Форум » ИРОН НЫХАС » Осетинка из Турции пишет.. » Ответить

Осетинка из Турции пишет..

Русланбек: My name is Sema Alpsal, i am from Turkey/Istanbul. My,anchestors was from Vladi Kavkaz and their surname was ABISAL , my grand grad father name was KURZAVIS and they were from DIGOR KOM. I am looking for my relatives and want to know my family tree. Will you help me about this? Thank you Best Regards S.Alpsal alpsal@superonline.com

Ответов - 132, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

Фати: а мне нравится, когда замужние женщины пишут две фамилии. "своя-мужнина". на первом плане, разумеется, сохраняешь свою, но так же отдаёшь дань уважения фамилии мужа. я на это так смотрю. сама так и собираюсь писАться. на самом деле на севере Осетии практически все замужние женщины пишутся фамилиями своих мужей. это редкость только на юге. это можно понять и проследив за тем, кто тут возмутился и удивился смене фамилий))

Котенок Гав: Фати пишет: сама так и собираюсь писАться аристократка туальская) Не забудь добавить "княгиню" (пс: все грузинки, которых я знаю, уверяли,что они из княжеского рода ...я себя прямо ущербной чувствовала)

Фати: Котенок Гав фыссы : аристократка туальская) Не забудь добавить "княгиню" угу. княжна кабардинская.


леопольдина: зачем менять свою фамилию на чужую? своя куда краше

Ос-Багатар: Georgi Tskhinvalsky фыссы : смена фамилии при выходе замуж редкость вобще-то.Где? В Осетии что-ли?

Русланбек: Осетинский агъдау по данной теме такой: девушка при замужестве уходит в другую фамилию(точнее будет сказано "род"). Никто ни на свадьбе, ни затем в жизни даже не назовет имени того за кого она собственно вышла, а называют фамилию. Допустим, Бигъатаем аерцыди (буквально "пришла к Бигаевым"), Бигъаты чындз "невестка Бигаевых" и тд. Лишь потом когда уже дети появляются, семья новая сложится, тогда ее уже могут называть также Бигъаты Таймуразы бинойнаг (бинойнаг довольно сложно точно перевести на русский, так как такого эквивалента в русском языке нет, что-то похожее на "хранительница семьи", от бинонта-семья). То культурное, подобающее агъдау наименование. Говорить "уый йае ус у"-она его жена/женщина, "мае ус"-моя жена/женщина - это грубое,нетактичное выражение. Потому как ус/уосае в осетинском буквально значит "женщина". Женщина, выходящая замуж и соответственно входящая в круг новой для себя фамилии, принимает те ценности и приоритеты, которые присущи этой семье и фамилии. Она не должна утверждать возможно то, что было ей привычно в отношениях ранее в своей семье. Особенно нелегко бывает в первые годы жизни, когда проходит процесс ее утверждения в среде новой фамилии, который может оказаться как позитивным, так и негативным. От этого очень зависит ее дальнейшая общественная жизнь в кругу фамилии, а учитывая большую насыщенность фамильной жизни (кувды, радостные и горестные события..) - она может заслужить как уважение и авторитет, так и обратное. От ее уровня уважения будет также напрямую зависить и отношения между уже родственными фамилиями. Будет она уважаема там - соответственно ее родную фамилию будут уважать. Потому когда выдают замуж девушку, то большие речи напутствия произносят для нее как старшие мужчины фамилии(хистаертае), так и старшие женщины(аефсинтае), где главный контекст таков: "Ты будешь нашим лицом у них, потому всё чему хорошему ты набралась в отцовском доме - сохрани и показывай там тоже. Уважай их порядок и воспринимай его, так как ты теперь всю дальнейщую жизнь связана будешь с ними. Воспитывай им хороших детей, а для нас племянников, чтобы мы гордились ими. Если в новой фамилии какой разлад будет - послужи им связующим звеном, чтобы воцарилось согласие у них. Да будет так, чтобы мы слышали потом только слова благодарности и признания относительно тебя из уст представителей той фамилии и их близких,знакомых!" Я не представляю, чтобы в осетинской фамилии новая невестка откажется причислить себя к фамилии.. Это создаст для нее определенные проблемы в дальнейшем. Если она сделала свой выбор и согласна выйти замуж за представителя этой фамилии, то она просто обязана уважать эту фамилию и причислить уже себя к ним. Она навсегда связана с ними теперь и даже этот свет она покинет в старости от них и будет покоится вместе с ними. Только когда детей нет, тогда хоронит родная фамилия.. Оказывая неуважение новой и уже своей фамилии, она также нарекает немилость еще и на детей которые у нее появятся. Их не столько будут уважать и поддерживать в фамильном кругу и это может сказаться на их жизненном пути. Фамильно-родственные отношения буквально пронизывают всю жизнь осетинского общества. Все прекрасно знают, что поступить в хороший вуз, устроиться на хорошую работу и тд и тп - всё охвачено именно таковыми отношениями. Не было бы никаких выдающихся осетин ученых, спортсменов - если бы их не "продвигали" фамильно-родственные круги. Есть конечно исключения из правил, но это редкость.. Умных и способных молодых много, но не всех могут продвинуть. Так что, надо играть по тем правилам, которые давно уже сложились.

Котенок Гав: Русланбек пишет: Так что, надо играть по тем правилам, которые давно уже сложились Их надо актуализировать, т.е. упорядочить и очеловечить. Девушек уже не "выдают", а они сами "выходят", если ты не заметил. Про "продвижение" - очень интересно. А если семья девушки более "продвинутая"? Я не знаю, где ты это скопипастил, но это бред. И это не осетинская-сарматская-языческая традиция. Возможно это влияние христианства (все люди овцы, а женщина вообще не человек) или других северокавказцев, у которых женщина всегда была в более униженном положении, чем у осетин. Мы не должны оглядываться или оправдываться перед другими кавказцами, русскими и т.п. и смотреть, как у них. И если женщины из вашей фамилии не способны чего-то добиться в жизни - пожалуйста, пусть будут курицами, которых в Северной Осетии полно. Наша семья в нас верит, и мне всегда говорили, что если ты добьешься чего-то, мы будем гордиться, что ты одна из нас и носишь нашу фамилию. В конце концов, женщина полезна обществу не только тем, что умеет рожать. А уж какой фамилии посвятить свои таланты - решать только ей.

Туаллаг: Руслан, ты пишешь какие-то глупости, хотя часть твоих рассуждений соответсвует действительности, но выводы неправильны. Я не спорю по поводу того, что женщина, выходящая замуж, должна соблюдать обычаи и соответсвовать укладу жизни семьи, фамилии, рода своего мужа. Это азбучные истины и у молодежи, особенно воспитанной вдали от Осетии, протест такой, чисто механический. Да "каджын чындз" действительно и лаеггад каены и мыгкаг, хиуаетты каераедзийыл баетты и многое другое. Кстати, не думаю, что это чисто осетинский или кавказский обычай, это, в принципе, норма жизни, попранная урбанизацией. В патриархальных православных русских семьях было то же самое. Но, извини, к смене фамилии это все не имеет ровным счетом никакого отношения. Более того, этот обычай не осетинский. Посмотри на первую перепись осетин в царской России. Подними эти документы: все женщины записаны под своими родовыми фамилиями! Биганон, и т.д. Факт.Я думала, что это южная традиция, когда к замужним женщинам и в семье и соседи и даже собственный супруг обращается по ее родовой фамилии, маехи цас хъуыды каенын, мае фыд мае мадмае "Хуыбежон" бадзуры. Но, оказывается, и на севере то же самое! О какой традиции идет речь, если до вхождения осетин в империю, они нигде не регистрировались, а первая же перепись, как уже отмечалось - под девичьми фамилиями. Традиция брать фамилию мужа взята у русских. Ничего в этом нет плохого и не поняла возмущения девочек. Лео ирон мой нае скодта, аемае йаем дамбаца куы ныддартаигкой, уаеддаер нае аивтаит йае мыгкаг. Кто-то считает нормальным следовать этой приобретенной у русских традиции, кто-то нет и это личный выбор каждой женщины. У нас на юге этоне прижилось. Только две мои подруги сменили фамилию. Одна в Ростове, муж произвел регистрацию очень быстрыми темпами и ей выдали уже готовый документ, записав автоматически. Она по сей день возмущается, хотя несколько лет прошло: "Когда ко мне обращаются "Ванеева" - не сразу откликаюсь". Другая,полька по матери, сознательно выбрала фамилию мужа. Надо было видеть как возмутился отец! Кстати. и северянки далеко не все меняют фамилию. И я знаю в диаспоре очень каджын сылгоймаегты среди старших , которые носят свои родовые фамилии. Тут в соседней ветке была Зарифа Цахилова. Ее муж - Цаголов. Свекр был деканом МГУ, его музей там. Очень почтенные люди, но Зарифа фамилию не поменяла. Или Царикаева, которая в свои семьдесят так легко и красиво танцует "Ханты кафт"! И многие другие. Тот факт, что они остались на своих родовых никак не убавили "каджындзинад". И еще такой момент. Я, конечно, извиняюсь, но в жизни бывает все и муж не является постоянной величиной. По этому поводу расскажу потом очень смешную историю

Котенок Гав: Ту, я в тебе не сомневалась. У тебя всегда есть километры аргументов. У моей пра было что-то около семи мужей. Где-то на третьем она менять фамилию перестала... (если честно, если бы я была лохтаей, я бы вышла замуж в 14)))))

Туаллаг: Котенок Гав фыссы : У моей пра было что-то около семи мужей. Где-то на третьем она менять фамилию перестала... (если честно, если бы я была лохтаей, я бы вышла замуж в 14))))) Ниче се у тебя прабабуля! Уый дын ус! Цы дын ракодтой Лохтае? Ща расскажу. Есть у меня приятельница. Она значительно старше и была замужем три раза. Несмотря на возраст, она и сегодня пользуется большой популярностью среди мужского пола, чему не раз бывала свидетельницей, молодые отдыхают. Из мужей два кударцы(один кваисинец), один дигорец, сама тоже дигорка. Фамилию не меняла ни разу. Оба ее кударских мужа - Царствие им Небесное -были известными людьми. Недавно она нас с Снейком насмешила до слез. Съезд осетинского народа в Цхинвале, она в московской делегации. Естественно, перезнакомились, она стоит в окружении представителей Северной Осетии, Москвы, иностранных осетин. Не все же в курсе биографии. Тут к ней подходит старший из фамилии первого мужа: " Уый нае хорз чындз куы дае! Аемае даем нае мыггаг(фамилия прозвучала) ныры онг даер уыцы заердае дараем. Цы лаеппу нын схъомыл кодтай, саерытыр аестаем( а он действительно такой!). Аендаер дзырд нае каенынц, Маескуымае даем исчи куы ныфты, уаед сын цы лаеггад фаекаеныс! Дае цаераенбон бирае!. Не успел он отойдти, как через короткий срок подходит представительница фамилии второго мужа: "Уый ды нае дае, маенае чызг? О, нае дзаебаех чындз! Нае мыггаджы(фамилия опять прозвусала, другая, ессесно ) чындзыты хуыздаертаей сае иу. Дае фсин дае иу куыд феппаелыд, бирае чындзытае, сае саерылхицаеуттимае цаергаей даер афтае нае ваеййынц, аемае ды та уаедтаер рынчын куы уыд, уаед аем чызгы хуызаен зылдтае Маескуйы". Публика с интересом и изумлением слышала все это и переспросила: "А еще кто-то подойдет?" Она говорит: "Оглядела зал, но третий муж ни сам, ни представители фамилии никогда не были замечены в национальном движении". Вот так вот! И сколько раз менять?

Русланбек: Котенок Гав пишет: И если женщины из вашей фамилии не способны чего-то добиться в жизни - пожалуйста, пусть будут курицами, Ты свои "высокоразвитые" эпитеты применяй лучше к себе, пожалуйста.. А на успешность женщины в жизни название фамилии совершенно не влияет. Там другие качества преобладают естественно. Есть осетинки весьма успешные как в науке, искусстве и бизнесе. При этом они не обзываются словами типа "курица" в адрес других женщин.. Сравни себя с ними. Туаллаг пишет: Посмотри на первую перепись осетин в царской России. Подними эти документы: все женщины записаны под своими родовыми фамилиями! Ничего подобного. Все женщины записаны по фамилиям своих мужей. Я знаю, что у южных осетин есть некоторые расхождения по обычаям с северными и видимо данный случай тоже из этого ряда. У вас вообще девушка более свободное воспитание имеет и многое ей позволяется. Южанки даже более говорливые, чем парни-южане.. И в речи могут применять такие обороты, на которые наложено табу в устах северянок. Это и здесь на форуме очевидно.. Что касается принятия фамилии мужа, то я бы например не хотел чтобы моя жена отказалась принимать мою фамилию. Если бы сестра моя тоже хотела оставить свою фамилию при замужестве, то я был бы против. Она уже полностью принадлежит к той фамилии и пусть ее и носит. Прошу правильно меня понять, потому как я изложил мнение по данному вопросу так, как это принято в среде осетин Северной Осетии. Причем независимо от христиане, мусульмане..

Русланбек: Туаллаг вот тебе отрывок из переписи дореволюционной.. 1899г. Допустим, Секинаевы в сел. Къамата.. СЕКИНАЕВЫ: Дзицци сын Кургок(1864) и его жена Делетказ(1870). Кургока брат Сабан(1867) и его жена Хорческа(1877). Кургока сестра Лезинка(1887) и их мать Саукизга(1848). Дики сын Калу(1841) и его жена Басилказ(1860) дочери Нагъуда(1883) Салимат(1888) и сын Алихан(1892). Дики сын Инал(1864) и его жена Госага(1869) дочери Рахимат(1892) Патимат(1895) и сын Хаджиомар(1890). Инала брат Иналдий(1871) сестра Хадзихан(1882) и мать Майранказ(1828). Дики сын Айтег(1850) и его жена Дзахират(1866) сын Федар(1892) и дочь Ханисиат(1888). Дзаге сын Ораз(1858) и его жена Косе(1866) сыновья:Никала(1885) Ладе(1899) дочери - Дана(1893) и Гуара(1895). Дзила сын Курман(1835) и его жена Софиа(1852) сыновья Майран(1878) Марзабек(1885) дочери - Хуре(1885) и Дана(1890). Курмана братья: Алимурза(1848) Гуатдзау(1850) и Налук(1858). Алимурзы жена Киаба(1861) дочери: Елмусхан(1866) Валка(1890) Евлека(1895) и сын Ибрагим(1878). Гуатдзауа жена Дзахират(1860) сыновья: Фарнауз(1881) Каурбек(1885) Ахберди(1890); дочери - Хангуасса(1884) и Гуасса(1889). Налука жена Мариа(1868) сын Турмец(1891) и дочь Нагъуа(1887).

Русланбек: Туаллаг пишет: и в семье и соседи и даже собственный супруг обращается по ее родовой фамилии, Обращаться - да, но относится эта женщина уже к новой фамилии. Хуыбецон, Гадаон, Царикъаон - это указание на ее прежнюю фамилию, ее происхождение. Если к примеру какая-нибудь Хубецова Залина из Цхинвала вышла замуж за какого-нибудь Ватаева Алана из Батакоюрта, то ее все в этом Батакоюрте будут знать далее как Уататы чындз-Ватаевых невестка, затем как Ватаева Залина - жена Алана. Представь себе, ты поехала проведать свою сестру и прибыв в батакоюрт спрашиваешь - где живет Хубецова Залина? А ее никто так не знает. Может даже оказаться, что там Хубецовы и не жили никогда, и тебе ответят - здесь вообще нет такой фамилии.. А когда спросишь - Ватаева Залина, тогда тебе ее укажут.

Фати: Русланбек , къуыдары сылгоймаегтыл боцкъатае атылдтай бынтондаер. фаенаемдзысты дае.

Русланбек: таерсын, таерсын..

татьяна: Русланбек пишет: Ничего подобного. Все женщины записаны по фамилиям своих мужей. да и на Юге тоже так... прав ты... и зачем спорить?

Bolat: Русланбек пишет: это указание на ее прежнюю фамилию, ее происхождение. ,,Ты будешь нашим лицом у них,, Такое подчёркивание,и есть осетинская древняя традиция,несущая в себе глубокий смысл Уважения,Достоинства и принадлежности. Если бы это был простой обмен на скот,или вливание ,то это не соответствует ,,Она не должна утверждать возможно то, что было ей привычно в отношениях ранее в своей семье.,, ..,,Только когда детей нет, тогда хоронит родная фамилия..,,--Получается,что хоть всю жизнь на кого-то провкалывай,без потомства для них,засыпают тебя всёж свои,к коим ты и ПРИНАДЛЕЖИШЬ.В общем,есть этапы внедрения в фамилию Русланбек пишет: Так что, надо играть по тем правилам, которые давно уже сложились. Смотря в чём ..Да и новые правила складываются постоянно.

Котенок Гав: татьяна пишет: да и на Юге тоже так что так, Таня??? Единственная из наших невесток, поменявшая фамилию, была дигоркой. И ни одна из бабушек не меняла. Русланбек пишет: А на успешность женщины в жизни название фамилии совершенно не влияет. Что за манера все переворачивать. Я сказала, что если будет успешность, ее нужно посвятить фамилии, которая тебя вырастила. По поводу моей - можешь не волноваться...

kaizersoso: татьяна пишет: да и на Юге тоже так Я родился и вырос на Юге, и не знаю ни одной семьи, где женщина поменяля бы фамилию. И "уважение-неуважение" тут совершенно не при чём. Я думаю, что перемена фамилии - европейское влияние через Россию. Женщины в Осетии всегда сохраняли свою фамилию. По крайней мере, в ЮО. К взрослым женщинам и сейчас обращаются по той фамилии, из которой они, с окончанием "он": Цыхуырбон, Хуыбылон, Гæбæрон, и т.д. Это и есть показатель. А в СО русская администрация, видимо, переписывала женщин на русский лад - по фамилии мужа. Выражение "кæйдæр чынз" ,например, "Джиоты чындз" никак не говорит о смене фамилии. Точно также как "Джиоты сыхаг" не говорит о том, что человек поменял фамилию.

Туаллаг: Русланбек пишет: вот тебе отрывок из переписи дореволюционной.. 1899г. Допустим, Секинаевы в сел. Къамата.. СЕКИНАЕВЫ: Дзицци сын Кургок(1864) и его жена Делетказ(1870). Кургока брат Сабан(1867) и его жена Хорческа(1877). Кургока сестра Лезинка(1887) и их мать Саукизга(1848). Дики сын Калу(1841) и его жена Басилказ(1860) дочери Нагъуда(1883) Салимат(1888) и сын Алихан(1892). И что? Здесь дана перепись семьи и не более того, а тот факт, что есть записи под родовыми фамилиями мне рассказал один наш с тобой общий форумный знакомый Эдуард, которому незачем врать. Русланбек пишет: Обращаться - да, но относится эта женщина уже к новой фамилии. Хуыбецон, Гадаон, Царикъаон - это указание на ее прежнюю фамилию, ее происхождение. А зачем указывать на ее прежнюю фамилию, ее происхождение, если у нее уже новая фамилия? Какой в этом смысл? Почему, если она,скажем, вышла замуж за Ватаева, ее не зовут Уататон? Объясни это противоречие? Тебе это не кажется странным? "Ватаева" ведь теперь ее фамлия , с какой стати не только родня, но и соседи обращаются по родовой ? О девичьей фамилии русских жен через пару лет забывают и мужья, не говоря о родне и соседях. Вывод тут только один. Об "осетинской традиции" говорить не приходится, так как не было письменности, не велась перепись, не регистрировались браки и нельзя судить о том: меняли или нет фамилию? А вот тебе исконное, народное, не привитое никем извне - обращение в семье, родне, по-соседству по родовой фамлии. Спор исчерпан. А что касается поиска, то я не только в Северной Осетии, но и в Южной, где как-то моя подруга умудрилась выйте замуж в деревню, мы ее "лаебурджытаей" искали не по ее имени и фамилии, что было бы странным, а по имени ее свекра, не мужа еще, он слишком молод, а свекра. Это уже нормальные осетинские традиции, не только в селе, но и в городе, какой-то не очень близко живущий пожилой человек может не знать ни имени, ни фамилии невестки своих отдаленных соседей. Аемае ирон адаем хаедзар -хаеддзары Хистаеры номаей фаеагурынц. Это азбучные истины. Русланбек пишет: Я знаю, что у южных осетин есть некоторые расхождения по обычаям с северными и видимо данный случай тоже из этого ряда. У вас вообще девушка более свободное воспитание имеет и многое ей позволяется. Южанки даже более говорливые, чем парни-южане.. И в речи могут применять такие обороты, на которые наложено табу в устах северянок. Расхождение по обычаям есть не только между северянами и южанами, но и между разными ущельями в обеих Осетиях. Это нормально. Что касаемо "говорливости и оборотов, на которое наложено табу в устах северянок", то не смеши мои тапочки. Мат и сленговые подростковые обороты в устах почтенных матерей семейств меня шокировали как-раз во Владике. Напомню тебе одну дискуссию. Не здесь, на диаспорском форуме. Отголоски как-то были и на ныхасе. Дело в том, что туда пригласили ингушей, встреча админа и нескольких человек произошла и в реале. Что вызвало взрыв негодования. Ты вступился за админа и участников той встречи, как высказался и за форумное общение с соседями. Аемае дае чыжытае фаецаей пираенгаеттае кодтой. Иу хуссайраг даер нае уыд сае хсаен. Цалдаер сае Беслайнаег уыд. Я участия не принимала, но позабавилась от души, наблюдая за тем, как они тебе всыпали.(Кстати, убедить их в том, что ты осетин - я так и не смогла , в этом часто сомневаются: "дыгуронау даер сае бираетае дзурынц маехъаелаей) ) Совсем смешно стало, когда ты начал читать мораль по поводу того "что осетинкам так не пристало изъясняться" . Я знаю этих девочек лично и могу с полным основанием говорить о том, что это далеко не худшая часть нашей молодежи. Острый язычок и крепкие обороты в речи на форумах чаще всего ничего не значат и находятся в полной противоположности с реальной сутью. В том числе и манере общения. Самая бойкая на язык, которая однажды небезисвестного Игорька покрыла матом в открытой форме и, вообще, по манере разговора заставляла усомниться в принадлежности к Кавказу, оказалась скромнейшей женщиной, из которой пару слов за три часа выдавишь с трудом. Это бывает не только в случае с женским полом. Все, кто знает в реале Геора, удивляются полным несоответствием виртуального и реального воплощения. Проблема не в виртуале, а в том, что как-раз в реале твоим идеализированным представлениям об "адатных осетинках" в новом поколении не соответсвуют даже мусульманки,впрочем, эти, как раз, меньше всех. И острый язык, смелость в выражении своей точки зрения, поверь, далеко не самые страшные грехи. Мне это импонирует больше, чем показные скромницы и молчуньи, которые таакое вытворяют, что "за державу обидно". Свобода воспитания( в хорошем смысле) как-раз более предпочтительна. Баст куыдз хаецаг у.



полная версия страницы