Форум » ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ОСЕТИИ » Осетинские обычаи » Ответить

Осетинские обычаи

Мария: У осетин много праздников. Интересны они по своему духовному содержанию, как показатели культуры, свидетели истории. Предлагается рассказывать о виденном, слышанном, различных преданиях....

Ответов - 75, стр: 1 2 3 4 All

Мария: К праднику Пасхи вспомнила что дед рассказывал как в в с. Магъ (Джавский район, Южная Осетия) до революции и несколько лет после нее готовились к этому дню. Пост держали абсолютно все - и дети и взрослые. Послаблений не было. В селе была маленькая церквушка которая представляла собой горскую башню с водруженным на нее крестом. Но пост был не только в еде. Женщины одевались в траурную одежду на время всего поста, а мужчины носили на руке черные повязки в знак траура по распятому Христу. А сам день Пасхи был большой радостью. Снималась траурная одежда, все шли в церковь на службу.

леопольдина: Мария продолжай, очень интересно

Мария: Как время будет...


Barshbe: Мария пишет: Пост держали абсолютно все - и дети и взрослые. религиозные фанатики или просто кушать нечего было?

Мария: Barshbe, в то время такое отношение было в порядке вещей. И не только в Южной Осетии...

Мария: Многие обычаи, утеряв смысл, сохранили форму. Но без четкого содержания со временем происходят изменения в их соблюдении. Например поминальный день – сабатизаер. Переводится как вечер субботы. Все приготовленное в этот день посвящается умершему, возносятся молитвы о нем. Но в настоящее время, исходя из практических соображений,у нас его делают в пятницу, в обед. На самом деле, раньше хаелар делали именно вечером, после захода солнца. Это не случайно. Дело в том, что по церковному времяисчислению следующие сутки наступают не после 12ч. ночи, а после 6-7ч. вечера. И на вечернем богослужении начинали читать молитвы посвященные, например, празднику уже следующего дня. Суббота в православии – всеобщий поминальный день. Поминать в пятницу нельзя, так как это день строгого поста в знак памяти по умершему в этот день Христу. Раньше сабатизаер, по рассказам стариков проходил следующим образом. Сварив курицу, приготовив пироги, родственники вечером шли на кладбище. В те времена, кладбища располагались прямо у села и были, как правило, родовыми, поэтому особых неудобств при их посещении не возникало. Там, посвятив принесенное покойному, они возвращались обратно домой и уже дома приступали к трапезе. На кладбище никто никогда не ел. Этот обряд сходен с церковным, когда в субботу в храм приносят продукты, складывают на особый поминальный стол, читаются поминальные молитвы. Затем продукты, как правило уносят с собой или раздают людям как милостыню за умершего.

Zalina: Мария пишет: Как время будет... видно времени совсем нет забыла про тему

Мария: ну я не такой уж и знаток осетинских обычаев. Вот тут много людей которые лучше в этом разбираются и молчат.

Zalina: Мария скажи кто, заставим говорить

Reva: Мария пишет: Но в настоящее время, исходя из практических соображений,у нас его делают в пятницу, в обед. У нас в субботу делают

Venera: Почему ветку забросили Русланбееек! Пожалуйста, пиши иногда сюда, ты много чего знаешь!

НОБЕЛЬ: Venera поддерживаю, давайте кто что знает все сюда

Мария: Раньше у осетин повсеместно соблюдался следующий обычай: жены никогда не называли своих мужей по имени. Впрочем как и мужья. Такое лично я наблюдаю и по сей день. Мои бабушки на моей памяти никогда не обращались к дедам по имени. Единственное обращение - "нае лаег". И когда говорят о муже с другими тоже - "нае лаег", "ацы лаег". Как-то знакомая (ей 26 лет, дигорка, недавно вышла замуж) рассказывала про своего мужа что он часто к ней обращается не по имени, а просто "аербайгъосай". Это ее обижало. А потом она поехала в село к его родителям и увидела что его отец обращается к жене точно так же - "аербайгъосай" И тогда я вспомнила, что рассказывали о моей прабабушке-дигорке и утешила ее - ну ничего, к тебе целым словом обращаются - "аербайгъосай", а вот в были времена когда особо не напрягаясь говорили просто "уаей". Как-то эта же знакомая гостила у своей бабушки и туда позвонил ее муж. Трубку взяла бабушка, послушала и с благоговейным шепотом, передавая трубку внучке - "Дае саери хецау даемае дзоруй!" Какое трепетное отношение и глубокое уважение к мужчине!

Ос-Багатар: Мария пишет: "Дае саери хецау даемае дзоруй!" Сильно!

afsatton: моя прабабушка братьев мужа называла: старшего - са'лахъуан, младшего - са'биццеу; мужа звала: на лаг или ма сари хецау.

Zalina: Мария так в тебе значит и дигорская кровь есть

Мария: Zalina есть немного

Reva: Мою бабушку все называли чындз, даже ее дети, уже взрослыми, у каждого своя семья, продолжали ее так называть. А другая моя бабушка при разговоре и о дяде, и о брате моем всегда называла их "нае лаег". В детстве, селе когда кто-нибудь произносил "мае саеры хицау" мне всегда бывало смешно

НОБЕЛЬ: Reva пишет: "мае саеры хицау" хазяин маей галави

Margot: русских очень удивляет, почему у нас всех по именам называют. Никаких "дядь" и "теть" .Даже своих родителей называют по имени, особенно в разговоре с кем-то

татьяна: Margot пишет: русских очень удивляет, нас тоже многое что в русских удивляет и что теперь

Reva: Margot пишет: Никаких "дядь" и "теть" согласись, будет странно выглядеть со стороны и не только, если я завтра же к тете и дяде обращусь мае мады хо Света, мае мады фсымаер Эдик. А вот "мае мады хай" молодые люди часто используют при обращении к взрослым женщинам, не являющимися даже родственниками, из большого уважения.

Ацырухс: Reva, я думаю, вполне достатчно обратиться по имени.. Лично меня все эти "дяди-тёти" смущают..

fydbylyz: а по-моему, всё это глупости. ну, я про обращения типа нае лаеппу,нае лаег,мае саеры хицау аемае еды хицау... кто-то что-то из-за суеверности придумал, а все подхватили и превратили в "аегъдау", как не раз бывало... Искаей йае номаей куы схонау, уаед ыл емынае нае бахаецдзаен...)

татьяна: fydbylyz пишет: аемае еды хицау... Мишик , ты стареешь на глазах

fydbylyz: цаемае гаесгае цымае?

татьяна: fydbylyz пишет: цаемае гаесгае цымае? по аватарке

fydbylyz: сымах хуызаеттаем чи каесы, уый аегаер хорз даер у))))

татьяна: fydbylyz пишет: сымах хуызаеттаем чи каесы, уый аегаер хорз даер у)))) ну спасибо, племянник

fydbylyz: было бы за что, тъотъа...)

Reva: fydbylyz пишет: Цъвимс, цремлиан кучебши! Цъвимс, севдиан твалебши! Цъвимс, да гесмис чеми хма! Ме минда шентан, ме минда шентан!.. фаелдысты баехаей сын фаецу

татьяна: Reva прочла всю тему где ты это нашла?:))

fydbylyz: Reva пишет: фаелдысты баехаей сын фаецу аемае ма сын ды фаецу) аемае ма сын аеххаест дон даер фаелас!))

татьяна: fydbylyz ты как ,племянник, разговариваешь с девушками, а?

Reva: fydbylyz пишет: аемае ма сын аеххаест дон даер фаелас!)) фаеласает сае куыд тынг сыл тыхсыс

fydbylyz: Reva пишет: фаеласает сае куыд тынг сыл тыхсыс иу ранмае мын сты сае фылдаер, фаелае мае ды цае дае ныхтае ныссагътай, уый куы базонин...)

Reva: Лаеппу! ма дае рох каенает сылгоймаегты хсаен каей дае, аемае даехи дзаебаех дар, Нафийы кадджын ном ма аегад каен. АЕндаера дае таеккае сом сардаудзаен fydbylyz пишет: фаелае мае ды цае дае ныхтае ныссагътай, уый куы базонин...) бахъуыдтае мае тынг мае ныхтае ма даеуыл нае цъаел кодтон))

fydbylyz: Reva пишет: Лаеппу! ма дае рох каенает сылгоймаегты хсаен каей дае, аемае даехи дзаебаех дар, Нафийы кадджын ном ма фидиссаг каен. АЕндаера дае таеккае сом сардаудзаен fydbylyz пишет: цитата: фаелае мае ды цае дае ныхтае ныссагътай, уый куы базонин...) бахъуыдтае мае тынг мае ныхтае ма даеуыл нае цъаел кодтон Уыцы сылгоймаг йаехаедаег куыннае рагаепп кодтаит иуаендаесаем хъыбылау, уаед маем хуыздаер каесы!)) Уаедае ма цаеуыл дае уд исыс, каед дае нае бахъуыдтаен? Цы мае царды бабырыдтае?))

татьяна: fydbylyz пишет: Уаедае ма цаеуыл дае уд исыс, каед дае нае бахъуыдтаен? Цы мае царды бабырыдтае?)) фаенаемджаен дае

fydbylyz: татьяна пишет: фаенаемджаен дае уаемаерстаен даеуаен та цы кодтон?)

Reva: fydbylyz пишет: Уыцы сылгоймаг йаехаедаег куыннае рагаепп кодтаит иуаендаесаем хъыбылау, уаед маем хуыздаер каесы! fydbylyz пишет: Цы мае царды бабырыдтае?

fydbylyz: фыццаг цитатаейы фаестае саеваердтон дыууае рахиз къаелаеты, бараей, цаемаей йае бамбарай, хынджылаег каей кодтон, аемае сае цаемаен схафтай уаедае, хъылма?))) Ер дае даендаг даер рафтау ацу!)))

Reva: аемае мае нае'мбаргае аенхъаелыс, фидиссаг мае даендаегтаем дае цы хъуыдтаг ис? Даехиуаеттае ма базгъаелын каен, наккаг. Фаг наеу ам дыгъал-мыгъул каенын? фаесурдзысты нае, аемае цом наехи къахаей хи ирхаевсаен раенхъмае цымае раст ныффыстон

fydbylyz: фысгае куыд раст каеныс, хъуыды даер афтае раст куы каенис...)

Reva: Дедуйы зонды къуыбар, куыд кодтаин цымае нае дае зондамындаей фаелае мае фыст раст нае уыд. Раенхъ уырыссагау строка хуыйны, аемае маен та тема фаендыд ныффыссын. Зондыкъуыбар, заегъ ма, тема иронау куыд уыдзаен

татьяна: Reva пишет: Зондыкъуыбар, заегъ ма, тема иронау куыд уыдзаен

fydbylyz: Reva пишет: фаелае мае фыст раст нае уыд. Раенхъ уырыссагау строка хуыйны, аемае маен та тема фаендыд ныффыссын. Зондыкъуыбар, заегъ ма, тема иронау куыд уыдзаен хаемпаел саер, даехаедаег аей куынае зоныс цы дае хъуыди, уаед аей маенаей фаерсыс?)))) тема у - ныхасагы ном)))

татьяна: fydbylyz

Анетта:

ИРОН ДЖИГИТ: Анетта раст дае, бынтон сае асырдтой..

татьяна: ИРОН ДЖИГИТ пишет: раст дае, бынтон сае асырдтой.. шутят они так)))) приятно слушать осетинскую речь))))

ИРОН ДЖИГИТ: татьяна обычный выпендрёж..

татьяна: ИРОН ДЖИГИТ ты чего смайлику любимому изменил?

Barshbe: татьяна а у тебя на смайлике зачем такой широкий воротник?

Reva: fydbylyz пишет: хаемпаел саер бампылает дын даехи саер, каед цы дзыхаей дзурыс. fydbylyz пишет: тема у - ныхасагы ном))) аемае уыцы ныхасаг(куыд фаендыдаер хуыйнает йае ном) цымае цы ныхасы? прокъламацитае? Тема - ныхасы саер. Раздел - хай. Фыдбылыз нае фаелае дае цайдан

татьяна: Barshbe пишет: татьяна а у тебя на смайлике зачем такой широкий воротник? это крылья, брат, которых в реальной жизни так нехватает порой

fydbylyz: Reva пишет: тема у - ныхасагы ном))) аемае уыцы ныхасаг(куыд фаендыдаер хуыйнает йае ном) цымае цы ныхасы? прокъламацитае? Тема - ныхасы саер. Раздел - хай. Фыдбылыз нае фаелае дае цайдан Тъитъи, ды наема дае быны куы бишш кодтай, аез еуаед зыдтон аеуцы "ныхасы саер" аемае мын Америкае бакаенын ис дае заердаейы?))) Раздел та цы аххосджын у? Дае "ираеттае" хардз каенынмае аерхъавыдтае?)))) Ф.Н.Цынаетае мын фаекалдтай, цаей вулгарон сылгоймаг дае!))))))))))

Reva: fydbylyz аегаер ма каен. АЕрбадын сае каен

fydbylyz: дае бынат зон омае!)

Reva: Дае хъуымыз дае былтыл куы басур уа, уаед дзур, фаелае ныма къуыппаей хаердмае не'сзындтае аемае даехи дзаебаех дар. Нае уаед додой дае къона каендзаен

татьяна: Дети, у меня ремень есть монтажный...висит на кухне для тех, кто себя плохо ведёт...Племянник, берегись)))

fydbylyz: Reva пишет: Дае хъуымыз дае былтыл куы басур уа, уаед дзур, фаелае ныма къуыппаей хаердмае не'сзындтае аемае даехи дзаебаех дар. Нае уаед додой дае къона каендзаен искуы дыл авд голлаг цемент саембаелди?))))))))))))))))

fydbylyz: татьяна пишет: Дети, у меня ремень есть монтажный...висит на кухне для тех, кто себя плохо ведёт...Племянник, берегись))) мае ... ма цы нае бавзаерста!))))))))))))))))))))))))) Ф.Н. наемынаей, ома)

Ацырухс: татьяна, училка...

Reva: fydbylyz молодой человек! Будьте так добры, ведите себя прилично. Это личная просьба! Некоторым словам, выражениям не место на нашем сайте.

НОБЕЛЬ: fydbylyz пишет: мае ... ма цы нае бавзаерста!))))))))))))))))))))))))) Ф.Н. наемынаей, ома) щютник

fydbylyz: Reva пишет: fydbylyz молодой человек! Будьте так добры, ведите себя прилично. Это личная просьба! Некоторым словам, выражениям не место на нашем сайте. любишь кататься, люби и саночки возить!

Фати: Фыдбылыз, дзых ма дае куы нае уаид, уаед дае хуы лаехы фсон ахаерид!

Датчанин: Тема вроде об осетинских обычаях. А в них такого нет, о чём вы говорите Тут в начале был разговор о сабатизарта. Уый у ирон агъдауай ист. Чырыстон динма ницы бар дары. Уыцы агъдаума гасга та хурныгуыланы фаста халар на канынц. Гъе уый тыххай сабатизар канынц майрамбоны сихорма авахс. Сабат изару нымад майрамбоны фассихорай фастама. Загъам, Бынаты Хицауан та факувынц дыццагахсав, ома къуырисары изарай.

леопольдина: Датчанин как интересно, дальше

Бардзин: Захотелось вытянуть эту интересную тему из запасника. Мария начала серьёзный разговор, который затем перешёл на несерьёзные шутки. Предлагаю продолжить его, а пошутим мы и в других разделах - места хватит. Осетинские обычаи - это не только праздники и застолья. Это - прежде всего нормы поведения в обществе. Многие из этих норм нас устраивают, другие нет. Жизнь меняется и кажется, что многое из наших обычаев и традиций уже не вписывается в современные рамки. А я скажу ещё конкретнее: многие сегодняшние традиции нас обедняют, позорят и душат. Это знают и видят все. Но никто не знает как исправить ситуацию и отвязаться от этого порока. Например, всё (имеется в виду традиции) что связано с большими затратами денег и обильным употреблением спиртного в реале является - антитрадициями, пережитками совсем недавнего прошлого и настоящего. Уымэн эмэ нэ фыдэлтэм расыггэнын эмэ уэлдай цэхджын къудипп митэ кэнын уыдысты тынг худинаг. Бирэ нуэзт эмэ бирэ эхца цы ирон хъуыддаджы мидэг бацэуынц, уым эцэг эгъдауэн бынат нал вэййы. Разы стут?

Хуссайраг: Бардзин, бирае аехца не мбаелы хардз кенын? Аеваеццаегаен раст уаит уый, каемаен куыд амоны йае къух, афтае каенын баераегбаеттае аемае зиаенттае (Хуыцау уае бахизает зиаенттаей), фаелае мах адаем, чи стыррдаер фынгтае цаеваера, хаерд нозт, цас фылдаер адаем, уас хуыздаер,- ома адаемы заердаехудты ма бахаон. Карздаераен, ваеййы афтае, аемае фадат бынтон каемаен наей, ахаем адаем ма хаесты даер ныббырынц, фаелае хъаездыг фынг цаеваерынц. Аемае цы пайда у? Заердаебынаей балаеггад каен дае уазджытаен, ирон фынгыл цы мбаелы баераегбоны мидисмае гаесгае, ахаем хаеринаегтае аераеваер, аенаемаенг дзы хъуамае ананастае аемае аендаер цымыдиссаг дыргътае уа? Стаей, баергае, фынгыл уырыссаг водка куы нае уал аеваериккой, аемае сидтытае саенаей каеннод ирон баегаеныйае куы уадзиккой, фаелае уыуыл бынтон ничи сразы уыдзаен. Ныртаеккае наей ссараен ахаем фынг, водка каем нае уа. Нае адаем дзуары бын даер водкайае райдыдтой кувын. Ныр цы уае заердаейы и бакаенын? Маенмае гаесгае уыцы ивддзинаеттае афтае арф ныххызтысты не гъдаеутты, аемае цае скъахаен нал и.

Туаллаг: Ичнайы дзуары боны хорзаех уае уает, ирон адаем!

леопольдина: Туаллаг сегодня Покров

Мехти:



полная версия страницы