Форум » ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ОСЕТИИ » О нашем языке » Ответить

О нашем языке

Батраз: Приглашаю всех обсудить такую тему. Многие наверное знают о большом количестве тюркизмов в осетинском языке. По разным оценкам их процент доходит до 30-ти. Вопрос откуда столько тюркизмов? По-моему, ни нашествие татар, ни походы Тимура, ни влияние соседей балкарцев и ногайцев не могло так повлиять на осетинский язык. Ал-Бируни сказал что язык асов смешанный из хорезмийского и печенежского. Ал-Бируни серьезный ученый, сам хорезмиец, и сам застал еще алан живших в нижнем течении Волги и около Арала. Большая аланская колония была в самом Хорезме. Не оттуда ли, от печенегов тюркизмы у нас?

Ответов - 164, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 All

Мария: Извините, что не совсем в тему.... Одно время интересно стало узнать какие имена считаются исконно осетинскими. Правда то, что я нашла, не особо впечатлило. Может быть, они красивыми считались лет триста назад…. а тут попались на глаза кое-какие, распространенные у осетин сейчас да и вообще… Аслан – от таджикского Арслан – лев, кстати Барслан у них – тигр Бек – правитель, господин (тадж) Дана – мудрый, знающий (мужское перс) Дара – древнеиранское по происхождению, в персидском – обладатель доброй благой вести Замира – собеседник (араб) Зари – золотая парча (перс) Зарифа – красивый, остроумный (араб) Зарина – (от «зарин») золотой (перс) Казбек – Кази+Бек Касполат (от Хас Пулат) – особая сталь Кантемир – от Хан Темир Мадина – святой город ( араб) Мурад – желанный (араб) Болат (от Пулад) – сталь, булат (перс) Рустам – могучий, сильный (перс), от пехлевийского «ростама» – сильный ростом Зелим (от Салим) – невредимый, здоровый (араб) Сима – образ (перс) Сакинат (от арабского Сукайна) – спокойная Сурат – образ (перс. заимств из араб) Таира – незапятнанный (от араб Тахир) Тимур – прочный, стойкий (тадж) Туган – сокол (тадж) Фари – удивительная, замечательная (новоперс) Фатима – отнятая от материнской груди (араб) Хорческа (от перс Хурчехр) – ослепительно красивая, солнцеликая

Мария: А это имена, которые явно напоминают некоторые осетинские слова: Дунья – персидское (заимствовано из арабского) – мир, вселенная в новоперсидском встречается имя Арйя – арийский, Ас – мужское имя с арабского переводится как непокорный, мятежный Мард – мужчина, мужественный (персидский), маст – опьяненный (персидский) Рахшан – светлый, яркий (перс) Рахша – блестящий, лучезарный (перс) Сабур – долготерпеливый (арабский), один из эпитетов Аллаха Сардор – главнокомандующий, предводитель (перс) Сармаст - веселая, радостная (новоперс) Сурх - красный (перс. муж) Хушхабар – приносящий добрую весть (перс) Хусрау – сладкоголосый (перс из древнеир) Шакар – сладостный, букв. «сахар» (араб)

Русланбек: Мария кто переводы делает? Тут масса ошибок, если что..Аслан – от таджикского Арслан – лев, кстати Барслан у них – тигр Это тюркские термины. В иранских, в том числе дари-таджикском языке лев будет "шер"(Шерхан, Али-шер..)Бек – правитель, господин (тадж) Касполат (от Хас Пулат) – особая сталь Касболат в оригинале есть Хъасболат. Идет из Хъаз Болат - "вольный Болат". Хотя сам термин пулад изначально персидский, но данное имя образовано в тюркской среде, где хъазы-гулять, шататься, вольно бродить(отсюда хъазахъ-казак, "вольношатающийся", того же значения хъазахъ/казах..)Кантемир – от Хан Темир Оригинал Хъан-Темир, "кровь железная"(тюрк).Мурад – желанный (араб) Муррат - желанный(перс). Сравни с осетинским вульгарным муррут(диг), мыррыт(ир)..Сардор – главнокомандующий, предводитель (перс) Сардар.Тимур – прочный, стойкий (тадж) Темир - железо(тюрк).Туган – сокол (тадж) В оригинале Туйгъан - первенец, первый мальчик родившийся(от туугъа-рождаться, тюрк)Хорческа (от перс Хурчехр) – ослепительно красивая, солнцеликая ?


Мария: Русланбек да я и не утверждаю. Это из книги Алима Гафурова "Имя и история"Об именах арабов, персов, таджиков и тюрков. Словарь. М., 1987г.

Дабонхорс: Русланбек Русланбек пишет: А кто же тогда обитал то семитов на Ближнем Востоке? А вот здесь наука кое-что может предполагать,а кое-что знать точно. Наверно, стоит тщательно изучать семитские языки, чтоб выявить в них древний субстрат.Скорей всего, в этом случае будет уместно сказать "древнейший", так как семиты очень давно, на протяжении многих тысячелетий живут на Ближнем Востоке.Тем не менее, один досемитский народ и язык прекрасно известен и достаточно хорошо изучен.Это шумеры и шумерский язык междуречья Тигра и Евфрата. Как известно, этот язык стал вытесняться благодаря приходу семитских племен и исчез ещё до наступления нашей эры.Вначале аккадским, распавшимся в последствии на ассирийский и вавилонский диалекты.Вавилонский это, в принципе, и есть арамейский язык, на котором говорил Христос. Кроме того, можно вспомнить и то, что современные дравидские языки являются такми же пришельцами на Индостане, как и арийские (ох и термин)))), просто, более ранними. О внеиндостанском периоде истории дравидов ведутся и сейчас споры, но почти не подлежит сомнению, что прародина дравидов где-то на западе от Индостана.Скажем, к востоку от Шумера, на территории нынешнего Хузистана в Иране находилась страна Элам, тексты клинописью на эламском сохранились, и фонетика, и морфология и словарный состав обнаруживают сходство с дравидийскми языками. Но и это не всё. Шумерам в Междуречье предшествовала археологическая культура, названная убаидской.И некоторые шумерские слова объясняются с помощью дравидийских корней. Мало того, древнейшие географические названия Междуречья объсняются не с помощью языка шумеров,а с помощью дравидийских наречий: города Ур, Урук, Ниппур, реки Идиглат и Буранун( так в древнейших источниках звучат названия Тигра и Евфрата). Но может быть, цепочка дравидийских наречий не ограничивалась Междуречьем?А пролегала далее на запад вплоть до Средиземноморья?Опять же, это всего лишь гипотеза,но, тем не мнее, в культурах Междуречья, Элама и Инда находят очень много общих черт, точно так же как и антропологическом облике.(Протодравиды, как известно были белокожи, современный облик они приобрели, смешавшись с негритосским древшейшим населением Индии). Ну, и кроме того, известны же ведь урарты и хурриты. Ведь те же предки армян до того, как перейти на одно их индоевропейских наречий (предположительно, армянский ближайший родственник фригийского), говорили на урартском языке, родственном хурритскому.Хурриты -создатели державы Митани.Их язык был поглощен семитским наречиями.

Русланбек: Дабонхорс пишет: Хурриты -создатели державы Митани.Их язык был поглощен семитским наречиями. Так я тоже об этом. В семитской мифологии, которая нам известна из библейских преданий, вместо хурритов(и возможно хаттов) фигурируют хамиты. Новая точная наука этногенетика - тоже подтверждает изначальное происхождение группы генотипа J1, на базе которой затем образовалась группа J2. Первая имеет распространение среди потомков как раз хатто-хурритов(кавказцы). А вторая распространена среди семитских современных народов. Мифология кавказцев явно тяготеет к Междуречью(месопотамия) и Передней Азии, и наш Нартский эпос вполне вероятно тоже вышел оттуда. Нынешние афроазийские языки северо-востока африки, которые ранее склонны были называть также хамитскими, обнаруживают некоторое сходство с изолированными языками Кавказа. К примеру, в осетинском озеро называется цад(в южных говорах чад), а озеро и государство соответственно у одних "афроазийцев" тоже зовется Чад. Я уже немного изучал эти африканские народы и ряд деталей имеют аналогию с нашими кавказскими. Наши нарты знакомы были со слоновьей костью, делали кресла, кровати из нее.. Где и как они могли с этим ознакомиться? Ни в северном Причерноморье(скифы), ни на Кавказе - слоны не обитают. Это похоже на нереальности, но что-то за этим ведь кроется..

Алон: Русланбек я очень рад встретится с людми так хорошо знающих историю и язык нашего народа. Мне кажется ндавно созрела необходимость в Осетии создать формальную или неформальную организацию для давления на официальные власти Северной Осетии . Так как политику которую ведет Мамсуров по отношению к нашему языку кроме как убийственной назвать нельзя. Его заявление о том , что разговаривайте в семье на улице никто не запрещяет, т.е наш руководитель вместо того чтобы поднимать уровень хождения Аланского (не побоюсь это термина) языка до государственного,загоняет его на уровень бытового общения. Подзонательно нашему народу дають понять, Ваш язык не имеет будущего !

Фати: Алон фыссы : вместо того чтобы поднимать уровень хождения Аланского (не побоюсь это термина) языка до государственного,загоняет его на уровень бытового общения. а разве идея государственного языка не в том, чтоб быть бытовым?

Bestau: Алон Алон пишет: Мне кажется ндавно созрела необходимость в Осетии создать формальную или неформальную организацию для давления на официальные власти Северной Осетии . Тынг раст хъуыды, бузныг. Ваеццагаен аей бирае чидаерта ахъуыды каены, фыссгае дае аей каенаем, фаелае хъуыддаг размае тынг цъусгай цаеуы. Ныр маенае Ныхасы ирон аевзагыл заердыйае чи у, чи йае зоны, ахам адаем цъус наей, ныридаегаен даер наем ис неформалон организаци. Аермаест ма хъаеуы хъуыдытае аербаестон каенын, план саразын амае байдайын архайын. Маехи рдыгаей цаеттае даен мае бон цы у уый саразын (ирон аемае уырыссаг тексттыл бакусын, конкретон фарстытыл дзуапп раттын, зонады кусджытимае фембаелын аемае сын сае хъуыды сбаераег каенын сывзаергае фарстыты фаедыл) Цаей аемае цы аз фаецаеуы, уый хорз хъуыддаг саразгаейае афаендараст каенаем, саразаем "Ирон аевзаг бахъахъхъаеныны фонд" Ахаем ном уае заердаемае куыд цаеуы? Уый тыххаей та уал нае организацийы архайджыты аербамбырд каенаем аемае нае архайды проект ныффыссаем.

Алон: Нет и еще раз нет . А как же национальная школа, ВУЗ (кузница национальных кадров), смотрите что происходить , мы сами обучаем своих детей на русском языке и еще один иностранный язык, после окончания школы или Вуза, прямо скажем самые умные и пробивные(определенный процент из богатых семей) уезжают учиться в г. Москву или заграницу . Там совершено другой уровень развития общества, притеревших к новым условиям мало кто хочет возвращаться (и это понятно ни кого не могу за это осуждать). Но в результате большой процент нашей умной и грамотной молодежи находит себе применение за границами национального общения . Далее их потомки если не в первом то в третьем уже просто говорят только о своих корнях , т.к. и по духу и по менталитету они стали как сейчас модно говорит гражданами России, мира (т.е. без национальности). Я насколько понимаю государственный язык несет на себе намного более широкие сферы общения так например на территории Осетии в государственных учреждениях делопроизводство переписка может вестись на национальном языке, можно создать национальный ВУЗ по подготовке специалистов, мне очень грустно смотреть как наши депутаты в нашем парламенте выступают на русском, так называемая ГТРК Алания просто издевается над собственным народом. А ведь можно подержать ребят которые сами на голом энтузиазме переводят мультфильмы, фильмы, да в конце концом можно просто брать передачи с разных каналом переводить на наш язык. Где фильмы о нартском эпосе? Это огромный культурный пласт, на котором могут воспитываться наши дети. Язык, загнанный до уровня бытового не несущий на себе функциональной нагрузки, становится "непрестижным" стало престижным знать английский .

Reva: Алон пишет: так например на территории Осетии в государственных учреждениях делопроизводство переписка может вестись на национальном языке А вы попробуйте начать с себя Я попробовала например, и заявление о предоставлении мне очередного отпуска написала на осетинском, и мне спокойно его предоставили, да еще и помогли с написанием. Сперва немного удивились, но утвердили(кстати тоже на осетинском) Будут претензии со стороны министерства или проверяющих, ткну им в морду нашу Конституцию. Просто если от слов не переходить к делу, то ничего никогда не изменится.

Барзин: Алон пишет: Нет и еще раз нет . Бахатыр кæн æмæ дæм мæ ныхас хъыг ма фæкæсæд. Дæхæдæг иронау цæуылнæ дзурыс æмæ фыссыс? Мæнæ дын Рева дæр уый кой кæны. Алчидæр хъуамæ йæхицæй райдайа. Мæхæдæг цы хъуыддаг нæ зонон, уый мидæг адæмæн зонд куыд амонон?

Алон: Барзин пишет: Бахатыр кæн æмæ дæм мæ ныхас хъыг ма фæкæсæд. Дæхæдæг иронау цæуылнæ дзурыс æмæ фыссыс? Мæнæ дын Рева дæр уый кой кæны. Алчидæр хъуамæ йæхицæй райдайа. Мæхæдæг цы хъуыддаг нæ зонон, уый мидæг адæмæн зонд куыд амонон? Ахур на уадзуй. Аз Дзæуæгигъæуи райгуртан , ами алон æвзæгбал неке дзоруй. Алон адам кæрæдзей хæццæ дзорунцæ Уруссагау.

Русланбек: Ва! Е ба дин каедзос дигорон дзубанди

Туаллаг: Что такое "каедзос"?

Zalina: Туаллаг каедзос это значит чистый

Туаллаг: Zalina фыссы : Туаллаг каедзос это значит чистый Боз ди дан. (Къудайраегтае аевзаераей машы ахъуыды каенут. ).

Алон: Туаллаг пишет: Что такое "каедзос"? Есть еще слово сугъдæг (от суда город Судак кажется на черном море ), но обычно дигорцы говорят каедзос

Туаллаг: ¬Ў¬Э¬а¬Я ¬ж¬н¬г¬г¬н : ¬¦¬г¬д¬о ¬Ц¬л¬Ц ¬г¬Э¬а¬У¬а ¬г¬е¬Ф¬м¬Х©Ў¬Ф (¬а¬д ¬г¬е¬Х¬С ¬Ф¬а¬в¬а¬Х ¬і¬е¬Х¬С¬Ь ¬Ь¬С¬Ш¬Ц¬д¬г¬с ¬Я¬С ¬й¬Ц¬в¬Я¬а¬Ю ¬Ю¬а¬в¬Ц ), ¬Я¬а ¬а¬Т¬н¬й¬Я¬а ¬Х¬Ъ¬Ф¬а¬в¬и¬н ¬Ф¬а¬У¬а¬в¬с¬д ¬Ь¬С¬Ц¬Х¬Щ¬а¬г "¬і¬е¬Ф¬м¬Х¬С¬Ф" ¬с ¬Щ¬Я¬С¬р, ¬Я¬а ¬Ь ¬г¬е¬Х¬С¬Ь¬е ¬а¬Я ¬Ь¬С¬Ь¬а¬Ц ¬Ъ¬Ю¬Ц¬Ц¬д ¬а¬д¬Я¬а¬к¬Ц¬Я¬Ъ¬Ц? ¬Ў ¬в¬н¬Т¬С ¬Ъ¬Щ ¬д¬а¬Ы ¬Ш¬Ц ¬а¬б¬Ц¬в¬н?

Алон: Туаллаг пишет: "¬і¬е¬Ф¬м¬Х¬С¬Ф" ¬с ¬Щ¬Я¬С¬р, ¬Я¬а ¬Ь ¬г¬е¬Х¬С¬Ь¬е ¬а¬Я ¬Ь¬С¬Ь¬а¬Ц ¬Ъ¬Ю¬Ц¬Ц¬д ¬а¬д¬Я¬а¬к¬Ц¬Я¬Ъ¬Ц? ¬Ў ¬в¬н¬Т¬С ¬Ъ¬Щ ¬д¬а¬Ы ¬Ш¬Ц ¬а¬б¬Ц¬в¬н? Е ба дин чи?



полная версия страницы