Форум » ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ОСЕТИИ » Этимология самоназвания "ирон". Часть 2 » Ответить

Этимология самоназвания "ирон". Часть 2

Q-Духов: Нашел любопытную вещь. Читал Ганса Гюнтера, немецкого расолога. И меня сразу привлекла фраза: "Впервые арии упоминаются в Богазкее в Малой Азии (около 1400 г. д. н.э.) как "хари" ( "светловолосые") - позже это слово стало эпитетом богов и героев. Высший бог Индра изображался с рыжей бородой, как германский Тор, и именовался "хари-кеша" ( светловолосый) или просто "хари". http://www.velesova-sloboda.org/antrop/hans-guenther-05.html Меня сразу торкнуло, я вспомнил наше название у соседей "хири". Я сразу за словарь, и что я вижу. Например, осетинский "ингаен" происходит от "ханкана". Значит "хари" спокойно могло перейти в "ири". Теперь надо разобраться, в каком языке "хари" означает светловолосый.

Ответов - 193, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All

Q-Духов: http://www.skazka.com.ru/people/afgan/0000016afgan.html Хороший сайт. Там сказки и мифы разных народов. Осетинские сказки http://www.skazka.com.ru/people/oset/oset.html

Русланбек: Q-Духов пишет: Поражаюсь, почему Абаев упускает этот момент. Абаев осведомлен был о пасупати древнеиндийском и по этому поводу я у него читал. Ты же сам знаешь, что есть правила перехода звуков для языков и для осетинского-иранского они тоже существуют. По этим правилам как раз выходим на аварское(читай андо-цезское) панс, что четко в дигорском архаичном зафиксировароль фонс. Ты ведь знаешь правила перехода а в о, п в ф в осетинском. Всё предельно точно соответствует. Абаев был откровенный сторонник ираноязычия и иранской преемственности осетин, но в некоторых моментах даже он не решился что-то утверждать в этом безусловно выгодном направлений.Ведь он сам же и пишет про имя Фосакос и его этимологию у скифовНу это уже обычное созвучие, так как скифы не могли знать иронскую форму фос. Скифские имена в греческой передаче можно как угодно обяснять, всё равно они НЕ оригинальны. Можно с таким же успехом английской Фостер обяснить из осетинского фосдар-скот держащий.. Джоди Фостер может оказаться такой же "нашей", как тот скиф Фосакос . А может этот скиф не мылся, грязный был, плохо пахло от него, вот и прозвали его Фуу..сакос Ведь скифы носили еще наименование "саки"(сакос по гречески). Пока нет ни одного цельного предложения на скифском языке, эти все расшифровки имен не заслуживают внимания. Например из современного осетинского возьми имя Махарбек.. Можно подумать, что оно значит ма хаер бек - не кушай бек . На самом деле это религиозное имя, небольшое искажение от арабского Мухар-бек. Вот такая же ситуация со скифскими именами. Каждое имя можно этимологизировать не менее десятка раз и всегда по разному, на разных языках. Q-Духов, ты обратил опять же внимание, куда нас ведет фонс-скот,богатство? Эти же самые андо-цезы. Абаев не может объяснить как такое может быть, мол аварцы-дидойцы не соседили с осетинами. Потому как он субстрат изучил не полностью. Он лишь вскрыл привязку к картвельской и мегрело-сванской группам и считал, что наш субстрат на сто% грузинский. Хотя сам же неоднократно изумлялся(как и в случае с панс-фонс) почему такое тождество с горско-дагестанскими изолированными языками. Так было у него и при исследовании земледельческой терминологии. Осетинский андо-цезский субстрат являл раньше, в далеком прошлом, одно цело, одну полосу по горам обоих сторон БКХ на восток до современного Дагестана. Это потом уже откуда-то с юга(Нахичеван?) пришли нахские племена и заняли полосу ущелий между дагестанскими цезами и осетинскими цезами. Потому у вайнахов наблюдается также андоцезский субстрат(аварский). Потому в горах Чечни сохранились племена современники нартов - чантийцы, чанти-аргунцы. Это не кто иные, как наши нартские вечные соседи чынтае. Там же в эпосе встречаются другие до нахские племена, как мераедзой(мержой), саелхае(шалхинцы), аенгус (ангушты), которые стали затем вайнахскими. У нас в кавказской основе лежат корни близкие к андо-цезам и другим албанским племенам древности. Лишь частично имеются картвельские корни, которые пришли с эрами в ходе скифского набега на восточную Картли. Опять же, всё предельно соответсвует по ареалам: потомки эров(иры) имеют как генетически, так и в лингво отношении близость к картвелам. Культурно тоже божество Хуы-Джир был почитаем лишь только в иронской части(святилище близ села Кани в Кобанском ущелье). Хуы-Джир в мифологии иронцев - правая рука покровителя зверей Афсати. Кстати, что значит Джеры-дзуар в Южной Осетии? Откуда это название пошло?

Q-Духов: Русланбек пишет: Кстати, что значит Джеры-дзуар в Южной Осетии? Откуда это название пошло? Та там все просто. Это от имени Георгий, Геор-Джеор-Джер


Сая: Русланбек пишет: цитата: А интересно, слово "орэд" - гимн, песня имеет к нему какое-то отношение? Ты имеешь в виду Орайда? Так это вроде как "песня" обясняется из западно-кавказских языков, в том числе и адыгских. Тут не так всё просто. Орайда - это припев в песне, а песня - орэд. Но это слово нельзя разложить глубже, что нехарактерно для нашего языка, в котором практически каждое слово раскладывается до последней буквы. Я смогла только выделить первую букву О - клятва, молитва, речь, а вот что такое "рэд" не знаю, хотя и предполагаю один вариант. Так вот к чему это я. Изначально гимны слагались в ритуальных целях, поэтому я предположила, что это слово могло иметь отношение к храму.

Сая: Сослан пишет: мне вот интересна этимология слова Нарты. всё-таки никто не будет отрицать, что оно образовано по осетинскому образцу. извинияюсь за тафтологию. где суффикс ни что иное как осетинский показатель множественного числа, а с другой стороны в Осетии есть два населённых пункта называемые Нар. Русланбек пишет: цитата: где суффикс ни что иное как осетинский показатель множественного числа, Некоторые спецы умудряются даже этот совсем неиндоевропейский суффикс приписать иранским языкам. Хотя любой иранист вам скажет, что это чуждый иранским суффикс мн.числа. Я уже давно ищу ответ на происхождение этого оччень древнего суффикса в осетинском языке. Никто из лингвистов осетиноведов не знает откуда он идет и каким народам-языкам изначально известен.. Цитата: В этнических и других названиях абхазо-адыгов часто присутствует общий для всех элемент "Т". Абхазский язык сохранил более древние языковые элементы, нежели адыгские языки. В некоторых абхазских терминах суффикс "Т" является показателем множественного числа. Абхаз. ауи - "то", ауат - "те"; ари - "это", арат - "те". С элементом "Т" в абхазском языке есть и другие суффиксы. Например, при помощи суффикса "тэ" образуются слова, обозначающие принадлежность человека к той или иной местности.

Батраз: Нартов - адыгам!!! Они адыгские. А Сая нашла откуда наш суффикс.

Bolat: Батраз пишет: Они адыгские. Как и осетинские

Сослан: Сая пишет: Цитата: Сая не забывай авторов

Сая: Батраз пишет: Нартов - адыгам!!! Они адыгские. Не так резко! Я после этого поста полдня в шоке была. Подготавливать надо.) Bolat пишет: Как и осетинские Естественно - это наш общий эпос. Сослан пишет: Сая не забывай авторов Авторов абхазского языка?

Сослан: Русланбек пишет: Этимологический словарь осетинского языка, стр.282,том1: это я так понял ответ? так ты у нас Русланбек всего Абаева принимаешь ( в том числе и этимологии ) или частично ?

Русланбек: Сая пишет: Например, при помощи суффикса "тэ" образуются слова, обозначающие принадлежность человека к той или иной местности. Откуда это интересно? Судя по всему, -тэ мн.число имеет какое-то древнее происхождение. Но откуда? В Абхазии есть еще Мзымта, Гудаута.. В Грузии Мцхета, Млета.. У аварцев Дагестана Салта, Карата, Цунта и тд. Ну и в Осетии масса древних топонимов с -та, которые в корне не обясняются из современного осетинского языка. Из всех ныне существующих языков только осетинский имеет данный показатель мн. числа, при этом он совершенно неизвестен иранским языкам.

Сая: Русланбек пишет: Из всех ныне существующих языков только осетинский имеет данный показатель мн. числа, при этом он совершенно неизвестен иранским языкам. Почему же только? В абхазском тоже! В некоторых абхазских терминах суффикс "Т" является показателем множественного числа. Русланбек пишет: Откуда это интересно? Судя по всему, -тэ мн.число имеет какое-то древнее происхождение. Но откуда? Мне кажется, всё оттуда же - из Малой Азии, от хаттов. Надо покопаться. Мысль какая. Т - сокращённое ту - два. В адыгском "два", как и в английском, ту. В прошлом у многих народов "два" обозначало "много". Например, хьа - собака, хьит - две собаки, сэ - нож, сит - два ножа. Это в современном адыгском. А в абхазском сохранилось в значении "много".

Сослан: Сая пишет: Авторов абхазского языка? авторов цитат

Сослан: Нар - древнеиранск. мужчина, воин. известное у многих народов, имя собственное Нариман переводится как Сильный духом, смелый, бесстрашный, мужской и является древнеперсидским. имя это как эпитет героев есть ещё в Авесте. в Парсийской книге иранских имен, опубликованной в Лондоне в 1884 году Нариман переводится, как "мужественно мыслящий" http://www.blagoverie.org/holy/languages/names/index.phtml/male/N Наличие в древнеиранском слова "нар" в качестве мужчина проверить так-же просто, как и то, что суффикс тэ является показателем множественного числа у осетин.

Русланбек: Сая пишет: Мне кажется, всё оттуда же - из Малой Азии, от хаттов. Надо покопаться. Есть такое подозрение. Древние эллины, которые сформировались на базе местного балканского субстрата, тоже имеют названия с -та, например Спарта. При этом большинство эллинских топонимов Греции не обясняются с греческого индоевропейского языка. В древних семитских языках мн.число определялось -ат, которое затем перешло в значение женского рода. Может быть есть связь между этим -ат и нашим -та? В современном еврейском языке (иврит) мн.число определяет -им (Мицр - Египет, Мицраим - Египты верхний и нижний; элох - бог, элохим - боги; херув - бык, херувим - быки..)

Железный дровосек: Русланбек пишет: Есть такое подозрение. Древние эллины, которые сформировались на базе местного балканского субстрата, тоже имеют названия с -та, например Спарта. При этом большинство эллинских топонимов Греции не обясняются с греческого индоевропейского языка. В древних семитских языках мн.число определялось -ат, которое затем перешло в значение женского рода. Может быть есть связь между этим -ат и нашим -та? В современном еврейском языке (иврит) мн.число определяет -им (Мицр - Египет, Мицраим - Египты верхний и нижний; элох - бог, элохим - боги; херув - бык, херувим - быки..) В одной из областей Италии распространены фамилии на -ти, не характерные для других областей.

Дабонхорс: Железеный дровосек Железный дровосек пишет: В одной из областей Италии распространены фамилии на -ти, не характерные для других областей. Нет, здесь явно не след окончания та. Тут дело в другом. Итальянские фамилии на -ато или -ати образованы от причастий,в которых ат -словообразовывающий суффикс. Как пример, можно разобрать итальянскую фамилию Гарбато garbo -на итальянском языке вежливость garbato- вежливый (если дословно то что-то вроде "вежлиющийся))))) О- окончание -показатель единственного числа мужского рода.Если сказать garbata - это будет "вежливая", garbati- вежливые мужского пола или вежливые "вообще" (кое-то общество где есть и мужчины и женщины) garbate -вежливые женского пола.

Русланбек: А как обясняется допустим Дзанетти, Андреотти, Тотти? Либо Джулиани, Муссолини? Сравни с осетинскими (диг) Дзанкисти, Хачирти, Боллоти, Баликоти, Тауитти(моя фамилия) . Или грузинскими (мегр.сван.) Палиани, Джишкариани, Кипиани, Жгенти.

Сослан: Дабонхорс а задно и Ямамота(японск.), Хасимота(японск.), Голота(польск.), Манита (укр.),Глонти(груз.), Бхагвати(инд.)

Сослан: интересное наблюдение. суффикс "та" указывающий на множественное число и ставящийся в том числе в фамильных именах Джитоты (ед. числ.) - Джиота (мн.ч.) и т.д. имеет иногда место в том-же значении множественного числа в слаянских языках - босОта, беднота, пехота и т.д.



полная версия страницы