятся священным мечам.Верование это происходит от Аммиана Марцеллина". А об этом нельзя поподробней узнать?

kaizersoso: Дабонхорс пишет: Как мне кажется, такая трактовка, что возведение Хцау в ранг единственного божества,а остальных богов наоборот, низведение до уровня святых, это, всё таки, следы византийского христианства. Тут уж, Дабонхорз, думай и верь во что хочешь. Я считаю, что единый Бог у осетин был изначально ( до влияния христианства). Основная линия осетинского нартского эпоса, имхо, подтверждает это. Нарты, в конце-концов, восстали против Единого Бога как Создателя. Хотя, есть и другие версии. Поэтому, возможны и другие интерпретации.

Дабонхорз: kaizersoso Я не думаю или верю. Я лишь рассуждаю . Дело в том, что по мнению религоведов, идея единого Бога самостоятельно появляется лишь в обществе с централизованной властью Я не настаиваю на этом мнении.Я в религоведении не силен. И просто излагаю эту точку зрения.Если она будет опровергнута, тем лучше.

kaizersoso: Дабонхорз пишет: Дело в том, что по мнению религоведов, идея единого Бога самостоятельно появляется лишь в обществе с централизованной властью Я не настаиваю на этом мнении.Я в религоведении не силен. Я тоже в религоведении не силён. Но, тезис о том, что идея единого Бога самостоятельно появляется лишь в обществе с централизованной властью, мне кажется довольно глупой. Во -первых, авторы этой гипотезы нашли спасительное слово "самостоятельно". Между тем, "самостоятельно" идея единого Бога возникла только в паре человеческих обществ из тысяч. Все остальные - или полностью перенимали её, или незначительно видоизменяли. Уже только по этой причине, авторы упомянутой тобой гипотезы доказывают свою недобросовестность, и, соответственно, сама гипотеза достойна помойки. Во - вторых, если убрать слово "самостоятельно", чтобы придать этой гипотезе хоть какую-то разумную форму, то ясно, что можно привести гораздо больше примеров, когда общества с сильной централизованной властью оставались языческими, а "военно-демократические" - принимали идею монотеизма. То есть, налицо, гораздо больше исключений, чем примеров, подтверждающих правило. Я, например, могу (без ложной скромности) выдвинуть свою гипотезу, гораздо лучше объясняющую феномен единобожия: На заре человечества люди мало задумывались об окружающем мире. Все заботы, в основном, сводились к тому, как бы хоть что-то пожрать, и безопасно поспать. Этим целям вполне соответствовали разные божки: Для удачного боя или охоты - один; для дождя - другой; для плодородия - третий и т.д. С развитием человечества (развитием производительных сил человечества, если быть точнее) стало появляться больше времени, чтобы задуматься о месте самого человека в окружающем мире, и соответственно, желание познать этот окружающий мир. Легче всего это сделать обьявив о существовании какой-то абсолютной Истины, и существа, которое обладает этой Истиной . Если ему поклоняться, то можно вымолить у него знания о непонятном мире, и заодно - здоровье, счастье, и прочие полезные вещи. Большинство людей на Земле (включая целые народы) до сих пор пребывают в этом состянии. Возвращаясь к теме, осетинский монотеизм, формально - вообще ничего общего не имеет с другими видами монотеизма.



полная версия страницы