Форум » ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ОСЕТИИ » Ираеттае » Ответить

Ираеттае

Мария: Характер народа, психология формируется тысячелетиями. На него оказывают влияние религия, исторические события, окружающий мир, природа, люди. В свою очередь он отражается в песнях, танцах, языке, одежде, внешности, обычаях….. Интересны замечания и наблюдения людей различных эпох, национальностей, вероисповедания.

Ответов - 99, стр: 1 2 3 4 5 All

Мария: Язык. Вопрос о влиянии национального языка на мышление раньше поднимался в одной из тем. Поэтому наверное нет смысла сейчас повторяться. Единственно отмечу, что например известный психолингвист Горелов отмечал, что различные междометия и звукоподражания до сих пор в языках индоевропейской семьи являются базой, на которой развивается словообразование. В осетинском языке таких слов на самом деле очень много: къаеп-къаеп (болтовня), къаерцц (треск, стьук), къаес-къаес (скрип, скрежет), къуырт-къуыртт (стук), къуыс-къуыс каенын ( завывать, шуметь – о ветре) и т.д.

Мария: Знаменитый как исторически, так и хореографически танец симд, тоже является отражением внутреннего мира. Видела как танцуют этот танец грузины. И поняла одно. Какой бы ни была техника (а у грузин она неплохая, на мой взгляд), станцевать танец симд как танцуют осетины не сможет никто. Но и, например, кабардинский, осетины тоже не станцуют так, как танцуют кабардинцы. Добавлю: "Что я видел! гениальный танец! Танец Божеств! Только одним этим танцем я познакомился с народом-создателем "Симда" У них самая богатая хореографическая культура во всем мире". Серж Лифарь Песни – отдельная тема. Несмотря на многочисленные разговоры о том что мировые религии обезличивают, и даже уничтожают самобытность народа, я не могу с этим согласиться. Как-то мне пришлось прослушать религиозные (христианские) песнопения – грузинские, армянские, болгарские, сербские, русские, греческие. Человек, хотя бы немного знакомый с народным песенным жанром этих народов ни за что бы не ошибся в их идентификации. Я сделала такой «крен» в сторону религии не просто. Дело в том, что когда я услышала сербские песнопения – я просто замерла. Практически один в один – осетинские героические песни с мужским соло на фоне хора. Я приобрела эту кассету и потом дала прослушать одному из известных исполнителей героических песен Осетии. Он был просто в восхищении, отметив, что в плане техники есть чему поучиться и где «подтянуться».

Сослан: Мария принято считать и это наверняка так и есть что у представителей каждого народа существует некий набор личностных качеств и характеристик отличающий этот народ от соседей и это иногда называют национальным характером. у людей обычно существуют стереотипы о том какой он этот национальный характер у того или иного народа и исходя из этих стереотипов мы ожидаем что представитель этого народа должен вести себя в различных ситуациях именно так как мы себе это представляем согласно стереотипам и чаще всего так оно и происходит на самом деле (если наши стереотипы более-менее соответствуют действительности). это наблюдать всегда очень интересно. полностью согласен с тобой, что песни и танцы и вообще фольклор есть точное отражение этого национального характера. насчёт одежды не уверен. тут на первый план выходят всё-таки другие факторы. мне например трудно по национальной одежде определить какие особенности характера у того или иного народа, но вот по песням и особенно по танцам это сделать легче.


татьяна: Мария Сослан Я не буду вдаваться в науку и не смогу но хочу сказать то , что с удивлением замечаю за собой. Родилась не в Осетии, живу не в Осетии, мама не осетинка, знаете какую музыку слушали, но когда я вижу осетинский танец , или слышу песню осетинскую , у меня в душе всё переварачивается Никакая музыка , какая бы она не была, на меня так не действует. Когда я первый раз поймала себя на этом, я была очень удивлена. Что это? Зов предков Или генетически в нас заложено?

Сослан: продолжу. вот например комплекс национальной одежды у народов Северного Кавказа схожий, если не сказать что он один для всех народов, различия лишь в некоторых деталях и способах их ношения, но тем не менее национальные характеры или менталитет народов Северного Кавказа имеют между собой весьма ощутимые различия хотя и при множестве сходных черт. например тот-же северокавказский мужской комплекс одежды вошёл в моду среди части грузин, армян, азербайджанцев, терских, гребенских и кубанских казаков, а тут различия в менталитете ещё более разительные (хотя лично мне приходилось неоднократно встречать мнение о сходстве менталитета осетин и казаков например, но это другой вопрос, тоже кстати интересный, о схожести некоторых национальных характеров и их различиях). а вот ещё пример. практически все угро-финские народы поволжья и приуралья и часть тюркоязычных ( чуваши ) перешли на русский мужской костюм(женский в ряде случаев либо остался свой, либо имел ощутимые отличия от русского), но разница в национальных характерах ав этом случае тоже довольно ощутимая.

Сослан: татьяна честно говоря я не уверен что музыка как и другие национальные признаки генетически передаются, хотя всё возможно. а эти чувства ты скорее всего испытываешь от большой любви, хотя ещё раз повторю не уверен в этом, возможно это действительно сидит генетически. сам испытываю подобное, хотя вырос и всю жизнь живу в Москве, особенно если слушать настоящий фольклор. позднейшие обработки и тем-более эстрада лично на меня производит гораздо меньшее впечатление.

Мария: Сослан, мне кажется что национальный костюм является больше показателем и свидетелем культуры, истории, общения и взаимного влияния народов, нежели национального характера.

татьяна: Сослан пишет: слушать настоящий фольклор. позднейшие обработки и тем-более эстрада лично на меня производит гораздо меньшее впечатление. То же самое и у меня ???????????

Сослан: Мария так кратко? я расчитывал на спор изначально на национальный костюм влиял род занятий. у скотоводов-кочевников свой комплекс, у земледельцев свой. далее если народ часто принимал участие в войнах или его раздирали внутренние распри - это также отражалось на мужском прежде всего костюме, ну и конечно природные условия. также костюм определял социальный статус и т.д.

Мария: Сослан пишет: я расчитывал на спор Будет... все будет....

Мария: Хотелось бы сравнить и сопоставить различные характеристики осетин. Вначале поговорим о внешности. "Осетины большей частью роста среднего, но есть и выше, бодры, статны собою и весьма крепкого телосложения. Лицом белы, глаза имеют большей частью голубые, пламенеющие дикой и ужасающей быстротой. Волосы темно-русые, но нередко встречаются между ними и белокурые. Почти все аланы высоки ростом и красивы, с умеренно белокурыми волосами; они страшны сдержанно-грозным взглядом своих очей, очень подвижны вследствие легкости вооружения и во всем похожи на гуннов, только с более мягким и более культурным образом жизни...Аммиан Марцеллин Мне показались похожими эти характеристики, хотя не утверждаю о прямой преемственности. Девы высоких гор Иронистана смело могут спорить красотой с девами долин северного Кавказского предгория или со знаменитыми прелестью черкешенками. Я видел сих последних в цветущие лета моей юности и насмотрелся на первых в угрюмую годину охладевших страстей, но не берусь быть Парисом, ибо трудно определить преимущество в красоте, а скажу только, что в Осетии, как и в Кабарде, можно находить изящные образцы древней красоты с темно-русыми власами, которые мягкие как шелк Индии, в легких косах или густых локонах, небрежно падая на стройные плечи, ярко оттеняют собой лилейные лица, украшенные прямым продолговатым носом и маленьким ртом с розовыми губками. Красавицы осетинские, подобно кабардинским статны как тополи долин грузинских, свежи и румяны как горные розы в первые часы утра. Большие голубые глаза их сильно пылают ярким огнем страстей". «Тифлисские ведомости» 1830г. № 78. Автор анонимный.

Мария: "Осетины народ среднего роста, но статный, плечистый и стройный, цвета бронзового, черноволосый и черноокий. Светло, решительно и вместе с тем приветливо светятся эти черные очи. В особенности красивы мужчины; красивы и статны они на коне, в серой и черной черкеске, с оружием за поясом, в черной папахе с белым башлыком". "Северный Кавказ" № 23, 1883г. И.С.

Мария: "Я с любопытством стал рассматривать очутившийся около меня цветник осетинского прекрасного пола. Какие все милые, здоровые, румяные лица! От всех этих черноволосых, темноглазых, яркорумяных девушек так и пышет здоровьем и жизнью. Недаром они еще не носят ни французских корсетов (ситцевый или коленкоровый лиф осетинской девушки не идет ни в какое сравнение с французским корсетом), ни модных шляп, ни зонтиков. Головы покрыты еще белыми, желтыми или пестрыми платками, стан облегает синяя, голубая или желтая рубаха, поверх которой надет живописный бешмет яркого цвета". "Терские ведомости" № 49, 1892г. Н.С.

Мария: Этот отрывок из наблюдений И.М. Семенова я даже не знаю к чему отнести - к описанию внешности или одной из черт характера. "Если бы захотелось по платью или вообще по внешнему облику определить степень зажиточности и, так сказать, материальной обеспеченности народа, то вне всякого сомнения на долю осетин пришлось бы отсчитать наивысшую степень. Их одеяния в подавляющем большинстве носят следы некоего щегольства; их украшения кинжалов, поясов, газырей, седел, уздечек и т.д. свидетельствуют о некотором излишке, который можно урвать от хозяйства. И это относится в такой же мере и к их постройкам". "Терская жизнь" № 77, 1914г. И.М. Семенов

Мария: А все-таки видимо существовали свои стереотипы, каноны красоты На Кавказе. "Красавица у горцев Северного Кавказа должна быть непременно брюнетка, с большими черными глазами, с тонкой талией". И.К. "Кавказ" № 148, 1876г.

Илона: а еще?..

Ос-Багатар: Мария Можешь более точные ссылки на источники дать? Ну не только кто, но и где написал и полные ФИО вместо инициалов, если можешь.

Мария: Илона, что - еще? Ос-Багатар, это все отрывки из дореволюционных газет. Там так и указывалось как я пишу. Инициалы... Могу точно название и номер газеты указать.

Ос-Багатар: Мария пишет: Могу точно название и номер газеты указать. Оно и надо. Во всех подробностях. Буду благодарен.

Ос-Багатар: Мария пишет: что - еще?Продалжай со своими одами осетинской женщине...



полная версия страницы