Форум » ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ОСЕТИИ » Ираеттае » Ответить

Ираеттае

Мария: Характер народа, психология формируется тысячелетиями. На него оказывают влияние религия, исторические события, окружающий мир, природа, люди. В свою очередь он отражается в песнях, танцах, языке, одежде, внешности, обычаях….. Интересны замечания и наблюдения людей различных эпох, национальностей, вероисповедания.

Ответов - 99, стр: 1 2 3 4 5 All

Ос-Багатар: Мария пишет: На походе, во время следования к Кишиневу, было получено предписание сдать в Бендерский арсенал старые кремневые ружья, взамен которых горцам имеют быть розданы берданки. Горец обыкновенно не любит расставаться со своим оружием, но тут это было исполнено охотно, потому что еще у себя дома они наслышались о «дивных свойствах» скорострелок. Однако присылка оружия в Гура-Галбину последовала не так скоро, как того хотелось бы нетерпеливым горцам и они приуныли; но наконец перед великим постом прибыл столь жадно ожидаемы транспорт. И надо было видеть эту живую, по-детски наивную радость горцев, когда приступили к раздаче им берданок. Они по этому поводу устроили у себя целый праздник, танцевали свой особенный танец «кипена», где плясуны смыкаются, обнявшись, в плотный кругу, другие становятся к ним на плечи, а к этим, в свою очередь, взбираются третьи и строят таким образом плавно кружащуюся в такт пирамиду. Старики чуть не с благоговением принимали берданки из рук командиров, как бы нечто священное и заветное; они любовались на свое новое оружие и даже целовали его…. Это был общий праздник, общая радость. Сразу бы так и написали - осетины, а то "горцы", "горцы"...

Туаллаг: А "Кипена" - "Чепена".

Ос-Багатар: Мария пишет: Но осетины твердо помнили завет отцов не сдаваться с оружием в руках. Такая сдача у горцев – позор не только для сдавшихся живым врагу, но и для всего остального их рода. Они запели старинную боевую песню, которую поют в предсмертный час жесткого боя, и во главе со своим офицером, тоже осетином, бросились на врага, смяли его и прорвались к своим. Какая это могла быть песня, кто-нибудь имеет представление?


Мария: Немного поэзии.... ...Итак, по воле провиденья Заброшен я в Владикавказ, И вам свои я впечатленья, Друзья поведаю сейчас Окрестность – дивные картины! А город – новый Петербург! Его лишь портят осетины Своим кварталом из лачуг. Зато жиды и армянины В палатах каменных царят, Зато ленивые грузины В обширных погребах хранят Неистощимые запасы С бурдючным запахом вина… Убить положим, могут вас И на квартире. Говорят, Что скоро весь Владикавказ Сожгут, ограбят, разорят Ингуш, чеченец, осетин И персиянин; что их шайка Идет на зверство как один Ну как с ней быть! Поди, поймай-ка! Из стихотворения «Владикавказ» 1888г. К.Л. Хетагуров

Сослан:

Ларра: Мария пишет: Вам надо знать, что пока на очаге Багратионов горит огонь, они каждый день должны считать себя обязанными Вам Погас огонь Багратионов...( Грустно, однако...:(

Туаллаг: Ой, Баршби отрыл где-то старье... И что там нового?

Barshbe: Туаллаг пишет: что там нового? хотя бы до конца дочитала, а то первую страницу открыла - и все.

Сослан: Мария, может лучше поместить эти выссказывания Бларамберга об осетинах в тему "Кавказцы"?

Мария: Сослан , сделай как тебе кажется лучше.

Сослан: Мария , спасибо за доверие

Ос-Багатар: Выдержки с упоминаниями об осетинах из биографии Скобелева. http://militera.lib.ru/bio/vasilyev_bv1/02.html — Укреплений там нет, ваше превосходительство. Да и турок не видно: одни спешенные черкесы в кустах хоронятся. — Молодец! — Скобелев резко повернулся к полковникам: — Какова новость, а? Тутолмин, готовь осетинские сотни, я сам эти горы прощупать должен. Поутру две сотни спешенных осетин двинулись к первому гребню Зеленых гор. Еще на подходе они были встречены разрозненной пальбой, залегли, как было приказано, но, увидев мелькавших в кустах черкесов, вскочили и, выхватив шашки, бросились вперед. — Отводи! — закричал Скобелев, наблюдавший за разведкой боем. — Отводи осетин немедля, пока их в кусты не заманили! Хорунжий Прищепа, вскочив на коня, карьером помчался навстречу выстрелам. Вертясь перед осетинами и не обращая внимания на пули, кое-как остановил их. Осетины яростно ругались: у них с черкесами были старые счеты. Водивший сотни есаул Десаев зло кричал: — Зачем собак с миром отпускаешь? Их резать надо, они стариков не жалеют, женщин не жалеют, а ты их жалеешь? — Успеешь рассчитаться, есаул, — тихо сказал генерал. — Не горячись. Только не горячись. Тутолмин не спорил, потому что согласен был с планом Скобелева, зная не только обстановку, но и натуру самого генерала. Но решительно воспротивился, когда Скобелев предложил направить осетин в передовую цепь. — Нет, слишком уж горячи они, Михаил Дмитриевич. В цепь надо брать кубанцев. — Разумно, — согласился командир. — Осетин прибережем для решающего удара. В авангарде — две спешенных кубанских сотни и четыре орудия, что пришли от Бакланова. Авангард поведу сам. В то время как Криденер и его офицеры завтракали с соответствующим грохоту аппетитом, четыре табора турецкой пехоты под прикрытием пушечного огня перешли в атаку на гребень Зеленых гор, а на правом фланге показались конные группы черкесов. Пехота еще не подошла, хребет держали спешенные кубанцы, и Скобелев решил отвести свои части. Его час еще не наступил. — Отходить. Орудия перебросить левее, на второй гребень, за спину кубанцев. — Зачем, ваше превосходительство? — удивился Кухаренко. — Позиция удобная, авось не сомнут. — Я на авось не воюю, — сухо сказал Скобелев. — Где твои осетины, Тутолмин? — В резерве, как вы распорядились. — Видишь черкесов? Мне надо, чтобы осетины атаковали их в конном строю. Отбросить, пробиться к реке Вид и войти в соприкосновение с отрядом генерала Лашкарева. — Далековато. — Я говорю не о географии, а о тактике, полковник. Необходимо передать генералу Лашкареву мою личную просьбу: как только он услышит, что мы пошли на штурм, пусть тотчас же атакует Плевну по Софийскому шоссе. — То-то Осман-паша завертится! — заулыбался Тутолмин, сразу оценив неожиданность этого удара для противника. Осетины вылетели из-за склона внезапно для черкесов. Привычные к горам кони несли молчаливых всадников, не пугаясь ни крутизны, ни обрывов. Атака была стремительной, рубка — короткой, но яростной: не выдержав ее, черкесы развернули лошадей. Часть слета нарвалась на разъезд улан, часть, бросив коней, разбежалась по виноградникам и зарослям кукурузы. Осетины радостно встретились с уланами, началось взаимное угощение и безудержная кавалерийская похвальба, а есаул Десаев помчался к генералу Лашкареву, которому и доложил, что было приказано. Спешенные казаки Тутолмина дрались в одной цепи с пехотой, и только князя Джагаева, затаившись за обратным скатом высоты, стояли в конном строю. Это был последний резерв Скобелева, его единственная ударная сила и единственный шанс прикрыть артиллерию, если турки выдержат штыковой удар и перехватят инициативу. — Смотри сам, князь, когда ударить, — сказал он подъесаулу Джагаеву. — Не промахнись, мне некогда приказывать будет. — Ударю, ваше превосходительство. Не беспокойся, пожалуйста, мы умеем ждать. Он не проскакал и половины пути, когда из-за склона на бешеном аллюре в полном зловещем молчании вылетели осетины. Солнце играло на бесценных кавказских клинках, кони, хрипя, мчались наметом через изрытое, залитое кровью поле. Турки не успели развернуться, чтобы встретить атакующую конницу дружным частоколом штыков, и началась рубка пехоты со спины. Шашки сверкали в воздухе, опускаясь на головы, плечи, руки... Сабельный удар осетин был столь внезапен, столь стремителен и жесток, что турки побежали. Побежали не только те, на которых обрушился этот страшный удар, — побежали все. Бежали, бросая оружие, из последних сил стремясь под защиту виноградников. Осетины метеором промчались вдоль всего фронта, опрокинули его и, развернувшись, тут же исчезли за высотой. За обратным скатом хребта стояли казачьи кони; на них переложили раненых и грузы, и все ускорили шаг. — Как бы черкесы не нагнали, — сказал Паренсов. — Осетин поопасутся, — проворчал Кухаренко.

Русланбек: Отвага и героизм провлялись осетинами как на этой стороне, так и на другой стороне. Во время Русско-Турецкой войны 1877-78гг осетины часто даже на полях сражений сталкивались между собой. Часто знакомые, бывшие соседи или родственники во время затишья боевых действий, могли переговариваться между собой.. Волею судьбы они оказались по разные стороны.. http://sevos.alanianet.ru/2006/06-11/06-11-23/05-gost.htm Осетины http://www.apsny.ru/history/history.php?page=content/hist_stran/diaspora.htm Абхазцы

Ос-Багатар: Русланбек пишет: Отвага и героизм провлялись осетинами как на этой стороне, так и на другой стороне. Во время Русско-Турецкой войны 1877-78гг осетины часто даже на полях сражений сталкивались между собой. Часто знакомые, бывшие соседи или родственники во время затишья боевых действий, могли переговариваться между собой.. Волею судьбы они оказались по разные стороны.. И об этом читал недавно, что сам КУНДУХОВ командовавший частями турецкой армии против России (!) сталкивался с осетинами командуя какими-то "горскими частями", видимо потомки кавказских мухаджиров, наверное в основе осетины и чеченцы...

Бардзин: Мои 5 копеек. В народном танце прямо отражается не только характер народа, но даже изменения в этом характере. Симд - это хореографическое воплощение тардиционных: чести, достоинства, сдержанности осетин. Он также отражает взаимоотношения внутри осетинского общества, степень уважение к женщине и многое другое.

Бардзин: ПС. Мой комментарий касается начала этой темы.

Бардзин: Русланбек, читая эти материалы о подвигах наших предков на той Русско-Турецкой войне я тоже ловлю себя на мысли, что в этих сообщениях больше горечи, чем гордости. Ведь многие из тех турецких "черкесов" были осетинами переселенцами. Осетин рубил, стрелял в осетина на чужой войне, за чуждые меркантильные геополитические и финансово-экономические интересы. Что это? Результат безграничной воинской доблести или наша отвратительная историческая черта жертвования общенациональными интересами в угоду возвеличивания чужих?

леопольдина: Бардзин пишет: Результат безграничной воинской доблести или наша отвратительная историческая черта жертвования общенациональными интересами в угоду возвеличивания чужих? ответ на ваш вопрос лежит во второй части предложения

Бардзин: Лео-джан, я тожэ так думэю...



полная версия страницы