Форум » ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ОСЕТИИ » Осетинские Боги » Ответить

Осетинские Боги

Дикий кударр: Оч большая проьба к Вам друзья...не могу найти Бога отвечающего у нас за богатсво,финановое благополучие,процветание.Может кто знает. Заранее большое спасибо.

Ответов - 322, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 All

Geor: у осетин один Бог. Йыунаег Стыр Кадджын Хуыцау. Не выдумывайте себе новых.

Сослан: Верховное божество в традиционном осетинском пантеоне именуется Хуыцаеутты Хуыцау - Бог Богов. Раз он Бог Богов, значит есть и другие. Вот они: Уастырджи

Сослан: УАЦИЛЛА Земледельческий труда породил божеств-покровителей, среди которых главный - Уацилла. Духи Бурохорали, Хуарилдар, Галагон - божества меньшего ранга с более узкими функциями. Уацилла - аграрное божество уже более развитого культа: он не только покровитель хлебных злаков, но и всего земледельческого труда, а также повелитель стихийных сил природы - грома, молнии и дождя. К нему обращались с молениями, чтобы хорошо уродился хлеб. Уацилла имеет сложную природу. По мере развития хозяйства и мировоззрения древних предков он объединил в себе кроме указанной функции еще и функции других божеств или духов, влиявших в той или другой степени на результаты земледельческого труда. Под именем "Уацилла" очевидно скрывается древнеосетинское божество природы.


леопольдина: какие у них носы большие

Сослан: ФАЛВАРА Скотоводческое хозяйство породило также многочисленные верования и обряды. Покровителем домашнего (мелкого рогатого) скота считался Фалвара Он представляет искаженное название христианских святых Флор и Лавр, считавшихся покровителями домашнего скота. Но Фалвара, являясь по сути древнеосетинским языческим божеством-покровителем домашнего скота, а именно овец, не потерял своих первоначальных функций. Он имел свой особый культ. Овцеводческому хозяйству, как известно, самый большой урон наносили волки, которые имели тоже своего покровителя - Тутыр.

Сослан: Тутыр, как и Фалвара, свое название позаимствовал из христианского культа (Федор Тирский). На осетинской почве определились и его конкретные функции - оберегание овец от волков-хищников. Таким образом, Тутыр оказался не пастырем овец (им является Фалвара), а хозяином, повелителем волков. Поэтому волки, как полагали горцы, без ведома своего владыки, не истребляли овец. Отсюда осетины-скотоводы старались быть с Тутыром в самых добрых отношениях - они платили ему "хъалон" (подать) принесением ему в жертву козла (Т у т ы р ы ц ае у), устройством особого праздника - "Т у т ы р т ае", исполнением обряда "Т у т ы р ы к о м д а р ае н" (Пост тутыра) и тд.

Сослан: САФА Наиболее популярным фетишем у осетин (в связи с культом домашнего очага) до недавнего времени была надочажная железная цепь. Очаг - святилище семьи, алтарь, у которого потомки приносили предкам жертвы, посвящали им поминальную пищу. У очага совершались и освящались важнейшие события в жизни семьи, все ее начинания. Очаг служил символом единения семьи, неразрывности рода. Очагом как святыней клались, под защиту его приходил даже враг, кровник семьи. Надочажная цепь как принадлежность очага сделалась также священной. Более того, она объединила в себе всю совокупность понятий об очаге, перенесла на себя целиком его значение. Неугасимый огонь означал непрерывность рода, целостность семьи. Жизнь прекращалась в семье (хаедзар бабын ис) если в ней умирал последний представитель мужского пола: очаг потухал (огонь заливали водой) а цепь снималась. Создателем и покровителем цепи считался небесный Сафа. В силу этого он и покровитель вообще очага, семьи и ее благополучия. В былое время, при брачном обряде шафер обводит невесту вокруг очага и поручает ее покровительству Сафа, произнося при этом: "Уаелартон Сафа, прими ее под свое покровительство и защиту".

Geor: фигня это все. слово ХУЫЦАУ в осетинском языке означает БОГ и обозначает лишь одно "лицо" наделенное божественной силой. Ни одного другого ХУЦАУ у осетин нету. Не ищите черную кошку там где ее нет.

Сослан: Geor пишет: фигня это все. слово ХУЫЦАУ в осетинском языке означает БОГ и обозначает лишь одно "лицо" наделенное божественной силой. Ни одного другого ХУЦАУ у осетин нету. да, только есть и слово Хуыцаеуттае - боги, божества, к ним же применительно и слово дзуары. Однако и Хуыцаеутты Хуыцау и Хуыцаеуттае - это всё тоже осетинские слова и соответственно осетинские-же понятия. Продолжим:

Сослан: В охотничьей мифологии осетин почетное место занимает божество охоты и владыка рогатых зверей - Афсати. Афсати посвящено много народных песен, он является также героем различных сказаний. Образ Афсати, которым он наделен в фольклоре, еще раз свидетельствует о значительном распространении охотничьего занятия среди осетинского населения на протяжении веков. На охоте нельзя было показывать на какой-либо предмет пальцем, чтобы не обидеть Афсати. Поэтому охотник-осетин должен был в случае нужды указать на предмет или зверя кулаком. Нарушившего запрет ударяли палкой по пальцам, приговаривая "Да обретешь ты благоволение Афсати. Не коли Глаз доброго Афсати!". Дойдя до места охоты, делали привал, и в числе других ритуалов (костер там делали, караульного назначали, и т.д.), старший, перед трапезой на привале, возведя глаза к небу, произносил молитву, обращая ее к Афсати. В молитве он просил владыку зверей принять их бедное но сделанное от чистого сердца приношение, а им самим просили послать какого-нибудь хотя бы невзрачного зверя из своего стада. После привала охотники отправлялись на промысел с обязательным исполнением песни в честь Афсати. По преданию осетин, удача на охоте полностью зависела от милости и расположения Афсати, который распределял дичь между охотниками. Без его воли, как они полагали, ни один охотник не может убить ни одного зверя, даже самой ничтожной дичи. Но если афсати захочет наделить кого нибудь дичью, то охотник и не выходя из дома может иметь добычу. Охотники убивают тех животных, которых якобы предварительно зарезал и съел сам Афсати, а затем оживил и предназначил в добычу тому или иному охотнику. Остальные животные из стада Афсати ни для кого не могли быть видимы.

Geor: Сослан ересь, собеседник мой, чистой воды ересь...) хуыцаеуттае во множ числе не употребляется. а если и употребляется, то это скорее модернизм, нежели традиционная форма этого слова.

Сослан: Geor пишет: хуыцаеуттае во множ числе не употребляется. не рассказывайте сказок есть и хуыцаеуттае и Хуыцаеутты Хуыцау я одного не пойму. мы взрослые люди и зачем запихивать свою идеологию в этнографию и мифологию?

Geor: ладно, уговорил..)) пока что я этот спор прекращаю. надеюсь вспомню и вернусь к нему по прибытии в Нальчик.. :)

Geor: Сослан пишет: свою идеологию какую?

Сослан: Осетинами почитался владыка водного царства, дух морей и рек - Донбеттыр. Он в основном встречается в эпосе, где некоторые герои ведут от них (от Донбеттыров) свою родословную. Донбеттыр считался покрвителем рыбаков. Ему поклонялись они, соблюдая в момент промысла определенные обряды (подобно тому, как было с Афсати). Надо полагать, что в древние времена у осетин существовал и более обширный культ Донбеттыра, отмечавшийся особым праздником "К ае ф т ы к у ы в д". Возможно также, что осетинское название месяца октябрь - К ае ф т ы м ае й - восходит также к древнему культу рек и морей и их обитателей. С верованием в водяного духа связано и верование в существование водяных девиц (доны чызытае ), считавшихся дочерьми Донбеттыра.

Сослан: Geor пишет: какую? единобожие

Сослан: Geor пишет: ладно, уговорил..)) пока что я этот спор прекращаю. надеюсь вспомню и вернусь к нему по прибытии в Нальчик.. :)

Сослан: КУЫРДАЛАГОН Известно, что все отрасли деятельности осетин имели своих покровителей - богов. И металлургия при своем возникновении тоже породила покровителя. Им оказался Курдалагон. Курдалагон олицетворяет собой небесного кузнеца и как всякое божество наделен сверхестественной силой: он закаляет людей (Батрадз, Сослан), отчего они становятся непобедимыми, а некотоым из Нартов (Челахсартаг) ставит на разбитые черепа заплаты из меди. Он один из мифических героев - центральных персонажей эпоса осетин.

Сослан: ГАЛАГОН В осетинской мифологии дух, покровитель ветров, часто упоминается с эпитетом «небесный». Живет в одиночестве высоко в горах, откуда посылает бури и метели. В период веяния зерна осетины просили Галагона послать хорошую погоду с ветром нужной для веяния хлебов силы, если же ветра не было, то в честь Галагона резали красного молодого петуха – единственную жертву, которую повелитель ветров принимал от людей, и совершали различные магические действия.

Сослан: ГАТАГ



полная версия страницы