Форум » ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ОСЕТИИ » Ираеттае » Ответить

Ираеттае

Мария: Характер народа, психология формируется тысячелетиями. На него оказывают влияние религия, исторические события, окружающий мир, природа, люди. В свою очередь он отражается в песнях, танцах, языке, одежде, внешности, обычаях….. Интересны замечания и наблюдения людей различных эпох, национальностей, вероисповедания.

Ответов - 99, стр: 1 2 3 4 5 All

Мария: Язык. Вопрос о влиянии национального языка на мышление раньше поднимался в одной из тем. Поэтому наверное нет смысла сейчас повторяться. Единственно отмечу, что например известный психолингвист Горелов отмечал, что различные междометия и звукоподражания до сих пор в языках индоевропейской семьи являются базой, на которой развивается словообразование. В осетинском языке таких слов на самом деле очень много: къаеп-къаеп (болтовня), къаерцц (треск, стьук), къаес-къаес (скрип, скрежет), къуырт-къуыртт (стук), къуыс-къуыс каенын ( завывать, шуметь – о ветре) и т.д.

Мария: Знаменитый как исторически, так и хореографически танец симд, тоже является отражением внутреннего мира. Видела как танцуют этот танец грузины. И поняла одно. Какой бы ни была техника (а у грузин она неплохая, на мой взгляд), станцевать танец симд как танцуют осетины не сможет никто. Но и, например, кабардинский, осетины тоже не станцуют так, как танцуют кабардинцы. Добавлю: "Что я видел! гениальный танец! Танец Божеств! Только одним этим танцем я познакомился с народом-создателем "Симда" У них самая богатая хореографическая культура во всем мире". Серж Лифарь Песни – отдельная тема. Несмотря на многочисленные разговоры о том что мировые религии обезличивают, и даже уничтожают самобытность народа, я не могу с этим согласиться. Как-то мне пришлось прослушать религиозные (христианские) песнопения – грузинские, армянские, болгарские, сербские, русские, греческие. Человек, хотя бы немного знакомый с народным песенным жанром этих народов ни за что бы не ошибся в их идентификации. Я сделала такой «крен» в сторону религии не просто. Дело в том, что когда я услышала сербские песнопения – я просто замерла. Практически один в один – осетинские героические песни с мужским соло на фоне хора. Я приобрела эту кассету и потом дала прослушать одному из известных исполнителей героических песен Осетии. Он был просто в восхищении, отметив, что в плане техники есть чему поучиться и где «подтянуться».

Сослан: Мария принято считать и это наверняка так и есть что у представителей каждого народа существует некий набор личностных качеств и характеристик отличающий этот народ от соседей и это иногда называют национальным характером. у людей обычно существуют стереотипы о том какой он этот национальный характер у того или иного народа и исходя из этих стереотипов мы ожидаем что представитель этого народа должен вести себя в различных ситуациях именно так как мы себе это представляем согласно стереотипам и чаще всего так оно и происходит на самом деле (если наши стереотипы более-менее соответствуют действительности). это наблюдать всегда очень интересно. полностью согласен с тобой, что песни и танцы и вообще фольклор есть точное отражение этого национального характера. насчёт одежды не уверен. тут на первый план выходят всё-таки другие факторы. мне например трудно по национальной одежде определить какие особенности характера у того или иного народа, но вот по песням и особенно по танцам это сделать легче.


татьяна: Мария Сослан Я не буду вдаваться в науку и не смогу но хочу сказать то , что с удивлением замечаю за собой. Родилась не в Осетии, живу не в Осетии, мама не осетинка, знаете какую музыку слушали, но когда я вижу осетинский танец , или слышу песню осетинскую , у меня в душе всё переварачивается Никакая музыка , какая бы она не была, на меня так не действует. Когда я первый раз поймала себя на этом, я была очень удивлена. Что это? Зов предков Или генетически в нас заложено?

Сослан: продолжу. вот например комплекс национальной одежды у народов Северного Кавказа схожий, если не сказать что он один для всех народов, различия лишь в некоторых деталях и способах их ношения, но тем не менее национальные характеры или менталитет народов Северного Кавказа имеют между собой весьма ощутимые различия хотя и при множестве сходных черт. например тот-же северокавказский мужской комплекс одежды вошёл в моду среди части грузин, армян, азербайджанцев, терских, гребенских и кубанских казаков, а тут различия в менталитете ещё более разительные (хотя лично мне приходилось неоднократно встречать мнение о сходстве менталитета осетин и казаков например, но это другой вопрос, тоже кстати интересный, о схожести некоторых национальных характеров и их различиях). а вот ещё пример. практически все угро-финские народы поволжья и приуралья и часть тюркоязычных ( чуваши ) перешли на русский мужской костюм(женский в ряде случаев либо остался свой, либо имел ощутимые отличия от русского), но разница в национальных характерах ав этом случае тоже довольно ощутимая.

Сослан: татьяна честно говоря я не уверен что музыка как и другие национальные признаки генетически передаются, хотя всё возможно. а эти чувства ты скорее всего испытываешь от большой любви, хотя ещё раз повторю не уверен в этом, возможно это действительно сидит генетически. сам испытываю подобное, хотя вырос и всю жизнь живу в Москве, особенно если слушать настоящий фольклор. позднейшие обработки и тем-более эстрада лично на меня производит гораздо меньшее впечатление.

Мария: Сослан, мне кажется что национальный костюм является больше показателем и свидетелем культуры, истории, общения и взаимного влияния народов, нежели национального характера.

татьяна: Сослан пишет: слушать настоящий фольклор. позднейшие обработки и тем-более эстрада лично на меня производит гораздо меньшее впечатление. То же самое и у меня ???????????

Сослан: Мария так кратко? я расчитывал на спор изначально на национальный костюм влиял род занятий. у скотоводов-кочевников свой комплекс, у земледельцев свой. далее если народ часто принимал участие в войнах или его раздирали внутренние распри - это также отражалось на мужском прежде всего костюме, ну и конечно природные условия. также костюм определял социальный статус и т.д.

Мария: Сослан пишет: я расчитывал на спор Будет... все будет....

Мария: Хотелось бы сравнить и сопоставить различные характеристики осетин. Вначале поговорим о внешности. "Осетины большей частью роста среднего, но есть и выше, бодры, статны собою и весьма крепкого телосложения. Лицом белы, глаза имеют большей частью голубые, пламенеющие дикой и ужасающей быстротой. Волосы темно-русые, но нередко встречаются между ними и белокурые. Почти все аланы высоки ростом и красивы, с умеренно белокурыми волосами; они страшны сдержанно-грозным взглядом своих очей, очень подвижны вследствие легкости вооружения и во всем похожи на гуннов, только с более мягким и более культурным образом жизни...Аммиан Марцеллин Мне показались похожими эти характеристики, хотя не утверждаю о прямой преемственности. Девы высоких гор Иронистана смело могут спорить красотой с девами долин северного Кавказского предгория или со знаменитыми прелестью черкешенками. Я видел сих последних в цветущие лета моей юности и насмотрелся на первых в угрюмую годину охладевших страстей, но не берусь быть Парисом, ибо трудно определить преимущество в красоте, а скажу только, что в Осетии, как и в Кабарде, можно находить изящные образцы древней красоты с темно-русыми власами, которые мягкие как шелк Индии, в легких косах или густых локонах, небрежно падая на стройные плечи, ярко оттеняют собой лилейные лица, украшенные прямым продолговатым носом и маленьким ртом с розовыми губками. Красавицы осетинские, подобно кабардинским статны как тополи долин грузинских, свежи и румяны как горные розы в первые часы утра. Большие голубые глаза их сильно пылают ярким огнем страстей". «Тифлисские ведомости» 1830г. № 78. Автор анонимный.

Мария: "Осетины народ среднего роста, но статный, плечистый и стройный, цвета бронзового, черноволосый и черноокий. Светло, решительно и вместе с тем приветливо светятся эти черные очи. В особенности красивы мужчины; красивы и статны они на коне, в серой и черной черкеске, с оружием за поясом, в черной папахе с белым башлыком". "Северный Кавказ" № 23, 1883г. И.С.

Мария: "Я с любопытством стал рассматривать очутившийся около меня цветник осетинского прекрасного пола. Какие все милые, здоровые, румяные лица! От всех этих черноволосых, темноглазых, яркорумяных девушек так и пышет здоровьем и жизнью. Недаром они еще не носят ни французских корсетов (ситцевый или коленкоровый лиф осетинской девушки не идет ни в какое сравнение с французским корсетом), ни модных шляп, ни зонтиков. Головы покрыты еще белыми, желтыми или пестрыми платками, стан облегает синяя, голубая или желтая рубаха, поверх которой надет живописный бешмет яркого цвета". "Терские ведомости" № 49, 1892г. Н.С.

Мария: Этот отрывок из наблюдений И.М. Семенова я даже не знаю к чему отнести - к описанию внешности или одной из черт характера. "Если бы захотелось по платью или вообще по внешнему облику определить степень зажиточности и, так сказать, материальной обеспеченности народа, то вне всякого сомнения на долю осетин пришлось бы отсчитать наивысшую степень. Их одеяния в подавляющем большинстве носят следы некоего щегольства; их украшения кинжалов, поясов, газырей, седел, уздечек и т.д. свидетельствуют о некотором излишке, который можно урвать от хозяйства. И это относится в такой же мере и к их постройкам". "Терская жизнь" № 77, 1914г. И.М. Семенов

Мария: А все-таки видимо существовали свои стереотипы, каноны красоты На Кавказе. "Красавица у горцев Северного Кавказа должна быть непременно брюнетка, с большими черными глазами, с тонкой талией". И.К. "Кавказ" № 148, 1876г.

Илона: а еще?..

Ос-Багатар: Мария Можешь более точные ссылки на источники дать? Ну не только кто, но и где написал и полные ФИО вместо инициалов, если можешь.

Мария: Илона, что - еще? Ос-Багатар, это все отрывки из дореволюционных газет. Там так и указывалось как я пишу. Инициалы... Могу точно название и номер газеты указать.

Ос-Багатар: Мария пишет: Могу точно название и номер газеты указать. Оно и надо. Во всех подробностях. Буду благодарен.

Ос-Багатар: Мария пишет: что - еще?Продалжай со своими одами осетинской женщине...

Мария: Ос-Багатар, пристегните ремни. Это так.... разминка. Дальше будет не так сладко.

Venera: Мария Спасибо большое за хорошую тему. Одна из самых интересных, созданных в последнее время. Надо бы ее развить.:)!

Мария: Venera, вобщем я рассчитываю на то что народ будет не просто читать мои сообщения, но и дополнять. Насчет внешности пока наверное у меня все. Переходим к другим особенностям. (Предупреждаю: могут быть основания перенести эту тему в приват.) "Осетин, не знающий никаких письмен и возросший во тьме невежества, на лоне коварства, грабежей и разбоев, переливает в юные сердца детей своих одни только пороки, коими наполнена буйная его душа. Он часто повествует им удалые подвиги молодых лет своих. Хвалится добычами, при обретенными хищничеством и числом плененных и проданных им в неволю жертв. Описывает различные горные стези, вознесенные к облакам и утопающие в море вечных туманов, на коих стадятся одни туры, овцы снежных долин кавказских, и через которые смелые сыны мятежного Иронистана бестрепетно дерзают проходить на кровавые поиски. Рожденных от него чад с жаром заклинает всеми адскими своими суевериями преследовать убийственной местью род издревле враждебный его фамилии. Молодые сердца, как тощие нивы, жадно впитывают в себя сии ядовитые правила Кавказского воспитания и на возрасте лет буйными подвигами стараются превзойти злодеев-отцов своих". Автор анонимный «Тифлисские ведомости» 1830г. № 78.

Venera: Мария Понимаешь, мое мнение, конечно нужно пропускать через призму своего контроля то, что читаешь, тем более, что выносишь на всеобщее обозрение. Если ты и дальше хочешь публиковать отрывки (даже, кажется, знаю, из какой книги), лучше и в самом деле перейти в приват. Много чего писали испуганные анонимы, Кавказ и манил и пугал.......

Мария: …Женщина в Осетии есть образец трудолюбия. Она в сем отношении заменяет собой одна нескольких мужчин. Девушки не скрываются от глаз посторонних людей и чужестранцев и могут ответствовать скромно на все их вопросы, но не заводить с ними в присутствии осетин продолжительных разговоров. Труд и частое движение на чистом воздухе развивает стан девушек и делает их крепкими, стройными, свежими и румяными. Сему немало способствует и простая, весьма умеренная их пища. Редкое же употребление ими горячих яств, доставляет зубам их прелестную перловую белизну. Сребролюбие, сей ужасный кумир, обожаемый большей половиной человеческого рода, имеет сильное владычество над сердцами осетин. Многие из них при удобном случае готовы посягнуть на убийство человека для приобретения одной только мелкой серебряной монеты. Прекрасные голубоокие жены осетин так же сильно любят волшебный звук серебра; они не смеют долго упорствовать оному". Автор анонимный «Тифлисские ведомости» 1830г. № 78.

Мария: Venera, оставляю это на усмотрение модераторов. Я не против. поскольку.....: "Во всем осетинском народе жадность к приобретению денег неимоверно великая и если случается накопить их, то вместо того, чтобы употребить их надлежащим образом или пустить в оборот, осетин тщательно сохраняет их взаперти и клад, переходя почти из рода в род, служит только предметом молвы о богатстве хозяина". Н. Берзенов 1852г. Кавказ № 168

Мария: "Новый год единственный день, в который осетин насыщается так, как душе угодно. Это потому, что осетины вообще терпят крайнюю скудость в хлебе. По их мнению проклятая бедность тому виною, а мне кажется: не одна бедность, а особенно леность их к земледелию и неохота к трудам сопряжены с этим тяжким промыслом в местах гористых. Наевшись с изумительною жадностью досыта, напившись допьяна славельщики расходятся по домам с разбитым лицом, кто с окровавленной головой и вывихнутой ногой, а иной с поврежденным носом, опухшим глазом. Непременно каждому достается вследствие пьянства, особенно между этим народом диким и мстительным. начинают весельем, оканчивают плачем. Таков Новый год у осетин". Н. Берзенов 1850г. Кавказ № 2

Мария: "У осетин пьянство распространено менее, чем у других народов Кавказа и действие его на характер осетина гораздо умереннее, чем на чеченца или черкеса". "Кавказ" 1873г. № 37 А. Гассиев

Мария: "Славный народ эти куртатинцы: глубоко преданный правительству, он вполне уверен, что ему не будет оказано несправедливости, и потому он не лезет к начальству с наглым вымогательством недоказанных прав. Несмотря на одноплеменность, на близкое соседство обществ, как заметны резкие особенности в характере осетин! Тагаурцы, например, по своему развитию, благодаря большим столкновениям с русской жизнью, стоят выше всех. Они сдержанны, скрытны, и, нескоро заметите, что они думают и как смотрят на вас. Относительно образования – это передовой народ между осетинами. Между ними есть много лиц или бывших в высших заведениях, или в настоящее время обучающихся в университетах и гимназиях. …Алагирцы – народ своенравный, самолюбивый, в высшей степени вспыльчивый и способный шуметь, покричать, наделать вздору, не вдумавшись из-за чего и для чего. Они особенно известны своей страстью жаловаться на приставов и еще недавно, в очень короткий промежуток времени, выхлопотали себе смену нескольких приставов, хотя сами впоследствии говорили о некоторых из них, что это были хорошие люди. НО при всей своей безалаберности это добрый и преусердный народ: обойдитесь с ним ласково, скажите ему приветливое слово, и он из кожи будет лезть, чтобы угодить вам. Как у куртатинцев, так и алагирцев особенно заметного стремления к образованию нет. Дигорцы это наши малороссы; говорить много не любят, на сходах у них шуму большого не услышите, но это страшнейшие упрямцы; в чем они не убеждены, чего они не хотят, того трудно от них добиться. Природный здравый ум в них заметен на каждом шагу. После Тагаурии в Дигорском обществе наиболее лиц получающих воспитание в учебных заведениях. Вообще же об осетинах должен сказать, что этот народ самый усердный и неизменно преданный нашему правительству и с величайшей охотой идет служить; каждое почти семейство имеет в числе своих членов раненых или хранит память об убитых в рядах русских войск на войне с неприятелем – факт замечательный, дающий осетинам право на особенное внимание правительства. Притом же осетины никогда не изменяли русскому правительству". К. Красницкий 1865г. "Кавказ" № 32

Мария: "В период осетино-кабардинской войны, продолжавшейся вплоть до водворения русской власти на Кавказе, положение осетин было таково: тагаурцы и дигорцы были тогда данниками кабардинцев, алдары и баделяты служили в их рядах против своих же соотечественников, выполняли роль шпионов-проводников… Не то делали алагирцы. Они сумели отстоять свою свободу. Попытки покорить их кончились для кабардинцев тем, что предводитель их Таусолтанов был убит при въезде в Алагирское ущелье, явясь, таким образом искупительной жертвой за буйства своих сородичей…" А. Бутаев «Казбек» 1903г. № 1592

Мария: "Занимаются, как сказано уже, дигорцы земледелием, скотоводством, но, несмотря на природные богатства своей страны и превосходные урожаи, живут не ахти как хорошо: можно, например, заехав в дигорское селение, обойти все дворы и не найти поесть не только ничего горячего, но и даже порядочного хлеба; это зависит отчасти от природной лени и беспечности дигорцев, отчасти от того, что большие сравнительно суммы затрачиваются на приобретение хорошего дорогого оружия, доброго коня и проч., и, наконец, кроме того, они очень часто предпочитают скапливать довольно порядочные деньги, нежели тратить их на улучшение своего быта… Кстати заметить, что как дигорцы-магометане, так и дигорцы-христиане относятся друг к другу с презреньем, считая друг друга «отступниками». Как у тех, так и у других в религиях существует очень много своеобразных и странных обрядов, носящих положительно языческий характер и не имеющих почти ничего общего с обрядовой стороной исповедуемой религии". В.Х. 1887г. Кавказ № 339

Мария: "Главные по своей значительности, расходы туземцев производятся во время случаев, где бывает замешано самолюбие туземцев. Чувство это настолько сильно в туземном населении, что всегда берет перевес над меркантильными расчетами и весьма нередко переходит в крайности самого щепетильного и задорливого тщеславия. Так, например, всем известный обычай гостеприимства служит самым главным поводом к значительным, а иногда и разорительным расходам туземного населения, это зависит от того, что гостеприимство, как известно, считается у него первою общественною добродетелью, так что самый богатый и знатный туземец, перед достоинством которого туземцы склоняются гораздо больше, чем перед личными качествами человека, никогда не будет пользоваться уважением своих земляков, если в его кунацкой не будут толпиться ежедневно гости". Д.Я. Лавров 1875г. Терские ведомости № 2

Мария: "Благодаря трудолюбию, все больше и больше проникающему в массу осетин и трезвости взгляда их лучших людей, понявших истинное значение русского владычества на Кавказе, они значительно опередили соседних кабардинцев и чеченцев не только материальным достатком, службой в рядах армии и гражданской, но даже и в умственном отношении. Осетины охотно берутся за книгу: все школы, училища и гимназии Северного Кавказа переполнены массой учащейся молодежи осетинского происхождения, которая, благодаря природному уму своих отцов, идет намеченными шагами по пути прогресса, служа ему честно и неуклонно". П.Д. 1887г. "Кавказ" 1887г. № 286

Batraz: Мария! Где ты находишь эти тексты? Никогда не встречал их раньше

Мария: Batraz, я же пишу откуда беру это. "…Таким образом горное осетинское население, после грузин, является истинно нам преданным племенем на Кавказе. Полная готовность осетин-мусульман выполнять воинскую повинность натурою, выразившаяся в поданной просьбе, говорит о том, что осетины сочувственно относятся к реформам". П.Д. 1887г. Кавказ № 291

Мария: "Немного найдется таких уголков, где весть о настоящей мировой войне вызвало такое единодушие, такой необычайный подъем духа, энергии, как в Осетии. Воинственный по духу народ осетины, объединившись как один человек, твердят, что нужно сплотиться дружнее вокруг нашего «заххон хуыцау», т.е. земного бога, как называют царя, за которого прольем кровь, как мы ее проливали в турецкую и японскую войны. Эти возвышенные чувства патриотизма можно наблюдать не только среди жителей близлежащих сел, но и самых глухих аулов горных трущоб, каких весть о войне одинаково облетела с быстротой молнии…. Объявление мобилизации застало Осетию в полной готовности к ней, почему, по первому же зову как запасные, так и добровольцы, коих насчитывается по одной тысяче человек, образовав тысячные полки, с флагами и песнями, с аулов Алагирского, Куртатинского, Дигорского и Туальского ущелий Осетии, потянулась на сборный пункт в г. Владикавказ. Было решено, что вся молодежь должна собраться у аула Быз, у молельни дзуара Сау-Бараг. Каждый аул провожал своих воинов, провожали их старики, женщины и дети, провожали их не со слезами на глазах, нет, а с песнями и радостью, точно отправляли их на званый пир. Утешая остающихся, воины говорили, что «мы идем проливать свою кровь» (тохы цауам), а друг друга поздравляли с войной. ….Насколько осетины заинтересованы настоящей войной можно судить по тому, что после каждой победы, одержанной нашими войсками, жители аулов устраивали «кувд» (пирушку), в коих молятся о здоровье и ниспослании нашим побед и в дальнейшем". С. Каргинов 1914г. Кавказское слово № 4

Batraz: Мария! Ты хочешь сказать, что имеешь перед собой бумажные тексты, газеты? Откуда такая роскошь?

Мария: Batraz, книги с текстами из газет. "… Но наиболее симпатичным обычаем надо считать тот, при котором осетины выказывают чисто евангельское участие к горю ближнего и вообще к облегчению участи всякого, потерпевшего то или иное крушение на жизненном пути. В особенности это участие обнаруживается в случае смерти кого-нибудь. Не будет преувеличением, если сказать, что осетины в этом отношении не имеют себе соперников ни в одном из своих многочисленных соседей, а быть может еще и среди других народностей… Если осетины в обыкновенное время относятся друг к другу недружелюбно ( а этот грешок, к сожалению, за ними водится), то этого нельзя сказать про них в то время, когда кого-нибудь из них постигнет какое-нибудь несчастие или горе, вроде болезни, пожара, смерти и т.д…". С.К. 1901г. Терские ведомости № 20

Мария: По отзывам некоторых исследователей-этнографов, характер осетин представляет в общих чертах если не противоположность, то значительную разницу с общим характером народов, населяющих Кавказские горы. Известно, что отличительными свойствами последних, по общеустановившемуся мнению, считается порывистость, быстрая восприимчивость и непостоянство. Свойства эти как нельзя более соответствовали прошлой воинственной, хищнической жизни кавказского населения. Отличительными же чертами характера осетин можно принять выдержанность, склонность к однообразной жизни и мирным занятиям. Очевидно, что эти свойства совершенно исключают в народонаселении развитие тех диких инстинктов, который побуждают человека предпочитать праздную воинственную, полную разнообразия жизнь мирным, дромашним занятиям. Воинственные кабардинцы, в данном случае, представляют собой полную противоположность осетинам… При своем, более пассивном, чем старательном характере, осетины в первых своих войнах с соседями большею частью оказывали самый слабый отпор воинственным притязаниям кабардинцев… Вместе с тем, продолжительный гнет политических событий действовал на характер осетин настолько неблагоприятно, что в значительной степени парализовал в нем хорошие природный свойства, сообщал ему боязливую сосредоточенность и лукавство, как те непривлекательные особенности, которые развиваются в характере, не способном к сильной реакции. Об этих свойствах осетинского населения писали и говорили так много, что отвергать их существование нельзя, хотя бы это было не особенно приятно для осетин. Лучше знать все свои совершенство и недостатки, чем идеализировать их. При этом мы должны оговориться, что вышеозначенные особенности характера осетин особенно резко проявились в прошлое время, когда осетинский народ был под сильным давлением суровых, неблагоприятных политических обстоятельств. С удалением последних, и с исключением политически раздробленного осетинского населения, свойства его характера, как природные, так и привитые обстоятельствами военного времени, стали видоизменяться к лучшему, в направлении, которое соответствует уже новым условиям жизни. Так, например, отсутствие в народонаселении чувства национального единства, или, иначе сказать отсутствие того страстного одностороннего патриотизма, который составляет принадлежность отсталых народов, в прежнее время было причиной той слабости в противодействии внешним врагам, которая давала повод к составлению упомянутого мнения об осетинах между воинственными и энергичными соседними народами. В последнее же время означенное настроение постепенно переходит в тот патриотический или религиозный индифферентизм, который совершенно исключает чувство предубеждения ко всему инонациональному, и, таким образом, представляет восприимчивую и плодотворную почву для принятия цивилизующего европейского гражданского влияния. Впрочем, если между современными осетинами замечается сказанное настроение, то, с другой стороны, еще видны и противоположные этому явления. Очевидно, что первые заключаются в природных свойствах осетинского народа, способного к прогрессу, а последние – в особенностях, развившихся под влиянием исторических условий жизни. Потому-то нередко мы видим в осетинах, вместе с сильным влечением к русской гражданственности, следы того легкомысленного отношения к своему быту, которое, в силу неизбежных обстоятельств, привилось осетинскому народу в прежнее воинственное время. Последнее выражается теперь в недостатке хозяйственного такта и, вообще в неумении пользоваться даже такими экономическими условиями, которые для своего практического применения не требуют особого труда и знаний. Д.Я. Лавров 1874г. Терские ведомости 1874г. № 24

Мария: По крайней мере, горные осетины известны как самый трудолюбивый народ между всеми своими соседями-туземцами, но это трудолюбие вознаграждается местной природой весьма слабо и неблагоприятно отзывается на внешнем виде горного населения. Последнее обстоятельство, как противоположное тому идеалу человека, который составили себе кавказские туземцы, было причиной насмешливого взгляда соседних туземцев, было причиной насмешливого взгляда соседних туземцев на осетин-горцев. И действительно, горный ингуш-байгуш производит на первый раз более благоприятное впечатление, чем горный осетин, всегда угрюмый и молчаливый, но при более тесном знакомстве с тем и другим, а особенно же при сопоставлении способностей того и другого к полезному экономическому труду перевес останется на стороне последнего. Д.Я. Лавров 1874г. Терские ведомости № 32

Мария: …в осетинском селении мы, с одной стороны, встречаем симпатичные черты своеобразной нравственности: семейную привязанность, доходящую до самопожертвования, обычай разорительного гостеприимства и самую строгую физическую воздержанность….. Д.Я. Лавров 1875г

Мария: Самым верным показателем культурного и духовно-нравственного роста народа, без сомнения, служит образование. В этом отношении Северная Осетия далеко оставила за собою все те народы, которые окружают ее, как-то: кабардинцев, ингушей и др., и не уступает казачьему населению Терской области, если даже не превосходит его. 1899г. "Казбек" № 624

Мария: Действительно, осетины восприимчивы, любознательны, сообразительны, легко усваивают русский язык….Многие осетины учатся в высших учебных заведениях, особенно они любят техническую школу по склонности своего трезвого технического ума… Осетины демократичны по своей натуре. Только кабардинцы своим влиянием вызвали у них высшее сословие. Это самый этикетный народ, как китайцы, которых они даже превосходят в почтительном отношении к старшим. С. Фарфоровский 1917г. "Терек" № 5702

Мария: На общем мрачном фоне картины хозяйственного разорения сельского населения многих уездов России и среди всего сельского населения Кавказа, горцы Терской области резко выделяются своей домовитостью. На 500 тыс. душ нет ни одного нищего. Чувство личного достоинства высоко еще держится в народе, ибо подавляющее большинство населения не знало крепостного, зависимого положения, сословий и унизительных телесных наказаний… Благодаря природным дарованиям, редкому трудолюбию, трезвости, воздержанности, взаимной поддержке, они сделали при полном отсутствии каких бы то ни было забот о них огромные материальные успехи в деле материального благосостояния. «Новое обозрение» 1899 № 5243 Г. Баев

Мария: Они (кистинцы) в разбояхъ и звърской дикости своихъ нравовъ не уступаютъ Чеченцамъ, посягая неръдко на жизнь ограбленныхъ путешественниковъ безъ всякой нужды, кромъ удовлетворенiя кровожадной ихъ дикой склонности, чего никогда не делаютъ Осетинцы. «Новейшiя географическiя и историческiя известiя о Кавказъ» С. Броневский 1823г.

Мария: Начала я с сообщений о женщинах, хотя наверное надо было начинать с мужчин. Сейчас исправлюсь....

Мария: На войне осетины отличаются истинно-товарищеским духом и братским друг к другу отношением. Оставить раненого или труп командира или земляка, нижнего чина на поле брани – для них большой позор. М. Туганов «Петроградские ведомости» 1916г. № 72.

Мария: Слабые стрелковые цепи наши подались уже назад; резерва не было. Скобелев пустил в дело то, что у него было под рукой - спешил осетин. Эти молодцы, образцовый тип воинов, не теряющихся ни при какой обстановке, сильно ударили по туркам и оттеснили их, но по своей малочисленности, конечно, только на время и, подавляемые превосходными силами, вынуждены были вместе со стрелками перейти в отступление… П.Д. Парсенов «Из прошлого» Воспоминания офицера генерального штаба. Спб 1904г.

Мария: ....Тут же сторонкой плетется невзрачный кубанец и тащит за собой десяток лошадей к ручью; проедет партия осетин. Последних сразу не отличишь от черкесов. Та же маленькая лошадка, порыжевшая бурка, небрежно накинутая на плечо, мохнатая папаха и восточный тип лица. Но зато эта, невзрачная на вид кавалерия навела панический страх на все роды турецкой кавалерии с тех пор, как появилась за р. Видом. «Два похода за Балканы» Шаховский Л.В. 1877-1878гг.

Мария: ...Не успели мы сняться с бивака, как нас обогнали осетины, назначенные в авангард. Не стесняясь ни оврагами, ни канавами, ни кустами, ни камнями, они лихо обскакали нас по сторонам дороги и живо скрылись впереди. Во главе осетин ехал полковник Черевин с надвинутой на затылок папахой. Осетины были одеты в самые разнообразные национальные костюмы и в папахах: с плеткой в руке, они выделывали всякие штуки на своих неказистых, но шустрых и вертлявых кавказских лошадях, привыкших карабкаться по скалам. Все это был больше народ молодой, но встречались между ними и седовласые старцы, бывалые, закаленные. Издали можно было их легко принять за турецких черкесов, что и случалось не раз в продолжение войны: вобщем они производили впечатление чего-то дикого и необузданного. На самом же деле эти качества не были в них преобладающими: лучших кавалеристов для горной службы нельзя себе и вообразить: их лошади в горах как у себя дома и нет такой горы, на которую не мог бы забраться осетин, частью верхом, а где и ведя лошадь в поводу. Осетин ловок, глаз у него зоркий, любит свою лошадь, редко натрет ей спину и сам довольствуется малым: он всегда молчалив и нехвастлив. А.А. Берс О походе в Турцию в 1877-1878гг. Спб, 1898г.

Мария: «Осетины во главе Кавказской бригады первыми вступили в бой за Дунаем, и если им приходилось бывать последними, то только при отступлении». Рапорт ген.-майора Скобелева командиру 11-го армейского корп. воен. Спб 1877г.

Мария: «Что мне в особенности бросилось в глаза у осетин, это их осанка и походка. Каждый осетин имел походку точно князь какой: выступал важно, степенно с чувством собственного достоинства». А. Верещагин (Из книги Г. Баева «Осетинский дивизион» 1903г.)

Мария: С разрешения ГОСУДАРЯ пишу Тебе просьбу выслать осетинъ сколько можно съ лошадьми. Осетины – герои – каких мало, дай мне ихъ побольше. Прошу выслать какъ можно скорее. Осетины так работали, что буду просить Георгиевское знамя. (Из телеграммы Главнокомандующего Дунайской армией Великого Князя Николая Николаевича Августейшему Наместнику Кавказскому от 24 сентября 1877г.)

балцаджы цалх: МАРИЯ - здесь нет осетинских смайликов, где бы человек восседающий на пальме, отвешивал-бы легкий поклон, прижимая правую руку к сердцу. Но если-бы такой смайлик был, то я непременно посвятил-бы его тебе, СЕСТРИЧКА. ( САНДРО - будет чрезвычайно правильным, если эта тема будет прикреплена на самом верху абсолютно во всех разделах. )

Cандро: балцаджы цалх пишет: ( САНДРО - будет чрезвычайно правильным, если эта тема будет прикреплена на самом верху абсолютно во всех разделах. ) К сожалению это невозможно. Прикреплять можно только объявления, темы прикреплять скрипт не позволяет.

Мария: балцаджы цалх, спасибо. Напоследок, хочу отметить одну черту которая часто упоминается в различных источниках (мы о ней прекрасно сами знаем, но все-таки....) - начиная с Нартского эпоса, заканчивая историческими свидетельствами с древнейших времен. «У меня и многих других в городе есть рабы-скифы, носящие длинные волосы по скифскому обычаю. Если им кто-нибудь дает пощечину, то побитый погибает». Сисений В царствование Давида IV (1292-1310) мтаваром Овсетии был Пареджан, который служил царю. Столкновения между грузинами и овсами заканчивались кровопролитием….(далее повествуется о столкновении между грузинами и овсами) Другие овсы, составляющие их свиту, обратились в бегство, но бегущие были побиты крестьянами Ратия. Так, по словам летописи, посрамил бог этих овсов за их гордость. Грузинская летопись XIII-XVI в.

Мария: Осетины, переселенные на плоскость совсем изменились. Плодородие земли, тучность пастбищ, изобилие лесов, прекрасные воды, и, наконец, отсутствие всех природных опасностей, которые представляет горная страна, сделали их ленивыми, праздными, коварными, развратными, и возможность скрыться в огромные прилегающие леса причиною их вечной непокорности. В.С. Толстой "Сказание о Северной Осетии". Первая половина XIX в.

Мария: Оставшиеся в горах сохранили превосходную мужественную породу, замечательную своею красотою, ростом, силою и благовидностью: женщины, в особенности девушки, красивы, прекрасно сложены, черты лица их весьма правильны и отличаются свежестью. Оставшиеся на прежних жительствах в горах трудолюбивы, добродушны, смирны, покорны, скромны и чрезвычайно суеверны; женщины делят труды своих мужей и не прячутся. В.С. Толстой "Сказание о Северной Осетии". Первая половина XIX в.

Мария: Увлекаясь малыми трудами, которых требует возделывание полей, заготовление малого количества сена для скота, почти целый год довольствующегося подножным кормом, эти осетины предаются лености и праздности до такой степени, что и ничтожная полевая работа кажется для них тягостною, поэтому они предпочитают предаваться воровству и разбою. Случайности этой жизни представляются удальством, высоко ценимым в общественном мнении среди кавказских племен. Не только разбой не порицается среди этих осетин, но еще до того уважается, что для подражания ночным промышленникам, у которых одежда вся разодрана, весьма естественное следствие их скитания по чащам и колючим кустам, мода заставляет нарочно разрезывать и раздирать одежду даже самым доброжизненным молодым людям. В.С. Толстой "Сказание о Северной Осетии". Первая половина XIX в.

Sarmat: нда, значит болезнь понтов к нам не только сейчас подобралась.

Ос-Багатар: Мария пишет: для подражания ночным промышленникам, у которых одежда вся разодрана, весьма естественное следствие их скитания по чащам и колючим кустам, мода заставляет нарочно разрезывать и раздирать одежду даже самым доброжизненным молодым людям. Это типа как уши в форточке ломать чтобы на борцов быть похожими?..

Мария: Но понятия о самих грехах очень перепутаны у осетин: например, кровомщение – добродетель, убийство – грех. Отважный грабеж вооруженною рукою – славное дело, воровское похищение – постыдный грех. В.С. Толстой "Сказание о Северной Осетии". Первая половина XIX в.

Мария: В Верхнем Какадуре очень почитаемый девяностолетний старик магометанин Сопан Жантиев с особым подданством предлагал мне рассказать историю света от сотворения Мира! Я его благодарил и просил лучше пояснить, как в его годах может обходиться без всякой религии, ибо он не знает языков, на которых пояснено учение Магомета. Сопан с негодованием отвечал, что у него есть в доме Алкоран, и вынес печатанную книгу, которую благочинный Колиев признал за тифлисское издание перевода на татарском языке ветхого и нового завета. В.С. Толстой "Сказание о Северной Осетии". Первая половина XIX в.

Мария: Белостокские батальоны 13-ой пехотной дивизии были полные; осетинская конная милиция, набранная на южном скате Кавказского хребта, была замечательна по исправности своей и храбрости, подобно горской милиции, находившейся в действующем корпусе, но отличалась перед нею большей покорностью, так как она состояла из христианского народонаселения. Муравьев Н.Н. «Война на Кавказе в 1855г».

Мария: Вообще между горскими добровольцами стоят в рядах и отцы с сыновьями, и дяди с племянниками, и по нескольку родных братьев. Между офицерами найдется, пожалуй, несколько неграмотных, но зато все они с практического навыка прекрасно знают свое дело, все они украшены тремя-четырьмя серебряными и золотыми знаками военного ордена и почетными боевыми шрамами на лице и на теле; есть между ними и люди с отрубленными в бою пальцами, а все-таки служат по доброй охоте и снова рвутся в бой. Все офицеры – превосходные стрелки и умоляют дать им тоже берданки….. В.К. Крестовский «Двенадцать месяцев в действующей армии» 1877-1878гг.

Мария: Первоначально было назначено в полк только 14 офицеров, преимущественно из тех, что помоложе, повыносливее и поразвитее. Но этим серьезно огорчились и даже обиделись офицеры-старики, рубаки былого кавказского времени, входившие в состав той депутации, которая предлагала сформировать из себя полк в доказательство своей верности русскому престолу. Хотя между этими стариками есть и шестидесятилетние люди, но они не хотели отстать от своей молодежи и усерднейше просили разрешить и им тоже стать в ряды как старым, опытным бойцам, дабы служить для молодежи добрым примером боевой лихости и походной выносливости. В.К. Крестовский «Двенадцать месяцев в действующей армии» 1877-1878гг.

Мария: Каждый дивизион имеет свое особое знамя, вывозимое в строй со всеми почестями, присвоенными знаменам и штандартам по уставу. У осетин знамя небесно-голубого цвета, а у ингушей – алое; оба на чрезвычайно высоких древках, аршин до пяти и очень тяжелые. Хотя по уставу конному полку присваивается ныне только один штандарт, но дело в том, что и осетины, и ингуши еще ранее имели свои собственные знамена, пожалованные им за верную службу покойным государем императором Николаем Павловичем. Оба племени настолько гордятся каждое своим знаменем, что ни то, ни другое ни за что не хотели уступить в этом отношении первенства друг другу. Составили депутацию и послали ее просить, чтобы обоим племенам было позволено служить каждому под своим знаменем. Прошение это разрешено в благоприятном для них смысле, и таким образом каждый дивизион Терско-Горского полка выезжает в строй с особым знаменем. В.К. Крестовский «Двенадцать месяцев в действующей армии» 1877-1878гг.

Мария: На походе, во время следования к Кишиневу, было получено предписание сдать в Бендерский арсенал старые кремневые ружья, взамен которых горцам имеют быть розданы берданки. Горец обыкновенно не любит расставаться со своим оружием, но тут это было исполнено охотно, потому что еще у себя дома они наслышались о «дивных свойствах» скорострелок. Однако присылка оружия в Гура-Галбину последовала не так скоро, как того хотелось бы нетерпеливым горцам и они приуныли; но наконец перед великим постом прибыл столь жадно ожидаемы транспорт. И надо было видеть эту живую, по-детски наивную радость горцев, когда приступили к раздаче им берданок. Они по этому поводу устроили у себя целый праздник, танцевали свой особенный танец «кипена», где плясуны смыкаются, обнявшись, в плотный кругу, другие становятся к ним на плечи, а к этим, в свою очередь, взбираются третьи и строят таким образом плавно кружащуюся в такт пирамиду. Старики чуть не с благоговением принимали берданки из рук командиров, как бы нечто священное и заветное; они любовались на свое новое оружие и даже целовали его…. Это был общий праздник, общая радость. В.К. Крестовский «Двенадцать месяцев в действующей армии» 1877-1878гг.

Мария: Сколько можно судить в настоящее время, воинский дух у этих людей прекрасный. По свидетельству офицеров, они «рвутся к бою». К. Крестовский «Двенадцать месяцев в действующей армии» 1877-1878гг.

Мария: Терско-Горский четырехсотенный полк делится на два дивизиона; в первом дивизионе служат исключительно осетины, а во втором – ингуши. Между первыми есть 170 человек христиан, вторые же исключительно магометанского вероисповедания….. Весь этот полк составлен исключительно из добровольцев, и когда его формировали, то к заведывающему формированием полковнику Панкратову являлись охотники целыми аулами, целыми волостями, прося принять их на службу. Эти добродушные люди очень огорчались тем, что зачем-де формируют только один полк, зачем их берут так мало, когда джигитов у них хватает на десять таких полков. И действительно, случись только в них надобность, они все явятся на призыв с величайшею готовностью. Когда осенью прошлого года в одной из газет появились статьи, обвиняющие ингушей в каких-то изменнических намерениях, то туземцы владикавказского округа, глубоко возмущенные этим обвинением до глубины души, прислали к окружному начальнику депутацию из пятидесяти старейшин, которые горячо протестовали перед ним против несправедливого газетного извета и усердно просили, чтобы им позволили на свой счет сформировать из себя полк, дабы не на словах а наделе убедительно доказать их верность и преданность «Справедливому царю» и России. В.К. Крестовский «Двенадцать месяцев в действующей армии» 1877-1878гг.

Мария: Осетины воинственны, хорошие стрелки и наездники, дерутся очень хорошо (за примерами дело бы не стало как у нас; так и в Дунайской армии); оружие и лошади были у осетин в очень хорошем виде; вооружены они были винтовками Пибоди-Мартини их отбитых под Карсом. Благодаря знанию дела и энергии командира полка Иоселиани, дисциплина и порядок в осетинском полку были прекрасные. Вообще осетинская милиция резко выделялась между другими милиционными частями, особенно дорого стоящими и в боевом отношении нередко никуда не годными. Лалош К. Заметки о движении Ардаганского отряда к Батуму. 18771878г. (Журн. «Инженерный журнал», № 6, СПб, 1879г.)

Мария: Гура-галбинские обыватели очень довольны пока своими постояльцами. Они относятся к горцам с похвалою, свидетельствуя, что это народ смирный, весьма трезвый и честный: ни воровства, ни буйства, ни обид или притеснений хозяевам за ними не водится. К. Крестовский «Двенадцать месяцев в действующей армии» 1877-1878гг.

Мария: Нельзя не упомянуть и о службе дигорцев, являющихся частью осетинского племени и говорящих на особом диалекте осетинского языка….. Часть дигорцев в несколько сот дворов выселилась из гор еще в 1800 годах к низовьям Терека, близ Моздока. Из них образовалось своего рода военное поселение, имевшее целью оберегать Моздок от нападения непокорных горских племен. Много геройских эпизодов повествует об их жизни: немало кровавых схваток пришлось им пережить на своем посту. Так, во время движения Шамиля на Моздок для соединения с черкесами, дигорцы, отражая его на переправе через Терек, полегли почти до единого. М.С. Туганов «Петроградские ведомости» № 72, 1916г.

Мария: Из горцев Северного Кавказа постоянную воинскую повинность отбывают только осетины…. М.С. Туганов «Петроградские ведомости» № 72, 1916г.

Мария: Храбрости и самоотверженности им не занимать…. строй понимается ими легко, и можно быть вполне уверенным, что боевые качества их и впредь принесут России должную дань. М.С. Туганов «Петроградские ведомости» № 72, 1916г.

Мария: Как ингуши, так и осетины – народ чрезвычайно добродушный, даже во многом детски наивный, честный и веселый. Те и другие любят пение и пляску, которые у них весьма своеобразны. Поют обыкновенно хором, но так, что хор служит чем-то вроде аккомпанемента. Теноры, баритоны, басы обыкновенно тянут в унисон несколько тактов какую-нибудь ноту; затем меняют ее на другую, на третью и к окончанию строфы возвращаются в ноте первоначальной. Звук, издаваемый ими при этом, есть простое, произносимое протяжно. И вот, на это-то хоральном фоне, один наиболее искусный певец выводит голосом, часто переходящим в высокий фальцет, разные азиатские завитки, узоры и арабески, сопровождая все это, конечно словами стихов и очень выразительными мимикою и жестикуляциею. В общем такое пение, при всей своей оригинальности, быть может и странное для европейского уха, выходит очень не дурно. Пляски у них довольно разнообразны, но все происходит хороводным порядком, т.е. в кругу, в котором танцует один или пара, либо же сообща весь круг принимается за пляску. К первым относятся лезгинка и кавка, а ко вторым вульки, чепена и симит-симие. В лезгинке и кавке весь хоровод, за исключением пляшущей пары, все время остается неподвижно в круге и мерно бьет в ладоши, то учащая, то замедляя темп, сообразно ходу пляски. В середине круга иногда помещается барабан, сделанный из простого лукошка, на котором выколачивает такт один из музыкантов, в то время как другой, вне круга, наигрывает однообразную и весьма небогатую мелодию на осетинской берестяной дудке. К. Крестовский «Двенадцать месяцев в действующей армии» 1877-1878гг.

Мария: Мария пишет: К первым относятся лезгинка и кавка, а ко вторым вульки, чепена и симит-симие. Объясните пожалуйста кто-нибудь, что за танец такой вульки?

Мария: Осетинский дивизион, участвующий в настоящей войне с самого начала уже зарекомендовал себя как отличный боевой материал. Рассказывают такой случай из нынешней войны. В одном деле с австрийцами осетинский дивизион оказался окруженным превосходящим числом неприятеля. Казалось, выхода больше не было, как только сдаться, чего, видимо, уже ожидал неприятель, осыпая осетин градом пуль. Но осетины твердо помнили завет отцов не сдаваться с оружием в руках. Такая сдача у горцев – позор не только для сдавшихся живым врагу, но и для всего остального их рода. Они запели старинную боевую песню, которую поют в предсмертный час жесткого боя, и во главе со своим офицером, тоже осетином, бросились на врага, смяли его и прорвались к своим. Хотя это не обошлось для них без потерь, но сдача врагу пугала их сильнее смерти. М.С. Туганов «Петроградские ведомости» № 72, 1916г.

Мария: Мария пишет: Они запели старинную боевую песню, которую поют в предсмертный час жесткого боя Интересно, какие именно песни они пели?

Мария: «… мы знаем, что ради осчастливления падшего нашего дома вы ежечасно трудитесь и проливаете кровь. Бог даст нам возможность отплатить всем за службу, на что по его милости и мы надеемся. Вам надо знать, что пока на очаге Багратионов горит огонь, они каждый день должны считать себя обязанными Вам, - так да ведаете вы и ваш героизм… ваш меч был всюду известен и вы владеете честью мужества… мой племянник Леон писал мне о вашем старании и весьма хвалил вас. Браво вашей чести и мужеству. Бог да подаст нам случай отплатить вам за службу и труды». Из письма царевича Александра, сына Ираклия II от 4 октября 1810г. к осетинам Джавского ущелья.

Ос-Багатар: Мария пишет: На походе, во время следования к Кишиневу, было получено предписание сдать в Бендерский арсенал старые кремневые ружья, взамен которых горцам имеют быть розданы берданки. Горец обыкновенно не любит расставаться со своим оружием, но тут это было исполнено охотно, потому что еще у себя дома они наслышались о «дивных свойствах» скорострелок. Однако присылка оружия в Гура-Галбину последовала не так скоро, как того хотелось бы нетерпеливым горцам и они приуныли; но наконец перед великим постом прибыл столь жадно ожидаемы транспорт. И надо было видеть эту живую, по-детски наивную радость горцев, когда приступили к раздаче им берданок. Они по этому поводу устроили у себя целый праздник, танцевали свой особенный танец «кипена», где плясуны смыкаются, обнявшись, в плотный кругу, другие становятся к ним на плечи, а к этим, в свою очередь, взбираются третьи и строят таким образом плавно кружащуюся в такт пирамиду. Старики чуть не с благоговением принимали берданки из рук командиров, как бы нечто священное и заветное; они любовались на свое новое оружие и даже целовали его…. Это был общий праздник, общая радость. Сразу бы так и написали - осетины, а то "горцы", "горцы"...

Туаллаг: А "Кипена" - "Чепена".

Ос-Багатар: Мария пишет: Но осетины твердо помнили завет отцов не сдаваться с оружием в руках. Такая сдача у горцев – позор не только для сдавшихся живым врагу, но и для всего остального их рода. Они запели старинную боевую песню, которую поют в предсмертный час жесткого боя, и во главе со своим офицером, тоже осетином, бросились на врага, смяли его и прорвались к своим. Какая это могла быть песня, кто-нибудь имеет представление?

Мария: Немного поэзии.... ...Итак, по воле провиденья Заброшен я в Владикавказ, И вам свои я впечатленья, Друзья поведаю сейчас Окрестность – дивные картины! А город – новый Петербург! Его лишь портят осетины Своим кварталом из лачуг. Зато жиды и армянины В палатах каменных царят, Зато ленивые грузины В обширных погребах хранят Неистощимые запасы С бурдючным запахом вина… Убить положим, могут вас И на квартире. Говорят, Что скоро весь Владикавказ Сожгут, ограбят, разорят Ингуш, чеченец, осетин И персиянин; что их шайка Идет на зверство как один Ну как с ней быть! Поди, поймай-ка! Из стихотворения «Владикавказ» 1888г. К.Л. Хетагуров

Сослан:

Ларра: Мария пишет: Вам надо знать, что пока на очаге Багратионов горит огонь, они каждый день должны считать себя обязанными Вам Погас огонь Багратионов...( Грустно, однако...:(

Туаллаг: Ой, Баршби отрыл где-то старье... И что там нового?

Barshbe: Туаллаг пишет: что там нового? хотя бы до конца дочитала, а то первую страницу открыла - и все.

Сослан: Мария, может лучше поместить эти выссказывания Бларамберга об осетинах в тему "Кавказцы"?

Мария: Сослан , сделай как тебе кажется лучше.

Сослан: Мария , спасибо за доверие

Ос-Багатар: Выдержки с упоминаниями об осетинах из биографии Скобелева. http://militera.lib.ru/bio/vasilyev_bv1/02.html — Укреплений там нет, ваше превосходительство. Да и турок не видно: одни спешенные черкесы в кустах хоронятся. — Молодец! — Скобелев резко повернулся к полковникам: — Какова новость, а? Тутолмин, готовь осетинские сотни, я сам эти горы прощупать должен. Поутру две сотни спешенных осетин двинулись к первому гребню Зеленых гор. Еще на подходе они были встречены разрозненной пальбой, залегли, как было приказано, но, увидев мелькавших в кустах черкесов, вскочили и, выхватив шашки, бросились вперед. — Отводи! — закричал Скобелев, наблюдавший за разведкой боем. — Отводи осетин немедля, пока их в кусты не заманили! Хорунжий Прищепа, вскочив на коня, карьером помчался навстречу выстрелам. Вертясь перед осетинами и не обращая внимания на пули, кое-как остановил их. Осетины яростно ругались: у них с черкесами были старые счеты. Водивший сотни есаул Десаев зло кричал: — Зачем собак с миром отпускаешь? Их резать надо, они стариков не жалеют, женщин не жалеют, а ты их жалеешь? — Успеешь рассчитаться, есаул, — тихо сказал генерал. — Не горячись. Только не горячись. Тутолмин не спорил, потому что согласен был с планом Скобелева, зная не только обстановку, но и натуру самого генерала. Но решительно воспротивился, когда Скобелев предложил направить осетин в передовую цепь. — Нет, слишком уж горячи они, Михаил Дмитриевич. В цепь надо брать кубанцев. — Разумно, — согласился командир. — Осетин прибережем для решающего удара. В авангарде — две спешенных кубанских сотни и четыре орудия, что пришли от Бакланова. Авангард поведу сам. В то время как Криденер и его офицеры завтракали с соответствующим грохоту аппетитом, четыре табора турецкой пехоты под прикрытием пушечного огня перешли в атаку на гребень Зеленых гор, а на правом фланге показались конные группы черкесов. Пехота еще не подошла, хребет держали спешенные кубанцы, и Скобелев решил отвести свои части. Его час еще не наступил. — Отходить. Орудия перебросить левее, на второй гребень, за спину кубанцев. — Зачем, ваше превосходительство? — удивился Кухаренко. — Позиция удобная, авось не сомнут. — Я на авось не воюю, — сухо сказал Скобелев. — Где твои осетины, Тутолмин? — В резерве, как вы распорядились. — Видишь черкесов? Мне надо, чтобы осетины атаковали их в конном строю. Отбросить, пробиться к реке Вид и войти в соприкосновение с отрядом генерала Лашкарева. — Далековато. — Я говорю не о географии, а о тактике, полковник. Необходимо передать генералу Лашкареву мою личную просьбу: как только он услышит, что мы пошли на штурм, пусть тотчас же атакует Плевну по Софийскому шоссе. — То-то Осман-паша завертится! — заулыбался Тутолмин, сразу оценив неожиданность этого удара для противника. Осетины вылетели из-за склона внезапно для черкесов. Привычные к горам кони несли молчаливых всадников, не пугаясь ни крутизны, ни обрывов. Атака была стремительной, рубка — короткой, но яростной: не выдержав ее, черкесы развернули лошадей. Часть слета нарвалась на разъезд улан, часть, бросив коней, разбежалась по виноградникам и зарослям кукурузы. Осетины радостно встретились с уланами, началось взаимное угощение и безудержная кавалерийская похвальба, а есаул Десаев помчался к генералу Лашкареву, которому и доложил, что было приказано. Спешенные казаки Тутолмина дрались в одной цепи с пехотой, и только князя Джагаева, затаившись за обратным скатом высоты, стояли в конном строю. Это был последний резерв Скобелева, его единственная ударная сила и единственный шанс прикрыть артиллерию, если турки выдержат штыковой удар и перехватят инициативу. — Смотри сам, князь, когда ударить, — сказал он подъесаулу Джагаеву. — Не промахнись, мне некогда приказывать будет. — Ударю, ваше превосходительство. Не беспокойся, пожалуйста, мы умеем ждать. Он не проскакал и половины пути, когда из-за склона на бешеном аллюре в полном зловещем молчании вылетели осетины. Солнце играло на бесценных кавказских клинках, кони, хрипя, мчались наметом через изрытое, залитое кровью поле. Турки не успели развернуться, чтобы встретить атакующую конницу дружным частоколом штыков, и началась рубка пехоты со спины. Шашки сверкали в воздухе, опускаясь на головы, плечи, руки... Сабельный удар осетин был столь внезапен, столь стремителен и жесток, что турки побежали. Побежали не только те, на которых обрушился этот страшный удар, — побежали все. Бежали, бросая оружие, из последних сил стремясь под защиту виноградников. Осетины метеором промчались вдоль всего фронта, опрокинули его и, развернувшись, тут же исчезли за высотой. За обратным скатом хребта стояли казачьи кони; на них переложили раненых и грузы, и все ускорили шаг. — Как бы черкесы не нагнали, — сказал Паренсов. — Осетин поопасутся, — проворчал Кухаренко.

Русланбек: Отвага и героизм провлялись осетинами как на этой стороне, так и на другой стороне. Во время Русско-Турецкой войны 1877-78гг осетины часто даже на полях сражений сталкивались между собой. Часто знакомые, бывшие соседи или родственники во время затишья боевых действий, могли переговариваться между собой.. Волею судьбы они оказались по разные стороны.. http://sevos.alanianet.ru/2006/06-11/06-11-23/05-gost.htm Осетины http://www.apsny.ru/history/history.php?page=content/hist_stran/diaspora.htm Абхазцы

Ос-Багатар: Русланбек пишет: Отвага и героизм провлялись осетинами как на этой стороне, так и на другой стороне. Во время Русско-Турецкой войны 1877-78гг осетины часто даже на полях сражений сталкивались между собой. Часто знакомые, бывшие соседи или родственники во время затишья боевых действий, могли переговариваться между собой.. Волею судьбы они оказались по разные стороны.. И об этом читал недавно, что сам КУНДУХОВ командовавший частями турецкой армии против России (!) сталкивался с осетинами командуя какими-то "горскими частями", видимо потомки кавказских мухаджиров, наверное в основе осетины и чеченцы...

Бардзин: Мои 5 копеек. В народном танце прямо отражается не только характер народа, но даже изменения в этом характере. Симд - это хореографическое воплощение тардиционных: чести, достоинства, сдержанности осетин. Он также отражает взаимоотношения внутри осетинского общества, степень уважение к женщине и многое другое.

Бардзин: ПС. Мой комментарий касается начала этой темы.

Бардзин: Русланбек, читая эти материалы о подвигах наших предков на той Русско-Турецкой войне я тоже ловлю себя на мысли, что в этих сообщениях больше горечи, чем гордости. Ведь многие из тех турецких "черкесов" были осетинами переселенцами. Осетин рубил, стрелял в осетина на чужой войне, за чуждые меркантильные геополитические и финансово-экономические интересы. Что это? Результат безграничной воинской доблести или наша отвратительная историческая черта жертвования общенациональными интересами в угоду возвеличивания чужих?

леопольдина: Бардзин пишет: Результат безграничной воинской доблести или наша отвратительная историческая черта жертвования общенациональными интересами в угоду возвеличивания чужих? ответ на ваш вопрос лежит во второй части предложения

Бардзин: Лео-джан, я тожэ так думэю...



полная версия страницы