Форум » ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ОСЕТИИ » АЛАНЫ В АБХАЗИИ » Ответить

АЛАНЫ В АБХАЗИИ

Bolat:

Ответов - 48, стр: 1 2 3 All

Bolat: Археологический комплекс «Городище Ильич» – это памятник археологии VII-ХIII вв. интересной, яркой и самобытной аланской культуры. Среди этих пейзажей можно увидеть немых свидетелей далеких событий – остатки каменных стен и фундаменты храмов и построек древнего городища. Оно расположено на нескольких холмах и балках водораздельного хребта рек Кувы, Урупа и Гамовской, к югу от х.Ильич в Отрадненском районе Краснодарского края. Памятник был открыт в 1962 году М.Н.Ложкиным, бывшим директором Отрадненского музея, и исследовался археологами Н.В.Анфимовым, В.Н.Каминским и И.В.Цокур. Результаты работ экспедиций дали значительный материал, позволивший сделать попытку разработать хронологию христианских могильников аланских племен. Это особенно важно для памятников Западной Алании, где после Х века под влиянием христианства происходило изменение погребального обряда, несущего в себе общехристианские традиции без выделения этнических признаков. Археологический комплекс Ильичевское городище расположен к югу от х.Ильич, на водораздельном хребте, между реками Урупом, Гамовкой и Кувой. Удобное расположение городища на возвышенных местах давало возможность умело использовать естественные изменения ландшафта для возведения фортификационных сооружений: крепостные стены, сторожевые башни и посты. На одном из возвышений было открыто основание каменной стелы, с хорошо обработанной поверхностью. Верхняя часть стелы была утрачена. Можно предположить, что это остатки от каменного креста, указывавшего на церковный комплекс, располагавшийся на цитадели памятника. В свое время здесь были открыты фундаменты пяти храмовых построек, три из которых были сооружены на более ранних сооружениях. Все ранние постройки имеют крупные размеры и возведены в строительных традициях, не характерных для местных племен. Облик ранних храмов традиционен для сиро-византийской и грузинской монументальной архитектуры. Грузинское влияние хорошо прослеживается на храмах Ильичевского городища. Об этом свидетельствует и торговая дорога, проходившая через Лабинскую долину в Абхазию, являвшаяся северным ответвлением Великого Шелкового пути, соединявшего далекий Китай и Византию. Интересна находка грузинской монеты царицы Тамары династии Багратидов периода соправления с Георгием (1184-1212гг.). В ХI-ХII вв. усиливается процесс христианизации населения Алании, в состав которой входил археологический комплекс Ильичевское городище. Начинается массовое строительство однонефных (однозальных) небольших храмов малых форм, часть из которых открыта на территории археологического комплекса. Это небольшие церкви с однонефной полукруглой апсидой (место для алтаря) в восточной части. Зальное помещение имело прямоугольную форму в плане. Пол был выложен песчаниковыми плитками, сильно разрушенными при пожаре. Вход располагался в западной стене. С восточной стороны к залу примыкал полукруглый алтарь. Внутри алтарь отделялся от зала преградой с заплечиками. Подобные храмы малых размеров строились тогда же и на побережье Черного моря (район Сочи), в Абхазии и Западной Грузии. Кроме этого храмы малых форм в своей архитектуре обнаруживают прямые связи с византийским провинциальным зодчеством, в эпоху раннего средневековья охватившем своим влиянием значительную часть причерноморской «ойкумены», а также в Малой Азии, Крыму, Болгарии и даже в Венгрии, как писал один из исследователей раннего христианства на Кавказе В.А.Кузнецов в своей работе «Зодчество Алании». Другим примером грузинского влияния на храмовую архитектуру археологического комплекса является остатки фундамента трехнефной (трехзальной) базилики пока единственной на Северо-Западном Кавказе. Кроме храмов на городище были открыты жилые и хозяйственные постройки, о чем свидетельствуют находки большого количества керамики, железного шлака, костей животных. По склонам глубоких ущелий речек Гамовки и Балабанки в естественных нишах и навесах расположены скальные могильники памятника, представляющие собой интереснейший обряд средневековья.

Bolat: http://www.alanica.ru/hram/all.htm ….. Выбор места для Аланской епархии и резиденции ее митрополитов был, конечно, не случаен. Закрытая со всех сторон горными хребтами, на высоте 1150 м над уровнем моря, долина с ее рекой Большой Зеленчук живописна, обладает мягким климатом и занимала выгодное положение на одном из магистральных ответвлений «Великого шелкового пути» (114, с. 61-62). Через несложные перевалы Адзапш и Санчаро, по горным дорогам можно было кратчайшим путем попасть в Севастополис - Сухуми и далее морем - в Византию, в ее ближайший к Кавказу крупный центр Трапезунд, тесно связанный как с Кавказом, так и с Крымом. Этим путем «из алан в греки» через соседнюю христианскую Абхазию в X-XI вв. чаще всего и пользовались. В этом отношении очень важно, что район верхней Кубани до р. Большая Лаба был покрыт сетью хорошо разработанных древних горных дорог и троп (210). 210. Каминская И. В. Лабинские варианты торговых дорог Северо-Западного Кавказа. ВВ, т. 49, 1988. …..Генезис северного храма-кафедрала Аланской епархии нами был затронут выше и была проявлена солидарность с выводами и наблюдениями К. Н. Афанасьева: северный храм родственен ряду купольных трехапсидных храмов соседней Абхазии, причем сходство их обнаруживается не только в планировочно-объемном сходстве и создании близких архитектурных образов, но и в общности исходного модуля, что важно (204, с. 105-109). Эти выводы признаны «неоспоримыми», а Лыхненский храм и крепостной храм на Бзыби в Абхазии ближайшими типологическими аналогами (166, с. 43). Отправная точка архитектурных импульсов, достигших Абхазии и верховьев Большого Зеленчука - восточновизантийское христианское зодчество, в частности представленное в Трапезунде. Прототипом как названных выше абхазских храмов, так и северного храма Зеленчука мог быть монументальный (но неоднократно перестраивавшийся, речь идет об архетипе) храм св. Софии Трапезунда (166, с. 43-45). Восточновизантийское и, в частности, трапезундское влияние на архитектурные памятники Абхазии и черноморского побережья отмечены специалистами с V-VI вв., а А. Л. Якобсон прямо говорил о связи Пицундского храма и храмов Абхазии XI-XII вв. с архитектурой Трапезунда (112, с. 44). ….выводу Ю. Н. Воронова о группе абхазо-аланских церквей, характеризующих особый западно-кавказский путь развития византийского храмового зодчества (Пицунда, Лыхны, Зеленчук и др.). ….Существование письменности на городище подтверждено найденными на нем и неподалеку эпиграфическими памятниками Х-ХII вв., из которых самой известной стала так называемая «древнеосетинская Зеленчукская надпись», открытая в верховьях Большого Зеленчука Д. М. Струковым и опубликованная В. Ф. Миллером (206) и Л. Згустой (237). Написанная греческими буквами на алано-осетинском языке Зеленчукская надпись указывает на то, что в XI в. в ущелье Большого Зеленчука на основе греческого алфавита создавалась своя письменность, к сожалению, не получившая развития и оборвавшаяся в XII в. на фоне резко изменившейся этнополитической ситуации. Мы об этом скажем ниже. Нет особых сомнений и в том, что из Нижнего Архыза в Константинополь и обратно циркулировала переписка, часть которой опубликована. ….Судя по археологическим данным, таких приходов было много, почти на всех городищах верховьев Кубани открыты маленькие церквушки-капеллы (244, с. 172-180), в которых, естественно, происходили службы. Некоторые приходы были крупными и имели по нескольку церквей (например, Ильичевское городище на р. Уруп), и священники таких местных центров рукополагались аланскими митрополитами в кафедральном соборе.

Bolat: http://www.alanica.ru/hram/str_ep.htm в пределы Урупской епископии входила долина Большой Лабы, где в урочище Загедан известны пока неизученные руины двух одноапсидных приходских церквей сухой кладки (114, с. 53), а также район станицы Преградной, лежащей по Урупу выше Ильичевского городища в западной части благодатной северо-юрской депрессии между Большой Лабой и Кубанью. Церквей здесь пока не выявлено, но наблюдается скопление каменных изваяний воинов, в том числе и христианских - с крестами на плечах и шлемах http://kultura.kubangov.ru/www/kultura.nsf/91ec8d66fd21aa2fc32570bf004b76c4/253181dd647f29adc32571150026ba57!OpenDocument Археологический комплекс «Городище Куньша» расположено в селе Горное (Лабинский район). Памятник средневековья относится к Х-ХIII вв. и является крупнейшим городом этого времени на Северном Кавказе . Памятник был открыт в 1989 году В.Н.Каминским. В 80-е годы была исследована небольшая площадь древнего кладбища, которой грозило полное уничтожение. На территории городища располагалось несколько десятков усадеб, более сорока фундаментов церквей, остатки крепостных стен, мастерских по обработке железа и керамики. Удобное местоположение и хорошее геоморфологическое место способствовали развитию древнего города. Особое значение в жизнедеятельности городища сыграла древняя караванная дорога, называвшаяся «шелковой»,


Bolat: Городище Куньша Расположено вокруг поселка Горного по обеим берегам реки Гарнухи. Часть городища перекрыта дворами поселка. На правом берегу реки заметны фундаменты храмовых построек (церкви). На левом берегу у подножия небольшого хребта сохранились остатки двух языческих святилищ. Городище представляет собой поселенческий комплекс, состоящий из укрепленного городища, нескольких селищ, христианских храмов и языческих святилищ. Здесь же известно несколько грунтовых и курганных могильников. Городище открыто в 1989 году В. Н. Каминским. Несколько лет подряд И. В. Каминская в середине 90-х годов доследовала один из разрушающихся могильников и собирала подъемный материал. По своему характеру городище Куньша аналог Ильичевскому городищу в Отрадненском районе. Оно также является крупным административным, торговым и стратегическим центром средневекового Аланского государства и датируется IX–XIII веками. На всей территории Лабинского района можно видеть сотни курганов III — II вв. до н.э. Это древние захоронения коренных народов Северного Кавказа. В 70 км. От Лабинска, в районе с. Горное было найдено самое крупное на Северном Кавказе, древнее городище Куньша. Примечательно, что городище, по площади превосходило известные города среднего Востока, такие, как Иерусалим, Самарканд и Дамаск и его открытие стало сенсационным событием. http://budetinteresno.narod.ru:80/kraeved/19.htm Городище открыто в 1987 году А.В.Пьянковым. Оно относится к культуре государства Алании и датируется IX—XIII веками. У подножия холма в небольшой щели рядом с началом тропы вверх на городище из скалы бьет мощный родник с прекрасной ключевой водой.

Bolat: СВЯЗИ АЛАН И АДЫГОВ Труд Герасимовой (РАН)утверждает: Равнины и горы в процессе расо- и этнообразования осетин ,,Ираноязычность осетин и археологические свидетельства аланского влияния на культуру местных горских племен – с одной стороны, и антропологические особенности современных осетин, которые, напротив, сближают их с кавказоязычными соседями – с другой, определяют всю сложность решения проблемы расо- и этногенеза осетинского народа. В этнической истории осетин выделяется несколько периодов, различающихся демографической ситуацией, территорией формирования этноса, интенсивностью интеграционных процессов. Соотношения субстратных и суперстратных элементов в формировании физического облика осетин в различные периоды этнической истории народа показывают, что процесс этнообразования не ограничивался лишь культурными контактами, а имело место и биологическое смешение. Последовательное внедрение в горскую среду многочисленных внешних импульсов, в частности иранства, в результате контактов со степным миром кочевников, скифов, сарматов и алан, способствовало постепенной языковой ассимиляции на территории Северной Осетии и положило начало формированию алано-осской раннефеодальной народности. Оно происходило на равнинных территориях Предкавказья в результате синтеза ираноязычного населения и местного, скорее всего относящегося к адыгскому массиву(!!!) . ...Анализ полученных таксономических расстояний показал, что наименьшие расстояния и наибольшее количество близких связей обнаруживают в раннем средневековье серии, связанные с аланским и адыгским этносом(!!!) (Гамовское ущелье,Балпбанка, Ильичево городище, Мощевая Балка, Нижний Архыз, Адиюх, Казазово из Прикубанья......антропологические особенности дзивгинского населения являются отражением более ранних миграционных волн, когда горское население было еще слабо втянуто в интеграционный процесс формирования осетинского народа. Некоторые особенности этих серий можно объяснить контактами с адыгскими племенами, которые издавна имели место, судя по археологическим данным (Иерусалимская,1978,1983) и прослеживаются на антропологических материалах из Мощевой Балки (Герасимова,1986). Здесь, видимо, в процесс метисации алано-осского населения были втянуты и адыгские племена . Запертое в ущельях, потесненное в горы, равнинное аланское население для того, чтобы избежать катастрофических демографических последствий разгрома Алании было вынуждено вступать в брачные контакты с адыгскими племенами, тем более что для Западной Алании контакты с адыгами уже имели некоторую традицию Черепа из пещерного склепа обнаруживают сходство с черепами из более поздних склепов 16-17 вв.у с.Лац того же Куртатинского ущелья. Эти черепа в более выраженной форме обнаруживают тот вариант, что свойственен современным осетинам. Это происходило за счет усиления контактов с автохтонным горским населением, антропологические особенности которого нам известны по находкам из раннесредневековых могильников Херх и Эдиси....Сравнительные данные по современным осетинам, в переводе на черепные размеры, свидетельствуют, что на протяжении последних 200 лет произошло уменьшение продольного, значительное увеличение поперечного диаметров и ширины лица. Эти изменения происходили на фоне жесточайшего демографического кризиса, когда в результате «моровой язвы» население Осетии сократилось с 200 тысяч человек до 20 тысяч (История Северо-Осетинской АССР,1987).

Bolat: Пока всё.

Изгнаник: Bolat пишет: Судя по археологическим данным, таких приходов было много, почти на всех городищах верховьев Кубани открыты маленькие церквушки-капеллы (244, с. 172-180), в которых, естественно, происходили службы. Некоторые приходы были крупными и имели по нескольку церквей (например, Ильичевское городище на р. Уруп), и священники таких местных центров рукополагались аланскими митрополитами в кафедральном соборе. Bolat пишет: Выбор места для Аланской епархии и резиденции ее митрополитов был, конечно, не случаен. Закрытая со всех сторон горными хребтами, на высоте 1150 м над уровнем моря, долина с ее рекой Большой Зеленчук живописна, обладает мягким климатом и занимала выгодное положение на одном из магистральных ответвлений «Великого шелкового пути» (114, с. 61-62). Через несложные перевалы Адзапш и Санчаро, по горным дорогам можно было кратчайшим путем попасть в Севастополис - Сухуми и далее морем - в Византию, в ее ближайший к Кавказу крупный центр Трапезунд, тесно связанный как с Кавказом, так и с Крымом. Этим путем «из алан в греки» через соседнюю христианскую Абхазию в X-XI вв. чаще всего и пользовались. В этом отношении очень важно, что район верхней Кубани до р. Большая Лаба был покрыт сетью хорошо разработанных древних горных дорог и троп (210). 210. Каминская И. В. Лабинские варианты торговых дорог Северо-Западного Кавказа. ВВ, т. 49, 1988. Хорошая тема, боюсь тебя сейчас забанят,на данном сайте не признают аланского христианства !

Bolat: Изгнаник пишет: на данном сайте не признают аланского христианства ! Да перестань это всё наше,РОДНОЕ,наша История



полная версия страницы