Форум » ИРОН НЫХАС » ВОПРОСЫ » Ответить

ВОПРОСЫ

ИРОН ДЖИГИТ: Предлагаю вам несколько вопросов для дискуссии. Содержание взято из трудов крупнейшего осетинского учёного современности Кусраева А.Г. На мой взгляд, эти вопросы заслуживают обсуждения. Привожу их для дискуссии. (К этой идее меня подтолкнул балцаджы цалх, предложив, собственно, пообщаться с остальными форумчанами на эти темы) 1. Сможет ли осетинская интеллигенция сформировать сплочённую и хорошо организованную армию борцов за права народа, вооружить её новейшими знаниями, современными методами политической борьбы? 2. Кто, если не интеллигенция, сможет сплотить все здоровые силы нации, внесёт элемент духовности в растущее национальное самосознание, обратить энергию народа в созидательную силу? 3. Анализ политической ситуации в мире и компетентное её прогнозирование, а также активное воздействие на мировое общественное мнение - актуальные задачи любого национального движения. Какие силы и какими средствами будут их решать в Осетии? 4. Сегодня всем народам надо обуздать свой национализм. Нужна высокая культура в межнациональных отношениях, основанных на глубоком уважении и тонком знании национальных особенностей. Готова ли осетинская интеллигенция к решению такой задачи? можете отвечать выборочно на вопросы или комментировать их, только обозначайте, на которые именно

Ответов - 11

балцаджы цалх: Ну чтож. Попробую начать с самого простого. Второй вопрос - "Кто, если не интеллигенция, сможет сплотить все здоровые силы нации, внесёт элемент духовности в растущее национальное самосознание, обратить энергию народа в созидательную силу?" - сформулирован так, что не оставляет никакого выбора, кроме как ответить - "НИКТО, КРОМЕ ОЗНАЧЕННОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ". Но тут надо принять во внимание то, что не так просто саму интеллигенцию подвигнуть к некоторому общему видению национальных проблем, и уж тем более к некоторому общему подходу их решения. Оно и понятно, - сама интеллигенция тоже чрезвычайно "разношерстна", и распределена в широком диапазоне на шкале интеллектуальных способностей, - от ОБЩЕЙ ГРАМОТНОСТИ, и до ВЫДАЮЩИХСЯ СПОСОБНОСТЕЙ. Если ОДНИ ( первые на указанной шкале ) могут даже и не увидеть даже того, что находится у них под носом, то ДРУГИЕ ( вторые, на указанной шкале ) способны видеть даже то, чего никогда не существовало в природе.

Reva: ИРОН ДЖИГИТ фыссы : 1. Сможет ли осетинская интеллигенция сформировать сплочённую и хорошо организованную армию борцов за права народа, вооружить её новейшими знаниями, современными методами политической борьбы? не думаю ИРОН ДЖИГИТ фыссы : 2. Кто, если не интеллигенция, сможет сплотить все здоровые силы нации, внесёт элемент духовности в растущее национальное самосознание, обратить энергию народа в созидательную силу? в лучшем случае война ИРОН ДЖИГИТ фыссы : 3. Анализ политической ситуации в мире и компетентное её прогнозирование, а также активное воздействие на мировое общественное мнение - актуальные задачи любого национального движения. Какие силы и какими средствами будут их решать в Осетии? Я таких людей незнаю. ИРОН ДЖИГИТ фыссы : 4. Сегодня всем народам надо обуздать свой национализм. Нужна высокая культура в межнациональных отношениях, основанных на глубоком уважении и тонком знании национальных особенностей. Готова ли осетинская интеллигенция к решению такой задачи? Нет национального самосознания у масс, не говоря уже о национализме, по моему нам далеко до обуздывания.

ИРОН ДЖИГИТ: балцаджы цалх фыссы : Но тут надо принять во внимание то, что не так просто саму интеллигенцию подвигнуть к некоторому общему видению национальных проблем, и уж тем более к некоторому общему подходу их решения. наверное, ты прав. тогда назревает слудующий вопрос. какое событие и что может подтолкнуть интеллигенцию к решительным действиям?? мне это осбенного удивительно, учитывая сегодняшнии реалии осетинского общества и его положение. что же нужно чтобы интеллигенция начала действовать и почему оно бездействует? кто что думает?


ИРОН ДЖИГИТ: Reva несерьезные ответы какие-то. аргументируй свои позиции

балцаджы цалх: ИРОН ДЖИГИТ - в моей фразе как бы сквозит пессимизм относительно возможности объединения интеллигенции для решения всеобщих задач. На самом деле, я всего-лишь указал на эту трудность и объяснил ее разным уровнем понимания проблем разными людьми. Теперь попробую ответить на твой вопрос. Известно, что все ( или почти все ) процессы начинаются с малого. И это касается не только природных, но и социальных процессов. Бывает так, что в головах разных людей независимо и по объективным ( внешним ) причинам зреют одни и теже мысли. Со временем эти люди находят друг друга. Далее они действуют в соответствии со своим пониманием решения проблем. Инициатором этих процессов могут послужить не только РЕЗКИЕ ДРАМАТИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ, но и драматическая ситуация, которая может складываться десятилетиями. В СЛУЧАЕ ОСЕТИН, ИМЕЮТСЯ КАК ДРАТИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ, ТАК И ДРАМАТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ, СКЛАДЫВАВЩАЯСЯ ДЕСЯТИЛЕТИЯМИ. Сложно сказать, идет ли сейчас процесс формирования хотя бы мелких групп единомышленников, или нет. А если да, то их эффективность в значительной мере будет зависеть от численности. ( Опять-же, не всегда эффективность может находится в прямой зависимости от количества изначальных единомышленников. ) Все понимают, что нужен ЕДИНЫЙ ВЕКТОР МЫСЛЕЙ И ДЕЙСТВИЙ. Но если человек этого не наблюдает по какой либо причине, то ему следует делать то малое В ОБЩИХ ИНТЕРЕСАХ, на что он способен. ВЕДЬ, ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С МАЛОГО.

ИРОН ДЖИГИТ: балцаджы цалх фыссы : Известно, что все ( или почти все ) процессы начинаются с малого. конечно. как известно, мы это называем "эффектом бабочки" или неустойчивостью к начальным данным. ведь если в уравнении ошибиться на начальном этапе - с переменными, допустим, то решение может привести к критическим последствиям. балцаджы цалх фыссы : В СЛУЧАЕ ОСЕТИН, ИМЕЮТСЯ КАК ДРАТИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ, ТАК И ДРАМАТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ, СКЛАДЫВАВЩАЯСЯ ДЕСЯТИЛЕТИЯМИ. абсолютно согласен. балцаджы цалх фыссы : Сложно сказать, идет ли сейчас процесс формирования хотя бы мелких групп единомышленников, или нет. А если да, то их эффективность в значительной мере будет зависеть от численности. ( Опять-же, не всегда эффективность может находится в прямой зависимости от количества изначальных единомышленников. ) балцаджы цалх фыссы : Все понимают, что нужен ЕДИНЫЙ ВЕКТОР МЫСЛЕЙ И ДЕЙСТВИЙ. вот это меня и удивляет. ведь ВСЕ понимают, что надо что-то менять. а почему никто ничего не делает. а ведь это поголовное явление у нас. вот возьмем Приднестровье. и только облик города, его дома, улицы. там и следа не осталось от того, что у них была такая же война как у нас. но в Цхинвале сейчас ощущение как будто эта самая война вчера закончилась - все в таком состоянии. с этим мыслями невольно приходишь к выводу, что, может быть, не всё в порядке с НАЦИОНАЛЬНЫМ СОЗНАНИЕМ в самом крупном понимании и масштабе! а что, если надо менять некоторые устоявшиеся моменты и стереотипы, искоренять их из национального самосознания. БЦ, мы уже по этому поводу, кажется, дискутировали, что национальное самосознание - святая святых. ведь ребенку прививается это же сознание. Раз итоги Осетии не воодушевляют, волей неволей сталкиваешься с этой мыслью. как думаешь, стоит менять какие-то позиции в самом национальном сознании? мне кажется, что стоит и чем быстрее, тем лучше. только чтобы поменять, нужно понять, из чего состоит это самосознание, как влияет на людей. мне кажется, что нужно провести широкие научные исследования в этом направлении, определить слабые позиции сознания и начать прививать их хотя бы подрастающему поколению. что думаешь?

ИРОН ДЖИГИТ: также в любом НС важным является и учитываение национальных особенностей. например, осетины по-прежнему на подсознательном уровне живут мифами. возьмём Нартский эпос. многие исследователи связывают удивительный факт - то, что осетины в пропорциональном отношении к населению во Второй Мировой войне заняли В МИРЕ первое место по абсолютным фактам и статистическим данным по количеству генералов, командиров, Героев СССР и награжденных вообще, именно с Нартским эпосом. да и в гораздо ранние периоды осетины отличались необыкновенной воинственностью и храбростью. конечно, кровь предков тоже играет немалую роль, но всё же наверняка стоит прислушаться к данному факту. у меня назрел ещё вопрос. а есть ли ещё мифы, которые влияют на наше осетинское самосознание и если есть то как именно влияют? и мифы ли это, не спрятались ли они под видом обыденности глубоко в головах? "Осетинский миф - есть миф одиночества. Осетинский миф есть ещё и миф рыцарского благородства, подкрепленный склонностью избирать рыцарские категории для осмысления своих (далеко не всегда и со временем все менее рыцарских) ценностей и поступков. Общая схема и архетип осетинского мифа - Одинокий Рыцарь.." (Р.С. Бзаров, История в осетинском предании. Владикавказ, Ир, 1993, с 107) какой вывод я могу сделать исходя из этого. думаю, необходимо выявить мифы, которые вляют на осетин, оценить их масштабность в плане влияния, возможный результат влияния, определить степень полезности для самого человека индивидуально и для нации и затем уже делать выводы, искоренять, изменять или утверждать этот миф. Это только по мифу. может, кто-то дополнит своими наблюдениями? Уверен, также стоит оценивать и влияние от окружающих народов, от их культуры - по тем же принципам - какое оно, что нам несёт, стоит от него ограждаться или наоборот, вбирать в себя отдельные элементы, характеризующиеся качественным сдвигом у нас.

Skif: Осетинская интелегенция давно должна была себя проявить. У большинства европейских народов национальное возрождение и сплочонность в достижении главных чаяний народа достигались именно с помощью интеллигенции, блягодаря ей и под её руководстовм. Другое дело, что всё это имело место в середине XIX века. Теперь последний вопрос. Никакому народу не нужно обуздывать свой национализм. Во первых, потому что без этого и не возможно национальное возрождение. а во второых, потому что национализм ни в коей мере не противоречит "высокой культуре в межнациональных отношениях, основанных на глубоком уважении и тонком знании национальных особенностей". Национализм прогрессивное и очень положительное политичесое движение, которое очень часто неверно понимается в связи с действиями его радикальных проявлений. Национализм есть идеология, которая поддерживает нацию, как концепт для самоопроделения группы людей.Национализм отличается от патриотизма своим более глубоким смыслом. Патриотизм пониманется скорее как внутренне проявление, в отличии от национализма, которое в большей степени есть политическая идеология. Так что именно в национализме и кроется основа национального возрождения, а не в коей мере очаг разжигания межнациональной вражды.

ИРОН ДЖИГИТ: Изучение футурологических работ разных авторов и собственные прогностические исследования приводили к определенным соображениям по сохранению научно-технического потенциала и её адаптации к новым условиям. Но оказалось, что прогнозы почти никогда не бывают точными, а предлагаемые решения почти никогда не реализуются буквально. События имеют свою собственную динамику, зависящую от множества различных факторов, которые невозможно учитывать во всей их полноте. И все же, прогнозы и предлагаемые на их основе решения, при наличии воли к действию, приводят к определенным результатам, пусть существенно отличным от первоначально предполагаемых, но вполне приемлемых с точки зрения исходной конструктивной цели. Этот удивительный на первый взгляд феномен вполне согласуется с современными представлениями о динамике сложных систем. Так, например, Илья Пригожин утверждает, что предсказывать будущее мы не можем, но можем его подготовить. Будущее множественно, неопределенно и принципиально непредсказуемо. Мы не можем знать ничего достоверного об отдаленных будущих событиях, однако, они зависят от наших сегодняшних действий, следовательно, мы можем влиять на сценарии будущего развития. Таким образом, роль элиты общества состоит в том, чтобы идти впереди событий, предугадывать их главные тенденции и важнейшие особенности, и пытаться направлять их в желаемое для общества русло. Здесь уместно отметить, что представление о принципиальной ограниченности возможности однозначного прогнозирования поведения сложных динамических систем, отвергающее идеологию детерминизма, является составной частью так называемой нелинейной или синергетической парадигмы, сформировавшейся первоначально в естественных науках и приобретающей со временем общенаучное значение. Под парадигмой понимается, как обычно, система научных идей и теорий, принятая научным сообществом, дающая определенное видение мира, служащая образцом постановки и решения мировоззренческих и практических задач. Со времен Ренессанса в науке утвердились идеи детерминизма, т.е. однозначности причинно-следственных связей, устойчивости к малым изменениям параметров системы и начальных значений и, как следствие, полной предсказуемости будущего развития. Эти представления получили широкое распространение в значительной мере благодаря огромным успехам математики и естественных наук, на которых основана вся современная индустриальная цивилизация. Они составляют ядро линейной парадигмы, которая несколько веков вдохновляла человечество на поиски единственно правильной социальной философии, единственно верного пути развития, внушала веру в неограниченные воможности технического прогресса и безграничного роста. Линейная парадигма привела человечество к невиданным успехам, но она же и поставила мир на грань глобальной катастрофы. В двадцатом столетии начинается кризис линейной парадигмы, первыми не соответствующими ей научными теориями стали теория относительности и квантовая механика. Затем постепенно было осознано, что индустриальный линейно-детерминистский путь развития ведет к глобальному экологическому кризису. Далее, число явлений, не объяснимых с детерминистских позиций, возрастает, и на этой основе возникают научные идеи и гипотезы, составляющие ядро новой нелинейной парадигмы. Неоднозначность и неустойчивость к начальным условиям является типичным свойством множества систем, таких как социальные и биологические системы. Существуют такие состояния системы, называемые странными аттракторами, при приближении к которым поведение системы становится непредсказуемым, хаотичным. При этом малые изменения могут перевести системы в зону притяжения другого аттрактора, и тогда качественные поведения системы меняются принципиальным образом. К настоящему времени странные аттракторы открыты в самых разнообразных областях, начиная с метеорологии и кончая исследованиями человеческого мозга. Во второй половине 20го столетия идея неустойчивости проникла в культурную среду и стала заметно влиять на мировоззренческие представления. Малые причины могут приводить к существенным изменениям. Такой "эффект бабочки" в математике принято называть неустойчивостью или чувствительностью к начальным данным. Другая идея синергетической парадигмы состоит в том, что дя нелинейных систем характерно ветвление путей эволюции, при этом имеется ограниченный набор возможностей дальнейшего развития, определяемый исключительно собственными свойствами системы. Все ветви, по которым может пройти будущее развитие, равновозможны, но только одна из них осуществится с действительности. Выбор ветви может зависеть от малых изменений. Для социальных систем вблизи точек ветвления или, как говорят, точек бифуракции, индивидуальные действия могут оказывать существенное влияние на выбор ветви, поэтому особенно важной становится роль отдельных личностей. Состояние, в котором находится сегодня наша страна, принято называть переходным. Но никто не знает, переходным к чему, к какому устойчивому состоянию. Страна "зависла" в состоянии неопределенности вблизи точки ветвления и никто не может сказать по какой ветке пойдет дальнейшее развитие. Нет даже ясного представления о том, каков вообще спектр потенциально возможных ветвей эволюции, "разрешенных" собственными внутренними особенностями страны. нет сомнений, что мы находимся вблизи точки бифуркации, а потому и наши усилия, сколь микроскопичны они ни были, могу повлиять на выбор ветви будущего развития. Одним из важнейших мировоззренческих выводов нелинейной парадигмы является идея терпимости. Не существует пригодного для всех и во всех случаях "единственно верного решения", "наилучшего способа организации общества", "истины в последней инстанции" и т.п. Мир един, но состоит из множества взаимосвязанных и взаимообусловленных частей, каждая из которых имеет свой автономный режим нелинейного функционирования и может оказывать существенное влияние на судьбу целого. Поэтому понимание форм совместной жизни разнородных, находящихся на разных уровнях рзвития социальных и геополитических структур, путей их совместной устойчивости эволюции - конструктивная основа для развития без катастроф. Отсюда вытекает, в частности, что для выживания, как отдельных социальных групп, так и всего человечества необходимо политику силового давления сменить на поиск способов коэволюции сложных социальных и геополитических систем.

Илона: как страшно жить! (авторское)

ИРОН ДЖИГИТ: попрошу не флудить.



полная версия страницы