Форум » ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ОСЕТИИ » Праздники у осетин » Ответить

Праздники у осетин

Русланбек: \\\\

Ответов - 11

Русланбек: Из книги Г. Агнаева "Осетинские обычаи". НОВЫЙ ГОД - НОГ АЗ. 1 января люди планеты отмечают первый день Нового года. Этот праздник так же любим осетинами, как и другими народами. Готовиться к нему начинают задолго до самого праздника. На стол ставят различные напитки, всевозможные яства, фрукты, обязательно три пирога, физонаг. Семьи, в которых есть дети, устраивают елку, украшая ее новогодними игрушками. Новый год - семейный праздник, но многие приглашают соседей, родственников, друзей - встречать праздник в кругу близких гораздо веселее. Старший, ведущий стол, возносит молитву Богу и просит, чтобы все беды и невзгоды остались в старом году, а все, что было в нем хорошего, перешло в Новый год. В 12 часов, когда наступает Новый год, старший вновь возносит молитву, просит, чтобы Новый год принес всем новые блага, поручает семью и сидящих Богу и всем Его святым. Застолье длится до утра, один тост следует за другим, люди желают друг другу счастья и здоровья. Из каждого дома слышатся музыка, веселые шутки и смех. ДОНЫСКЪАЕФАЕН Cправляли через 6 дней после Нового года. Рано утром молодая невестка или кто-либо из молодых женщин брали заготовленные с Нового года басылта* и отправлялись за водой. Чем раньше они это делали, тем лучше. Существовало поверье, что семью, которая в Доныскафан раньше наберет воды, ждет Божья благодать. Женщины, пришедшие за водой, бросали в воду басылта и молились: «Да будут угодны эти басылта русалкам и да помогут они нашим семьям, чтобы мы ни в чем не знали недостатка». Шедшие за водой женщины должны были молчать. Принесенной водой обрызгивали пол, стены, углы, умывались ею, заготавливали ее впрок. Этой водой возносили молитвы Богу. Считалось, что она очищает души, и поэтому каждая семья считала долгом раньше пойти за водой и принести ее в достаточном количестве, чтобы хватило надолго. Басылта* — новогодние сдобные булочки в виде фигурок животных или людей. БЫНАТЫ ХИЦАУЫ АХСАВ, БУНДОРИ АХСАВА (праздник покровителя жилища) Cправляется в первую неделю Нового года в ночь со вторника на среду. По осетинскому поверью, у каждого жилища, у каждой семьи есть свой покровитель, и чтобы семья жила в счастье и достатке, нужно заручиться его покровительством. За каждым праздничным или свадебным столом осетины возносят ему молитву. В старину наши предки приносили ему в жертву козленка или барана, сейчас режут курицу или петуха. Птицу или жертвенное животное разделывали так, чтобы части оставались целыми. Мясо ставилось на стол вместе с пирогами и выпивкой, и глава дома возносил молитву: «О Бынаты Хицау, да будет нам твоя благодать! Не дай нам ошибиться и огради нас от несчастий. Домочадцы наши и живность наша да будут под твоим покровительством. Услышь наши искренние молитвы и да будет тебе угодно все, что мы приготовили. Да не станет это нашим последним даром, тебе...» Приготовленным на праздник Бынаты Хицау не полагалось угощать посторонних людей. НОГБОН Новый год по старому стилю - один из любимых осетинами праздников — приходится на 12-14 января. Ногбон связан с солнцестоянием, - не зря наши предки молились: «Да удлинится наша жизнь так же, как удлиняется день». На рассвете каждая семья разжигала перед домом костер. Каждому хотелось, чтобы его костер был больше, ярче горел, и поэтому село ярко освещалось, языки пламени тянулись к небу. Люди собирались вокруг костров, молодежь с песней «Сой-Сой» обходила костры. Глядя, как догорает огонь, высказывали пожелание, чтобы несчастья и козни врагов сгорели вместе с ним. К новогоднему столу начинали готовиться заранее. Считалось, что чем обильнее стол, тем богаче будет наступающий год. Почетное место на столе занимал Артхурон — большой пирог, олицетворяющий солнце. Этого пирога должны были отведать все домочадцы, угощать им посторонних не полагалось. За новогодним столом глава семьи произносил молитву, поручая каждого члена семьи Богу и созданным Им дзуарам, просил, чтобы они были счастливы на протяжении всего года. На Новый год пекли пироги в честь Сафа*, Сарызада**, Бынаты Хицауа, покровителя закромов и скота. Наиболее удачливый из семьи обходил хлева. Новый год - веселый праздник. Ряженая молодежь с песней «Пусть ваш мужчина оленя убьет, жена сына родит, а рука вашего басыла мне достанется» обходила дома, устраивая веселые представления. Сидели долго. Утром первый гость, переступивший порог дома, рассыпал по полу горсть зерен кукурузы, пшеницы, охапку соломы с пожеланием этому очагу стольких же удач, сколько зерен на полу. На Новый год женщины пекли басылта и одаривали ими гостей. Обладатели цыкурайы фардыг - бусины желаний -доставали свое сокровище и просили у него благополучия и защиты. * Сафа — в осетинской мифологии божество домашнего очага, создатель и покровитель надочажной цепи, считающейся самым священным предметом осетинского жилища. **Сарызад — священный столб, ангел-хранитель домашнего очага и семейного благополучия. РЕКОМ Один из самых любимых и почитаемых осетинами праздников. Длится целую неделю. Раньше в святилище Реком шли паломники со всей Осетии, особенно почитали его жители Алагирского ущелья. Праздник и в прежние времена и в наши дни начинается с закалывания жертвенного животного. На праздник Реком , как и на другие большие всенародные праздники (Хетаджы Уастырджи, Уацилла, Джеоргуба и тд.) не принято забивать птицу, ставить на стол рыбу, свинину и приготовленные из них продукты. Свинина не должна присутствовать на столе при вознесении молитвы Богу - Стыр Хуцау. В прежние века поклониться Рекому шли столько паломников, что в святилище негде было яблоку упасть. Молодежь состязалась в танцах, в пении, в скачках, в стрельбе из лука, в рукопашной борьбе. Поклониться Рекому шли не только осетины, но и грузины. Рассказывают, грузины шли поклониться Рекому. С ними была семья — муж, жена, маленький ребенок, — которая вела на закланье барана. Случайно на веревке, на которой вели барана, оказалась свиная щетина. Семья об этом, конечно же, не знала. Когда они добрались до перевала и до Рекома осталось совсем немного, семья превратилась в камни. Реком - суровый дзуар - не простил им их оплошности. В окрестностях святилища многие фамилии имели временные жилища, в которых поселялись на время праздника. В больших чугунных котлах варили пиво, люди приносили жертвы: кто барана, кто быка. Каждое село накрывало отдельные столы, и люди приглашали друг друга, посылая почетные бокалы. Взявшись за руки, с пением совершали вокруг святилища ритуальное шествие. Женщины не имели права приближаться к святилищу, но посылали туда свои кувинагта, и жрецы произносили над ними ритуальные молитвы. Каждое село имело своего жреца — дзуары лага, который наблюдал за ходом праздника и собирал мысайнаги. В белых одеждах, без обуви, с обнаженными головами, с маленькими белыми флажками в руках, дзуарлаги(жрецы) обходили ряды паломников. В прежние времена в качестве мысайнага могли дать лук, стрелы, пуговицу, бусинку, серебряные или медные монеты. По мнению ученых, святилище Реком было построено в 1382 году. Легенда гласит, что некогда Уастырджи решил возвести для осетинского народа святилище из вечного, негниющего дерева. А такие деревья росли в лесу за Рекомом. Уастырджи приказал своим волам перебраться через ледники и привезти деревья. Деревья сами падали, повозки наполнялись, а волы по указанной дороге везли священный груз. На месте будущего святилища повозки сами разгружались, а волы возвращались к Уастырджи. Так, — гласит легенда, — без помощи человека возникло святилище Реком... Реком и по сей день широко отмечается в Осетии. Делают кусарт, приглашают родственников и соседей, возносят молитвы и препоручают себя заботам Уастырджи Рекома. Праздник обычно отмечается в июне. мысайнаг — предметы или деньги, оставленные в святилище как приношение божеству. Мысайнаг оставляют во всех случаях посещения святилища. УАЦИЛЛА Занимает одно из основных мест в пантеоне осетинских божеств и является покровителем хлебных злаков и всего того, что произрастает на земле для пользы человека. Его называют также Богом-Громовержцем. Уацилла поклонялись еще наши предки - аланы, когда поселились у подножья Кавказских гор и начали заниматься земледелием. Он является очень могущественным божеством: чтобы трава на пастбищах и сенокосах была сочной и жирной, молятся Уацилла, во время засух и длительной непогоды поклоняются ему же. Очень редко за праздничным или свадебным столом старший не вспоминает имя Уацилла, не произносит тоста в его честь. Как самое почитаемое божество, Уацилла имеет много посвященных ему святилищ, главным из которых является святилище в Даргавсе, на горе Тбау - святилище Тбау Уацилла. Праздник Уацилла отмечается в каждом ущелье, в июне, через две недели после Кардагхассана и продолжается несколько дней. Многие семьи на Уацилла делают кусарт. В старину это делала каждая семья, даже самые неимущие приносили в жертву ягненка, ибо в этот праздник не принято было демонстрировать свою бедность. На праздник Уацилла, как и на другие большие всенародные праздники (Хетаджы Уастырджи, Реком, Джеоргуба и др.) не принято забивать птицу, ставить на стол рыбу, свинину и приготовленные из них продукты. Свинина не должна присутствовать на столе при вознесении молитвы Богу - Стыр Хуцау. В знак особого почтения женщины пекли пироги молча, ниже глаз обвязав лица полотенцами, чтобы даже дыханием не осквернить их. Перед закланием жертвенному животному давали лизнуть соль и с тремя пирогами и чашей пива произносили над ним ритуальную молитву, дабы Уацилла принял жертву. Отрезав голову животного, ее несколько минут держали над огнем, чтобы опалить шерсть и тем самым известить Уацилла, что ему принесена жертва, а затем прикладывали к шее. Каждая семья несла кувинаг в святилище Уацилла, но входить туда никому нельзя было. Уацилла являлся могущественным, суровым божеством и мог ослепить человека, если он без крайней необходимости входил в его святилище. Этим правом обладал только жрец. На празднике Уацилла в святилище оставляли чашу с пивом. Если за год пива не становилось меньше, то год предстоял урожайный, счастливый. Если же пива стало меньше — жди неурожая. Бывало и так, что жрец ночью оставался в святилище. Предание гласит, что в эту ночь Уацилла являлся в святилище и выливал пиво. Если пиво выливалось в сторону Осетии, то год будет урожайным, люди не будут знать тревог и печалей. Люди и по сей день отмечают праздник Уацилла. Некоторые встречают его в кругу семьи, другие устраивают общесельский кувд с закланием быка, теленка или барана. К этому дню специально варят пиво и готовят араку.

ПАТРИОТ: Объявление о праздновании «Джеоргуыба» 12.11 2007 // 22:58 Осетины, как известно, очень чтят своих дзуаров, но особо почетное место в пантеоне осетинских святых, да и в сердцах Людей, занимает Уастырджи- покровитель мужчин, путников, защитник бедных и обездоленных, наставник молодежи. «Джеоргуыба» стал поистине национальным праздником. Каждая семья готовиться к нему заранее. В каждом доме приносят жертву в честь праздника, приглашают соседей, родственников, друзей. И мы Совет Московской Осетинской общины приглашаем вас, уважаемые соотечественники, принять участие в праздновании «Джеоргуыба» 25 ноября 2007 г. В 15 час. Билеты можно приобрести в культурном центре Московской осетинской общины. Справки по телефонам: РЕСТОРАН СОЧИ 8-499-973-17-23 8-499-973-30-31

Venera: Статья Н. Берзенова «Новый год у осетин Владикавказского округа» Праздник Нового года известен у осетин под именем Ног бон, что в переводе слово в слово значит «новый день». Задолго до него уже начинаются у них приготовления к празднику. Хозяйка каждого дома, оставив все обыкновенно свои занятия, с семейством гонит араку – водку из проса или ячменя, приготовляет бузу, варит пиво и, что особенно замечательно, печет из пшеничной муки фигуры наподобие: барана, коровы, лошади, курицы и тому подобных животных и птиц идля прикрасы втыкает в тесто по несколько зерен фасоли и кукурузы; эти фигуры называются Басила – Василий. Замечу мимоходом, что этот случай может служить яснейшим доказательством, что Осетия некогда исповедовала христианство; ныне же осетины держатся магометанской религии, секты сунни. Историки и предания относят время просвещения осетин верою христовой к царствованию Тамары, грузинской царицы, но не один этот обычай подтверждает их свидетельство, а также и памятники древности: в ущельях Осетии – Алагирском и Дигорском поныне существуют бесчисленное множество развалин церквей, отчасти уцелевших от разрушения, и многие обычаи, которые очевидно обличают процветавшее у них христианство….. Между тем как хозяйки занимаются подобным праздничным приготовление, хозяева прекращают домашние работы и , храня глубочайшее молчание, принимаются за чистку винтовок и шашек –в полном убеждении, что если какая-либо нечистота минувшего года останется на их оружии, то оно уже не годится ни к какому употреблению и с ним нельзя отправиться на охоту без опасности для жизни. Наконец настает канун Нового года и вдруг начинается стрельба из ружей и пистолетов, заряженных пулями, поднимается в каждом ауле такая общая суматоха, такой крик и шум, что незнакомый с причиной оного сочтет это за тревогу на неприятеля; вся ночь под Новый год проходит в подобной стрельбе без умолку. Обычай стрелять в это время существует и у грузин, но основан совсем на другом предрассудке. Осетины стреляют вверх в воздух, прицеливаясь в луну, с убеждением, что в эту ночь раз в году луна находится в крайней опасности от какого-то дракона арвы калм, небесный змей, угрожающего ей совершенною гибелью. Сознавая бедствия, которые могут постигнуть свет, если дракон уничтожит луну, осетины принимаются защищать ее общими силами и при каждом выстреле мужчин, женщины и ребятишки восклицают : «Табу, хуцау!» (помилуй, избави боже). Верь, не верь такой нелепости, но осетины твердо убеждены,, что луна с их помощью избавляется, дракон ранен, чуть не умертвлен и хоть и не убит, но все равно в эту ночь они отстояли луну от власти чудовища, а в остальные в году дракон не может ратовать против царицы ночных светил. К рассету Нового года все мальчишки и парни, собравшись в одну толпу, вооружаясь палками и дубинами, надев свои рубища и лохмотья наизнанку, обходят аул, начиная с первого ряда улиц, входят на двор каждого дома, приветствуют хозяев следующей песнею, исполненной таких благожеланий, какие у осетин считаются за главнейшие и первейшие: Хадзаронта, хадзаронта! Во лак саг амара, Во ус тарин ниара, Во басил кух ман фава! Вот буквальный перевод ее: "Домашние, домашние! желаем, чтобы хозяин ваш убивал оленя, чтобы хозяйка рожала сына, рука вашего Василия да будет нашею!» В последнем стихе намекается на фигуру из муки, называемою басила, которую они просят, об этой фигуре сказано выше – она составляет главную принадлежность праздника. В этой песне соединены почти все желания, об исполнении которых осетины постоянно молят бога и почти ни о чем другом. Охоту они считают за самое священное и молодеческое занятие, в котором, главным образом, действует счастье; тот, кто проворен и удачен на охоте, почитается у них самым счастливым и уважаемым человеком, убить оленя, по их мнению, удается только наперсникам и любимцам фортуны. Окажите осетину какое угодно благодеяние, он в знак благодарности непременно пожелает вам, между прочим, убить оленя, саг амар, т.е. быть всегда счастливым на охоте, никогда не возвращаться с поля с пустыми руками. Точно так, как и у мужчин предметом желаний бывает отвага и расторопность на охоте, у женщин главную роль играет – рождение сына. Это – основание их надежд и радостей. Презренна и несчастна та женщина у которой нет, по крайней мере, одного сына между дочерьми. «Лаппу дын райгурат» - « Да родится у тебя сын» - приветствуют женщины при встрече с благородною и знаменитою особою и вообще с кем бы то ни было. Однажды я спросил: для чего они всем и каждому желают рождения сына, а не дочери? Мне отвечали, что женщина проклята богом, и что она никакой пользы не приносит, как ни к чему негодная. Мужчина, напротив, есть краса природы: он сильное и свободное существо, все может произветь, все приобресть, все сделать. Итак, я сказал, что ребятишки приветствуют каждый дом песнею, пропев ее несколько раз с визгом и криком и получают от хозяев дома гостинцы, именно: несколько фигур басила, сыру, бутылку араки и т.п. Причем они приговаривают: "Да исполнится над этим домом сердечное желание наше, да приведется оно в действие милостью бога и милостью паццаха - государя над вами". Обойдя с таким церемониалом весь аул, довольно запасшись хлебом и аракой, выходят в окрестность вне аула и там расположившись на удобном месте, начинают пировать; тогда-то начинается у них веселье и пиршество, пиршество в особенности для желудка осетинского! Новый год есть единственный день, в который осетин насыщается так, как душе угодно. Это потому, что осетины вообще терпят крайнюю скудность в хлебе. По их мнению, проклятая бедность тому виною, а мне кажется: не одна бедность, а особенно леность их к земледелию и неохота к трудам сопряжены с этим тяжким промыслом в местах гористых. Наевшись с изумительною жадностью досыта, напившись допьяна, славельщики расходятся по домам с разбитым лицом, кто с окровавленной головой и вывихнутой ногой, а иной с поврежденным носом, с опухшим глазом. Непременно каждому достается вследствие пьянства, особенно между этим народом, диким и мстительным. Начинают весельем, оканчивают плачем. Таков Новый год у осетин Газета «Кавказ», 1850, № 2.


балцаджы цалх: Ну, вот, БЕРЗЕНОВ - зачем же вы так пишете об осетинах, батенька - "Наевшись с изумительною жадностью досыта, напившись допьяна, славельщики расходятся по домам с разбитым лицом, кто с окровавленной головой и вывихнутой ногой, а иной с поврежденным носом, с опухшим глазом. Непременно каждому достается вследствие пьянства, особенно между этим народом, диким и мстительным. Начинают весельем, оканчивают плачем. Таков Новый год у осетин." Да ежели таковое и случалось в стародавние времена, то толко среди отдельной части осетинского общества, именуемых КВАИСИНЦАМИ, известных и поныне своим буйным нравом, которыйе и по трезвянке-то могут нещадно лупить друг друга. Однакож, БАТЕНЬКА, коли вам не перепало, то вы должны были бы радоваться этому обстоятельству.

Venera: балцаджы цалх , жжешь!

Фати: балцаджы цалх фыссы : Да ежели таковое и случалось в стародавние времена, то толко среди отдельной части осетинского общества, именуемых КВАИСИНЦАМИ, известных и поныне своим буйным нравом, которыйе и по трезвянке-то могут нещадно лупить друг друга. Цалх, куыд рагаей нае уыдтае Ирыстоны, куыд рагаей!

Бардзин: Venera пишет: Наевшись с изумительною жадностью досыта, напившись допьяна, славельщики расходятся по домам с разбитым лицом, кто с окровавленной головой и вывихнутой ногой, а иной с поврежденным носом, с опухшим глазом. Непременно каждому достается вследствие пьянства, особенно между этим народом, диким и мстительным. Начинают весельем, оканчивают плачем. Такого раньше не было и заезжий БЕРЗЕНОВ видимо спьяну перепутал хуынджылаг с реальностью. Такое, к сожалению, чаще случается в наши дни...

fydbylyz: А у Лермонтова тоже не было т.е. про то, что он писал?

Bestau: Venera пишет: Наевшись с изумительною жадностью досыта Фу, какой вредный тип. Venera пишет: женщины и ребятишки восклицают : «Табу, хуцау!» (помилуй, избави боже) И безграмотный. Кричали то "Слава тебе, Боже!"

балцаджы цалх: fydbylyz - Кæд мæхъæлон нæ дæ. Уыцы æмдзæвгæбийаджы ардæм цы æрбадавтай.

Assa: Берзенов был не в духе



полная версия страницы