Форум » ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ОСЕТИИ » НАРТЫ (версии, гипотезы..) » Ответить

НАРТЫ (версии, гипотезы..)

Русланбек: \\\

Ответов - 42, стр: 1 2 3 All

Русланбек: Ряд мыслей вслух, так сказать.. По поводу названия "нарты", откуда оно? Абаев излагал монгольское происхождение названия, что лишено оснований кроме обычного созвучия (монг. нар-солнце).. Иранское происхождение из нар/нал - самец, тоже сомнительно, так как самец-наел в осетинском имеется закономерно с переходом р>л.. Следует наверное обратить внимание на наличие в топонимике Осетии(горной) названий "нар": это река Нар-дон в Туалгоме, река Нари-дон и река Наргъи-дон в Дигории, древнее поселение Нар в Туалгоме(на реке Нардон), поселения в Дигории Верхняя Нара и Нижняя Нара. Очевидно эти названия имеют общий корень с названием "нартае/нарцы". В персидском языке есть еще "нар", что означает гранат или гранатовое дерево, в переносном смысле имеет значение "счастливый", отсюда личное имя Нариман(нари-ман, счастливый мужчина), Нарбек, Нарын-кала(счастливая,удачная крепость). В арабском языке "нар" означает огонь,пламя. Есть это же слово и в угро-финнских языках, где означает "реку": р.Нарва(нар-ва, река водная,полная; как моск-ва,лысь-ва..), р.Нара в Моск.обл., р.Нарым на Урале.. В хамитских языках тоже река - "нар". На ближнем востоке сохранился древний гидроним р.Нар-Бали, приток верх.Евфрата.. Теперь по некоторым любопытным совпадениям содержания нартского эпоса и древним северо-востоком Африки (Эфиопия,Египет). Из генеалогического предания старейшин Алагирского ущелья начала 19-го века известно, что якобы первопредок иров прибыл с братьями Лек и Картул из далекого юга, из страны с названием Мислуг.. Возможно русский исследователь написал название с некоторым искажением от оригинала, но даже эта форма передачи сопоставима с древним внешним названием Египта - Миср. Современное наименование у арабов Египта своей страны: Арабская Республика Египет ( Гумхурия Миср аль-Арабия). Из еврейского исторического источника: "..Есть страна, которая связана с еврейской историей с глубокой древности до самых наших дней. Эта страна - Египет, по-еврейски Мицраим . Нынешние египтяне, ставшие арабами, нашими ближайшими языковыми родственниками, употребляют родственное одного корня слово Мыср. (Когда они не были арабами, они говорили Кемта). Имена схожие, но есть в них большая разница, и разница эта в исторической памяти, а память заключена в окончании "-аим". В иврите это окончание двойственного числа, которое употребляется для предметов и явлений, существующих парой: руки, ноги, штаны; в идише двойственного числа нет, но в названии Египта оно четко сохраняется. И таким образом " Мицраим " следует дословно переводить как "Два Египта", в то время как по-арабски это просто "Египет". А теперь давайте вспомним всё ту же историю древнего мира. Как титуловали тогда фараона? "Повелитель ОБОИХ Египтов", то есть Египта Верхнего и Нижнего. Для самих древних египтян Египтов было два. Но тогда они ещё были египтянами..." Как видим, мисл-уг, миср и мицр-аим практически имеют один корень! Почему так произошло? Далее.. Древние египтяне сами свою страну называли "Кемта", что видно также из еврейского источника. Окончание мн.ч. -та(как в осетинском) уже не удивляет, так как довольно часто встречается в сохранившихся хамитских названиях.. Гораздо любопытнее само это наименование! Из нартских сказаний мы знаем, что соседями нартов является какой-то массовый народ под именем "чынтае"(ир) и "кинтае", реже "каентае"(диг). Нарты с ними часто воюют. В осетинском языке старое "к" в дигорском - всегда(или почти всегда) дает "ч": ка? кто? - чи?, кирае-чыр, кермен-чермен и тд. Не исключен и данный случай, когда дигорское "кинта" изменилось в иронском в "чынта". В осетинском также совершенно часто встречается переход звуков м=н в обоих направлениях, как в аенбал(д) - аембал(ир), адаен(д) - адаем(ир).. Если допустить аналогию между нартскими кинтае и самоназванием египтян "кемта", то возникает вопрос: откуда это? Как у нартов оказалось это название, да еще они их считали своими соседями! Учитывая еще факт наличия у нартов древнеегипетского названия Сирии "Бахтан", то это крайне озадачивает. Напомню, что Абаев выдвигал здесь версию китайского происхождения чынта/кинта.. Только как бы соседили нарты и китайцы? Хотя по его мнению, нартский эпос может быть монгольским, а монголы мол - есть соседи китайцев. Насколько эти утверждения обоснованны - не мне судить.. Скажу только, что монгольским народам совершенно не знакомы как эпос так и герои нартского эпоса. Даже калмыкам, которые уже живут поблизости от Кавказа много веков. Далее.. Что и как упоминается в нартских сказаниях о Египте(Мысыр). "Нарты кадджыты ис Мысыры баестаейы кой, наертон адаем ам цаеуынц стаеры, фаефос каенынмае. В Нартских сказаниях есть упоминания о стране Мысыр, нартские люди совершают сюда набеги, дабы пополнить свой скот." Такое возможно если только нарты находились поблизости от Мысыра/Египта. Если же допустить, что нарты - это скифо-сарматы обитавшие к северу от Кавказа и северном Причерноморье, то совершенно не представляется как они могли совершать столь сверхдальние набеги, да еще гнать назад несколько тысяч километров стада скота . И не через свободные земли, а через множество государств и народов! Палестина, Ближний Восток и Малая Азия всегда были очень густо населены. Да и через Босфорский пролив много кота не перегонишь, также как через кавказские перевалы.. В эпосе есть также личное имя Мысырхан - это дочь луны. Дочь солнца зовут Хорческа. Есть там и царь Египта - Мысыры аелдар. Он является врагом нартов. Мысыры аелдар отбирает жену у некоего Насран аелдара. Нарты пришли тому на помощь, но не смогли одолеть его армию.. Тогда Мысыры алдар предложил не губить воинов и сразиться с ним один на один Насран алдару. Однако последний не решился на это и потом вместо него в единоборство вступил нарт Ацамаз. Два богатыря так долго сражались, что изрешетили друг друга стрелами и так три дня. Ночью Мысыр алдара лечила своим волшебным прикосновением его жена(бывшая жена Насран алдара) .. Она же тайком лечила еще и нарта Ацамаза от ран. Смерть Мысыр алдара могла наступить только от его личного кинжала, и Ацамаз убил его им.. В этом сказании тоже явствует, что нарты не совсем далеко находятся от Мысыр/Египта, так как никак не могли за тысячи верст узнать и прийти на помощь этому Насран алдару (насран, насарет,нацер? назарет). У нартов есть еще какое-то чудесное восклицание: Мысыры циуан! Что значит "циуан" или "циван" - не ясно.. Так выражаются нарты при каком либо несбыточном чуде. К примеру, если мол мул разродится - то это будет "мисирским чудом", мысыры циуан. Еще они так называют очень хорошую породу коней, мол Мысыры циуан - это лучшие кони. Есть еще одна странность.. Нарты предпочитают и имеют у себя мебель из слоновой кости . Они сидят на креслах из слоновой кости, спят на кроватях из слоновой кости. Опять же, если нарты жители северного Причерноморья (скифы,иранцы-кочевники), то как у них получает распространение столь диковинный материал для мебели? Ведь слоны обитали вовсе не в степьях Причерноморья, а далеко в Африке и в Индии. Даже на Ближнем Востоке нет слонов. При этом археология не обнаружила пока что никаких слоновых костей в скифских курганах, либо вообще на Кавказе.. Может быть нарты, либо их предки располагались таки в каких-то северо-восточных районах Африки? Иначе как обяснить столь странные эпизоды из сказаний о нартах?

Дабонхорс: Русланбек Скажи пожалуйста, где в инете можно ознакомиться с осетинским нартским эпосом?

Русланбек: http://biblio.darial-online.ru/ Здесь есть тексты на осетинском языке(ирон и дигорон версии) и на русском. Однако русские переводы нередко грешат искажениями. Осетинский оригинальный отражает точнее содержание и смысл сказаний.


Q-Духов: Дабонхорс пишет: Скажи пожалуйста http://biblio.darial-online.ru/text/narts/index_rus.shtml

Reva: Русланбек фыссы : Нарты предпочитают и имеют у себя мебель из слоновой кости . Они сидят на креслах из слоновой кости, спят на кроватях из слоновой кости. В сказках тоже встречается.

Q-Духов: Русланбек пишет: Есть еще одна странность.. Нарты предпочитают и имеют у себя мебель из слоновой кости . Они сидят на креслах из слоновой кости, спят на кроватях из слоновой кости. Опять же, если нарты жители северного Причерноморья (скифы,иранцы-кочевники), то как у них получает распространение столь диковинный материал для мебели? Ведь слоны обитали вовсе не в степьях Причерноморья, а далеко в Африке и в Индии. Даже на Ближнем Востоке нет слонов. При этом археология не обнаружила пока что никаких слоновых костей в скифских курганах, либо вообще на Кавказе.. Может быть нарты, либо их предки располагались таки в каких-то северо-восточных районах Африки? Иначе как обяснить столь странные эпизоды из сказаний о нартах? Русланбек, это совсем не обязательно, согласись. Скифы, например, прекрасно знали, что такое "слоновая кость", æто подтверждают археологические раскопки. Например в скифском захоронении в Крыму, женщина была похоронена в саркофаге из слоновой кости. "Гробница в кургане Куль-оба была обнаружена в 1830 г. Она построена из тесаного камня, почти квадратная в плане — 4,6 х 4,2 м — со входом в северной стене. Высота сужающегося уступами свода — 5,3 м. Характер архитектуры и кладки говорит о том, что строили гробницу греческие мастера. Но склеп строился для захоронения знатного скифа, об этом говорит устроенный в склепе своеобразный деревянный потолок, напоминающий деревянный шатер и доходящий до свода склепа, украшенный пологом с золотыми бляшками. У восточной стенки склепа на роскошном деревянном ложе покоился знатный скиф, возможно, царь. О том, что умерший был именно скифом, свидетельствуют набор сопровождающего инвентаря и другие черты ритуала. Так, на голову погребенного был надет традиционный скифский головной убор — остроконечная войлочная шапка-башлык с нашитыми на нее золотыми бляшками. Драгоценная диадема дополняла убор. На шее погребенного находилась золотая гривна весом 461 г, на каждой руке — от одного до трех браслетов с фигурными окончаниями. В специальном отделении ложа помещались оружие и ритуальные предметы: железный акинак с обложенной золотом рукоятью, нагайка, горит (футляр для лука), покрытый золотой пластиной с изображениями животных, оселок в золотой оправе, золотая чаша — фиала. Слева от ложа, в саркофаге из кипарисового дерева и слоновой кости, была погребена женщина (жена или наложница) в расшитых золотыми бляшками одеждах. Ее погребальный убор был очень богат: электровая (сплав золота и серебра) диадема с крупными золотыми подвесками, ажурные серьги, гривна, ожерелье, два браслета (все из золота). Рядом находилось бронзовое зеркало с обложенной золотой фольгой ручкой, а между голеней стоял электровый шаровидный кубок с изображением эпизодов скифского эпоса". Затем, слоновая кость вполне могла быть сибирского происхождения. Берега сибирских рек просто усеяны мамонтовыми костями. Кстати, в Азове в музее даже целый скелет мамонта стоит, выкопанный здесь же, между прочим.

Русланбек: Q-Духов пишет: в саркофаге из кипарисового дерева и слоновой кости, была погребена женщина (жена или наложница) По ходу, это было завезено греками, которые и строили захоронение. Кипарисовое дерево, слоновая кость.. Еще у скифов встречается слоновая кость? Обработка костей мамонта - то мне неизвестно пока. Надо поинтересоваться этим вопросом. Ну а как остальное обяснить? Все эти частые упоминания о Египте выглядят странно как-то..

Дабонхорс: Q-Духов пишет: Кстати, в Азове в музее даже целый скелет мамонта стоит, выкопанный здесь же, между прочим. Соврешенно верно. Если уж по-научному, трогонтериевый слон, возрастом 600 000 лет Есть и фрагменты костей других мамонтов. Например, шикарный череп Русланбек пишет: Даже на Ближнем Востоке нет слонов. В Сирии слонов истребили во втором тыс. до нашей эры Русланбек пишет: Может быть нарты, либо их предки располагались таки в каких-то северо-восточных районах Африки? Тогда у них должна быть память о неграх.Северная Африка -граница между белой и черной расами. Русланбек пишет: В иврите это окончание двойственного числа, которое употребляется для предметов и явлений, существующих парой: руки, ноги, штаны; нет-нет, Русланбек, это просто множественное число.Правда, есть ещё множественное число на ОТ. Не знаю, но по-моему, это просто числа мужского и женского рода Вот , например, разделы Ветхого Завета (на иврите) Тора -пяткнижие Моисеево Небиим -пророки Кетубим -писания И писаний, и пророков явно не двое

Дабонхорс: Русланбек пишет: Даже калмыкам, которые уже живут поблизости от Кавказа много веков. Калмыки живут на своей теперешней территории только с 17 века И ещё.Если нарты жили в северо-восточной Африке, то они не могли не помнить Нил, так как это единственная река во всем регионе.Нил по древнеегипетски назывался Хапи. А что адыгский нартский эпос?Он знает Египет и Сирию?

Сая: Русланбек Исключительно для тебя. Не знаю, есть ли в инет, это из моей книги. ЛЕГЕНДЫ 0 КОЛХИДСКИХ НЕГРАХ Нарты у чернолицых людей Однажды сто братьев-нартов надели доспехи, наполнили добротные мешки медовыми лепешками, оседлали огнеподобных коней и двинулись в путь. Ехали они, ехали. Где ночь застанет, там и ночлег. Раскрывали дорожные мешки, доставали медовые лепёшки, утоляли голод и жажду. Потом ложились спать... Поднявшись с утренней зарей, умывшись и подкрепившись пищей, сто братьев снова пустились в путь. Так путешествовали они полтора года. И однажды выехали в полдень на зеленую поляну. Посреди поляны росло большое, развесистое дерево. Нарты направились к дереву, спешились под его тенистыми ветвями, поставили коней, да не просто поставили, а накинули узду одного коня на луку седла другого. А сами расстелили бурки и устроились в тени. Младшие принялись разжигать костры, и готовить пищу. Когда же огнеподобные кони отдохнули немного, нарты, привязав уздечки к стременам, выпустили их в широкое поле. Дым от костров взметнулся к небу. И заметили этот дым люди, жившие на расстоянии дня пути от дерева, под которым отдыхали нарты. Была у тех людей кожа черная-пречерная, а зубы белые-пребелые... Снарядили чернолицые своих воинов и наказали им разузнать, что это за дым, и сообщить обо всем увиденном. Направились воины к дереву и издали увидели нартов. Разве могли они идти дальше? Напуганные их видом, вернулись воины назад и рассказали обо всем. И вот собрались чернолицые — мужчины и женщины, старые и молодые — одним словом, все, кто только мог ходить. Посоветовались между собой и пришли к выводу: пока живы, будут биться. Решили строить укрепления с той стороны, откуда идут богатыри. Начали они рыть землю и возводить стены. А нарты и не подозревали, какой из-за них переполох у чернолицых. Сидят себе спокойно, поют и беседуют. Наступила ночь, а за ней утро. С первыми лучами солнца отправились нарты в путь и к исходу дня заметили чернолицых. Очень обрадовались нарты. Еще бы — неизвестные люди, неизвестная страна! Чернолицые, завидев нартов, стали готовиться к битве. Решили они подпустить нартов поближе — на расстояние полета стрелы, чтобы вернее поразить врага. Нарты были смелыми и умными. Отобрали они нескольких воинов и послали их к чернолицым без оружия, чтоб те убедились, что к ним идут не враги, а друзья. Подошли безоружные нарты на близкое расстояние, а чернолицые пустили в них стрелы. Ранили они двух нартов, и пришлось оставшимся вернуться к своим. Что же оставалось им делать? И вновь послали к чернолицым нарты своих безоружных братьев, но и на этот раз случилось то же. Решили нарты применить силу. И вот они сели на огнеподобных коней и бросились на чернолицых. Словно разъяренные зубры, разрушили они стены укреплений и порубили шашками самых отчаянных храбрецов, многих потоптали копытами своих коней. Тогда чернолицые попросили мира. Узнав нартов получше, они поняли, что те и не собирались причинять им зла. И помирились с ними нарты. Прожили братья у чернолицых ровно месяц. А когда собрались в обратный путь, то сказали: — Пошлите вместе с нами своих людей, пусть они увидят и нашу землю. Чернолицые устроили на прощание пир, а затем выделили в провожатые сто своих собратьев. И подарили нартам много скота. Вернулись в Апсны сто братьев, а с ними и сто чернолицых из далекой земли. От них и происходят чернолицые, живущие и доныне в селе Адзюбжа.

Сая: обитель, где восхваляли бога Осириса в Египте, называли Нарт (на греч. яз. Гераклеополь). В хетских мифах встречается имя "древнейшего" подземного бога Нара Геродот писал, что "вообще почти все имена эллинских богов происходят из Египта" и от древних переселенцев Балканского полуострова - пеласгов. "Осами" ("асами") греки и римляне называли любой народ, поклонявшийся богу Осирису (Дионису) В адыгском эпосе (да и вообще) Египет тоже называется Мысыр. Осирис ассоциируют с Созереш. Имя Сосрыкъо также переводят с египетского. Точнее, египетское Сос Ра + адыгское къо. Сос в переводе с египетского"пастух". Пастух Ра - это бог Солнца. Если ты заметил, многие народы бога называют пастухом, а паству агнцами. И если присмотреться к изображениям египетских богов, то можно заметить, что почти у всех у них в руках пастушеский посох. Кроме того, в эпосе отцом Сосрукъо прямо называется пастух. Таким образом, в образе Сосрукъо проглядывают мотивы солнечного героя.

леопольдина: Нарты кадджытае - нае арты кадджытае. - нае арты кад дзыртае-жыртае. непонимаю вашего разговора , что вы хотите все сказать? что тут непонятно-зачем из простых истин делать гипотезы???

Дабонхорс: Q-Духов Я так думаю, что греки могли привозить слоновую кость не только в Крым. В 6 веке до н.э. возле современной станицы Елизаветинской в дельте Дона скифская орда основала зимнее стойбище,в 5 веке здесь уже располагалась ставка вождя одного из крупных племен скифов. Рядом со скифской ставкой обосновались греческие купцы, и вскоре рядом с Елизаветовским поселением образовался греческий эмпорий (центр морской торговли, где купцы занимались торговлей оптом).С образованием греческой колонии наступил рассвет поселения. Елизаветовское поселение контролировало всю торговлю не только с греческим центрами, но и с соседним племенами на востоке Скифии. Причем, это все было ещё до основания Танаиса.

леопольдина: Дабонхорс пишет: в 5 веке здесь уже располагалась ставка вождя одного из крупных племен скифов. вы фамилии вождей называйте, плз а то ведь, все вы охочи до чужой истории и чужих заслугах.

Дабонхорс: леопольдина По-моему, с меня надо уже снять подобные обвинения ни фамилия, ни имя,ни отчество,ни год рождения вождя неизвестны, так как скифы не умели писать. А греки, что торговали,здесь, как-то не удосужились его записать. Да вот ещё, что хотел спросить.Встречается ли в эпосе такое животное как грифон? У нас в музее есть сарматское ожерелье, не имеющее аналогов -с изображениями грифонов. У грифона тело льва и голова хищной птицы.

Сая: Заметим, что негры и после жили на Кавказе, об этом писали античные географы. Например, Геродот (484 — 425 гг. до н. э.) оставил такое свидетельство: «Колхи, по-видимому, египетского происхождения: я о том догадывался, прежде чем услышал от других, но, желая удостовериться, расспрашивал оба народа: колхи сохранили гораздо больше воспоминаний о египтянах, чем египтяне о колхах. Египтяне полагают, что народы эти суть потомки части войска Севострисова. Я также заключил это на основании примет: во-первых, они черномазы и курчавы…» Заметим также, что эпический поэт Пиндар (522 — 448 гг. до н. э.), живший до Геродота, также называет колхов черными. И по археологическим раскопкам известно, что негры здесь жили, по крайней мере, с XX тысячелетия до н. э. Да и в нартском эпосе абхазов часто присутствуют «чернолицые джигиты», переселившиеся в Абхазию из далеких южных земель. Судя по всему, именно эти коренные негры дожили здесь и до нашего времени, поскольку в горах всегда сохраняются анклавы древнейших культур и народов. Так, известно, что несколько семей коренных кавказских негров дожили в Абхазии до середины XX века. Об этих коренных абхазских неграх, живших в селениях Адзюбжи, Поквеше, Члоу, Тхине, Меркуле и Кынге, неоднократно писали в нашей научно-популярной литературе (см., например: Дробышев. В краю золотого руна, Таинственное и загадочное. Минск, 1994). А вот что писал об этом некий Е. Марков в газете «Кавказ» за 1913 год: «Проезжая в первый раз абхазскую общину Адзюбжу, я был поражен чисто тропическим ландшафтом: на яркой зеленигустых девственных зарослей вырисовывались хижины и постройки из дерева, крытые тростником, копошились курчавые негритята, важно проходила с ношей негритянка. На ослепительномсолнце черные люди в белых одеждах представляли характерное зрелище какой-нибудь африканской сценки… Негры эти ничем не отличаются от абхазцев, среди которых живут с давних времен,говорят только по-абхазски, исповедуют ту же веру…» Магией и искусством перевоплощений некой негритянки,старухи Абаш, восхищался в 1927 году Максим Горький, когда вместе с драматургом Самсоном Чанбой посетил село Адзюжбу. Изучая связи Африки и Абхазии в связи с наличием коренного негритянского населения, ученый Дмитрий Гулия в своей книге«История Абхазии» отмечал и наличие сходно звучащих абхазских и египетско-эфиопских топонимов, а также имен людей. Отметим эти совпадения: Да и само древнее имя Абхазии Апсны (то есть Страна души),созвучно имени Абиссинии.

Cандро: Сая пишет: с XX тысячелетия до н. э. тогда все езе неграми были... если не гоминидами

Сая: Мне видится аналогия между Египтом и СК с одной стороны и Эфиопией с Колхидой - с другой.

Сая: Cандро пишет: тогда все езе неграми были... если не гоминидами Разве?

Cандро: Сая пишет: Разве? кто его знает :) http://lenta.ru/news/2007/12/11/evolution/



полная версия страницы