Форум » ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ОСЕТИИ » Ираеттае » Ответить

Ираеттае

Мария: Характер народа, психология формируется тысячелетиями. На него оказывают влияние религия, исторические события, окружающий мир, природа, люди. В свою очередь он отражается в песнях, танцах, языке, одежде, внешности, обычаях….. Интересны замечания и наблюдения людей различных эпох, национальностей, вероисповедания.

Ответов - 99, стр: 1 2 3 4 5 All

Ос-Багатар: Мария пишет: для подражания ночным промышленникам, у которых одежда вся разодрана, весьма естественное следствие их скитания по чащам и колючим кустам, мода заставляет нарочно разрезывать и раздирать одежду даже самым доброжизненным молодым людям. Это типа как уши в форточке ломать чтобы на борцов быть похожими?..

Мария: Но понятия о самих грехах очень перепутаны у осетин: например, кровомщение – добродетель, убийство – грех. Отважный грабеж вооруженною рукою – славное дело, воровское похищение – постыдный грех. В.С. Толстой "Сказание о Северной Осетии". Первая половина XIX в.

Мария: В Верхнем Какадуре очень почитаемый девяностолетний старик магометанин Сопан Жантиев с особым подданством предлагал мне рассказать историю света от сотворения Мира! Я его благодарил и просил лучше пояснить, как в его годах может обходиться без всякой религии, ибо он не знает языков, на которых пояснено учение Магомета. Сопан с негодованием отвечал, что у него есть в доме Алкоран, и вынес печатанную книгу, которую благочинный Колиев признал за тифлисское издание перевода на татарском языке ветхого и нового завета. В.С. Толстой "Сказание о Северной Осетии". Первая половина XIX в.


Мария: Белостокские батальоны 13-ой пехотной дивизии были полные; осетинская конная милиция, набранная на южном скате Кавказского хребта, была замечательна по исправности своей и храбрости, подобно горской милиции, находившейся в действующем корпусе, но отличалась перед нею большей покорностью, так как она состояла из христианского народонаселения. Муравьев Н.Н. «Война на Кавказе в 1855г».

Мария: Вообще между горскими добровольцами стоят в рядах и отцы с сыновьями, и дяди с племянниками, и по нескольку родных братьев. Между офицерами найдется, пожалуй, несколько неграмотных, но зато все они с практического навыка прекрасно знают свое дело, все они украшены тремя-четырьмя серебряными и золотыми знаками военного ордена и почетными боевыми шрамами на лице и на теле; есть между ними и люди с отрубленными в бою пальцами, а все-таки служат по доброй охоте и снова рвутся в бой. Все офицеры – превосходные стрелки и умоляют дать им тоже берданки….. В.К. Крестовский «Двенадцать месяцев в действующей армии» 1877-1878гг.

Мария: Первоначально было назначено в полк только 14 офицеров, преимущественно из тех, что помоложе, повыносливее и поразвитее. Но этим серьезно огорчились и даже обиделись офицеры-старики, рубаки былого кавказского времени, входившие в состав той депутации, которая предлагала сформировать из себя полк в доказательство своей верности русскому престолу. Хотя между этими стариками есть и шестидесятилетние люди, но они не хотели отстать от своей молодежи и усерднейше просили разрешить и им тоже стать в ряды как старым, опытным бойцам, дабы служить для молодежи добрым примером боевой лихости и походной выносливости. В.К. Крестовский «Двенадцать месяцев в действующей армии» 1877-1878гг.

Мария: Каждый дивизион имеет свое особое знамя, вывозимое в строй со всеми почестями, присвоенными знаменам и штандартам по уставу. У осетин знамя небесно-голубого цвета, а у ингушей – алое; оба на чрезвычайно высоких древках, аршин до пяти и очень тяжелые. Хотя по уставу конному полку присваивается ныне только один штандарт, но дело в том, что и осетины, и ингуши еще ранее имели свои собственные знамена, пожалованные им за верную службу покойным государем императором Николаем Павловичем. Оба племени настолько гордятся каждое своим знаменем, что ни то, ни другое ни за что не хотели уступить в этом отношении первенства друг другу. Составили депутацию и послали ее просить, чтобы обоим племенам было позволено служить каждому под своим знаменем. Прошение это разрешено в благоприятном для них смысле, и таким образом каждый дивизион Терско-Горского полка выезжает в строй с особым знаменем. В.К. Крестовский «Двенадцать месяцев в действующей армии» 1877-1878гг.

Мария: На походе, во время следования к Кишиневу, было получено предписание сдать в Бендерский арсенал старые кремневые ружья, взамен которых горцам имеют быть розданы берданки. Горец обыкновенно не любит расставаться со своим оружием, но тут это было исполнено охотно, потому что еще у себя дома они наслышались о «дивных свойствах» скорострелок. Однако присылка оружия в Гура-Галбину последовала не так скоро, как того хотелось бы нетерпеливым горцам и они приуныли; но наконец перед великим постом прибыл столь жадно ожидаемы транспорт. И надо было видеть эту живую, по-детски наивную радость горцев, когда приступили к раздаче им берданок. Они по этому поводу устроили у себя целый праздник, танцевали свой особенный танец «кипена», где плясуны смыкаются, обнявшись, в плотный кругу, другие становятся к ним на плечи, а к этим, в свою очередь, взбираются третьи и строят таким образом плавно кружащуюся в такт пирамиду. Старики чуть не с благоговением принимали берданки из рук командиров, как бы нечто священное и заветное; они любовались на свое новое оружие и даже целовали его…. Это был общий праздник, общая радость. В.К. Крестовский «Двенадцать месяцев в действующей армии» 1877-1878гг.

Мария: Сколько можно судить в настоящее время, воинский дух у этих людей прекрасный. По свидетельству офицеров, они «рвутся к бою». К. Крестовский «Двенадцать месяцев в действующей армии» 1877-1878гг.

Мария: Терско-Горский четырехсотенный полк делится на два дивизиона; в первом дивизионе служат исключительно осетины, а во втором – ингуши. Между первыми есть 170 человек христиан, вторые же исключительно магометанского вероисповедания….. Весь этот полк составлен исключительно из добровольцев, и когда его формировали, то к заведывающему формированием полковнику Панкратову являлись охотники целыми аулами, целыми волостями, прося принять их на службу. Эти добродушные люди очень огорчались тем, что зачем-де формируют только один полк, зачем их берут так мало, когда джигитов у них хватает на десять таких полков. И действительно, случись только в них надобность, они все явятся на призыв с величайшею готовностью. Когда осенью прошлого года в одной из газет появились статьи, обвиняющие ингушей в каких-то изменнических намерениях, то туземцы владикавказского округа, глубоко возмущенные этим обвинением до глубины души, прислали к окружному начальнику депутацию из пятидесяти старейшин, которые горячо протестовали перед ним против несправедливого газетного извета и усердно просили, чтобы им позволили на свой счет сформировать из себя полк, дабы не на словах а наделе убедительно доказать их верность и преданность «Справедливому царю» и России. В.К. Крестовский «Двенадцать месяцев в действующей армии» 1877-1878гг.

Мария: Осетины воинственны, хорошие стрелки и наездники, дерутся очень хорошо (за примерами дело бы не стало как у нас; так и в Дунайской армии); оружие и лошади были у осетин в очень хорошем виде; вооружены они были винтовками Пибоди-Мартини их отбитых под Карсом. Благодаря знанию дела и энергии командира полка Иоселиани, дисциплина и порядок в осетинском полку были прекрасные. Вообще осетинская милиция резко выделялась между другими милиционными частями, особенно дорого стоящими и в боевом отношении нередко никуда не годными. Лалош К. Заметки о движении Ардаганского отряда к Батуму. 18771878г. (Журн. «Инженерный журнал», № 6, СПб, 1879г.)

Мария: Гура-галбинские обыватели очень довольны пока своими постояльцами. Они относятся к горцам с похвалою, свидетельствуя, что это народ смирный, весьма трезвый и честный: ни воровства, ни буйства, ни обид или притеснений хозяевам за ними не водится. К. Крестовский «Двенадцать месяцев в действующей армии» 1877-1878гг.

Мария: Нельзя не упомянуть и о службе дигорцев, являющихся частью осетинского племени и говорящих на особом диалекте осетинского языка….. Часть дигорцев в несколько сот дворов выселилась из гор еще в 1800 годах к низовьям Терека, близ Моздока. Из них образовалось своего рода военное поселение, имевшее целью оберегать Моздок от нападения непокорных горских племен. Много геройских эпизодов повествует об их жизни: немало кровавых схваток пришлось им пережить на своем посту. Так, во время движения Шамиля на Моздок для соединения с черкесами, дигорцы, отражая его на переправе через Терек, полегли почти до единого. М.С. Туганов «Петроградские ведомости» № 72, 1916г.

Мария: Из горцев Северного Кавказа постоянную воинскую повинность отбывают только осетины…. М.С. Туганов «Петроградские ведомости» № 72, 1916г.

Мария: Храбрости и самоотверженности им не занимать…. строй понимается ими легко, и можно быть вполне уверенным, что боевые качества их и впредь принесут России должную дань. М.С. Туганов «Петроградские ведомости» № 72, 1916г.

Мария: Как ингуши, так и осетины – народ чрезвычайно добродушный, даже во многом детски наивный, честный и веселый. Те и другие любят пение и пляску, которые у них весьма своеобразны. Поют обыкновенно хором, но так, что хор служит чем-то вроде аккомпанемента. Теноры, баритоны, басы обыкновенно тянут в унисон несколько тактов какую-нибудь ноту; затем меняют ее на другую, на третью и к окончанию строфы возвращаются в ноте первоначальной. Звук, издаваемый ими при этом, есть простое, произносимое протяжно. И вот, на это-то хоральном фоне, один наиболее искусный певец выводит голосом, часто переходящим в высокий фальцет, разные азиатские завитки, узоры и арабески, сопровождая все это, конечно словами стихов и очень выразительными мимикою и жестикуляциею. В общем такое пение, при всей своей оригинальности, быть может и странное для европейского уха, выходит очень не дурно. Пляски у них довольно разнообразны, но все происходит хороводным порядком, т.е. в кругу, в котором танцует один или пара, либо же сообща весь круг принимается за пляску. К первым относятся лезгинка и кавка, а ко вторым вульки, чепена и симит-симие. В лезгинке и кавке весь хоровод, за исключением пляшущей пары, все время остается неподвижно в круге и мерно бьет в ладоши, то учащая, то замедляя темп, сообразно ходу пляски. В середине круга иногда помещается барабан, сделанный из простого лукошка, на котором выколачивает такт один из музыкантов, в то время как другой, вне круга, наигрывает однообразную и весьма небогатую мелодию на осетинской берестяной дудке. К. Крестовский «Двенадцать месяцев в действующей армии» 1877-1878гг.

Мария: Мария пишет: К первым относятся лезгинка и кавка, а ко вторым вульки, чепена и симит-симие. Объясните пожалуйста кто-нибудь, что за танец такой вульки?

Мария: Осетинский дивизион, участвующий в настоящей войне с самого начала уже зарекомендовал себя как отличный боевой материал. Рассказывают такой случай из нынешней войны. В одном деле с австрийцами осетинский дивизион оказался окруженным превосходящим числом неприятеля. Казалось, выхода больше не было, как только сдаться, чего, видимо, уже ожидал неприятель, осыпая осетин градом пуль. Но осетины твердо помнили завет отцов не сдаваться с оружием в руках. Такая сдача у горцев – позор не только для сдавшихся живым врагу, но и для всего остального их рода. Они запели старинную боевую песню, которую поют в предсмертный час жесткого боя, и во главе со своим офицером, тоже осетином, бросились на врага, смяли его и прорвались к своим. Хотя это не обошлось для них без потерь, но сдача врагу пугала их сильнее смерти. М.С. Туганов «Петроградские ведомости» № 72, 1916г.

Мария: Мария пишет: Они запели старинную боевую песню, которую поют в предсмертный час жесткого боя Интересно, какие именно песни они пели?

Мария: «… мы знаем, что ради осчастливления падшего нашего дома вы ежечасно трудитесь и проливаете кровь. Бог даст нам возможность отплатить всем за службу, на что по его милости и мы надеемся. Вам надо знать, что пока на очаге Багратионов горит огонь, они каждый день должны считать себя обязанными Вам, - так да ведаете вы и ваш героизм… ваш меч был всюду известен и вы владеете честью мужества… мой племянник Леон писал мне о вашем старании и весьма хвалил вас. Браво вашей чести и мужеству. Бог да подаст нам случай отплатить вам за службу и труды». Из письма царевича Александра, сына Ираклия II от 4 октября 1810г. к осетинам Джавского ущелья.



полная версия страницы