Форум » ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ОСЕТИИ » АЛАНЫ В АБХАЗИИ » Ответить

АЛАНЫ В АБХАЗИИ

Bolat:

Ответов - 48, стр: 1 2 3 All

Bolat: АЛАНЫ В АБХАЗИИ. Тема эта весьма интересна,хотя сохранилось не так много источников.Но в общем информацию можно выстроить в хронологическом порядке и проследить весьма примечательные моменты в Истории..Итак. Скифо-сарматское присутствие в горах Кавказа зафиксировано с древности: 1) СТРАБОН(63г. до н.э.-23 г.н.э.) ...Диоскуриада является началом перешейка между Каспийским морем и Понтом и общим торговым центром для живущих выше и соседних народностей. Во всяком случае, в этот город собирается 70 народностей (согласно другим, которые вовсе не заботятся о действительности, даже 300). Все они говорят на разных языках, так как живут врозь и замкнуто в силу своей гордости и дикости. Большинство их - это сарматы, но все они кавказцы. Таковы мои сведения о Диоскуриаде…… На Иберийской равнине обитает население, более склонное к земледелию и миру, которое одевается на армянский и мидийский лад; горную страну, напротив, занимают простолюдины и воины, живущие по обычаям скифов и сарматов, соседями и родственниками которых они являются однако они занимаются и земледелием. В случае каких-нибудь тревожных обстоятельств они выставляют много десятков тысяч воинов из своей среды, так и из числа скифов и сарматов. Наиболее высокими частями настоящего Кавказа являются самые южные его части - у Албании, Иберии, страны колхов и гениохов. Там обитают племена, которые, как я указал выше, сходятся в Диоскуриаду... ----ОТРЫВОК ЭТОТ ВЕСЬМА ИЗВЕСТЕН,ОБРАТИТЕ ЕЩЁ ВНИМАНИЕ НА ТО,ГДЕ ЛОКАЛИЗОВАНЫ ГЕНИОХИ.

Bolat: 2) ГАЙ ПЛИНИЙ СЕКУНД (23 - 79 гг.н.э.) ……крепость Себастополь в 100.000 шагах от Фасиса, племя саников, город Киги, река и город Пений, наконец, племена гениохов, различающиеся многими названиями…. Остальные берега занимают дикие племена: меланхелены и кораксы с колхийским городом Диоскуриадой у реки Антемунта; теперь он находится в запустении, но некогда был до того славен, что, по словам Тимосфена, туда сходилось 300 племен, говоривших на разных языках. И после того наши (римляне) вели здесь свои дела при посредстве 130 толмачей. От Диоскуриады следующий город Гераклей…..Внутри этого пространства богатейший горд Питиунт разграблен гениохами. Сзади него в Кавказских горах живет сарматский народ эпагерриты; а за ним - савроматы ……до самого Понта живет множество гениохийских и потом ахейских племен. Таковым представляется один из наиболее славных уголков вселенной. ---ГЕНИОХИ—ПЛЕМЕНА МНОГИХ НАЗВАНИЙ ,И ИМЕННО ОНИ РАЗГРАБИЛИ ПИТИУНТ

Bolat: Аристотель (384-322 гг. до н.э.) Есть много народов, которые склонны убивать людей и съедать, как, например: ахеи, гениохи и др. ---Ритуальный каннибализм у ираноязычных тот же . http://budetinteresno.narod.ru/kraeved/sochi_drev_3_1.htm Древнее население окрестностей Сочи имело тесные связи и со скифо-сарматским миром, что прослеживается в формах мечей, наконечников копий, топоров. Интересны и сведения античных литературных источников, согласно которым гениохи и близкие им племена были тесно связаны со скифами. Так, Аппиан упоминает гениохов и ахейцев, живущих «в Скифии». У другого автора гениохи фигурируют как «племя приморской Скифии». Интересные сведения о структуре гениохийских племен сообщает Страбон: «Они находятся под властью так называемых скиптродержцев, которые в свою очередь подчинены тиранам и царям... у гениохов было четыре царя». Под этими «царями» подразумеваются племенные вожди, а под «скиптродержцами» — родовые старейшины, объединявшиеся в совет при племенном вожде. Известны два имени гениохийских вождей: в одном античном источнике упоминается Гирпак, унаследовавший «престол Гениоха», в другом «вождь гениохов и аланов» Анавсий.


Bolat: Свидетельства античных авторов позволяют определить общественный строй гениохийских племен как военно-демократический. Отдельные племена могли вести друг с другом войны и были вполне самостоятельны в смысле внешних сношений. Так, Псевдо-Аррйан сообщал, что ахейцы находились во вражде с керкетами, а Страбон утверждал, что зиги враждовали с гениохами. Военно-демократический характер социальной организации гениохов особенно ярко проявил себя в событиях конца II — первой половины I вв. до н. э., связанных с войной Митридата IV Евпатора с Римом. Степень зависимости различных гениохийских племен от Понтий-ского царства постоянно менялась. Так, после событий 83 г. до н. э. гениохи пользовались относительной самостоятельностью. В 79 г. до н. э., по сообщению Аппиана, Митридат вел активные военные действия против «ахейцев... и, потеряв две трети войска в сражениях от мороза и засад, возвратился назад». В 74 г. до н. э. гениохи уже выступают союзниками Митридата против Рима. Перезимовав в 66 г. до н. э. в Диоскуриаде (современный Сухуми), Митридат затем «прошел через землю гениохов, дружески принявших его, ахейцев же обратил в бегство и преследовал». У Страбона можно прочитать, однако, что в этот момент Митридат пользовался и поддержкой ахейцев, но отказался от «путешествия через страну зи-хов... вследствие ее суровости и трудности пути». Отряды гениохов участвовали в войнах Митридата с Помпеем, который после победы «совершил триумф над многими народами Понта», в том числе и над гениохами. Римский историк Патеркул сообщает, что Помпеи, победоносно пройдя «Мидию, Албанию и Иберию, затем повернул свое войско против тех народов, которые живут вправо от отдаленнейшего угла Понта,— колхов, гениохов и ахеев». О проникновении к гениохам Помпея «с удивительной удачей» сообщает С. Аврелий Виктор. Лукиан же вкладывает в уста Помпея следующие слова: «Север видал мои победы до ледяных вод Фасиса... меня узнали... воинственные гениохи». Согласно Амвросию, римской власти в этот период были подчинены «Азия, Понт, иниохи, скифы-кочевники...» Таким образом, гениохий-ские племена представляли собой довольно значительную силу, с которой Помпею пришлось считаться при попытке преследовать Митридата.

Bolat: Большое число изделий, характеризующих основной генетический стержень материальной культуры местных племен, указывает на ее тесную связь с более восточными районами Причерноморья. Об этой связи говорят фабулы, браслеты с утолщениями, шейные гривны, бронзовый витой головной обруч с ромбовидными пластинчатыми концами, украшенными гравировкой и др. Эти и другие факты указывают на тесное этно-культурное единство гениохийских племен, обитавших на территории г. Сочи, современной Абхазии и Центральной Колхиды. 3)---ПЕРВОЕ УПОМИНАНИЕ АЛАН В ЭТОМ РАЙОНЕ У Г.ФЛАКА ГАЙ ВАЛЕРИЙ ФЛАКК (1 в.н.э.) ,,..Анавсий, уже раньше ставший врагом за то, что Медея была обещана в жены албанскому тирану, выслал пылких аланов, за которыми вскоре последовал и сам, и свирепых гениохов,, Гениохи - племя, локализуемое на территории совр. Абхазии, в предгорьях Кавказского хребта. Согласно Валерию Флакку (см. ниже), в 1 в.н.э. во главе гениохов стоял аланский вождь Анавсий. ----ТО ЕСТЬ АЛАНЫ С САМОГО ПЕРВОГО СВОЕГО ПОЯВЛЕНИЯ НА КАВКАЗЕ ПРОНИКАЮТ ИМЕННО К ЭТОМУ РАЙОНУ .

Bolat: http://iratta.com/2007/12/03/k-voprosu-o-p...ii-alan-na.html Соседство алан с североколхидским племенем гениохов, которое, судя по тексту, подчинялось Анавсию /VI, 40-50/, а также с махлиями /махелонами/, свидетельствует, на наш взгляд, о том, что речь здесь идет о тои части алан, территория которых в I в.н.э. охватывала и районы Северо-Западного Кавказа, соседящие с территорией современной Абхазии. 4) Никифор Григорас о скифах и масагетах - предках апсуа ,,… Много было этих племен и разных. Те из них, которые находились в центре суши представляли собой осколки и остатки древних скифов, делились на номадов и земледельцев, а те, которые жили по соседству с Меотийским озером и распространились по берегам Понта, были джики и абазги, гуты и амаксовы, тавроскифы и ворисфенцы..,,. 5) Засведетельствованные Арианом(133г) имена правителей абазгов и санигов являются североиранскими--РЕСМАГ,СПАДАГ http://budetinteresno.narod.ru/kraeved/sochi_drev_3_2.htm Местная родоплеменная верхушка и рядовые дружинники широко пользовались различными изделиями античного происхождения (ковши, кувшины, кубки, щиты, украшения). В то же время отдельные изделия, например мечи, изготовлены по сарматским образцам.

Bolat: Социальная организация населения в позднеантич-ный период все еще носила военно-демократический характер. Вместе с тем отмечается обособление отдельных представителей родоплеменной верхушки, накоплявших богатства в виде драгоценных изделий, в то время как параллельно фиксируются погребения с достаточно скудным инвентарем, принадлежавшие рядовым дружинникам и членам их семей. Во II в. н. э., согласно данным уже упомянутого римского полководца и историка Флавия Арриана, рассматриваемую территорию занимали саниги, у которых «царем» был некий Спатаг. Причем если из этого источника следует, что саниги простирались на юго-восток вплоть до Себастополиса, то в V в. по сообщениям Псевдо-Арриана и византийского историка VI в. Прокопия Кесарийского, саниги занимают уже исключительно район современного Сочи. Упомянутый «царь» Спатаг, возможно был объединителем племен гениохов. Однако вскоре этот союз распался, выделив из своей среды в первую очередь абасгов, зигов и санигов, во II в. н. э. уже выступавших как самостоятельные племенные образования. 6) ,,Кавказское предание Константинопольского пресвитера Епифания,,-----,,И придоша в Химар град,тужде есть покой многостраннику Максиму,,Матвей остался,Симон же и Андрей УШЛИ В АЛАНИЮ В ГОРОД ФУСТА,затем в Авазгию и Севастополь. Пуста(Фуста) по ХБ.Бжагба------НАХОДИТСЯ В КОДОРСКОМ УЩЕЛЬЕ .FYS(pasy)---баран,овца.Фусум--,,хозяин принимающий гостя,,Симеон и Андрей ,,покинув Сванию СПУСТИЛИСЬ К АЛАНАМ,затем авазгам,и пришли в Севастополь,, ….«Апостол Андрей учил скифов, косогдиан и горсинов, в Севастополе Великом, где укрепление Апсара и гавань Исса и Фазис река; здесь обитают иверы, и сузы, и фусты, и аланы(!!)» (Епифаний Кипрский). ---- ,,МИНИ,,АЛАНСКАЯ ТЕРРИТОРИЯ НА ЮЖНЫХ СКЛОНАХ (АБХАЗСКИЕ ГОРЫ)

Bolat: 7)Марцеллин:,,племя сарматов прилегает к берегу ,по которому протекает река Корак(Кодор),излевающаяся в самый отдалённый угол моря,, 8) ММ.Трапш:,,Проникновение в Цебельду сарматских обычаев,но и наличие в составе местного населения сарматоаланской прослойки 4-5 вв,, Акад., д.и.н. В.Б. Виноградов (г. Армавир), Т.С.Вихренко (г. Лабинск) К ВОЕННОЙ ИСТОРИИ АЛАН НА ЗАПАДНОМ КАВКАЗЕ Еще в VI в. Прокопий Кессарийский, описывая население бассейна р. Боас (совр. Квирила) – основного притока р. Фазиса (Риона) отметил: "Здесь обитает много разных народов, в том числе аланы и абазги, которые являются христианами и давнишними друзьями римлян". Прокопий:,,Река Воас имеет исток близ гор Цанских.Сперва она течёт направо довольно далеко,тут она мелка и удобопроходима до того места,где на правой руке границы Ивирии,а насупротив,оканчивается гора Кавказа.Здесь обитают разные народы,МЕЖДУ НИМИ АЛАНЫ И АБАЗГИ,издревле христианам и римлянам дружественные,а также зихи,а за ними гуны-савиры АГАФИЙ (VI в.) ,, Итак, когда он пришел к ним, они были заняты обсуждением вопроса о его намерении передать одно из их укреплений, расположенных у самих границ лазов, которое они называют Бухлоон, аланам, чтобы послы более отдаленных народов, собираясь там, получали субсидии и чтобы больше не было необходимости привозящему деньги ncha`r| предгорья Кавказских гор и самому идти к ним.,, …. Когда Сотерих пришел в страну ми- симиян, они были подданными царя колхов, так же как ап- силийцы.[58] Но язык у них разный, так же как и нравы. Жи- вут же они севернее народа апсилиев и несколько восточ- нее. Итак, когда он пришел к ним, они были заняты обсуж- дением вопроса о его намерении передать одно из их укреп- лений, расположенных у самых границ лазов, которое они называют Бухлоон, аланам, чтобы послы более отдаленных народов, собираясь там, получали субсидии и чтобы больше не было необходимости привозящему деньги огибать пред- горья Кавказских гор и самому идти к ним.

Bolat: 9) 7век:-Письма Анастасия Апокрисария:,,Максим Исповедник прибыл в страну христолюбивых лазов,его после поместили в крепость Схимар поблизости в стране Аланской (в грузинском переводе-,,стране осетинской,,).Анастасий оставшийся в живых в крепости мисимиан Буколус был перемещён в крепости Схимар(Тусуме) и Фуста.......Перевод греческого текста (С.П.Шестаков):,,В крепости Тусуме,расположенной выше хутора Мохоес,на границе Апсилии,на востоке от Понта,у самой подошвы Кавказских гор,близ страны христолюбивых авазгов,У ПЛЕМЕНИ АЛАН,около 5 миль от поместия Зихахория,те резиденции истинно христолюбивого патриция и ПРАВИТЕЛЯ ТОЙ САМОЙ ОБЛАСТИ АЛАНИИ ,, http://www.krotov.info/acts/07/2/isp_life.html Схиомарис расположен близ народа Алан а Аланам все таки передали крепость Бухлон/Буколус, , о котором сообщал Агафий и передаче которой Аланам так противились Мисимиане. …. "Когда достигли они страны христолюбивых лазов, тотчас разделили их друг от друга (самого великого Максима и сего, пишущего это, и тезку его, а сделали это) по приказанию тамошнего начальника, расхитив и все имущество у них, так что совершенно ничего не осталось из того, что на необходимые нужды приобрели они от христолюбцев. И того божественного мужа, разумею святого Максима, не могшего сесть ни на осла, ни на носилки, так как лежал в расслаблении, сплетши из прутьев как бы корзину и положив его в нее, несли во время пути и оставили в крепости, называемой Схиомарис, расположенной близ народа, называемого аланами. А господина авву Анастасия и того, кто пишет сие, посадив на коней, отправили и заключили — одного в крепости, называемой Скоторис, близ Авасгии, а другого в крепости по имени Буколус, в пределах названных аланов. АнчабадзеЗВ,помещает аланский Бухлоон(Букулус) на реке Сакен.,,Бахлаууан,,--стоянка лошадей(осет)

Bolat: Виноградов А.Ю. (ИВИ РАН) Очерк истории аланского христианства в Х-XII вв. Христианство у алан до Х в. Легендарное свидетельство о первой встрече Алании с христианством – посещении этой страны св. Андреем Первозванным, восходит к житию апостола, составленному Епифанием Монахом вскоре после 815 г. Через Аланию апостол проходит во время своего третьего миссионерского путешествия, охватившего весь Западный Кавказ: "Спустились в Иверию и к Фасису, а через несколько дней – в Сусанию [т.е. Сванию]. Мужчины у этого народа управлялись тогда женщинами, а поскольку женскую природу легко убедить, то они быстро послушались. Затем пришли в крепость Химар, где сегодня место упокоения многострадального Максима. В этих странах остался Матфий с учениками, творя множество чудес. А Симон и Андрей отправились в Аланию и в город Фусту. И сотворив множество чудес и многих наставив, отправились в Авасгию. Придя в Севастополь Великий, они учили слову Божьему, и многие приняли его. А Андрей, оставив там Симона с учениками, сам поднялся в Зикхию. Жестоки эти люди, варвары и поныне наполовину неверующие: они даже хотели убить Андрея [и убили бы], если бы не увидели его нестяжание, кротость и подвижничество. Наконец, оставив их, он отправился к верхним сугдаям. Эти люди, послушные и кроткие, с радостью приняли слово" . Как мы видим, Алания и Фуста стоят на пути апостола из Сванетии и Химара в Авасгию. Епифаний Монах, собиравший сведения об Андрее Первозванном по берегам Черного моря, зачастую выстраивал маршрут апостола по образцу своего собственного путешествия . Из трех предложенных в науке локализаций Химара : Хумаринское городище в долине Кубани (совр. Карачаево-Черкесия), крепость Таквери в среднем течении Риони и Цхенис-Цкали (Западная Грузия) и крепость "Сгимар" в долине Сакена (Южная Абхазия), свидетельство Епифания Монаха со всей очевидностью подтверждает именно последнюю(!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!). В самом же Химаре Епифаний, большой почитатель различных святынь, был лично, что подтверждают слова "крепость Химар, где сегодня место упокоения многострадального Максима": вряд ли мы имеем здесь дело с заимствованием, ибо никаких других свидетельств о местонахождении мощей прп. Максима Исповедника от VIII-IX в. не сохранилось. Следовательно, Епифаний не просто представлял себе таким путь из Химара в Авасгию, а, весьма вероятно, сам прошел им через Аланию и Фусту. Интересно, что позднее в силу этого предания в Алании существовал культ апостола: Зайбт опубликовал печать Росмика, известного аланского эксусиократора конца XII в., с изображением Андрея Первозванного на аверсе, который был, по мнению Малахова , небесным покровителем князя. Такое включение Алании в маршрут Первозванного апостола может быть неслучайным и свидетельствовать о каких-то следах христианства здесь в 815-820 гг., когда Епифаний путешествовал по Кавказу.

Bolat: http://www.anyha.info/ru/Histor/kd7.htm О крепости Фустас, располагавшаяся в пределах Апсилии и Мисимянии, мы уже говорили, когда рассматривали сочинение Епифания Иерусалимского (см. главу 3). Как мы помним, Ш.Д.Инал-ипа локализовывал эту крепость в междуречье рек Амткел и Джампал, в местности Апуста «название которой так близко по своему оформлению к термину “Пуста” Анастасия» [Инал-ипа,1976,с.256,примеч.18]. Наконец, крепость Фусумес, находившаяся, по Феодосию Гангрскому, выше Мохоес, на границе страны Апсилии, рядом со страной «христолюбивых абазгов». Прот. К.Кекелидзе считал, что крепость Фусумес нужно искать в местности Искурия около р. Кодори, недалеко от Сухума, «под которою многие разумеют древнюю Диоскурию» [Кекелидзе,1912,с.33]. А.Бриллиантов по поводу местонахождения Фусумес писал: «С каким бы нынешним пунктом не отождествляли крепость Qouso U mhj близ местечка M O coij , где жил в конце ссылки и умер Анастасий Апокрисиарий, и куда приходил Феодосий, она была во всяком случае недалеко от Восточного берега Черного Моря, на границах Апсилии и Абхазии (т.е. Абазгии – иером.Д. )» [Бриллиантов, 1918,с.36-37]. Интересно, что Бриллиантов допускал возможность отождествления MOcoij с современной Моквой, а крепость Qouso U mhj с крепостью близ с. Джгерда (см.[Бриллиантов,1918,с.37,при¬меч.1]). В «Памятной записке» Феодосий Гангрский сообщает, что «сам святой отец наш и мученик Анастасий», скончался в третьем часу воскресного дня 11 октября 666 г., во время совершения литургии (см.[Преп.Максим,1916,с.183-184,212-213]). Из той же «Памятной записки» Феодосия, который лично побывал в местах заточения св. Анастасия, мы узнаем и о месте кончины последнего. Это произошло в крепости Фусумес (Thusumes), «расположенной выше Мохоес, на границы страны Апсилийской, к востоку Понтийского моря, у самой подошвы Кавказских гор, рядом со страною христолюбивых абазгов и племенем алан, около пяти миль от поместья Зихахория, т.е. первого дома Григория, истинного христолюбивого патриция и магистра той же страны аланов (?)…» (см.[Преп.Максим,1916,с.212-213]). Крепость Букулус, находившаяся в области мисимян, названные исследователи соотносили с крепостью Bo U clooj упомянутой у Агафия, где мисимянами был убит посланник Юстиниана I Сотерих (см. [Ке¬келидзе,1912,с.28; Бриллиантов,1918,с.33,примеч.3]). Последнюю, т.е. крепость Бухлоон, проф. Бриллиантов локализовывал на среднем течении р. Ингур, на месте современного села Пахулани [Брил¬лиан¬тов,1918,с.34; см.также:Воронов,1998,с.99,115].

Bolat: http://www.anyha.info/ru/Histor/kd3.1.htm Теперь в отношении Алании и Сванетии. У монаха Епифания, как мы уже видели, апостолы Андрей, Симон Кананит и Матфий проповедовали в Сусании, где остался ап. Матфий с учениками, а Андрей и Симон Кананит пошли в Аланию, в город Фуста, откуда они затем направились в Абазгию. Этот маршрут апостолов повторен « Pr ? xeij » анонимного автора, у Симеона Метафраста и в грузинской редакции «Жития ап. Андрея». В последнем сочинении вместо Сусании выступает Сванетия, вместо Алании – Осетия, вместо города Фуста – Фостофори или Постопори. Эти же изменения этнонимов и топонимов встречаются и у Еквтиме Атонели, правда, здесь вместо Сванетии – «земля сосанигов». Мы полагаем, что под Сусанией и Аланией названные источники разумеют территорию Апсилии. В первом случае, т.е. когда речь идет о проповеди апостолов в Сусании, в которой остается Матфий, имеется в виду прибрежная часть Апсилии, во втором случае, - когда речь идет об Алании, о горной полосе территории апсилов, т.е. район современной Цебельды. Сопоставление сообщений каталогов Псевдо-Дорофея и Софро¬ния, позднейших церковных сказаний, апокрифа « Mart U rion Mat ¬ qa … ou » и Еквтиме Атонели неизбежно приводит нас к выводу, что местом проповеди ап. Матфия была территория апсилов. Апсилы, повторимся, немного ранее прихода апостолов входили в племенное объединение «соанов-санигов». Отсюда позднейшая замена сперва «крайней Эфиопии» на Sousan…an, затем Sousan…an на «Сванетию» (см.выше). Что касается «Алании», то подтверждением того, что в действительности имелась в виду горная часть Апсилии, служит упоминание города Фуста. В письме ученика преп. Максима Исповедника апокрисиария Анастасия к Феодосию Гангрскому есть упоминание об этом городе-крепости ( in castro Phustas ). Автор данного письма, заточенный, по его словам в крепости Phustus , сообщает, что последняя находилась в пределах Апсилии и Мисимянии ( ad partes Apsiliae et Misimian ?) (см.[ Anastasii presbyteri , col .174]). Ш.Д.Инал-ипа названную крепость локализует в междуречье рр. Амткел и Джампал, в местности Апушта, «название которой так близко по своему оформлению к термину “Пуста” Анастасия» [Инал-ипа,1976,с.256; см.также:Анчабадзе,1959,с.64-65; Воронов,1998,с.114-115]. В этих районах горной Абхазии апсилы и мисимяне действительно граничили с аланами. К тому же некоторые исследователи утверждают, что аланские поселения имелись и на южной стороне Кавказского хребта в горной части Юго-Восточной Абхазии (см.[Га¬гло¬ев,2000,с.52]). По мнению С.Гаглоева именно о них и идет речь в вышеназванных церковных сказаниях об апостольской проповеди. ---ТО ЕСТЬ ИМЕЕМ НЕКУЮ ПОДТВЕРЖДАЮЩУЮ ИНФОРМАЦИЮ ,ЧТО ВО ВРЕМЕНА АПОСТОЛА АНДРЕЯ (АЛАНЫ И ГЕНИОХИ)АЛАНСКИЙ ЭТНОС УЖЕ БЫЛ В АБХАЗИИ.

Bolat: 10) АРМЯНСКАЯ ГЕОГРАФИЯ31 (VII в.) Описание азиатской Сарматии ...Между болгарами и морем Понта живут народы гарши, куты и сваны до Питинунта на морском берегу Страны абазгов, где живут апшилы и абазги до приморского своего города Себастополя и далее до реки Дракон, вытекающей из Алании и отделяющей Абазгию от страны Егер……Колхида, т.е. Егер, находится к востоку от Понтийского моря, близ Сарматии и сопредельна с Иверией и Вел. Арменией. Егер разделяется на 4 провинции: Манрали, Егревика, Лазив 11) ВФ.Миллер:,,на картах вблиз впадении в реку Кодор её притока Сакена,нанесено село АЛАНДА . ИТОГО:СХИМАР(ТУСУМЕ),ФУСТА,АЛАНДА--всё южный склон мессимианского направления 12) ФЕОФАН ВИЗАНТИЕЦ (752-819) ,,Аланы же, приняв спафария со всеми почестями и послушавшись его речей, напали на Абасгию и полонили ее. Тогда властитель абасгов заявляет аланам: “Думаю, что у Юстиниана нет другого такого лжеца, как этот человек, которого он мог бы послать, чтобы поднять вас на нас, ваших соседей. Он ведь обманул вас и насчет денег, которые обещал. Ведь Юстиниан прислал за ними и забрал их. Так выдайте нам его, а мы дадим вам три тысячи номисм, и да не иссякнет наша старинная друг к другу любовь.Аланы, желая изучить страну абасгов, уговорились взять шесть тысяч номисм и выдать спафария.Между тем аланы со своим предводителем Итаксием, напав на абасгов с тыла, убивают их и прячут спафария. Собрав затем войско, он (Итаксий) двинулся против Абасгии и, напав неожиданно на клисуры, захватил еще больше пленных и еще сильнее опустошил их страну.,,

Bolat: …. в 571 г. армяне вновь восстали против персов, то им помогали «колхи, абасги и Сарой, царь аланов». Юстиниан не хотел вредить ему явно, но в нем осталось тайное подозрение 386 к Леону, которого и послал он в Аланию с деньгами, чтобы возбудить аланов 387 против Авазгии 388, Лазики и Иверии. [В то время в Абасгии, Лазике и Иверии господствовали сарацины 389.] Прибывши в Лазику, он спрятал свои деньги в Фазисе 390 и с немногими туземцами 391 пошел в Дафилию 392 и перешедши Кавказские горы, пришел в Аланию. Юстиниан, чтобы погубить его, пославши, унес деньги из Фазиса. Аланы приняли оруженосца с великою честью и, поверивши словам его, {286} вторглись в Авазгию и многих пленили. Владетель 393 авазгов 394 дал знать аланам, что Юстиниан не нашел другого такого обманщика как этого человека, которого бы мог послать, чтобы возбудить нас против вас, наших соседей. Он обманул вас и обещанием денег: ибо Юстиниан, приславши, взял их. Но выдайте его нам, а мы дадим вам за него три тысячи монет, и старинная дружба между нами да не разрушится. Но аланы отвечали: мы не из денег послушались его, но из любви нашей к царю. Авазги еще послали к ним: выдайте нам его и мы дадим вам шесть тысяч монет. Аланы, желая узнать страну авазгов, согласились взять шесть тысяч монет и выдать оруженосца, но наперед все ему открыли и сказали: ты видишь, что дорога в Римскую землю 395 заперта и тебе негде пройти. Итак мы употребим хитрость 396 и согласимся выдать тебя и отпустить вместе с нашими людьми; мы осмотрим ущелья их 397, сделаем набеги, истребим их с лица земли и сделаем все для наших выгод 398. Ответчики аланские ушли в Авазгию, согласились выдать им оруженосца и получили от них многие подарки. Авазги послали еще большее число ответчиков с великим количеством золота, чтобы взять оруженосца, которому тогда аланы сказали: эти люди, как мы уже говорили тебе, пришли взять тебя, и ты пойдешь в Авазгию; мы имеем с ними сообщение, и наши купцы всегда ходят туда. Впрочем, чтобы намерение наше не подверглось какому-либо нареканию, мы предадим тебя только повидимому; но когда они двинутся в путь, мы подошлем тайно сзади, их убьем, тебя скроем, пока войско наше внезапно соберется в земли их; что и случилось. Ответчики авазгов, взявши оруженосца с людьми его, связали и ушли. Аланы с владетелем своим [Итаксием] 399 настигли их сзади, побили авазгов, оруженосца скрыли и вторглись внезапно 400 в ущелья их 401, взяли великий плен и произвели великое опустошение в Авазгии. Юстиниан, услышав, что и без денег поручения его исполнены, послал письма к авазгам, если вы сохраните этого человека нашего оруженосца и без вреда доставите его к нам, то мы прощаем вам все ваши проступки 402.

Bolat: 13)8век http://www.armenianhouse.org/bagrationi/history-ru/8.html Вахушти Багратиони ИСТОРИЯ ЦАРСТВА ГРУЗИНСКОГО 1-й царь Леван, царствовал 20 лет А когда сей Леон сел царем и захватил весь Эгриси, не называл больше Эгриси, а [называл] Абхазети и разделил сего Эгриси, а уже Абхазети на восемь эриставств: 1-го посадил абхазским [эриставом] и дал ему Абхазети [и] Джикети вплоть до моря и Хазарской реки. 2-го посадил в Цхоми и дал [земли] за Эгриси, Анакопию вместе с аланами . 3-го посадил в Бедия и дал [земли] к востоку от Эгриси до [реки] Цхенисцкали. 4-го, так как к сему Леону примкнули [жители] к югу от реки Чорохи, доставшиеся Одзрахосу и отложились они от Одзрахоса эристава, нарек [эту землю] Гурией и посадил там эристава своего. 5-го посадил [эриставом] Рача-Лечхуми. 6-го посадил [эриставом] Сванети. 7-го посадил [эриставом] того же Шорапани, [земель] к востоку от Риони и Ханисцкали до Лихи [и нарек эриставом] всего Аргвети. 8-го посадил в Кутатиси [эриставом] Ваке, Окриба и [земель] к западу от Ханисцкали до Гурии и к западу от Риони до Цхенисцкали. ,,Посредине Алании протекает сванская река.Люди идолопоклонники,но были христианами...,, за Эгриси ,АНАКОПИЮ ВМЕСТЕ С АЛАНАМИ,, Вахушти---,,страна, лежащая МЕЖДУ Сванетией,Мингрелией и Абхазией,называется Аланией…Западнее Бичвинты,течёт река Каппети,большая и быстротечная;она вытекает с Рачинских гор,с Кавказа,протекает через Сванети,АЛАНИЮ и ниже неё между двуммя ответвлениями Кавказа,и здесь,с севера впадает в море.,, Западнее этой Бичвинты течет река Каппети, большая и быстротечная, она вытекает с Рачинских гор, с Кавказа, протекает через Сванети, Аланию и ниже нее между двумя ответвлениями Кавказа, и здесь с севера, впадает в [Черное] море... 41. Каппети - р.Бзыбь (от груз.Бзеби, т.е. "самшит");

Bolat: 14) КОНСТАНТИН БАГРЯНОРОДНЫЙ (908-959) Об управлении империей Выше Зихии лежит страна, именуемая Папагия, выше страны Папагии - страна по названию Касахия, выше Касахии находятся Кавказские горы, а выше этих гор - страна Алания… http://www.babon.sitecity.ru/ltext_0903104...39.p_1808075659Ее протяженность 300 миль. Выше Зихии лежит страна, именуемая Папагия, выше страны Папагии- страна по названию Касахия, выше Касахии находятся Кавказские горы[58], а выше этих гор - страна Алания. Вдоль побережья Зихии [в море] имеются островки, один крупный островок и три [малых], ближе их к берегу есть и другие, используемые зихами под пастбища и застроенные ими, - это Турганирх, Царваганин и другой островок[59]. В бухте Спатала находится еще один островок, а в Птелеях - другой[60], на котором во время набегов аланов зихи находят убежище. Побережье от пределов Зихии, то есть от реки Никопсиса, составляет страну Авасгию - вплоть до крепости Сотириуполя. Она простирается на 300 миль ….О крепости Херсон и крепости Боспор. Эксусиократор Алании не живет в мире с хазарами, более предпочтительной считая дружбу василевса ромеев, и когда хазары не желают хранить дружбу и мир в отношении василевса, он (эксусиократор Алании) может сильно вредить им, подстерегая на путях и нападая на идущих без охраны при переходах к Саркелу, к климатам и к Херсону. Если этот эксусиократор постарается препятствовать хазарам, то длительным и глубоким миром пользуются и Херсон и климаты, так как хазары, страшась нападения аланов, находят небезопасным поход с войском на Херсон и климаты и, не имея сил для войны одновременно против тех и других, будут принуждены хранить мир. АЛАНЫ И НА СК

Bolat: 15) Виноградов А.Ю. (ИВИ РАН) Очерк истории аланского христианства в Х-XII вв. Новое византийско-аланское сближение и "рехристианизация" страны было, по всей вероятности, не только следствием разрыва династических уз и желания алан освободиться от хазарского контроля, но и результатом общего ослабления Хазарии, которая терпит вскоре, в 965 г., первое чувствительное поражение от русского князя Святослава. ….Вообще, XI в. – время стабильности для Аланской Церкви. Об этом свидетельствует, прежде всего, продолжающаяся традиция богослужения в старых храмах Х в. В Сентинском храме примерно за полтора столетия после освящения (с 965 г. до кон. XI-нач. XII в.) живописная декорация обновлялась трижды (!), причем каждый раз в сторону увеличения Аналогичную картину мы видим и на плите из алтарной преграды грузинского храма Зедазени, которая датируется 1 пол. XI в. Кахетинский царь Квирике III (1010-1029) пожимает, в знак союза, руку царю овсов (т.е. аланскому правителю): оба они носят императорские лоратные одежды. Таким образом, возможно, что статусные претензии аланских правителей (роспись Сентинского храма относится ко кон. XI в.) возникли под влиянием их грузинских соседей. Кто же изображен рядом с Квирике III? Из «Хроники Картли» мы знаем, что он убил в бою царя овсов Урдура, за что сам в 1029 г. был убит из кровной мести рабом-овсом . Вряд ли на зедазенском рельефе изображен наследник Урдура: он был кровником Квирике. Скорее, это сам Урдур , еще до разрыва своего союза с кахетинским царем. Если с Картли и Кахетии отношения у алан были зачастую враждебными, то традиционный союз с Абхазией (см. выше) сохранялся и в XI в. Об этом свидетельствует, прежде всего, упоминаемый той же «Хроникой Картли» второй брак абхазского и общегрузинского царя Георгия I (1014-1027) с дочерью царя овсов . Иоанн Скилица в описании царствования Романа III (§ 16) сообщает ее имя – Альда. После смерти Георгия и восшествия на престол его сына от первого брака, Баграта IV (1027-1072), проиграв ему борьбу за возведение на трон своего сына Димитрия, Альда передала где-то в 1028-1034 гг. империи крепость Анакопию, что привело к образованию здесь византийской фемы, существовавшей во 2 пол. XI в. Не исключено, что на поведение Альды повлияла не только тяжелая для нее политическая ситуация, но и традиционный союз ее родины с Византией. Большой трещины в абхазо-аланских отношениях эта история не породила.

Bolat: Тот же Баграт IV после смерти своей первой супруги женился на овсской царевне Борене. Затем в союзе с «великим царем овсов» Дорголелем, братом Борены, взявшим с собой сорокатысячное войско, Баграт отправил экспедицию в мусульманскую Ганджу под предводительством своего сына и наследника Георгия II (1072-1087). После удачного окончания похода Дорголель пожелал навестить свою сестру в Кутаиси и встретился, вместе со своими знатными спутниками, с Багратом в Кезуни, где они провели вместе 12 дней, после чего аланский правитель отправился домой . Это событие имело место ок. 1065 г. Малахов соотнес с Дорголелем печать с надписью «Гавриил, эксусиократор Алании» 2 пол. XI в. Наличие второго, христианского имени, которое мы встречаем, по всей видимости, и в случае с Росмиком (см. ниже), заставляет предположить, что такая традиция двуименности была характерна для Алании так же, как и для Руси (т.е. эксусиократор Давид имел, по всей видимости, первое, аланское имя). Дочь Баграта IV и Борены, Марфа, поднялась на высшую ступень почета: она стала женой византийского императора Михаила VII Дуки (1071-1078). В греческой литературе (Анна Комнина, Иоанн Скилица, Иоанн Зонара ) она стала известной под именем Марии Аланской – отметим, что при византийском дворе подчеркивают именно аланскую составляющую в ее родословной. Еще одна аланка, Ирина, стала женой севастократора Исаака Комнина .

Bolat: Судя по тому, что она называется двоюродной сестрой (ἐξαδελφή) Марии Аланской и дочерью аланского правителя, Ирина была дочерью брата Марии, Дорголеля. Дочь Исаака и Ирины была просватана за Григория, сына трапезундского дуки Феодора Гавры. Однако второй брак Феодора с некоей аланкой (снова отметим тесную связь Алании и Трапезунда), мать которой оказалась сестрой матери Марии, расстроил эту помолвку. Мы видим, как тесно аланы, вернее, аланки вплетаются в генеалогии самых знатных семей империи. Наконец, на политической арене Византии появляется и лично аланский эксусиократор. Росмик, чьим христианским именем было Андрей , со своими воинами занимал правый фланг византийского войска стратига Алексея Кантакузина в битве с норманном Гвидо, братом Боэмунда, у реки Харзан в 1107-1108 гг. Росмик – последний из аланских правителей, кто известен нам с титулом эксусиократора (по его печати и по Анне Комниной). Скорее всего, именно с ним связана ктиторская фреска Сентинского храма кон. XI-нач. XII в. Не исключено, что император расплатился с Росмиком за помощь не только деньгами, но и мастерами. Итак, мы видим, что Алания в XI в. была вовлечена в международную политику намного плотнее, чем в предыдущем столетии. Из просто военного союзника для Абхазии и Византии она превратилась в полноправного международного партнера, вплоть до заключения династических браков.

Bolat: В правление патриарха Николая III Грамматика (1084-1111) к Аланской митрополии было присоединено архиепископство Сотериуполь в Лазике . Упоминание под 1105 г. Иоанна Монастериота, "митрополита и архиепископа Алании-Ставруполя (ошибочно вм. Сотериуполя)", сужает время этого события до 1084-1105 гг. Однако вряд ли следует, подобно Малахову, считать следствием этого объединения перенесение аланской кафедры в Сотериуполь из Нижнего Архыза из-за того, что "с кон. XI-нач. XII в. в Алании протекает быстрый процесс дезурбанизации " (пояснение одного из источников пастушеском характере алан, как признает сам Малахов, позднее ). Получается, что в правление эксусиократора Росмика, лично участвовавшего в византийской войне с норманнами и, возможно, претендовавшего на императорские инсигнии (см. выше, #), Алания, по сути, лишается своего иерарха. Лишь Notitia 20 (XIV в.) говорит о другом месте пребывания аланского митрополита, да и то не в Сотериуполе, а в Севастии . На самом деле, скорее уж, наоборот, к мощной Аланской митрополии была присоединена периферийная Сотериупольская архиепископия. Кроме того, Даррузес верно подметил, что для Николая III вообще была характерна тяга к слиянию кафедр (например, Парос и Наксос, Сугдея и Фула). Возможно, это присоединение, причем именно Сотериуполя к Алании, а не наоборот («Алании отдан Сотериуполь»), было обусловлено традиционной связью аланских иерархов с этим регионом, через который они путешествовали в Константинополь (вспомним, историю с Николаем и Керасунтом) – митрополиты получают как бы постоянную кафедру-метохий в трапезундском регионе.



полная версия страницы