Форум » ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ОСЕТИИ » История Осетии » Ответить

История Осетии

Q-Духов: Болат, не знаешь, куда Русланбек пропал? Помнишь наши диспуты, где он доказывал, что осетины не знают, кто такой Сослан-Давид, ибо никакого упоминания о нем у осетин не осталось. Так вот, очень любопытно, что на территории Южной Осетии в Ленингорском р-не, т.е. в Чысангоме было такое село "СОСЛАНЕТИ". Там жили фамилии Битаровы, Хинчаговы, Калхидовы, Кулаутовы. Очевидно, что название связано с именем Сослан. Причем, с грузинского оно означает "страна Сослана". Очень необычное название, т.к. формант "ети" обычно употребляется в связи с крупными территориальными образованиями. Осети, Абхазети и т.д. Сейчас этого села уже нет, оно находилась рядом с селом Мудзых, и упоминалось еще в материалах камерального описания территории 1830-1831 г.г.

Ответов - 133, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

Железный дровосек: Русланбек пишет: Да, есть. Фамилия небольшая. А как обосновать переход Сидан и Седантæ в Сидамон? И какая связь может быть между Сидан и Седантæ?

Русланбек: Я уже свою точку зрения представил чуть выше про переходы и связь. Дигорские Седантае тоже из Уаллаг Ира пришли.. Что любопытно, этот персидский отряд пришел в дигорское ущелье именно к Седановым. Никакое иное поселение здесь они не тронули, а исключительно несколько недель держали в осаде крепость Седановых, добиваясь их. Никто не знает почему такой сценарий действий персов развивался..

Железный дровосек: Русланбек, а что с этимологией Царазона у Абаева?


Русланбек: http://www.nyhas.ru/?1-1-0-00000109-000-0-0 - смотри здесь

Ос-Багатар: OsBagatg, приведу тебе иной вариант. В Кабарде осетин называют "уасэтын", слово сие двукоренное: "уасэ" (окончание "Э" делает звук более отрывистым и только) -означает плата, цена; "тын" - давать, дающий. Предки современных осетин платили дань кабардинским князьям и уоркам плату за проживание на их (кабардинских) землях. Это не чьи-то выдумки, а его величество исторический факт. Ничего личного, земляк, у меня много друзей в Осетии и нашим отношениям это все никак не мешает:) Как вам это?

леопольдина: Ос-Багатар чем бы дитя... вот и все народы Кавказа, тешят себя надеждами, что осетины им платили дань. а еще лучше, вообще осетины появились на Кавказе в 17 веке, по современным грузинским источникам в начале 20 века.

Georgi Tskhinvalsky: леопольдина пишет: по современным грузинским источникам в начале 20 века. по самым новейшим - осетины проникли на юг после прорытия тоннеля кстати, относительно положения осетин (и их зависимости\независимости) в 19 веке, на юге, Гаедиаты Секъа - по сути очевидец, в рассказах своих упоминает..невесело было,прямо скажем.

Русланбек: Секъа описывает в своих произведениях зависимое положение ряда осетинских поселений. Есть там конечно невеселые моменты.. Но это не стоит рассматривать как "притеснение осетин со стороны грузинских феодалов". То есть, этническая составляющая здесь в общем-то не существенна. Тут имеет место быть классовое различие, как и везде в мире. Эти же самые грузинские феодалы точно также(если не хуже) обращались с этнически грузинским населением. Не важно какой национальности или происхождения владетель,князь,алдар,мтавар и тд. Главное - что он представитель владельного класса. Допустим, если бы на месте Мачабели были какие-нибудь Хетагури или Габарашвили, то было бы то же самое. Кстати, сами мачабели имеют абхазское происхождение и в свое время пробились в мтаварство в Картли.. Да и Эристави тоже были "по крови" - осетинами! Потому о некоем национальном гнете нельзя говорить. Подобную подоплеку подчеркивать - неправильная и неполная картина. Грузия была страна, государство с традиционным тогда феодально-монархическим строем и как и любое государство имела свои законы и порядки. Также как и Россия, Франция, Персия, Византия и др. В той же Византии было несколько императоров-армян, но они никогда и никем не определяются как "армянские" - они византийские правители. И эксплуатировали совершенно одинаково как греческое население страны, так и армянское и любое иное. Также неправильно трактуют некоторые ученые "зависимость части осетин от кабардинцев". У кабардинских князей Таусултановых, например, в зависимости куда большей находились сами этнические кабардинцы. Это классовое деление и этничность здесь совершенно роли не играет.

Georgi Tskhinvalsky: Русланбек пишет: Это классовое деление и этничность здесь совершенно роли не играет. феодалы однако же существовали не сами по себе. и Мачабели и Эристави были включены в феодальную систему восточной Грузии и этнически в какой-то момент стали грузинами. по-другому и быть не могло. оттого что кабардинские князья гноили и свои нижние сословия и соседей, не перестают быть кабардинскими. если бы в их среду попал осетин, в следующем поколении такая княжеская семья стала бы этнически кабардинской. ни грузины ни адыги не были имперскими нациями с многонациональным правящим классом. оттого и правомерно по-моему противопоставление по этнической линии. на юге осетин-феодалов не было. те кто поднимались над соплеменниками, становились часть грузинского феодального сословия и огрузинивались. потому противостояние и велось по линии- осетин-общинников и грузин-феодалов. у последних в свите и в собственных мини-армиях осетины были относительной редкостью. и такое противостояние даже будучи изначально классовым непременно приобретало бы и этническую окраску. я не верю что люди 200 лет назад были гораздо более толерантными в вопросах межнациональных отношений.не могу себе представить чтобы после очередной попытки князей наказать какое-нить осетинское общество за неповиновение, собрались бы мужчины на ныхасе и пустились в пространные рассуждение о классовой, неэтнической природе их борьбы другое дело что советская историческая наука все процессы сводила в межклассвую плоскость и заставляла верить в наличие некого интернационального союза беднейших слоев повсюду. кстати показательно что тезис о "недавней пришлости осетин" включили не грузинские историки в последние 50 лет,а именно князья уже около 200 лет назад когда им надо было обосновывать перед русской администрацией свои притязания на горские общества(мол осетины пришли лет 20 назад и поселились на владениях князей таких-то). и это видимо в чем то было очень похоже на сегодняшние дела.

Bestau: Georgi Tskhinvalsky

bete: Русланбек пишет: Секъа описывает в своих произведениях зависимое положение ряда осетинских поселений Секъа кстати, описывал жизнь осетин гуджаретского района. (И родился он тоже в селе Ганиси Гудского ущелья). Их быт во многом отличался от быта осетин нынешней Южной Осетии. Нужно помнить и то, что под термином южные осетины Миллер имел в виду осетин, проживавших в окрестностях г. Гори. Именно сюда он отправился изучать быт южных осетин. Что касается осетин-туальцев и осетин кударского ущелья, они в основном были независимы, и противостояли любим попыткам закрепощения. В 18 веке часть осетинских родов мигрирует на юг, постепенно осваивая земли и строя свои селения вокруг Цхинвала. К северо-западу от Цхинвала находится возвышенность, которую до сих пор называют "гуыржиаг къуылдым". Как рассказывали старики, здесь находилось поле, которое принадлежало Мачабели, но крестяне- Бетеевы, которые построили поселение неподалеку, прогнали грузин, питавшихся обработать это поле, и к началу 19 в. грузины уже не смели показать здесь свой нос. Интересно еще и то, что некоторые из селян, находящиеся на царской службе, имели вес и почитание не меньше, чем князья. Один из Бетеевых, работавший в губернской канцелярии на дипломатической службе, мог как и князья послать волосок из своих усов, чтобы получит в Тифлисе нужную сумму, об этом не раз рассказывали старики, и разумеется таким же весом могли обладать представители других фамилий. Князья Мачабели конечно питались распространить свою власть на осетин при помощи царских властей, но того же добивался Махамад Томаев. Разве мог вассал грузинов конкурировать со своим синьором? В конце концов, царская администрация, убедившись в том, что туальцы и кударцы не подчинятся закрепощению, перевела их в разряд казенных крестьян. Georgi Tskhinvalsky пишет: и Мачабели и Эристави были включены в феодальную систему восточной Грузии и этнически в какой-то момент стали грузинами. по-другому и быть не могло. Не совсем так. Царя Аршака на престол "Грузии" поставил император Юстиниан, после того, как Персия утеряла свои позиции в Закавказие. Так Персидская династия Мирванидов, сменилась на армянскую династию Аршакидов. Эриставов (Романа, Бибилу и Цитлосана) по византийским источником тоже назначил Юстиниан. На каком языке говорили эти цари и эристави, мы можем только предполагать. Но большие сомнения вызывает тот факт, что на надгробии дочери царя Хсефарныга надпись на двух языках, на греческом и персидском. Почему нет надписи на грузинском, если письменность у грузин существовала еще с 1 в.???

Georgi Tskhinvalsky: bete пишет: Почему нет надписи на грузинском, если письменность у грузин существовала еще с 1 в.??? я все-таки не понял,какое это имеет отношение к национальному самосознанию Мачабели и Эристави в 18-19веках?

bete: Georgi Tskhinvalsky пишет: я все-таки не понял,какое это имеет отношение к национальному самосознанию Мачабели и Эристави в 18-19веках? Если речь идет только о 18 и 19веке, то возможно и никакого. Начиная с 10 в. Грузинские царства начинают обретать государственные атрибуты. и с этого периода эристави начинают служить уже непосредственно грузинским царям, что приводит к их огрузиневанию. Я имел в виду более ранный период, когда здесь власть постоянно переходила от персидской династии к армянской, в зависимости от того, кто завоевывал эти земли, Византийя или Персия.



полная версия страницы