Форум » ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ОСЕТИИ » ГЕНЕАЛОГИЯ » Ответить

ГЕНЕАЛОГИЯ

Ос-Багатар: Мне интересно узнать - кто до какого колена знает свою родословную и насколько подробно? Мне кажется, сейчас мало кто из молодёжи знает её дальше своего деда. Как и я (пока).

Ответов - 195, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All

Яас: Сослан пишет: И Цахилона пожалуйста оставь в покое. Попробуйте перевести с иранского. Сослан пишет: но утверждать что все созвучные фамилии у осетин и карачаево-балкарцев идут непременно от последних может только большой патриот и любитель Карачая и Балкарии. Разумеется, взаймовлияние народов-факт. Я перечислил некоторые фамилии которые есть только у карачаевцев (не включая балкарцев) и осетин. Также у осетин есть фамилии чисто карачаево-балкарские, но у самих карачаево-балкарцев не сохранились. Например: Качмазовы, Таймазовы и др. Абаевы-балкарская княжеская фамилия. Есть у карачаевцев, осетин. Сослан пишет: так это то что ты считаешь эти фамилии непременно карачаевскими. Сослан, я не настолько "патриот" считать все подряд карачаевским. Я исхожу из того, что эта фамилия существует у карачаевцев и переводиться с карачаевского языка. Если бы у нас была фамилия Фарниев я бы сказал, что это осетинского происхождения, но если у вас есть фамилия Караев и у нас тоже, я не могу сказать, что это осетинского происхождения.

Сослан: Яас пишет: Попробуйте перевести с иранского. осетины не говорят на фарси. если в этой фамилии есть тюркский корень ( я к сожалению не лингвист) то это совершенно не означает, что он карачаевский. предки осетин без сомнения обитавшие на равнине Северного Кавказ до переселения в имели самые широкие контакты с тюркским миром. говорю это исходя из чистой логики. все народы живущие в горах до этого обитали на равнинах. горы - это убежище. Не говоря уже о известных словах Вахушти ( цитирую не точно) "Раньше Овсети была равнина, после Батыя, Овсети стала называться Кабарда, а овсы ушли в горы" Яас пишет: Абаевы-балкарская княжеская фамилия. Есть у карачаевцев, осетин. у балкарцев не было князей. знатнейшие балкарские феодалы как и осетинские были приравнены к первостепенным узденямили дворянам ( уоркам), но княжеского титула ( пши) они не носили. У осетин правда в более раннее время княжеский титул был. у грузин встречался мтавари в отношении осетинских владельцев, таких например как Давид-Сослан. Яас пишет: но если у вас есть фамилия Караев и у нас тоже, я не могу сказать, что это осетинского происхождения. не все тюркские по корню фамилии есть карачаевские я уже об этом говорил.

Туаллаг: Да нет в Цаехилтае никакого тюркского корня! Этимологию нужно давать от звучания фамилии на осетинском. Яас -есть такая осетинская буква"ае"- в английском еще есть, среднее между "а" и "е", да и в зависимости от расположения, согласного и ударения несколько оттенков имеет. "Цаех" -соль по осетински.


Barshbe: Так что, Яас, английское "Йес!", то есть "да", это искаженное осетинское "Яаес".. Видимо, твой тезка когда-то наследил в Британии..

Илона: Представляете, есть даже чеченцы с фамилией Хасиев.. Сегодня с этим столкнулась..

Sarmat: Илона я бы сказал, что это Хасиевы даже среди чеченцев затесались Ничего, это наш спящий до поры резерв А среди чеченцев И Габараевы кажется есть. Не гоовря уже про Дудаевых, Басаевым, Закаевых и т.д. Причём это именно обчеченившиеся осетины.

Илона: вот уж обрадую..

Яас: Сослан пишет: у балкарцев не было князей Слишком уверенное заявление. Процитирую того же Вахушти:"Басиани граничит с севера горою Черкезскою, отделяющей Басиани от Черкесии, с востока горою Кавказом, лежащим между Басиани и Дигорией. С юга горою Кавказом, лежащим между Рачой и Басианом, и с запада горою Кавказом, лежащим между Сванетией и Басианом...Здешние овсы знатнее всех прочих овсов, и между ними попадаются помещики, имеющие закрепощенных крестьян.. Басиан переводится с карачаево-балкарского языка: БИ-князь + асиан-ас, т.е. асы князья. Вспомните и фамилию Кубрата-хана Великой Булгарии-Басианус. Сослан пишет: ( уоркам), Сослан пишет: ( пши) эти титулы адыгские. Карачаево-балкарские князья назывались "Таубий"-горский князь или просто "Би"-князь. Узден-свободное сословие. Кул-зависимое сословие. Если с приходом русских кого то приравняли с дворянами это уже совсем другой вопрос. Сослан пишет: осетины не говорят на фарси. Я понимаю . Хотя я не писал фарси. Иранское- в широком понимании этого слова. Карачаевцы тоже не говорят на турецком и на татарском, как здесь любят подчеркивать некоторые. Сослан пишет: не все тюркские по корню фамилии есть карачаевские я уже об этом говорил. Разумеется. Дело в том, что все тюркские языки отличаются друг от друга и определить карачаевское слово от остальных, знающему, не сложно. Например соседние народы слово "Бештау" пытаются производить из ногайского или из любого тюркского языка но не с карачаево-балкарского. Но они не знают, что по ногайски оно звучит "Бестав", в других тюркских: Бештаг, Бесто и т.д. но не "Бештау". Вот на территории Осетии, Чечни, Ингушети есть населенные пункты в названии которых присутствует тюркское слово "юрт", но я никогда не скажу, что это карачаевское слово, потому что по нашему это звучит "джурт" и очень редко "курт". Туаллаг пишет: "Цаех" -соль по осетински. Я просил перевести Цахил, а не цаеахтон. Хорошо "Цаех"-соль, а "Ил" куда дела? Похожие слова это не все и логика должна присутствовать.

балцаджы цалх: Я не знаю о чем здесь речь идет, но попробую взять на себя труд перевести ( объяснить ) слово "цъахил" ( "цахил" ). САУ-ХИЛ - брюнет(ка) ( черноволосый ) БУР-ХИЛ - блондин(ка) ( рыжеволосый ) ЦА-ХИЛ - ?волосый ХИЛ - волос ЦА - ? ( непонятно, какой это мог означать цвет )

Сослан: Sarmat пишет: Причём это именно обчеченившиеся осетины. Sarmat с чего ты это взял? Илона не спеши "радовать" этого чеченца. нет никаких очеченившихся осетин. Sarmat с лёгкостью делает подобные выводы, но повторять их не стоит. звучащих одинакого фамилий у осетин и вайнахов около двухсот, но подавляющее большинство не имеет осетинского корня. это местный кавказский субстрат вошедший в состав осетин.

Reva: Насколько я помню, на осетинском Цъаех - это зеленный и синний цвет. Хил ведь не только волосы, но и как вид тоже воспроизводится. Ведь не говорят мыдхил вместо мыдгъуыз.

Сослан: Яас пишет: эти титулы адыгские. Карачаево-балкарские князья назывались "Таубий"-горский князь или просто "Би"-князь. Узден-свободное сословие. Кул-зависимое сословие. Яас пишет: Если с приходом русских кого то приравняли с дворянами это уже совсем другой вопрос. Сослан пишет: Яас приход русских здесь не при чём. дело в том, что балкарцы ( как и абазины,карачаевцы, часть осетин и др.) находились в определённый исторический момент, в разной степени, под влиянием феодалов Кабарды. Правящие классы этих народов состояли в даннических, вассальных, союзных и родственных отношениях с правящими классами Кабарды. Больше того входили в феодальную иерархическую систему Кабарды в которой занимали определённое место. Например абазинские действительно князья пши попав в зависимость от кабардинцев были понижены в статусе и вместо князей стали уорками т.е. дворянами. Понятно что и у осетин и у тюркоязычных карачаево-балкарцев существовали свои наименования сословий в т.ч. и высших, но княжеского титула высшие сословия осетин и карачаево-балкарцев всё же не носили. Мало самому счтать себя князем, главное чтобы князем признавали тебя и другие князья. Без этого фактора не признаётся ни один дворянский титул. Однако повторюсь что в более ранний период среди осетин всё-же был дворянский высший дворянский титул, точнее не сам титул а его номинальное достоинство, в противном случае грузинская царица Тамара не имела бы матери осетинки и не вышла бы замуж за осетина Давида-Сослана именовавшегося у грузин князем.

Сослан: Цахилон наряду с Сидамоном,Царазоном,Кусагоном и Агузоном является одним из сыновей легендарного Ос-Багатара, большинство фамилий Уаладжира ведут своё происхождение от этих людей и карачаевцы и тюрки вообще не имеют к этому никакого отношения. Я просто говорил Яасу что имя не не всегда несёт в себе этническую компоненту и у ираноязычных алан вполне могли быть тюркские имена. Если например карачаевца зовут Али никто не скажет что он араб, больше того, даже если у него фамилия Семёнов, никто не скажет что он русский.

Сослан: Яас пишет: Я понимаю . Хотя я не писал фарси. Иранское- в широком понимании этого слова. Карачаевцы тоже не говорят на турецком и на татарском, как здесь любят подчеркивать некоторые. Яас осетинский язык относится к иранской группе индоевропейской семьи языков. карачаево-балкарский к тюркской группе алтайской семьи языков. Осетинский язык прежде всего индоевропейский к иранской группе он отнесён с примечанием как имеющий преемственную связь с вымершими языками скифов и сарматов "Грамматический строй и словарный состав скифо-сарматских наречий изучены недостаточно, однако известен их иранский характер и установлены некоторые существенные черты лексики, фонетики и словообразования." Тоесть об осетинском языке известно прежде всего то что он индоевропейский, в группе иранских языков он стоит обособленно. поэтому говорить осетинам переведите с иранского - это почти тоже самое как говорить карачаевцу переведи с монгольского, тунгусо-манчжурского или корейского. Так как наряду с тюркскими языками последнии входят в Алтайскую семью.

Яас: Сослан пишет: но княжеского титула высшие сословия осетин и карачаево-балкарцев всё же не носили. Кто по вашему должен был давать эти титулы? Сослан пишет: грузинская царица Тамара не имела бы матери осетинки и не вышла бы замуж за осетина Давида-Сослана именовавшегося у грузин князем. Где написано, что Бордухан-мать царицы Тамары-осетинка и Давид Сослан - осетин? В первоисточниках, если не ошибаюсь, звучит иначе. Сослан пишет: Тоесть об осетинском языке известно прежде всего то что он индоевропейский, в группе иранских языков он стоит обособленно. поэтому говорить осетинам переведите с иранского - это почти тоже самое как говорить карачаевцу переведи с монгольского, тунгусо-манчжурского или корейского. Не значить ли это, что аланов неправильно называют ираноязычными, в том числе и вы?Сослан пишет: ираноязычных алан

Сослан: Яас пишет: и Давид Сослан - осетин это даже не обсуждается где написано что Чингиз-Хан монгол? Яас я краем глаза где-то видел что вы и к Давиду-Сослану подбираетесь чуть-ли не карачаевцем его объявили. Кроме улыбки это ничего вызвать не может. Я уже как-то писал что вы идёте по следу осетин, тоесть на осетинской истории некоторые из вас хотят соорудить историю свою, на том основании, что де перепутали там что-то в названиях и вместо осетин все имели ввиду карачаево-балкарцев. Честно говоря я такого не встречал. Тоесть причины мне понятны. В один прекрасный момент вы ощутили недостаток великой истории что-ли. У осетин то, у кабардинцев другое, чеченцы сильные, у Дагестана Шамиль/ а где-же карачаево-балкарцы? они что хуже других? не видно и не слышно нигде и тут мы осетины вам подвернулись со своей историей. Но дорогой друг это просто некрасиво. Естественно каждый народ может утверждать что угодно о своей истории, но есть наука, факты, соседние народы наконец. Посмотри грузинскую историческую традицию, армянскую, осетинскую ....да хотя ты всё прекрасно знаешь. К моменту прихода русских на Кавказ осетины хорошо помнили Давида Сослана которого отождествляли с Ос-Багатаром. Среди карачаевцев и балкарцев ничего подобного никогда не фиксировалось. Больше того этот вопрос даже не рассматривается никак и нигде кроме может разве что вас не подвергается сомнению. Русские учёные зафиксировали и его могилу и надпись в Нузальской часовне на грузинском языке ( стало быть наверняка написанную грузинской рукой по заказу) 1 Нас было 9ть братьев - Цразоновы - Цахиловы: Ос-Багатар, Давид и Сослан, с 4мя царствами борющиеся. 2 Фидароз, Долароз, Сокур-Георгий, с презрением на врагов взирающие. 3 Братья наши Исаак, Романоз и Басил, сделались добрыми рабами Христа (монахами). 4 Мы содержим в 4х Углах узкие проходы дорог. 5 В Касаре имею укрепление и сабаже(заставу), здесь содержу двери моста, о будущем обнадежен, в настоящем благополучен. 6 Руды золота и серебра имею в таком обилии, как вода. 7. Покорил Кавказцев, противустал 4м царствам (народам). 8 У Грузинского (Батони) Князя похитил сестру, не оставил своего рода; настиг меня, клятвою обманул, наложил на себя вину мою (грех). 9 Багатар утонул в воде, Войско Осети истреблено. 2 классический перевод надписи Нас было девять братьев-Чарджонидзе-Чархилановых, овсетин: Багатар, Давид Сослан – с четырьмя царствами боровшиеся,-Пидарос, Джадарос, Сакур и Георгий , грозно встречавшие врага ; трое же из наших братьев – Исаак, Романз и Басили –стали верными рабами Христа. Мы охраняем узкие дороги, проходящие из четырех углов. В Касарах я имею замок и таможенную заставу и здесь охраняю двери Хиди; веруя в загробную жизнь, всем мире прочно стою: золотоносной земли серебряной, подобно воде много имею; Кавказ я покорил, с четырьмя царствами боролся и похитил сестру грузинского царя, следуя нашему обычаю; он догнал меня, изменил клятвенно и грех мой принял на себя: Багатар отдан был течению воды, войско же овсетин истреблено. Кто из вас увидит этот стих , малость пусть скажет поминание. можно что угодно говорить по поводу достоверности текста, но то что впервые он фиксируется в 1817 году это факт. Яас пишет: Кто по вашему должен был давать эти титулы? они должны признаваться равными среди равных. адыгские пши заключали браки с русскими князьями, ногайскими мурзами, кумыкскими феодалами а уорки с бадилятами, алдарами и таубиями. Когда пришли русские они лишь включили существующую иерархию титулов в свою систему. Яас пишет: Не значить ли это, что аланов неправильно называют ираноязычными, в том числе и вы?Сослан пишет: не значит конечно. если карачаевцев наряду с тунгусами назвать алтаеязычными в этом тоже не будет ошибки

леопольдина: Яас, вы ссылаетесь на осетинское слово Уздень - уаездан, уздень вы делите на две составляющие, уз- день, по осетински, оно переводится полностью - благородный-аристократичный. уаездан переняли практически все кавказские народы, почему-то все они согласны с тем, что оно имеет осетинское происхождение, кроме вас

леопольдина: Яас когда вы ссылаетесь на грузинские источники нас, а точнее меня это начинает веселить , помимо них есть армянские источники, греческие и русские. Солнышко, найди книгу "древнерусские веды-книга велеса" и успокой свой накал страстей и не надо спорить с Сосланом. Уверяю тебя, в этой книге, ты найдешь ответы на все свои вопросы. Примечаельно, что книга была написано монахом аж в 9 веке. Более современную литературу я порекомендую тебе, после этого. Наедюсь по ней ты поймешь, на чьей земле вы живете и ьи лавры пытаетесь вместе кое с какими народами приписать себе.

Сослан: леопольдина пишет: Яас, вы ссылаетесь на осетинское слово Уздень - уаездан, уздень вы делите на две составляющие, уз- день, по осетински, оно переводится полностью - благородный-аристократичный. уаездан переняли практически все кавказские народы, почему-то все они согласны с тем, что оно имеет осетинское происхождение, кроме в ещё я не согласен Уздень, термин тюркого происхождения, которым обозначались в Дагестане свободные крестьяне-общинники, составлявшие подавляющее большинство крестьянства. Противополагался терминам "лаг" (раб) и "райат" (крепостной, зависимый). С 16 в. применялся русской администрацией и к служилому феодальному сословию (уоркам), а в 18-19 вв. вошёл в обиход адыгов, кабардинцев и др. Чаще всего У. находились в экономической и политической зависимости от феодалов. Часть У. выдвигалась в ряды феодальной верхушки, некоторые превращались в зависимых крестьян. © 2001 "Большая Российская энциклопедия"

Сослан: леопольдина но ты не расстраивайся сильно. практически все кавказские народы как ты говоришь "переняли" осетинское слово абрек Абреки ( от осетинского абыраег, абрег - скиталец, разбойник), в прошлом у народов Северного Кавказа изгнанники из рода, ведшие скитальческую или разбойничью жизнь. © 2001 "Большая Российская энциклопедия"



полная версия страницы